Напоминание

"Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Антонова Анастасия Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: региональный колледж педагогического образования
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Развитие навыков дружеских взаимоотношений у детей

старшего дошкольного возраста

Комплект

рассзссссссвыполненную студенткой группы

Д/413-1 Антоновой Анастасией Александровной

В дошкольном возрасте в группе детского сада начинают складываться

дружеские

взаимоотношения.

Воспитателю

необходимо

с

большим

вниманием относиться к самостоятельно возникающим объединениям детей,

к содержанию и формам их общения.

Как

показывают

исследования

Т.И.

Горбатенко,

Г.Н.Годиной,

Г.М.Ляминой,

дети

старшего

дошкольного

возраста,

особенно

если

они

привыкли к общению со сверстниками, посещая детский сад, с большим

желанием

объединяются

в

играх,

в

труде,

в

процессе

самой

различной

деятельности в быту. Между некоторыми детьми устанавливаются особо

дружеские отношения: дети предпочитают именно с ними играть, трудиться

или разговаривать, спорить [9].

Очень важно внимательно изучать эти самостоятельно возникшие

группировки, ценить стремление ребенка к самостоятельности. Вместе с ним

необходимо направлять деятельность детей и их взаимоотношения, искать

верные пути создания новых детских объединений, наиболее интересные и

полезные

для

каждого

ребенка

и

всех

детей

группы

(исследования

Т.А.

Репиной).

В

трудах

психологов

по

проблеме

формирования

личности

имеются

данные,

вскрывающие

характер

взаимоотношений

отдельной

личности

с

другими

людьми.

В.Н.

Мясищев

даёт

следующее

определение

этих

отношений:

«Психологическое

отношение

человека

в

развитом

виде

представляет

целостную

систему

индивидуальных,

избирательных,

сознательных

связей

личности

с

различными

сторонами

объективной

действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека,

она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его

переживания» [6].

Отношение обязательно имеет определённую направленность. Различают

отношения к людям, к самому себе, отношение к предметам внешнего мира.

Нас,

прежде

всего,

интересует

отношение

к

людям,

которое

является

решающим

в

процессе

формирования

личности.

Оно

носит

характер

взаимоотношений. Личность ребёнка вступает в различные рода отношения,

проявляет себя в общении и совместной деятельности с другими детьми и

развивается под влиянием этого общения. (В.Г. Нечаева).

Процесс развития отношений начинается в самом раннем детстве. Ещё в

работах Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной и др. отмечается проявление

эмоциональных

реакций

на

взрослого,

что

служит

основой

развития

социальных контактов. Уже в пред дошкольном возрасте, как замечает В.Н.

Мясищев, можно отметить в отдельных реакциях и поступках детей сложную

борьбу различных по значимости мотивов: личных стремлений, желаний,

интересов,

потребностей

и

требований

общественной

действительности,

общественных правил, обязанностей или конкретных просьб, требований

взрослых.

Под влиянием обстоятельств и воспитания отношения между

детьми

претерпевают

изменения,

а

именно,

ребёнок

начинает

руководствоваться

в

своём

поведении

не

только

личными

желаниями

и

интересами, но и требованиями, интересами окружающих взрослых и детей.

Исходя

из

выше

сказанного,

отношение

товарищей

организует,

дисциплинирует

ребят.

Поэтому

важно

сделать

жизнь

детей

интересной,

деятельной и радостной, чтобы дети находили в ней воплощение своих

замыслов

и

поставленных

целей.

Это

необходимое

условие

успешного

складывания положительных дружеских взаимоотношений между детьми.

(Исследования В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, Р.И. Жуковской.)

Становление ребенка как личности происходит в организуемых детских

группах, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в

сообществах

взрослых

людей.

В

ролевых

играх,

по

мнению

известного

исследователя

Д.Б.

Эльконина,

между

детьми

складываются

дружеские

отношения сотрудничества, взаимопомощи, заботы и внимания друг другу, а

также иногда и отношения властвования, даже деспотизма и грубости, т.е.

такие, в которых формируются как положительные, так и отрицательные

личностные качества ребенка.

В дошкольном возрасте общение детей становится более регулярным и

продолжительным, а игры – более разнообразными. В них на более строгой

основе распределяются роли, получает разработку сюжетная основа игры,

особенно

в

плане

общения

и

взаимодействия

участников

друг

с

другом

(исследования

Л.И.

Божович

А.В.

Запорожца,

А.А.

Люблянской,

Т.А.

Марковой, В.Г. Нечаевой, Д.Б. Эльконина,

и др.) В это время происходит

переход

на

новую,

игровую

форму

общения,

которая

характеризуется

большей инициативностью и самостоятельностью ребенка. В играх ребенок

учится

воспринимать

и

передавать

информацию,

следить

за

реакциями

собеседников, учитывать их в своих собственных действиях. В этом возрасте

расширяется круг общения ребенка и выходит за рамки узкосемейных связей

и отношений. В него включаются другие взрослые люди, не члены семьи,

сверстники во дворе и из ближайшего социального окружения.

