Автор: Елифанкина Ольга Михайловна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ Нижнеякушкинская ООШ Новомалыклинский район Ульяновская область
Населённый пункт: с.Нижняя Якушка Новомалыклинский район Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ "СЛАВЯНСКИЕ ИСТОКИ"
Раздел: среднее образование
СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ « СЛАВЯНСКИЕ ИСТОКИ»
1.
Объяснение правил игры:
*В мир древних славян ведут три дороги.
*Начинаются они от большого камня и ведут к Мировому Древу
(изображены на интерактивной доске).
*Каждая команда выбирает дорогу, по которой отправляется в путь.
*Правильно отвечая на вопросы ведущего, команда получает оберег в
виде уточки с головой коня, который прикрепляется к дороге.
*После выполнения всех заданий подсчитывается общее количество
баллов каждой команды.
*Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.
2. Представление команд.
4. Выполнение заданий.
5. Подведение итогов, награждение.
Вступление.
Учитель:
*Ребята, наша игра посвящена истории древних славян.
С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые
времена остались жить в народной памяти:
в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.
*Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на
свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него
впускают кота?
Все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там,
в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение. И
чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой
мир славяне-язычники, мы проводим нашу игру - "Славянские истоки".
*Сейчас мы с вами отправимся в мир славянских языческих мифов, в те
времена, когда наши предки всецело зависели от природы. Не умея
объяснить многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяя
ее разумом, волей, чувствами.
Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и
духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали
песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты.
*И начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя и
могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Её
избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство,
сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых.
- Кто это? Баба Яга!
(одна из команд представляет Бабу Ягу.) (презентация)
Задание № 1.
Учитель:
-Давайте вспомним, как обращались путники к избушке?
("Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом".)
Вопрос первой команде
- А почему избушка стоит именно таким образом?
(Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны
царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей - мертвым не нужен
солнечный свет. И чтобы попасть туда, нужно произнести магическое
заклинание.)
Вопрос второй команде:
- Почему Баба Яга встречает путников словами: "Фу-фу, русским духом
пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь"?
(Русский дух - запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу
враждебно. Ей не нужны непрошенные гости.
А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали,
пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще стоял маленький
домик ("избушка на курьих ножках"). Его называли "домом мертвых". Сосуд с
прахом заносили внутрь домика, а кости на шестах выставляли в виде забора.
(Видимо, такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги.)
Вопрос третьей команде:
- Что это такое: «Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь»? Как этот
предмет связан с Бабой Ягой?
(Клубок, чудесный предмет, указывающий путь гостям Бабы Яги.)
Учитель:
Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам и попросить их о
помощи. Если вы правильно ответите на мой вопрос об одном из славянских
богов, то он становится вашим покровителем.
Задание № 2.
Вопрос первой команде:
- Откуда пошло выражение "Что на роду написано, того не миновать"?.
(Род - бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении
человека его будущая судьба записывается в книгу Рода.
Отсюда и пошло выражение "Что на роду написано".)
Вопрос второй команде:
Откуда пошли выражения: "Чур, меня!", "Чур, мое!", "Чур, тебе на язык!"?
(Чур - божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому
при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят:
"Чур, побереги меня!", то есть "Чур, меня!".
Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: "Чур, мое!".
Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: "Чур тебе на
язык", - и злое пожелание не сбудется.)
Вопрос третьей команде:
- С именем какого славянского бога связано выражение:
"После дождичка в четверг"?
(Перун - Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У
него был свой день недели - четверг. Если молиться Перуну в этот день, то
молитвы считались особенно действенными.)
Вторая команда представляет бога Перуна.( презентация)
Учитель:
И вот, под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш
путь.
По дороге мы встретимся с множеством духов. В то далекое время они
имели большое влияние на жизнь людей.
Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, т.е. ответить на вопрос.
Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они
добрые.
Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят
дальше.
Задание № 3.
Давайте вспомним, в каких духов верили древние славяне?
(Команды по очереди называют духов, назвавшая последней получает
дополнительный оберег.)
Третья команда представляет Лешего.( презентация)
Вопрос первой команде:
- Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры,
чтобы его обмануть. Какие это были меры?
(Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть
её на изнанку и в таком виде надеть на себя.
Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести
заговор: "Шел, нашел, потерял".
А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не из леса, а в
лес. Вот Леший и запутается.)
Вопрос второй команде:
- Древние славяне считали, что в каждом доме живет Домовой. В старину его
ласково называли "дедушкой" или "хозяином". А представляли этот дух в
облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с
длинными когтями.
Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый
дом, русские люди первой запускают кошку?
(Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба,
немного вкусной еды, разноцветные ленточки.
Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще
всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)
Вопрос третьей команде:
- Хозяевами рек и озер славяне считали водяных. Водяного представляли
лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым.
Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные
мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие
длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки.
Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в
городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?
(С левой полы его одежды постоянно капает вода.)
Задание № 4.
Учитель:
Следующее задание посвящено славянским именам.
Команды должны написать как можно больше мужских и женских славянских
имён.
Команда, написавшая наибольшее число имён, получает оберег.
Задание № 5.
Учитель:
В славянской мифологии очень много примет и суеверий, и сейчас мы
поговорим о них.
Команды по очереди называют известные им суеверия, подсчитывают
количество названных примет и, в зависимости от их числа, ставят баллы на
оберегах.
Задание № 6.
И вновь командам предлагаются вопросы:
Учитель:
1) У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в
определенное время.
Один из таких танцев сохранился и по сей день.
Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом.
Назовите этот танец.
(Хоровод. Танцующие образуют круг - символ Солнца, и повторяют его путь
по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)
2) Почему розги на Руси делали из берёзы?
(Чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо
себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза - оберег, изгоняющий
нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не
только наказывали, но и проводили древний магический обряд.
3) Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень
серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного
положения?
("Ложись спать, утро вечера мудренее".)
*Дополнительный вопрос всем командам:
- Что значил у славян этот совет?
(Язычники считали, что во время сна (медленной смерти) человеческая душа
может посетить другие миры, спросить совета у богов или умерших
родственников и тем самым решить свои проблемы.)
Учитель:
Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники.
Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы
задобрить богов, добиться их покровительства.
Какие праздники древних славян вы знаете?
Каждая из команд представляет фрагменты одного из славянских
праздников: Коляды, Масленицы, Ивана Купалы.
Подведение итогов, награждение.
Учитель:
Наше путешествие заканчивается.
Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков,
познакомились с обычаями и суевериями славян, и напоследок давайте
произнесем все вместе заговор, который поможет нам уберечься от
нечисти, придаст силу и храбрость:
Прочь отступите, чудовища, все,
Явится Русь перед вами в красе.
Вам ли, чудовища, наши сокровища –
Молодость, силушку
Спрятать в могилушку!
Вам ли всю Русь погубить?
Вам ли свалить великана-гиганта?
Есть у него три бессмертных таланта: Верить, терпеть...и любить!