Автор: Донская Анастасия Евгеньевна
Должность: студент
Учебное заведение: региональный колледж педагогического образования
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутской области
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Работа с семьёй
Раздел: дошкольное образование
Тема дипломного проекта:
Возможности создания родительского журнала как формы
взаимодействия с семьей
Проблема
взаимодействия
дошкольного
учреждения
с
семьей
на
сегодняшний
день
остается
актуальной,
приобретая
порой
обостренный
характер.
Сложности
в
отношениях
между
семьями
и
образовательными
учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных
ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.
Семьи
нередко
не
удовлетворены
качеством
дошкольного
образования,
аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям
быть
социально
защищенными,
не
формируют
у
детей
способностей
к
самореализации,
не
оказывают
родителям
необходимой
психолого-
педагогической помощи.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации
ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого дошкольного образовательного
учреждения,
так
и
на
уровне
муниципальной
системы
дошкольного
образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования,
повышают
ответственность
родителей
за
результативность
учебно-
воспитательного
процесса
в
каждом дошкольном
образовательном
учреждении, так как именно родительская общественность непосредственно
заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.
(ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) Характерной тенденцией современного периода
в
развитии
отече ственного
образования
является
с т р е м л е н и е
образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие
общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6) [14].
В настоящее время все более пристальное внимание начинает уделяться
взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники стараются
наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных
форм
взаимодействия
с
семьей
и
ищут
новые,
нетрадиционные
формы
сотрудничества
с
родителями
в
соответствии
с
изменением
социально-
политических и экономических условий развития нашей страны.
Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов
дошкольного
воспитания,
детский
сад
в
своей
работе
должен
служить
образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием
отнесутся к рекомендациям педагогов, и охотно будут устанавливать с ними
контакт.
Журнал
–
это
форма
работы
с
родителями,
направленная
на
повышение
их
педагогической
грамотности,
на
формирование
сотрудничества
родителей
с
педагогами
дошкольной
образовательной
организации[11].
Идея проекта состоит в подборе теоретических и методических материалов,
необходимых
в
работе
воспитателя
дошкольной
образовательной
организации
по
созданию
и
использованию
родительского
журнала
как
формы взаимодействия с семьей детей старшего дошкольного возраста.
О б ъ е к т
п р о е к т и р о в а н и я : взаимодействие
дошкольной
образовательной
организации
с
семьей детей
старшего
дошкольного
возраста.
Цель проекта: создать и внедрить в практику родительский журнал как
форму взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей
детей старшего дошкольного возраста.
Задачи дипломного проекта:
1. Определить теоретические основы проектной деятельности:
-
и з у ч и т ь психолого-педагогическую
литературу
по
проблеме
взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей;
- рассмотреть возможности создания родительского журнала как формы
взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей;
2.
Конструирование
материалов родительского
журнала,
на
основе
выделенных теоретических и методологических подходов:
- подобрать материалы для разделов родительского журнала как формы
взаимодействия с семьей детей старшего дошкольного возраста;
-
частично
апробировать
и
описать
результаты
использования
родительского журнала как формы взаимодействия с семьей детей старшего
дошкольного возраста.
Методы проектирования:
1)
изучение
и
анализ
специальной
литературы:
психолого-
педагогической, учебно-методической, литературоведческой;
2)
моделирование проектной части.
Тип
проекта: информационный
(с
профессионально-практической
ориентацией).
Характер
проекта:
междисциплинарный
(психология,
педагогика,
взаимодействие с родителями (лицами их заменяющих) и сотрудниками ДОУ,
методическое обеспечение и др.).
Практическая
значимость состоит в том, что материалы позволят
воспитателю
осуществлять
взаимодействие
с
семьей
детей
старшего
дошкольного возраста посредством родительского журнала.
Общее положение проекта:
– для дошкольных образовательных организаций предложены материалы
по созданию родительского журнала как формы взаимодействия с семьей
детей старшего дошкольного возраста;
– для собственного профессионального становления в ходе работы над
проектом нами были получены умения и навыки, приобретен опыт отбора и
компоновки
материалов
по
созданию
и
использованию
родительского
журнала как формы взаимодействия с семьей детей старшего дошкольного
возраста.
