Автор: Третьякова Мария Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР – Д/с № 86 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: методический материал
Тема: Рзвивающая среда по ФГОС
Раздел: дошкольное образование
ИННОВАЦИОННЫЙ
ПОДХОД К
ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДМЕТНО-
РАЗВИВАЮЩЕЙ
СРЕДЫ ДЕТСКОГО
САДА.
Образовательная
среда
–
совокупность
условий,
целенаправленно
создаваемых
в
целях
обеспечения
полноценного
образования
и
развития
детей.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
–
ч а с т ь
образовательной
среды,
представленная
специально
организованным
пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием
и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
:
•
психолого-педагогические,
•
кадровые,
•
материально-технические,
•
финансовые,
•
развивающая предметно-
пространственная среда
В СООТВЕТСТВИИ С
ТРЕБОВАНИЯМИ
ФГОС ДО
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
СРЕДА ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИВАТЬ :
•
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых
(в том числе детей разного возраста; во всей группе и в малых группах),
•
возможность двигательной активности детей,
•
возможности для уединения.
содержательно-насыщенной
трансформируемой
полифункциональной
вариативной
доступной
безопасной
Развивающая предметно-
пространственная среда
должна быть:
Насыщенность среды
(разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря - в здании и
на участке)
должна
соответствовать:
•
возрастным возможностям
детей
•
содержанию Программы
Трансформируемость
пространства
обеспечивает
в о з м о ж н о с т ь
и з м е н е н и й
предметно-пространственной
среды
в зависимости:
• от образовательной ситуации,
•
от меняющихся интересов
детей,
• от возможностей детей.
Полифункциональность материалов
предполагает
:
возможность разнообразного
использования различных
составляющих предметной среды
(детская мебель, маты, мягкие
модули, ширмы и т.д.)
наличие не обладающих жёстко
закреплённым способом
употребления
(полифункциональных)
предметов
(в том числе природные
материалы, предметы-
заместители)
Вариативност
ь среды
предполагает:
•
наличие различных
пространств
для игры,
конструирования,
уединения и пр.
•
разнообразных
материалов, игр,
игрушек и
оборудования
обеспечивающих
свободный выбор детей
•
периодическую
сменяемость игрового
материала
стимулируют игровую,
двигательную,
познавательную и
исследовательскую
активность детей
•
появление новых
предметов
Доступность среды
предполагает:
доступность для
воспитанников всех
помещений, где
осуществляется
образовательная
деятельность
свободный доступ детей
к играм, игрушкам,
материалам, пособиям,
обеспечивающим все
основные виды детской
активности
исправность и
сохранность
материалов и
оборудования
Безопасность предметно-
пространственной среды
соответствие всех её элементов
требованиям по обеспечению надёжности
и безопасности их использования
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:
•
гигиенические
нормы
площади
на
о д н о г о
р е б е н к а
( н о р м а т и в
наполняемости групп);
•
н а л и ч и е
ф и з к у л ь т у р н о г о
и
музыкального залов;
•
наличие
прогулочных
пл ощадок,
о б е с п е ч и в а ю щ и х
ф и з и ч е с к у ю
активность
и
разнообразную
игровую
деятельность детей на прогулке;
•
оснащенность групп мебелью, игровым
и
дидактическим
материалом
в
соответствии с ФГОС;
•
наличие
в
дошкольной
организации
возможностей,
необходимых
для
организации питания детей;
•
наличие
в
дошкольной
организации
возможностей
для
дополнительного
образования детей;
•
наличие
возможностей
для
работы
специалистов,
в
том
числе
для
педагогов коррекционного образования;
•
наличие
дополнительных
помещений
для
организации
разнообразной
деятельности детей.