Напоминание

Работа с семьёй


Автор: Донская Анастасия Евгеньевна
Должность: студент
Учебное заведение: региональный колледж педагогического образования
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутской области
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Работа с семьёй
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема дипломного проекта:

Возможности создания родительского журнала как формы

взаимодействия с семьей

Проблема

взаимодействия

дошкольного

учреждения

с

семьей

на

сегодняшний

день

остается

актуальной,

приобретая

порой

обостренный

характер.

Сложности

в

отношениях

между

семьями

и

образовательными

учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных

ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.

Семьи

нередко

не

удовлетворены

качеством

дошкольного

образования,

аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям

быть

социально

защищенными,

не

формируют

у

детей

способностей

к

самореализации,

не

оказывают

родителям

необходимой

психолого-

педагогической помощи.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации

ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого дошкольного образовательного

учреждения,

так

и

на

уровне

муниципальной

системы

дошкольного

образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования,

повышают

ответственность

родителей

за

результативность

учебно-

воспитательного

процесса

в

каждом дошкольном

образовательном

учреждении, так как именно родительская общественность непосредственно

заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.

(ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) Характерной тенденцией современного периода

в

развитии

отече ственного

образования

является

с т р е м л е н и е

образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие

общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6) [14].

В настоящее время все более пристальное внимание начинает уделяться

взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники стараются

наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных

форм

взаимодействия

с

семьей

и

ищут

новые,

нетрадиционные

формы

сотрудничества

с

родителями

в

соответствии

с

изменением

социально-

политических и экономических условий развития нашей страны.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов

дошкольного

воспитания,

детский

сад

в

своей

работе

должен

служить

образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием

отнесутся к рекомендациям педагогов, и охотно будут устанавливать с ними

контакт.

Журнал

это

форма

работы

с

родителями,

направленная

на

повышение

их

педагогической

грамотности,

на

формирование

сотрудничества

родителей

с

педагогами

дошкольной

образовательной

организации[11].

Идея проекта состоит в подборе теоретических и методических материалов,

необходимых

в

работе

воспитателя

дошкольной

образовательной

организации

по

созданию

и

использованию

родительского

журнала

как

формы взаимодействия с семьей детей старшего дошкольного возраста.

О б ъ е к т

п р о е к т и р о в а н и я : взаимодействие

дошкольной

образовательной

организации

с

семьей детей

старшего

дошкольного

возраста.

Цель проекта: создать и внедрить в практику родительский журнал как

форму взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей

детей старшего дошкольного возраста.

Задачи дипломного проекта:

1. Определить теоретические основы проектной деятельности:

-

и з у ч и т ь психолого-педагогическую

литературу

по

проблеме

взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей;

- рассмотреть возможности создания родительского журнала как формы

взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей;

2.

Конструирование

материалов родительского

журнала,

на

основе

выделенных теоретических и методологических подходов:

- подобрать материалы для разделов родительского журнала как формы

взаимодействия с семьей детей старшего дошкольного возраста;

-

частично

апробировать

и

описать

результаты

использования

родительского журнала как формы взаимодействия с семьей детей старшего

дошкольного возраста.

Методы проектирования:

1)

изучение

и

анализ

специальной

литературы:

психолого-

педагогической, учебно-методической, литературоведческой;

2)

моделирование проектной части.

Тип

проекта: информационный

профессионально-практической

ориентацией).

Характер

проекта:

междисциплинарный

(психология,

педагогика,

взаимодействие с родителями (лицами их заменяющих) и сотрудниками ДОУ,

методическое обеспечение и др.).

Практическая

значимость состоит в том, что материалы позволят

воспитателю

осуществлять

взаимодействие

с

семьей

детей

старшего

дошкольного возраста посредством родительского журнала.

Общее положение проекта:

для дошкольных образовательных организаций предложены материалы

по созданию родительского журнала как формы взаимодействия с семьей

детей старшего дошкольного возраста;

– для собственного профессионального становления в ходе работы над

проектом нами были получены умения и навыки, приобретен опыт отбора и

компоновки

материалов

по

созданию

и

использованию

родительского

журнала как формы взаимодействия с семьей детей старшего дошкольного

возраста.

