Автор: Жиделёва Вера Михайловна
Должность: старший воспитатель МБДОУ ЦРР – дет⁄сад №35 ГО.Верхняя Тура
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР –дет⁄сад №35 "Сказка"
Населённый пункт: город Верхняя Тура Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность как форма организация работы ДОУ в режиме сетевого взаимодействия
Раздел: дошкольное образование
Жиделева Вера Михайловна
Старший воспитатель МБДОУ ЦРР – дет/сад №35 «Сказка» ГО. Верхняя Тура
Проектная деятельность как форма организация работы ДОУ
в режиме сетевого взаимодействия
Становление
новой
системы
образования,
ориентированной
на
вхождение
в
мировое
пространство,
требует
существенных
изменений
в
педагогической
теории
и
практике
дошкольных
учреждений,
совершенствования
педагогических
технологий,
особенно
ввиду
того,
что
сегодня
ФГОС
ДО
определяет
требования
к
условиям,
необходимым
для
создания
социальной
ситуации
развития
детей,
соответствующей
специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО).
Одним из таких требований является обеспечение поддержки индивидуальности и
инициативы детей через:
-создание
условий
для
свободного
выбора
детьми
деятельности,
участников
совместной деятельности;
-создание
условий
для
принятия
детьми
решений,
выражения
своих
чувств
и
мыслей;
-недирективную
помощь
детям,
поддержку
детской
инициативы
и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной,
познавательной и т.д.).
Анализ
педагогической
практики
дошкольной
образовательной
организации
показывает, что перечисленные условия обеспечиваются не в полной мере, а именно, дети
недостаточно активно проявляют свою инициативу, творчество, самостоятельность и т.д.
Вместе
с
тем,
мировая
практика
показывает,
что
использование
инновационных
педагогических
технологий
открывает
новые
возможности
воспитания
и
обучения
дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям,
которые
являются
инновационными
в
работе
дошкольных
учреждений.
Этот
метод
актуален
и
очень
эффективен,
т.к.
дает
ребенку
возможность
экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные
навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Метод проектов
интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность
сконцентрировать
материал
по
определённой
теме,
повысить
уровень
собственной
компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями,
ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать
процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и
гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада, делает образовательную
систему ДОУ открытой для активного участия родителей и социальных партнеров и
позволяет объединить всех участников образовательного процесса.
Особую
значимость
для
социального
становления
ребенка
и
всестороннего
развития дошкольника приобретают проекты, если в них участвуют не только хорошо
знакомые для дошкольников люди, но и представители социума, социальные партнеры
учреждения.
Участвуя
в
социальных
проектах,
дети
приобретают
опыт
социально-
полезной и одобряемой окружающими деятельности, совершенствуют коммуникативные
навыки, участвуют в общественной жизни, что способствует личностному и социальному
росту ребенка, формированию различных компетентностей, в том числе и социальной.
Реализация
социальных
проектов
несет,
прежде
всего,
развивающий
эффект,
включающий
в
себя
появление
значимых
изменений
в
эмоционально-личностной,
интеллектуальной,
коммуникативной
сферах
личности
участников
проектной
деятельности.
Кроме
того,
для
дошкольников
существенным
будет
являться
воспитательный эффект, включающий в себя формирование основ гражданской культуры,
развитие
социальной
активности,
коммуникативных
и
коллективистских
качеств.
Обучающий
эффект
предусматривает
формирование
понятий,
представлений
об
окружающем мире, о социальных взаимоотношениях, закрепление навыков общения и
совместной деятельности с представителями различных организаций.
Становление сетевого взаимодействия (социального партнерства) в образовании
отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в
целом,
и
главное —
способно
удовлетворить
потребности
каждого
субъекта
этого
взаимодействия, а значит, и повлиять на качество образования. Важно отметить, что при
сетевом
взаимодействии
происходит
не
только
распространение
инновационных
разработок,
но
и
идет
процесс
диалога
между
образовательными
учреждениями,
образовательными учреждениями и другими социальными партнерами, а также процесс
отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, происходящих в системе
образования в целом. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в
качестве примера, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень
собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности
дальнейшей работы, усиливающими качество дошкольного образования.