Разработка новых форм взаимодействия с семьями воспитанников,
позволит
достичь
высокого
качества
образования
детей
дошкольного
возраста, удовлетворить запросы родителей в интересах детей и тем самым
создать
то
самое
единое
образовательное
пространство
для
ребенка,
посещающего детский сад.
Признание
приоритета
семейного
воспитания
требует
новых
отношений семьи и дошкольного образовательного учреждения. Новизна этих
отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Взаимодействие представляет собой – процесс воздействия объектов
друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Сотрудничество
предполагает
не
только
взаимные
действия,
но
и
взаимопонимание,
взаимоуважение,
взаимодоверие,
взаимопознание,
взаимовлияние.
Активная
совместная
работа
педагогов
и
родителей
позволяет
лучше
узнать
друг
друга,
способствует
усилению
их
взаимоотношений.
Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на
следующие группы Традиционные и Нетрадиционные
Однако в настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так
и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.
Исследованием
этих
форм
посвящены
работы
Л . Г. Бо го с ла ве ц ,
О.И.Давыдовой,
А.А.
Майер,
Н.А.
Петрущенко,
Н.Е.
Зенченко,
Т.Н.
Дороновой, С.Г.Струмилина и мн. др.
Одной из новых нетрадиционных форм взаимодействия с родителями
является родительский журнал.
Родительский журнал – новая форма взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения и семьи. Она появилась к концу ХХ ( 20) века,
когда
стали
доступными
средства
оргтехники.
Своими
истоками
родительские журналы уходят в стенды, для родителей имеющиеся в каждой
группе. Такие стенды создавались всегда и в практике чаще называются
родительскими уголками. Они есть и сейчас. Т.Н. Доронова относит эту
форму
работы
к
ежедневной
и
считает,
что
именно
она
обеспечивает
систематическую информированность родителей о жизни ребенка в детском
саду.
Родительский журнал в современном виде стал прямым продолжением
традиционных
родительских
уголков.
Он
является
эффективной
формой
педагогического информирования родителей.
Каждый выпуск журнала предваряет анонс, который помещается на
стенде, расположенном на улице перед центральным входом в детский сад.
Темы
статей
журнала
обусловлены
социальным
заказом
педагогов
и
родителей, результатами изучения семьи с целью выяснения ее возможностей
по
воспитанию
своих
детей
и
детей
детского
сада,
использование
наблюдения
за
детьми
в
сюжетно-ролевых
играх,
где
дошкольники
воспроизводят привычные для них формы поведения и общения, изучение
взаимоотношений
воспитанников
в
группе
детского
сада.
Журнал
распространяется бесплатно среди родителей воспитанников дошкольного
учреждения.
Жу р н а л –
это
форма
работы
с
родителями,
направленная
на
повышение
их
педагогической
грамотности,
на
формирование
сотрудничества
родителей
с
педагогами,
на
популяризацию
работы
дошкольного
образовательного
учреждения.
Журнал
от р а жа е т
воспитательно-образовательную
работу
всего
детского
сада,
тогда,
как
групповые
информационные
родительские
уголки
освещают
проблемы
определенной
возрастной
категории.
Кроме
того,
в
журнале
работает
«Родительская рубрика», в которой сами родители делятся положительным
педагогическим
опытом,
высказывают
свою
точку
зрения
по
некоторым
аспектам
работы
учреждения,
рассказывают
о
своем
сотрудничестве
с
педагогами детского сада.
В
дошкольной
образовательной
организации
нами
предполагается
издание
ежемесячного
журнала
для
родителей
воспитанников ,
приоритетным
направлением
которой
является
психолого-педагогическое
просвещение
родителей.
В
каждом
номере
вниманию
родителей
будут
предлагаться актуальные темы, методы и приемы развития и воспитания
детей
старшего
дошкольного
возраста,
а
также
планируется
привлечь
родителей к участию в ее выпуске.
В
начале
нашей
работы
была
проведена
предварительная
работа,
которая
заключалась
в
согласовании
использования
такой
формы
взаимодействия с родителями с воспитателем группы, для того, чтобы на
следующий год внести эту форму в перспективный план. Далее проведена
беседа
с
родителями,
по
результатам
которой
мы
получили
согласие
родителей на участие в ее подготовке, на родительском собрании воспитатель
обсудила с родителями ее название. С воспитателем группы и руководителем
курсового
проекта
было
разработано
содержание
рубрик
и
основное
ее
назначение.
