Автор: Михайлова Анна Фридриховна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Амгинский лицей им. академика Л. В. Киренского"
Населённый пункт: с. Амга, Амгинский улус, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс
Тема: "Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения"
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
МИХАЙЛОВОЙ АННЫ ФРИДРИХОВНЫ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
АМГИНСКОГО ЛИЦЕЯ ИМЕНИ Л.В.КИРЕНСКОГО.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ – ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения
Педагогические цели
Способствовать ознакомлению с подлежащим и сказуемым; создать условия для развития умения
находить в предложении главные члены, выделять их
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые результаты
(предметные)
Учатся опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка;
употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения
Личностные результаты
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности
и осознают личностный смысл учения
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы
достижения
результата.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной
задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений,
отнесение к известным понятиям).
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение
и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
Основное содержание
темы, понятия и термины
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения
Образовательные ресурсы
Таблица «Члены предложения»
С ц е н а р и й
у р о к а
Этапы урока
Формы, методы,
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы
контроля
осуществляемые
действия
формируемые
умения
1
2
3
4
5
6
I.
Мотивирование
к учебной
деятельности.
(Организационн
ый момент)
Фронтальный.
Словесный.
Слово учителя
Приветствие учащихся.
– Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют
учителя. Организуют
свое рабочее место,
проверяют наличие
индивидуальных
учебных
принадлежностей на
столе
Проявляют
эмоциональную
отзывчивость на слова
учителя
II. Чистописание
Фронтальная,
индивидуальная.
Практический.
Письмо
Сиди правильно при письме
Выполняют письмо
по образцу
Вырабатывают калли-
графический почерк
Правильное
написание
III. Постановка
учебной задачи
(учебник, с. 32)
Фронтальная.
Словесный.
Сообщение
учителя, беседа,
чтение
– Прочитайте тему урока и по-
пробуйте сформулировать
учебную задачу. Что нового
узнаем на уроке, чему будем
учиться?
Читают тему урока,
называют учебную
задачу
Принимают учебную
задачу,
сформулированную
вместе с учителем
IV. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.
Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный,
практический.
– Прочитайте. Соотнесите
предложения и схемы.
– Являются ли слова, из которых
состоит каждое предло-
Читают предложения.
Отвечают на вопросы.
Читают правило,
рассказывают его.
Обосновывают
правильность
выделения
подлежащего и
сказуемого.
Обозначают
Беседа по
вопросам,
правило,
письмо
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
1. Главные члены
предложе-
ния – подлежащее
и сказуемое.
Вопросы: кто?
что? что делает?
и т. д. (упр. 35;
учебник, с. 32–33)
Чтение, беседа,
письмо
жение, главными членами?
Почему?
– О ком или о чем говорится
в предложении? На какие
вопросы отвечают эти слова?
Организует работу с правилом
Списывают предло-
жение.
Подчеркивают
подлежащее и
сказуемое
их в предложении.
Высказывают свое
мнение. Умеют
задавать вопросы к
подлежащему и
сказуемому.
Извлекают
необходимую
информацию
из текста правила,
воспроизводят ее
Физкультминутка
Коллективная.
Практический
РЫБКА
Сложить вместе ладони рук –
это «рыбка». Двигать «рыбку»
в разных направлениях,
имитируя плавание
Выполняют движения
по тексту под руковод-
ством учителя
Осуществляют
профилактику
утомления.
Ориентируются на
здоровый образ жизни
Правильное
выполнение
дви-
жений
2. Работа со
стихотворением.
Главные члены
предложения
(упр. 36)
Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный,
практический.
Чтение, беседа,
письмо
– Прочитайте стихотворение,
озаглавьте его.
– Что означает выражение
банный день?
– Спишите два предложения,
выделите основу
Читают
стихотворение,
озаглавливают его.
Отвечают на вопросы.
Списывают предло-
жения
Находят главные
члены предложения,
выделяют с помощью
условных обозначений.
Объясняют значение
выражения,
высказывают свое
мнение
Беседа по
вопросам,
письмо
V. Закрепление
знаний и
способов
Индивидуальная.
Практический.
Письмо
Организует работу с упраж-
нением, контролирует его
выполнение
Составляют предло-
жения и продолжение
текста
Составляют
предложения из слов,
правильно записывают
Письмо
действий.
Работа в рабочей
тетради (№ 22)
их
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
VI. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
– Какая задача стояла перед
нами?
– Удалось ли ее решить?
– Кто справился с задачей?
Кто испытывал затруднения?
Почему?
Отвечают на вопросы
учителя
Открыто осмысливают
и оценивают свою
деятельность на уроке
Беседа по
вопросам.
Саморе-
гуляция
ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ – ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема
Распространенные и нераспространенные предложения
Педагогическая цель
Способствовать ознакомлению с распространенными и нераспространенными предложениями, развитию
умения находить в тексте распространенные и нераспространенные предложения
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые
результаты
(предметные)
Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, синтак-
сисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи
Личностные
результаты
Проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание
и сопереживание чувствам других людей
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства ее осуществления.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение
к известным понятиям).
