Автор: Желябова Наталья Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 709" ДО-5
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Развития психических процессов дошкольников с ОВЗ и подготовка к обучению в школе
Раздел: дошкольное образование
Семинар для воспитателей:
« Развития психических процессов дошкольников с ОВЗ
и подготовка к обучению в школе
».
Подготовила дефектолог ДО №5
Желябова Н.В
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах
подготовки детей к школе.
В научной
педиатрии и психологии существует мнение, что только около 10%
людей
на
земле
сбалансировано
используют
оба
полушария
своего
головного
мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный
творческий потенциал правого.
Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей
и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение
количества
детей
с
затруднениями
в
обучении,
различными
нарушениями
в
организме, трудностями в адаптации. Мнение специалистов сводится к тому, что
основной причиной неуспеваемости большинства дошкольников является своего
рода "незрелость", недостаточная нервно-психическая готовность к сложному
процессу обучения. Поэтому важно своевременное ее выявление, т.к. появляется
возможность её преодоления ещё в дошкольном возрасте.
Не для кого не секрет, что для подготовки к обучению в школе очень важны
развитые
психические
процессы
ребенка: внимание,
память,
восприятие,
воображение, мышление, речь. А если эти познавательные процессы не развиты до
семи лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Вот
почему мы должны заострить наше внимание на этой проблеме. И в тоже время от
нас взрослых, воспитателей, специалистов и родителей требуется одно - помнить,
что ИГРА - это своеобразный ключ в организации воспитания и развития ребенка.
Основополагающим в развитии психических функций является - восприятие.
Восприятие
– это психический процесс отражения предметов и явлений при их
непосредственном воздействии на все органы чувств. Это ведущий познавательный
процесс
дошкольного
возраста.
Восприятие
характеризуется
определенными
свойствами:
объем,
осмысленность,
обобщенность,
ц ел о с т н о с т ь ,
константность, избирательность. К концу дошкольного возраста дети уже
могут ставить перед собой цель - изучить свойства предмета, сравнить их между
собой. Другими словами
восприятие
– это система
перцептивных действий и
овладение ими требует специального обучения. От сюда и вытекают знакомые нам
виды восприятия:
зрительные;
слуховые;
обонятельные;
вкусовые;
осязательные;
кинестические (двигательные).
А вот по форме, отражаемой в восприятии материи, выделяют:
восприятие пространства (величины, формы, объёмности, удалённости);
восприятие времени (длительности, последовательности событий);
восприятие движения.
Нужно заметить, что в возрасте 6-7 лет дети уже способны понять, что время
нельзя остановить, вернуть, ускорить, что оно не зависит ни от желания, ни от
деятельности человека.
К 7 годам дети уже могут ставить перед собой цель -
изучить свойства того или иного предмета, сравнить предметы между собой.
Следовательно, восприятие – это система перцептивных действий, и овладение
ими требует специального обучения.
Часто у наших детей снижена скорость выполнения перцептивных операций : не
умеют обследовать предмет, не проявляют активности и интереса глубже посмотреть
на него: из чего сделан? для чего нужен? на что похож? Их сенсорный опыт не
закрепляется и
не обобщается в слове… Тогда нужно понимать : сужен объём
восприятия, наблюдаются проблемы с гнозисом, физиологический слух сохранен, но
нарушено
фонематическое восприятие.
Другими
словами,
если
нарушена
координированная
работа
различных
анализаторных
систем:
слуха,
зрения,
двигательной системы, системы «рука – глаз», это значит, что ребенку необходимо
более
длительное
время
для
приема
и
переработки
информации;
ему
в
недостаточной мере помогают знания об окружающем мире, т.к. они фрагментарны.
Дети
часто
затрудняются
в
узнавании
предметов,
находящихся
в
непривычном
положении, в контурных и схематических изображений. Сходные качества обычно
воспринимаются ими как одинаковые. Поэтому дети в дальнейшем часто смешивают
сходные по начертанию буквы, цифры и их отдельные элементы. А это препятствует
овладению и
чтением, и письмом,
Задача
воспитателей
и
специалистов
заключается в том, чтобы научить детей умению целенаправленно и правильно
воспринимать предмет, т.е. научить рассказывать о предмете.
Учить детей различать предметы на ощупь;
формировать умение выделять признаки в предмете;
учить соотносить предметы по величине;
учить внимательно и последовательно рассматривать предметы и явления;
формировать умение составлять из частей целое;
закреплять пространственные представления;
развивать умение анализировать предмет, выделяя в нем мелкие детали.
Внимание
- это
форма
познавательной
деятельности
и
основное
условие
осуществления познавательного процесса. в дошкольном возрасте редко возникает
под
влиянием
какой-либо
поставленной
цели.
Следовательно,
оно
является
непроизвольным.
Хотя
следует
понимать,
что
избирательность
внимания
не
нуждается
в
особом
развитии,
т.к.
оно
прежде
всего
проявления
потребности,
интереса, желания.
Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование
регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы совершенствовать
способность
дошкольника
к
саморегуляции
своей
познавательной
активности,
необходимо:
развивать все познавательные способности ребенка: мышление, восприятие,
память, воображение;
тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного
предмета на другой; осознанно сосредотачиваться);
развивать устойчивость внимания и совершенствовать объем внимания;
Именно
6–7
летнем
возрасте,
когда
процессы
возбуждения
начинают
уравновешиваться
процессами
торможения,
развивается произвольное внимание.
Чтобы
дошкольник
учился
произвольно
управлять
своим
вниманием,
его
надо
просить больше рассуждать вслух.