Цель журнала для родителей «Мир детства»:
1) обеспечить психолого-педагогическое информирование родителей;
2) способствовать формированию нового менталитета родителей как
воспитателей
и
изменить
саму
сущность
их
взаимодействия
сначала
с
детским садом, а потом и со школой.
3) сориентировать
родителей
в
огромном
море
информации,
дать
знания, которые помогут взрослым и детям чувствовать себя уверенно и
комфортно на протяжении самого важного и для школы и для жизни первого
года обучения.
Организация
работы
по
выпуску
каждого
номера
журнала
проходит
в
следующем алгоритме (представлено на 11 слайде).
Содержание журнала разбито на основные рубрики:
Слово от редактора (статья посвящается теме номера, знакомит
родителей о содержании журнала);
На
пути
к
обновлению
(о
новинках
в
области
психологии
и
педагогики дошкольного образования);
Консультации и советы от специалистов (советы, рекомендации,
консультации
от
психолога,
дефектолога,
логопеда,
руководителей
физической культуры и др. работников ДОО);
О здоровом образе жизни (советы родителям о сохранении здоровья
ребенка, виды заболеваний и их профилактика);
Играем
вместе
с
детьми
(упражнения
от
воспитателей
–
занимательные игры для родителей и их детей);
«Умелые руки не знают скуки!» (фотоотчет с занятий и разных
мероприятийдетей);
Страничка
для
детей
(развивающие
упражнения
и
задания
для
детей);
Творческая мастерская! (предназначена для отражения работ по
разделу художественное творчество);
Родительская энциклопедия (советы и педагогические находки от
родителей);
Учите вместе с нами!!! (стихотворения для заучивания с детьми);
(Презентация журнала)
Первый выпуск предполагаем, выпустить в сентябре-октябре 2016 года. Темы
журнала планируются в перспективе на учебный год. Первый номер журнала
будет называться «Мир детства». Номер называется «Предшкольная пора»,
который
посвящен
вопросам
о
том,
каким
должен
быть
будущий
первоклассник, и что необходимо знать родителям о готовности дошкольника
к новой жизни в школе.
Опишем примерное содержание каждой рубрики данного выпуска
журнала,
(показ
самого
журнала
и
пояснения
каждой
рубрики
по
ходу
каждой странички)
1)На титульном листе журнала представлено его название, логотип,
колонка
редактора
и
краткое
описание
содержания
журнала.
Это
будет
сохраняться для каждого выпуска журнала. В соответствии с темой выпуска
будет
меняться
оформление
фона.
Фон
первого
выпуска
–
школьные
принадлежности и дошколята.
2)В
рубрике «На пути к обновлению» представлены нововведения
новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС)
дошкольного образования, о преемственности деятельности детского сада и
школы. Родителям раскрываются условия успешного воспитания и развития
детей[13].
3)В рубрике Консультации и советы от специалистов на тему «Как
подготовить ребенка к школе?», где представлено содержание о том, как
родителям психологически правильно подготовить ребенка к школе с точки
зрения
психологического
настроя.
Представлено
несколько
советов
родителям о развитии настойчивости, трудолюбия ребёнка, умение доводить
дело
до
конца,
совместно
(подчеркиваем,
совместно)
с
будущим
первоклассником организовать его рабочее место, затем помочь с первыми
домашними заданиями – в том, как спланировать время на их выполнение,
какая последовательность действий необходима при их выполнении[9; 14].
4)В
рубрике «О
здоровом
образе
жизни»,
представлены
советы
родителям, как сохранить здоровье своему будущему первоклашке. Даны
рекомендации по их предупреждению.
5)В
журнале
предоставлена
страничка «Играем вместе с детьми».
Воспитатели рекомендуют родителям, в какие игры и упражнения можно
играть вместе с детьми (дома, на прогулке, в поездке).
6)В
фотоочете
под
названием «Умелые
руки
не
знают
скуки»
представлены фотографии с занятий по изобразительной деятельности детей
старшей группы.