Разработка новых форм взаимодействия с семьями воспитанников,

позволит

достичь

высокого

качества

образования

детей

дошкольного

возраста, удовлетворить запросы родителей в интересах детей и тем самым

создать

то

самое

единое

образовательное

пространство

для

ребенка,

посещающего детский сад.

Признание

приоритета

семейного

воспитания

требует

новых

отношений семьи и дошкольного образовательного учреждения. Новизна этих

отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Взаимодействие представляет собой – процесс воздействия объектов

друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Сотрудничество

предполагает

не

только

взаимные

действия,

но

и

взаимопонимание,

взаимоуважение,

взаимодоверие,

взаимопознание,

взаимовлияние.

Активная

совместная

работа

педагогов

и

родителей

позволяет

лучше

узнать

друг

друга,

способствует

усилению

их

взаимоотношений.

Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на

следующие группы Традиционные и Нетрадиционные

Однако в настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так

и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.

Исследованием

этих

форм

посвящены

работы

Л . Г. Бо го с ла ве ц ,

О.И.Давыдовой,

А.А.

Майер,

Н.А.

Петрущенко,

Н.Е.

Зенченко,

Т.Н.

Дороновой, С.Г.Струмилина и мн. др.

Одной из новых нетрадиционных форм взаимодействия с родителями

является родительский журнал.

Родительский журнал – новая форма взаимодействия дошкольного

образовательного учреждения и семьи. Она появилась к концу ХХ ( 20) века,

когда

стали

доступными

средства

оргтехники.

Своими

истоками

родительские журналы уходят в стенды, для родителей имеющиеся в каждой

группе. Такие стенды создавались всегда и в практике чаще называются

родительскими уголками. Они есть и сейчас. Т.Н. Доронова относит эту

форму

работы

к

ежедневной

и

считает,

что

именно

она

обеспечивает

систематическую информированность родителей о жизни ребенка в детском

саду.

Родительский журнал в современном виде стал прямым продолжением

традиционных

родительских

уголков.

Он

является

эффективной

формой

педагогического информирования родителей.

Каждый выпуск журнала предваряет анонс, который помещается на

стенде, расположенном на улице перед центральным входом в детский сад.

Темы

статей

журнала

обусловлены

социальным

заказом

педагогов

и

родителей, результатами изучения семьи с целью выяснения ее возможностей

по

воспитанию

своих

детей

и

детей

детского

сада,

использование

наблюдения

за

детьми

в

сюжетно-ролевых

играх,

где

дошкольники

воспроизводят привычные для них формы поведения и общения, изучение

взаимоотношений

воспитанников

в

группе

детского

сада.

Журнал

распространяется бесплатно среди родителей воспитанников дошкольного

учреждения.

Жу р н а л

это

форма

работы

с

родителями,

направленная

на

повышение

их

педагогической

грамотности,

на

формирование

сотрудничества

родителей

с

педагогами,

на

популяризацию

работы

дошкольного

образовательного

учреждения.

Журнал

от р а жа е т

воспитательно-образовательную

работу

всего

детского

сада,

тогда,

как

групповые

информационные

родительские

уголки

освещают

проблемы

определенной

возрастной

категории.

Кроме

того,

в

журнале

работает

«Родительская рубрика», в которой сами родители делятся положительным

педагогическим

опытом,

высказывают

свою

точку

зрения

по

некоторым

аспектам

работы

учреждения,

рассказывают

о

своем

сотрудничестве

с

педагогами детского сада.

В

дошкольной

образовательной

организации

нами

предполагается

издание

ежемесячного

журнала

для

родителей

воспитанников ,

приоритетным

направлением

которой

является

психолого-педагогическое

просвещение

родителей.

В

каждом

номере

вниманию

родителей

будут

предлагаться актуальные темы, методы и приемы развития и воспитания

детей

старшего

дошкольного

возраста,

а

также

планируется

привлечь

родителей к участию в ее выпуске.

В

начале

нашей

работы

была

проведена

предварительная

работа,

которая

заключалась

в

согласовании

использования

такой

формы

взаимодействия с родителями с воспитателем группы, для того, чтобы на

следующий год внести эту форму в перспективный план. Далее проведена

беседа

с

родителями,

по

результатам

которой

мы

получили

согласие

родителей на участие в ее подготовке, на родительском собрании воспитатель

обсудила с родителями ее название. С воспитателем группы и руководителем

курсового

проекта

было

разработано

содержание

рубрик

и

основное

ее

назначение.

