Автор: Прошина Влада Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №1" дошкольная ступень
Населённый пункт: г. Петропавловск–Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Как организовать прогулки–походы за территорию детского сада
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов: «Как организовать прогулки-походы за территорию
детского сада»
Подготовила: Прошина В. Ф.
Прогулки-походы
представляют
собой
один
из
важнейших
организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются
не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки
и физические качества детей, но и воспитывается любовь и эстетическое
отношение к природе, удовлетворяются их познавательные потребности.
Как
известно,
дети
старшего
дошкольного
возраста
отличаются
высокой
степенью
самостоятельности
и
организованности,
что
является
важным условием для проведения прогулок-походов за территорию детского
сада - в парки, зеленые площадки микрорайона.
Организация
(возможно
круглогодичных)
прогулок-походов
предусматривает планомерную их подготовку, регулярное (ежемесячное или
еженедельное)
проведение
и
овладение
детьми
определённым
объёмом
знаний и умений.
Пешие
прогулки-походы
могут
включать
в
себя
все
или
часть
предлагаемых ниже составляющих:
Наблюдение в природе и сбор природного материала;
Чтение природоведческой литературы и беседа по содержанию (лучше
если произведение будет посвящено тем объектам природы, которые
находятся в зоне непосредственного наблюдения детей);
Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц,
зверей, насекомых);
Подвижные и дидактические игры;
Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений;
Упражнения на дыхание, игры на внимание;
Самостоятельные игры детей (на привале);
Походы могут быть разными; в зависимости от сезонных и погодных
условий определяются цели и задачи.
Детям обязательно сообщается конкретная цель предстоящей деятельности,
например, "Сегодня мы будем собирать букеты из опавших листьев для
украшения групп детского сада" или "Будем искать деревья, каких нет на
нашем участке" и т. д.
Важно, чтобы походы были насыщены разнообразным двигательным
содержанием:
ходьба
в
разном
темпе,
подскоки,
подвижные
игры,
спортивные упражнения, перебежки в медленном и быстром темпе и др.
В содержание походов должны включаться хорошо знакомые детям
игры и упражнения, освоенные ранее.
Часть времени отводится для подготовки детей к прогулкам-походам. С
этой целью воспитатель проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети
получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах. Старшие
дошкольники овладевают специальными терминами: турист, палатка, рюкзак,
спальный мешок, компас, маршрут, карта и т. д.
С
целью
повышения
интереса
детей
к
данному
виду
прогулок
и
закрепления
приобретённых
умений
и
навыков
могут
быть
проведены
спортивные игры-развлечения (эстафеты).
В проведении прогулок-походов участвует специалист по физическое
культуре
(возможно
участие
освобождённого
специалиста)
и
воспитатель
группы
вместе
с
помощником.
Прогулки-походы
организуются
в
первую
половину
дня
за
счёт
времени,
отведённого
на
утреннюю
прогулку
и
физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою
потребность в ежедневной двигательной активности.
В
поход
можно
взять
фотоаппарат,
чтобы
запечатлеть
наиболее
интересные моменты прогулки.
Продумайте инвентарь, необходимый для прогулки, а также для того,
чтобы можно было принести в детский сад собранные листья или камешки.
Примерная структура прогулки-похода.
1.
Сбор и движение до первого привала (15-35 минут).
2.
Остановка, привал (10-20 минут). Природоведческая деятельность.
3.
Комплекс игр и упражнений (25-30 минут).
4.
Самостоятельная деятельность детей (15-20 минут)
5.
Сбор детей и возвращение в детский сад (15-35 минут).
Инструкции по охране жизни и здоровья детей.
При проведении прогулок-походов следует соблюдать определённые правила
безопасности.
Маршрут должен быть тщательно изучен.
В
проведении
прогулки-похода
должны
участвовать
не
менее
двух
взрослых (а также родители).
Во
избежании
перегрева
и
переохлаждения
одежда
должна
соответствовать сезону года и состоянию погоды.
Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и уметь
ею пользоваться.
При
переходе
улиц,
дорог
воспитатель
следит
за
тем,
чтобы
дети
соблюдали правила дорожного движения.
В
поход
желательно
брать
обычную
кипячёную
питьевую
воду,
одноразовые стаканчики, средства против укусов комаров, мошек.