7)В журнале также представлена «Страничка для детей», в которой
даны развивающие задания для выполнения детьми.
8)В
творческой
мастерской
предлагается
родителям
вместе
с
детьми
сделать
аппликацию
из
засушенных
арбузных,
дынных
семечек.
Красный цветок оживит пасмурный осенний денек, напомнив о солнечных
летних днях, а также в такой совместной работе детей и родителей добавят
нотку сближения и общего дела.
9)В рубрике «Родительская энциклопедия», в которой размещены
советы
от
родителей
по
подготовке
детей
к
школе.
Такая
форма
взаимодействия с родителями позволит наладить с ними контакт и совместно
обсудить в дальнейшем общие актуальные вопросы.
10)Так
же в
журнале
представлена
рубрика
«Учите
вместе
с
нами!!!».Родителям предлагаются небольшие стихотворения для заучивания
наизусть.
Издание
журнала
доступно
всем
родителям,
они
могут
прочитать
свежий номер в группе во время, когда ребенок одевается перед уходом
домой, могут взять журнал с собой и изучить в свободное время, но при
условии ее возвращения в родительский уголок.
Надеемся, что наш журнал в такой форме будет интересен родителям, и
вызывать у них желание идти на диалог с воспитателем, принимать более
активное
участие
в
жизни
группы,
а,
следовательно,
делать
результаты
воспитания
детей
более
успешным.
Ну,
и
конечно
решать
проблемы
по
взаимодействию с родителями.
Второй выпуск газеты выйдет под названием «Новый год – семейный
праздник», посвященный традициям празднования Нового года.
Приложение
Самый лучший детский сад
В одном элитном поселке жила- была Василиса Премудрая. Все у нее было, и муж
Иван
Царевич
и
дети
распрекрасные,
умные,
воспитанные.
Только
дети
ее
в
компьютерах
сидят,
книжек
совсем
не
читают,
ребятишек
соседских
не
знают.
Вечером сидя за чашечкой кофе, Василиса Прекрасная сказала Ивану Царевичу: « А
не построить бы нам детский сад? Детей в поселке много, у Шрека с Фионой, у
Козы
только
семеро
сорванцов
по
улицам
бегают,
да
заборы
краской
расписывают». Иван дал добро. На утро созвал народ частной в Зале заседаний
своего многоэтажного дворца. Сказочный люд всего поселка принял решение –
возглавить
начальником
стройки
Добрыню
Никитича,
его
помощником
Змея
Горыныча. И закипела работа! Прошел день, прошла неделя, и появился терем
расписной, что не в сказке сказать - не пером описать! Кот ученый спроектировал
его по самым современным технологиям
- по ФГОСу, САНПИНу. Стали думать и
гадать – кто же будет
детским садом управлять! Единогласно проголосовали за
Василису
Прекрасную.
Методистом
назначили
Мальвину,
завхозом
–
Шрека,
музыкальным руководителем – крокодила Гену, инструктором по физо – Алладина,
машиниста по стирке белья – Водяного, поваров - Три поросенка, воспитателей –
Красную Шапочку, Белоснежку, Мэри Поппенс, Золушку. А вот младшего персонала
набрать не смогли. Вспомнила Василиса Прекрасная про бабку свою троюродную
Бабу Ягу, что в далеком таежном поселке жила со своей дочкой Кикиморкой.
Позвонила бы им, да откуда у них телефоны!
Пришлось
электронного
Колобка
отправлять
к
ним.
Бежал
и
летел
он
по
неведомым дорожкам, уже к вечеру доставил письмо. А в нем внучка предлагала
бабушке
Яге
и
ее
дочке
работу
в
современном
детском
саду
–
помощником
воспитателей. Обрадовались они такому предложению, собрались в путь дорогу,
гостинцев
прихватили,
сели
в
ступу
и
полетели.
Дорогу,
конечно
же,
Колобок
показывал. Приехали они в элитный поселок, устроились работать, дом не на
курьих ножках получили, а трехэтажный, с лифтом.
И стали Баба Яга с Кикиморкой
жить-поживать да добра наживать. Василиса
Прекрасная с Иваном Царевичем пир собрали на открытие детского сада, в трубы
затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.