Сетевое
взаимодействие
в
реализации
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования
обеспечивает
возможность
качественного
освоения
дошкольниками
образовательной
программы
с
использованием
ресурсов
разных
организаций,
осуществляющих
образовательную
и
иную
деятельность
(социальную,
культурную, оздоровительную, профилактику безопасного поведения, творческую и т.д.).
Сетевое
взаимодействие
дошкольных
образовательных
организаций
реально
является
на
современном
этапе
инновационным
механизмом
развития
дошкольного
образования
в
свете
федерального
государственного
образовательного
стандарта
и
позволяет эффективно реализовывать стратегические направления системы образования,
объединяя различные ресурсы участников для достижения единой цели.
В целях создания системы сетевого взаимодействия и взаимосотрудничества ДОУ
в сентябре 2016 году усилиями
педагогов МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 «Сказка» был
запущен
долгосрочный
управленческий
административный
мультипроект «Проектная
деятельность как форма организация работы ДОУ в режиме сетевого взаимодействия»,
который состоит их отдельных монопроектов различной направленности и тематики,
каждый
из
которых представляет отдельный этап работы, направленный на получение
сложного инновационного результата, на достижения стратегической цели проекта:
Целостный
интегративный
процесс
всех участников инновационного проекта
гармонично объединил различные образовательные области для целостного восприятия
окружающего
мира
и
позволил расширить
границы
партнерских
взаимоотношений,
сетевого
взаимодействия
ДОУ
с
различными
общественными
организациями
и
образовательными учреждениями города и области (родители воспитанников ДОУ, СОШ
№19, образовательные организации города, детский дом «Антоновский» Пригородного
района Нижнего Тагила, городская библиотека, СМИ, городской и школьный музей города
Верхняя
Тура,
межшкольный
краеведческий
интерьерный
музей
«Изба-избушка»
при
подростково-молодежном центре «Колосок», учреждения культуры, ТНКА ГО. Верхняя
Тура,
Представительство Татарстана в Свердловской области и т.д.).
Одним из главных
направлений
инновационной деятельности дошкольного
образовательного учреждения является апробация и реализация программы по изучению
татарского языка, национальных обычаев и традиций различных народов России. С этой
целью с 1 сентября 2015 года в МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 “Сказка” была начата работа
по реализации Стратегии развития билинвального компонента”. Большую поддержку по
этому
направлению
мы
получаем
от
руководителя ТНКА
ГО.
Верхняя
Тура
Ш.Н
Гарифуллина
и
Представительства
Татарстана
в
Свердловской
области
(оснащение
методлитературой и пособиями, прохождение курсов повышение квалификации).
В целях
реализации
Стратегии
развития
билингвального
компонента
сегодня
в
дошкольной
организации ведется активная работа по введению и реализации учебно-методического
комплекта по обучению дошкольников татарскому языку.
Одной из главных задач работы
по
данному
направлению
считаем
-
обогащение
детского
развития
посредством
приобщения
к
истокам
национальной
культуры,
краеведения,
изучения
татарского
(русского) языка, национальных обычаев и традиций различных народов, проживающих
на территории России.
Созданный кружок
по изучению татарского языка и национальных традиций
народов,
проживающих в России показал большую популярность проводимой работы
среди
родителей,
так
как
их
дети
без
ущерба
для
здоровья,
без
интеллектуальных
перегрузок
изучают
татарский
язык,
участвуя
в
праздниках,
концертах,
спектаклях,
проводимых на татарском и русском языках, знакомятся со сказками, стихами, загадками,
слушают народные песни, играют, учатся исполнять национальные танцы. Эти задачи
осуществляются не только на занятиях по обучению родному языку, но и реализуются в
изобразительной деятельности, самостоятельной художественной деятельности
В
рамках
Стратегии развития
билингвального
компонента
и долгосрочного
управленческого административного мультипроекта «Проектная деятельность как форма
организация работы ДОУ в режиме сетевого взаимодействия» в МБДОУ ЦРР – дет/сад №
35
в
сентябре
2016
года
был
запущен
самостоятельный
педагогический
социально-
познавательный монопроект «Мы разные - мы вместе». Главная цель которого – показать и
рассказать детям дошкольного возраста о том, что все мы живем в большой стране, под
названием Россия, в которой рука об руку здравствуют люди разных национальностей,
говорящие на разных языках, с богатой культурой и традициями, а так же люди из разных
социальных миров.