Коммуникативные: в коммуникации строят понятные для окружающих высказывания
Основное содержание
темы, понятия
и термины
Распространенные и нераспространенные предложения
Образовательные
ресурсы
Таблица «Члены предложения». Карточки с изображением солнышка и тучки
С ц е н а р и й
у р о к а
Этапы урока
Формы, методы,
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы
контроля
осуществляемые
действия
формируемые
умения
1
2
3
4
5
6
I.
Мотивирование
к учебной
деятельности.
(Организационн
ый момент)
Фронтальный.
Словесный.
Слово учителя
Приветствие учащихся.
– Вы любите преодолевать
трудности?
– Поднимите руки, кто уверен,
что справится со всеми труд-
ностями.
– Трудность всегда преодоле-
вается, если человек все делает с
хорошим настроением, с
хорошими мыслями.
– Давайте послушаем сами себя,
какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение
Приветствуют
учителя. Организуют
свое рабочее место,
проверяют наличие
индивидуальных
учебных
принадлежностей на
столе.
Проявляют
эмоциональную
отзывчивость на слова
учителя
преодолеть все трудности
на нашем уроке?
– У вас на столе лежат карточки
с изображением солнышка и
тучки. Посмотрите, какая из
карточек отражает ваше
настроение. Выберите ее,
покажите
Выбирают карточки
с изображением
солнышка или тучки в
зависимости от
настроения
II. Чистописание
Индивидуальная.
Практический.
Играть с огнем опасно
Выполняют письмо
по образцу
Вырабатывают калли-
графический почерк
Правильное
написание
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Письмо
III. Проверка
домашнего
задания.
Работа в рабочей
тетради (№ 23)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
Организует проверку домашнего
задания, просматривает
письменные работы
Зачитывают предло-
жения, называют
главные члены
Осуществляют само-
проверку,
устанавливают
правильность
выполнения задания
Беседа по
вопросам,
письменные
работы
IV. Постановка
учебной задачи
(учебник, с. 35)
Фронтальная.
Словесный.
Сообщение
учителя, беседа,
чтение
– Прочитайте вопрос, который
вызвал у Почемучки затруд-
нение.
– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы найти ответ
на этот вопрос
– Что такое
распространенные и
нераспространенные
предложения?
Слушают учителя
Принимают учебную
задачу,
сформулированную
вместе с учителем
V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.
1.
Распространенны
е и
нераспространен
ные предложения
(упр. 39; учебник,
с. 35)
Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный,
практический.
Чтение, беседа,
письмо
– Прочитайте текст.
– Придумайте заголовок.
– В какие две группы можно
распределить предложения?
– Спишите предложения,
которые состоят только из
главных членов.
Организует работу с правилами
Читают, отвечают
на вопросы.
Списывают
предложение. Читают
правило, рассказывают
его
Высказывают свое
мнение. Осуществляют
классификацию
предложений по само-
стоятельно выделен-
ному критерию.
Извлекают
необходимую
информацию
из текста правила,
воспроизводят ее
Беседа по
вопросам,
правило,
письмо
Физкультминутка
Коллективная.
Практический
ЗМЕЙКА
Сцепить ладони в замок –
это «голова змеи».
Одну руку прижать к другой.
Выполняют движения
по тексту под руковод-
ством учителя
Осуществляют
профилактику
утомления.
Ориентируются
Правильное
выполнение
дви-
жений
на здоровый образ
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
Двигать «змею» в разные
стороны, имитируя ползание
жизни,
придерживаются
правильного режима
дня
2. Составление
распространен-
ного и нерас-
пространенного
предложений
(упр. 40)
Групповая,
индивидуальная.
Словесный,
практический.
Чтение, беседа,
письмо
– Прочитайте слова. Составьте
из них нераспространенное,
затем распространенное пред-
ложение. Запишите
распространенное предложение
Читают слова,
составляют
нераспространенное и
распространенное
предложения.
Записывают
предложение
Различают
распространенное (с
второстепенными
членами) и
нераспространенное
(без второстепенных
членов) предложения
Упражнение
VI. Закрепление
знаний и
способов
действий.
Работа в рабочей
тетради (№ 24)
Индивидуальная.
Практический.
Письмо
Организует работу с упраж-
нением, контролирует его
выполнение
Составляют
нераспространенные
предложения и
записывают их
Умеют выполнять
учебное действие
самостоятельно
Письмо
VII. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
– Какая задача стояла перед
нами? Удалось ли ее решить?
– Кто справился с задачей?
– Кто испытывал затруднения?
Почему?
Отвечают на вопросы
учителя
Открыто осмысливают
и оценивают свою
деятельность на уроке
Беседа по
вопросам.
Саморе-
гуляция
VIII. Домашнее
задание.
Составление
предложений
со словарными
Фронтальная.
Словесный.
Объяснение
учителя
Объясняет содержание и спо-
собы выполнения домашнего
задания.
Проверяет соответствующие
записи
Слушают объяснение
учителя. Делают
соответствующие
записи
Принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего
развития
словами