Цель журнала для родителей «Мир детства»:

1) обеспечить психолого-педагогическое информирование родителей;

2) способствовать формированию нового менталитета родителей как

воспитателей

и

изменить

саму

сущность

их

взаимодействия

сначала

с

детским садом, а потом и со школой.

3) сориентировать

родителей

в

огромном

море

информации,

дать

знания, которые помогут взрослым и детям чувствовать себя уверенно и

комфортно на протяжении самого важного и для школы и для жизни первого

года обучения.

Организация

работы

по

выпуску

каждого

номера

журнала

проходит

в

следующем алгоритме (представлено на 11 слайде).

Содержание журнала разбито на основные рубрики:

Слово от редактора (статья посвящается теме номера, знакомит

родителей о содержании журнала);

На

пути

к

обновлению

новинках

в

области

психологии

и

педагогики дошкольного образования);

Консультации и советы от специалистов (советы, рекомендации,

консультации

от

психолога,

дефектолога,

логопеда,

руководителей

физической культуры и др. работников ДОО);

О здоровом образе жизни (советы родителям о сохранении здоровья

ребенка, виды заболеваний и их профилактика);

Играем

вместе

с

детьми

(упражнения

от

воспитателей

занимательные игры для родителей и их детей);

«Умелые руки не знают скуки!» (фотоотчет с занятий и разных

мероприятийдетей);

Страничка

для

детей

(развивающие

упражнения

и

задания

для

детей);

Творческая мастерская! (предназначена для отражения работ по

разделу художественное творчество);

Родительская энциклопедия (советы и педагогические находки от

родителей);

Учите вместе с нами!!! (стихотворения для заучивания с детьми);

(Презентация журнала)

Первый выпуск предполагаем, выпустить в сентябре-октябре 2016 года. Темы

журнала планируются в перспективе на учебный год. Первый номер журнала

будет называться «Мир детства». Номер называется «Предшкольная пора»,

который

посвящен

вопросам

о

том,

каким

должен

быть

будущий

первоклассник, и что необходимо знать родителям о готовности дошкольника

к новой жизни в школе.

Опишем примерное содержание каждой рубрики данного выпуска

журнала,

(показ

самого

журнала

и

пояснения

каждой

рубрики

по

ходу

каждой странички)

1)На титульном листе журнала представлено его название, логотип,

колонка

редактора

и

краткое

описание

содержания

журнала.

Это

будет

сохраняться для каждого выпуска журнала. В соответствии с темой выпуска

будет

меняться

оформление

фона.

Фон

первого

выпуска

школьные

принадлежности и дошколята.

2)В

рубрике «На пути к обновлению» представлены нововведения

новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС)

дошкольного образования, о преемственности деятельности детского сада и

школы. Родителям раскрываются условия успешного воспитания и развития

детей[13].

3)В рубрике Консультации и советы от специалистов на тему «Как

подготовить ребенка к школе?», где представлено содержание о том, как

родителям психологически правильно подготовить ребенка к школе с точки

зрения

психологического

настроя.

Представлено

несколько

советов

родителям о развитии настойчивости, трудолюбия ребёнка, умение доводить

дело

до

конца,

совместно

(подчеркиваем,

совместно)

с

будущим

первоклассником организовать его рабочее место, затем помочь с первыми

домашними заданиями – в том, как спланировать время на их выполнение,

какая последовательность действий необходима при их выполнении[9; 14].

4)В

рубрике «О

здоровом

образе

жизни»,

представлены

советы

родителям, как сохранить здоровье своему будущему первоклашке. Даны

рекомендации по их предупреждению.

5)В

журнале

предоставлена

страничка «Играем вместе с детьми».

Воспитатели рекомендуют родителям, в какие игры и упражнения можно

играть вместе с детьми (дома, на прогулке, в поездке).

6)В

фотоочете

под

названием «Умелые

руки

не

знают

скуки»

представлены фотографии с занятий по изобразительной деятельности детей

старшей группы.