Какие же причины нарушенного внимания бывают у детей ?
Зависит это от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий
жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые,
причем разница в устойчивости их внимания может достигать до двух раз.
Оказывают свое влияние:
несформированность мотивации, ведь ребенок проявляет хорошую
концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить
другой уровень мотивации –интерес нарушается.
Поэтому необходимо учить :
ребенка сознательно направлять внимание на определенные предметы, явления;
почаще наблюдать и обсуждать услышанное и увиденное;
управлять вниманием в соответствии с целью;
создавать средства - стимулы, которые будут организовывать внимание
ребенка;
использовать игры с правилами и игры-драматизации, которые заставляют
отслеживать процесс ведения игры.
Ведь
процесс переключение внимания – это сознательный переход от одного
объекта к другому.
Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов
деятельности в одно и то же время.
Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время
сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего,
мешающего.
Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства
внимания.
Они
отражаются
в
таких
особенностях,
как
спокойствие,
сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей
лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.
Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – наоборот отрицательные.
Такое свойство
внимания
характеризуется
частой
отвлекаемостью
от
основного
дела,
суетливостью,
неуравновешенностью,
беспорядочным
многословием,
бегающим
взглядом,
меняющейся
улыбкой,
удивлением,
неуверенностью,
тревожностью.
Память - одно из основных свойств личности. Человек получает за свою жизнь
огромное количество информации. Однако, большую половину узнанного забывает.
Люди мирятся с этим, считая что «хорошая память либо есть, либо ее нет. И тут уж
ничего не поделаешь». Но, оказывается, что это совсем не так.
Память - один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок
познает мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все
виды памяти. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У
младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели
что-то
запомнить
или
вспомнить
и
не
владеет
специальным
способами
запоминания. Интересные для него события, действия, образы запоминаются легко
и
непроизвольно, запоминается
и словесный
материал, если он вызывает
эмоциональный отклик.
В возрасте 6-7 лет преобладает наглядно-образная память. Однако следует
развивать умения произвольного внимания, обучать культуре запоминания:
учить вспоминать последовательность событий;
учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы;
учить использовать образ, как средство развития произвольной памяти;
учить детей повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания
и припоминания;
способствовать овладению умением использовать вспомогательные средства.
Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно-
логическая,
при
воспоминании
начинают
выделяться
существенные
признаки
предметов.
Основная
задача
педагогов
–
ускорить
развитие
произвольной
и
словесно-логической памяти у детей. Предлагаемые игры и упражнения помогут
развить различные виды памяти.
"Запомни
предметы"
(учить
ребенка
запоминать
и
воспроизводить
информацию).
«Следопыт" (Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее
спрячет
в
комнате;
ребенок
отворачивается;
взрослый
прячет
игрушку;
ребенок должен ее найти).
"Одежда" (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).
"Нарисуй такой же" (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой
предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать точно
такой же предмет).
"Я положил в мешок" (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные
предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).
"Короткий
рассказ"
(взрослый
читает
короткий
рассказ;
ребенок
должен
воспроизвести его).
"Фигурка из палочек" (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок
запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).
Мышление - это высший познавательный процесс отражения действительности с
помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений.
Мышление
является самым важным процессом познания.
Выделяют три вида мышления:
наглядно-действенное - (познание с помощью манипулирования);
наглядно – образное ,с помощью представлений предметов, явлений ) ;
словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенное интенсивно развивается у ребёнка с
3-4 лет учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и
решать самые разные практические задачи
Наглядно-образное характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на
основе
представлений,
без
применения
практических
действий.
Это
позволяет
ребёнку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического
мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако
оно
не
является
ведущим
у
дошкольников.
Например,
при
решении
задач
или
определенных упражнений дошкольником, словесные рассуждения опираются на
яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи
или упражнения требует словесных обобщений.
Какую работу необходимо проводить с детьми с ОВЗ для развитии мышления?
Развитие умственной способности через овладение действиями замещения
и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
Составлять группу из отдельных предметов.
Учить выделять предметы по назначению, по характерным признакам.
Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным
признакам или назначению.
Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в
правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
Учить сравнивать предметы.
Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
И если говорить откровенно, то опыт подсказывает, что дети, с которыми играют в
группе,
которых
научили
играть,
и
в
результате
проведения
специально
организованных занятий
и упражнений, свидетельствует о том, что показатели
мышления могут улучшиться в 3-4 раза. Ребёнок может понять главную мысль
предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего
признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т.д. Наша
задача заключается в том, чтобы научить ребенка делать это как можно быстрее и
точнее.
Вывод : различные игры, занятия по конструированию, лепке, рисованию, чтение,
общение
со
сверстниками,
то
есть
все
то,
чем
занимается
ребёнок
до
школы,
развивает
у
него
такие
мыслительные
операции,
как
обобщение,
сравнение,
абстрагирование,
классификация,
установление
причинно-следственных
связей,
понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Играя с ребенком, мы
готовим его к школе.
Литература
1. Мухина В.С .Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-
педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии,
1998
2. Роберт Кайл Детская психология: Тайны психики ребенка ( серия
Психологическая энциклопедия). - СПб.: прайм Еврознак, 2002. 416с.
3. Т.Д. Марцинковская Детская практическая психология. -М. Гардарики, 2000.
4. Л.Ф. Обухова Детская психология: теории, факты, проблемы. М. Тривола, 2000.
5. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология: полный жизненный цикл
развития человека. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002.-464с.