Л.И. Божович доказывает, что у дошкольников развивается мотивация

общения,

впервые

открыто

проявляется

потребность

в

хорошем

к

себе

отношении

со

стороны

окружающих

людей,

желание

быть

понятым

и

принятым им [2].

Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают

друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют

взаимные

симпатии. Качества

личности,

обнаруживаемые

ими

в

игре,

определяют

формирующиеся

взаимоотношения.

Возникает

личностная

избирательность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной

основе (работы М.И. Лисиной).

Мы согласны с точкой зрения А.П. Усовой, что общественность более

активно

начинает

проявляться

тогда,

когда

осуществляется

переход

к

действию совместно с кем-то из детей. Возникает процесс взаимодействия,

который вызывает детей на то или иное общение, на установление каких-то

отношений друг с другом.

Как пишет Е.И. Щербакова, взаимодействие носит различный характер,

проявляется

по-разному.

Это

может

быть

чисто

механиче ско е

взаимодействие,

которое

характеризуется

слиянием

по

существу

разнородных

действий,

происходит

как

бы

мирное

течение

двух

индивидуально происходящих игр. Это очень похоже на игры рядом.

Затем отчетливо вырисовывается взаимодействие на основе содержания

игры.

Здесь

детей

объединяет

и

как-то

даже

заставляет

действовать

«согласованно» понимание общего смысла игры и включение в действие

другого. Общение играющих становится более ясно выраженным.

Взаимодействие может быть и на основе интереса друг к другу; это уже

включение какого-то личного отношения, предпочтения, знакомства и т.д. [5].

Действовать вместе с другим ребенком – это не так просто даже в

возрасте 5-7 лет. И хотя существует мнение, что язык игры понятен всем

детям,

оказывается,

нужен

еще

язык

общения

приноравливать

свои

действия к действиям другого лица, в чем-то помочь и т.д. Взаимодействие и

формулирует общественность, оно требует такого качества, которое поведет

игру детей именно по этому пути. Анализируя исследования А.П. Усовой, мы

видим,

что

чем

дальше

процесс

взаимодействия

идет

от

механического

взаимодействия

к

более

осознанному,

тем

общественность,

как

качество

личности, все больше дает себя знать: уже нужно найти свое место среди

играющих, наладить с ними связи, понять желания играющих, убедить их в

чем-то или самому убедиться. Больше того, примениться к другому (другим),

столкнуться с их отношением к себе – все это требует того особого качества,

которое мы бы назвали общественностью.

Когда взаимодействие между играющими происходит на основе

интереса

к

содержанию

игры,

то

играющие

группы

составляются

более

избирательно – это дети, интересующиеся по преимуществу двигательными

играми или умственными, и т.д. Заметны уже те или иные склонности,

интересы, возникает интерес друг к другу, прочнее становится знакомство

детей между собой.

На этой основе развиваются и живут играющие коллективы детей.

Общественность здесь выражена в сложном виде оценочного отношения друг

к другу, в проявлениях первых ростков общественного мнения, когда заметна

какая-то согласованность играющих [23].

По

мнению

В.Г.

Нечаевой,

Я.Л.

Коломенского,

объединённые

подгруппы играющих детей – новый этап развития коллектива. Устанавливая

связь

между

такими

подгруппами,

воспитатель

сам

расширяет

сферу

игрового общения, что даёт возможность распространить нормы дружеских

взаимоотношений

на

более

широкий

круг

сверстников.

Постепенное

усложнение

игровых

взаимодействий

способствует

воспитанию

у

ребят

представлений

о

чуткости,

отзывчивости,

товариществе.

Дети

старшего

дошкольного

возраста

могут

длительное

время

играть

интересно

и

увлекательно, самостоятельно развивая сюжет игры.

В игровом коллективе, длительное время увлеченном интересной

деятельностью, устанавливливаются свои «законы»: «все делить поровну, а

не хватает – сделать»; «если товарищ не справляется с заданием, оказать

помощь; «в нашей группе – все дружные» и т.д. Дети на практике усваивают

нормы коллективной жизни: уступать товарищу, делиться друг с другом,

вовремя сдерживать себя, проявлять чуткость. У ребят появляется стремление

своими силами, коллективно воздействовать на поведение своих товарищей,

нарушающих

дисциплину

в

группе.

Если

раньше

можно

было

слышать

жалобы на детей друг на друга, то теперь дети в большинстве случаев сами

разрешают возникающие конфликты. Нам кажется, что при организации

детского

коллектива

особенно

важно

учитывать

индивидуальные

особенности ребят. Эту точку зрения мы находим в работах Р.А. Иванковой.