7)В журнале также представлена «Страничка для детей», в которой

даны развивающие задания для выполнения детьми.

8)В

творческой

мастерской

предлагается

родителям

вместе

с

детьми

сделать

аппликацию

из

засушенных

арбузных,

дынных

семечек.

Красный цветок оживит пасмурный осенний денек, напомнив о солнечных

летних днях, а также в такой совместной работе детей и родителей добавят

нотку сближения и общего дела.

9)В рубрике «Родительская энциклопедия», в которой размещены

советы

от

родителей

по

подготовке

детей

к

школе.

Такая

форма

взаимодействия с родителями позволит наладить с ними контакт и совместно

обсудить в дальнейшем общие актуальные вопросы.

10)Так

же в

журнале

представлена

рубрика

«Учите

вместе

с

нами!!!».Родителям предлагаются небольшие стихотворения для заучивания

наизусть.

Издание

журнала

доступно

всем

родителям,

они

могут

прочитать

свежий номер в группе во время, когда ребенок одевается перед уходом

домой, могут взять журнал с собой и изучить в свободное время, но при

условии ее возвращения в родительский уголок.

Надеемся, что наш журнал в такой форме будет интересен родителям, и

вызывать у них желание идти на диалог с воспитателем, принимать более

активное

участие

в

жизни

группы,

а,

следовательно,

делать

результаты

воспитания

детей

более

успешным.

Ну,

и

конечно

решать

проблемы

по

взаимодействию с родителями.

Второй выпуск газеты выйдет под названием «Новый год – семейный

праздник», посвященный традициям празднования Нового года.

Приложение

Самый лучший детский сад

В одном элитном поселке жила- была Василиса Премудрая. Все у нее было, и муж

Иван

Царевич

и

дети

распрекрасные,

умные,

воспитанные.

Только

дети

ее

в

компьютерах

сидят,

книжек

совсем

не

читают,

ребятишек

соседских

не

знают.

Вечером сидя за чашечкой кофе, Василиса Прекрасная сказала Ивану Царевичу: « А

не построить бы нам детский сад? Детей в поселке много, у Шрека с Фионой, у

Козы

только

семеро

сорванцов

по

улицам

бегают,

да

заборы

краской

расписывают». Иван дал добро. На утро созвал народ частной в Зале заседаний

своего многоэтажного дворца. Сказочный люд всего поселка принял решение –

возглавить

начальником

стройки

Добрыню

Никитича,

его

помощником

Змея

Горыныча. И закипела работа! Прошел день, прошла неделя, и появился терем

расписной, что не в сказке сказать - не пером описать! Кот ученый спроектировал

его по самым современным технологиям

- по ФГОСу, САНПИНу. Стали думать и

гадать – кто же будет

детским садом управлять! Единогласно проголосовали за

Василису

Прекрасную.

Методистом

назначили

Мальвину,

завхозом

Шрека,

музыкальным руководителем – крокодила Гену, инструктором по физо – Алладина,

машиниста по стирке белья – Водяного, поваров - Три поросенка, воспитателей –

Красную Шапочку, Белоснежку, Мэри Поппенс, Золушку. А вот младшего персонала

набрать не смогли. Вспомнила Василиса Прекрасная про бабку свою троюродную

Бабу Ягу, что в далеком таежном поселке жила со своей дочкой Кикиморкой.

Позвонила бы им, да откуда у них телефоны!

Пришлось

электронного

Колобка

отправлять

к

ним.

Бежал

и

летел

он

по

неведомым дорожкам, уже к вечеру доставил письмо. А в нем внучка предлагала

бабушке

Яге

и

ее

дочке

работу

в

современном

детском

саду

помощником

воспитателей. Обрадовались они такому предложению, собрались в путь дорогу,

гостинцев

прихватили,

сели

в

ступу

и

полетели.

Дорогу,

конечно

же,

Колобок

показывал. Приехали они в элитный поселок, устроились работать, дом не на

курьих ножках получили, а трехэтажный, с лифтом.

И стали Баба Яга с Кикиморкой

жить-поживать да добра наживать. Василиса

Прекрасная с Иваном Царевичем пир собрали на открытие детского сада, в трубы

затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.



В раздел образования