Напоминание

СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ "СЛАВЯНСКИЕ ИСТОКИ"


Автор: Елифанкина Ольга Михайловна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ Нижнеякушкинская ООШ Новомалыклинский район Ульяновская область
Населённый пункт: с.Нижняя Якушка Новомалыклинский район Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ "СЛАВЯНСКИЕ ИСТОКИ"
Раздел: среднее образование





Назад




СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ « СЛАВЯНСКИЕ ИСТОКИ»

1.

Объяснение правил игры:

*В мир древних славян ведут три дороги.

*Начинаются они от большого камня и ведут к Мировому Древу

(изображены на интерактивной доске).

*Каждая команда выбирает дорогу, по которой отправляется в путь.

*Правильно отвечая на вопросы ведущего, команда получает оберег в

виде уточки с головой коня, который прикрепляется к дороге.

*После выполнения всех заданий подсчитывается общее количество

баллов каждой команды.

*Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.

2. Представление команд.

4. Выполнение заданий.

5. Подведение итогов, награждение.

Вступление.

Учитель:

*Ребята, наша игра посвящена истории древних славян.

С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые

времена остались жить в народной памяти:

в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.

*Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на

свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него

впускают кота?

Все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там,

в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение. И

чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой

мир славяне-язычники, мы проводим нашу игру - "Славянские истоки".

*Сейчас мы с вами отправимся в мир славянских языческих мифов, в те

времена, когда наши предки всецело зависели от природы. Не умея

объяснить многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяя

ее разумом, волей, чувствами.

Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и

духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали

песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты.

*И начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя и

могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Её

избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство,

сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых.

- Кто это? Баба Яга!

(одна из команд представляет Бабу Ягу.) (презентация)

Задание № 1.

Учитель:

-Давайте вспомним, как обращались путники к избушке?

("Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом".)

Вопрос первой команде

- А почему избушка стоит именно таким образом?

(Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны

царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей - мертвым не нужен

солнечный свет. И чтобы попасть туда, нужно произнести магическое

заклинание.)

Вопрос второй команде:

- Почему Баба Яга встречает путников словами: "Фу-фу, русским духом

пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь"?

(Русский дух - запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу

враждебно. Ей не нужны непрошенные гости.

А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали,

пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще стоял маленький

домик ("избушка на курьих ножках"). Его называли "домом мертвых". Сосуд с

прахом заносили внутрь домика, а кости на шестах выставляли в виде забора.

(Видимо, такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги.)

Вопрос третьей команде:

- Что это такое: «Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь»? Как этот

предмет связан с Бабой Ягой?

(Клубок, чудесный предмет, указывающий путь гостям Бабы Яги.)

Учитель:

Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам и попросить их о

помощи. Если вы правильно ответите на мой вопрос об одном из славянских

богов, то он становится вашим покровителем.

Задание № 2.

Вопрос первой команде:

- Откуда пошло выражение "Что на роду написано, того не миновать"?.

(Род - бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении

человека его будущая судьба записывается в книгу Рода.

Отсюда и пошло выражение "Что на роду написано".)

Вопрос второй команде:

Откуда пошли выражения: "Чур, меня!", "Чур, мое!", "Чур, тебе на язык!"?

(Чур - божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому

при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят:

"Чур, побереги меня!", то есть "Чур, меня!".

Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: "Чур, мое!".

Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: "Чур тебе на

язык", - и злое пожелание не сбудется.)

Вопрос третьей команде:

- С именем какого славянского бога связано выражение:

"После дождичка в четверг"?

(Перун - Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У

него был свой день недели - четверг. Если молиться Перуну в этот день, то

молитвы считались особенно действенными.)

Вторая команда представляет бога Перуна.( презентация)

Учитель:

И вот, под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш

путь.

По дороге мы встретимся с множеством духов. В то далекое время они

имели большое влияние на жизнь людей.

Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, т.е. ответить на вопрос.

Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они

добрые.

Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят

дальше.

Задание № 3.

Давайте вспомним, в каких духов верили древние славяне?

(Команды по очереди называют духов, назвавшая последней получает

дополнительный оберег.)

Третья команда представляет Лешего.( презентация)

Вопрос первой команде:

- Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры,

чтобы его обмануть. Какие это были меры?

(Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть

её на изнанку и в таком виде надеть на себя.

Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести

заговор: "Шел, нашел, потерял".

А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не из леса, а в

лес. Вот Леший и запутается.)

Вопрос второй команде:

- Древние славяне считали, что в каждом доме живет Домовой. В старину его

ласково называли "дедушкой" или "хозяином". А представляли этот дух в

облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с

длинными когтями.

Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый

дом, русские люди первой запускают кошку?

(Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба,

немного вкусной еды, разноцветные ленточки.

Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще

всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)

Вопрос третьей команде:

- Хозяевами рек и озер славяне считали водяных. Водяного представляли

лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым.

Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные

мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие

длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки.

Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в

городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?

(С левой полы его одежды постоянно капает вода.)

Задание № 4.

Учитель:

Следующее задание посвящено славянским именам.

Команды должны написать как можно больше мужских и женских славянских

имён.

Команда, написавшая наибольшее число имён, получает оберег.

Задание № 5.

Учитель:

В славянской мифологии очень много примет и суеверий, и сейчас мы

поговорим о них.

Команды по очереди называют известные им суеверия, подсчитывают

количество названных примет и, в зависимости от их числа, ставят баллы на

оберегах.

Задание № 6.

И вновь командам предлагаются вопросы:

Учитель:

1) У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в

определенное время.

Один из таких танцев сохранился и по сей день.

Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом.

Назовите этот танец.

(Хоровод. Танцующие образуют круг - символ Солнца, и повторяют его путь

по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

2) Почему розги на Руси делали из берёзы?

(Чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо

себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза - оберег, изгоняющий

нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не

только наказывали, но и проводили древний магический обряд.

3) Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень

серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного

положения?

("Ложись спать, утро вечера мудренее".)

*Дополнительный вопрос всем командам:

- Что значил у славян этот совет?

(Язычники считали, что во время сна (медленной смерти) человеческая душа

может посетить другие миры, спросить совета у богов или умерших

родственников и тем самым решить свои проблемы.)

Учитель:

Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники.

Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы

задобрить богов, добиться их покровительства.

Какие праздники древних славян вы знаете?

Каждая из команд представляет фрагменты одного из славянских

праздников: Коляды, Масленицы, Ивана Купалы.

Подведение итогов, награждение.

Учитель:

Наше путешествие заканчивается.

Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков,

познакомились с обычаями и суевериями славян, и напоследок давайте

произнесем все вместе заговор, который поможет нам уберечься от

нечисти, придаст силу и храбрость:

Прочь отступите, чудовища, все,

Явится Русь перед вами в красе.

Вам ли, чудовища, наши сокровища –

Молодость, силушку

Спрятать в могилушку!

Вам ли всю Русь погубить?

Вам ли свалить великана-гиганта?

Есть у него три бессмертных таланта: Верить, терпеть...и любить!



В раздел образования