Систематическое наблюдение за играми детей, позволяет определить степень

общительности

или

замкнутости

каждого

ребенка,

выявить

его

умение

согласовывать

свои

действия

с

действиями

товарищей,

степень

инициативности или стереотипности и т.д. В соответствии с этим наметить

приемы индивидуального подхода [8]. Ребят, которые чаще других бывают

инициаторами, организаторами игр, полезно натолкнуть на необходимость

проявлять нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины.

Дети замкнутые, молчаливые, требуют особого внимания и заботы со

стороны взрослых, так как они долгое время не могут вступить в контакт со

сверстниками. Главное в работе с такими детьми – теплый, ласковый тон

воспитателя, его заботливое, внимательное отношение, крайне осторожное,

постепенное

сближение

ребенка

со

сверстниками

(исследования

Р.И.

Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Т.И. Горбатенко и др.).

Встречаются и дети вспыльчивые, неуравновешенные, для них

характерна

быстрая

возбудимость,

недисциплинированность,

постоянные

конфликты с товарищами. Они требуют особого к себе подхода.

Изучая

данный

вопрос

Т.А.

Репина,

указывает

на

то,

что в

индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослых нуждаются не

только те дети, которые по каким-либо причинам выделяются из общей

массы. В каждом есть что-то своё, особенное, и это надо выявить и дать ему

развиться, опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности

ребенка [8].

Как отмечает А.П. Усова,

к

пяти-семи

годам

детская

дружба

приобретает более определенный, а порой ярко выраженный избирательный

характер. Между некоторыми детьми (чаще это парная дружба: мальчик –

мальчик, девочка – девочка) устанавливаются устойчивые, особо близкие

отношения.

Ребенок

предпочитает

играть,

разговаривать,

заниматься,

общаться

со

своим

другом.

Для

друга

он

бывает

готов

поступиться

привлекательной игрушкой, игровой ролью, лакомством. Мотивы дружбы

становятся глубже, разносторонне, они связываются с общими игровыми

интересами и оценкой личных качеств партнера («она добрая», «он всегда

заступается», «не жадный», «самый лучший у нас футболист», «красивые

постройки делает»). Однако мотивы дружбы не всегда осознаются старшими

дошкольниками. Далеко не всегда они ясны и нам, взрослым. Типичны для

дошкольников такие психологические особенности дружбы как легкость и

непо средственно сть

её

возникновения,

большая

и с к р е н н о с т ь ,

эмоциональность.

Дружеские

взаимоотношения

старших

дошкольников,

благодаря

накопленному опыту общения, интенсивному развитию наглядно-образного

мышления, на основе которого формируются обобщенные знания, становятся

более содержательными, самоуправляемыми, эмоционально осознанными.

Таким

образом,

выявление,

развитие

и

совершенствование

возможностей

каждого

ребенка

способствуют

организации

дружного

коллектива,

члены

которого

успешно

овладевают

нормами

коллективных

взаимоотношений:

учатся

поступаться

своими

желаниями,

подчиняться

требованию товарищей и в тоже время отстаивать свою правоту, защищать

свои

справедливые

интересы;

учатся

считаться

с

правами

других,

согласовывать свои действия с действиями окружающих, радоваться общим

успехам.

Литература

1. Авдеева, Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет [Текст] / Ю.

В. Авдеева, – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.

2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И.

Божович, – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

3.

Виноградова,

Н.

А.

Сюжетно-ролевые

игры

для

старших

дошкольников:

практическое

пособие

[Текст]

/

Н.

А.

Виноградова,

Н.В.

Позднякова, – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.

4. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.

Н. Галигузова, О. Е. Смирнова, – М.: Просвещение, 1992.

5.

Дубина,

Л.

А.

Коммуникативная

компетентность

дошкольников:

сборник игр и упражнений [Текст] / Л. А. Дубина, М.: Книголюб, 2006. – 64 с.

6. Комарова, Н.Ф.Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми

в детском саду [Текст] /Н Ф. Комарова, – М.: Издательство «Скрипторий

2003», 2010. – 160 с.

7.

Меренков,

А.

В.

Формирование

нравственных

качеств

как

важнейший аспект подготовки к школе [Текст] / А. В. Меренков, Л. Н.

Буйлова, Н. В. Кленова // Дошкольное воспитание, – 2001. – № 8. – С. 27-34.

8. Недопасова, В. А. Растем играя [Текст] / В. А. Недопасова, – М.:

Просвещение, 2002. – 93 с.

9. Смирнова, О. Е. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / О.

Е. Смирнова. – М.: Академия, 2000.

10. Шевченко, В. А. Игра – детская школа нравственности [Текст] / В.

А. Шевченко // Дошкольное воспитание, – 2002. – №8. – С. 15-19.

витию

навыков

дружеских

взаимоотношений у детей

старшего дошкольного

возраст



В раздел образования