Итогом педпроекта стали всевозможные конкурсы и выставки («Широка страна моя
родная», «Моя родина-Россия», выставка книг «Сказки народов России» и т.п.) по данному
направлению, где были представлены работы, изготовленные семьями воспитанников
детского сада, рассказывающие о традициях и обычаях той или иной семьи, которые позже
стали экспонатами музея культур
народа России, созданного на базе ДОУ. А также
большие праздничные программы, вечера-развлечения, познавательно-игровые викторины
и т.п. Главной нитью сюжета проведенных мероприятий стала тема
толерантности,
терпимости,
добра
и
взаимовыручки.
Частыми
гостями
наших
праздников
стали
представители
городской
администрации,
отдела
управления
образованием,
детских
учреждений
города
и
близлежащих
городов.
Не
остаются
в
стороне
и
родители
воспитанников детского сада, в исполнении которых на праздниках звучат зажигательные
русские частушки, под которые так и хочется пуститься в пляс, грузинская «Лезгинка»
сменяется русским переплясом, белорусские песни – татарскими играми и песнями.
Не удивительно, что именно наше дошкольное учреждение в 2017 году стало
победителем
ежегодного городского фестиваля национальных культур с одноименным
названием. За этой победой и ярким впечатляющим выступлением на конкурсе стоит
огромный
совместный
труд
всех
участников
образовательного
процесса:
педагогов,
родителей, воспитанников ДОУ, социальных партнеров.
В целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества и доброй традицией
для
коллектива
дет/сада
№
35
«Сказка»
и
его
воспитанников
стало
посещение
Антоновского детского дома Пригородного района Нижнего Тагила. В течение нескольких
лет МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 «Сказка» не только оказывает помощь этому детскому
дому, но и совместно реализует творческие планы и проекты («Мечты бывают разные или
история о том как дорасти до мечты большого роста», «Жила-была мечта…», «Большое
сердце маленького человечка» и т.п.). На протяжении нескольких лет ДОУ ведет активную
работу по организации волонтерского движения в ДОУ «Счастье в ладошках», в рамках
которого
проведено
и
организовано
ряд
благотворительных,
социальных
акций
(проведение
акции
ко
Дню
пожилых
людей,
к
празднику
9
мая,
«Неделя
добра»,
«Марафон добрых дел», «Покормите птиц»; «Чудеса под Новый год»; «Собери ребенка в
школу» и т.п.). К данному роду деятельности активно подключились педагоги и ученики
СОШ № 19 ГО. Верхняя Тура.
В
соответствии
с
тематикой
реализуемого
нами
административного
проекта
работниками
городской
библиотеки
были
подготовлены
и
проведены
познавательные
беседы, интерактивные экскурсии по теме «По дороге в детский сад», «Мы едем, едем,
едем…», «Путешествие в волшебный книжный мир», «Мы пришли в театр», «Жили-были
сказки»», «И оживают куклы». Воспитанники и педагоги ДОУ приняли активное участие
в
проектах,
проводимыми
МБУК
«Центральной
городской
библиотекой
им.
Ф.Ф.
Павленкова»
под
названием
«Выездной
абонемент»,
«Талантливый
читатель»,
«Педагогическая гостиная» и т. д. Совместно с педагогами музыкальной школы искусств
ГО. Верхняя Тура было проведено ряд интегрированных познавательно-тематических
занятий по теме «Времена года», выставок, мастер-классов «Храбрый портняжка», «Я
леплю из пластилина» и т.п. Педагогами подростково-молодежного центра «Колосок» и
ДОУ №35 «Сказка» было проведено ряд выставок, мастер-классов («Добрые волшебники
семьи», «Милый дедушка, родной», «Наши руки не знают скуки»,
«Российские танки –
мощь
страны» и т.п.), праздников, квест-игр
(«Мы вместе-мы едины»») и т.д. На
протяжении нескольких лет воспитанники нашего детского сада, их родители, педагоги
учреждения
являются
посетителями
интерактивного
музея «Изба-избушка»
при
подростково-молодежном
центре
«Колосок». На фоне музейных экспозиций «Русская
изба» и «Крестьянский двор» для детей проводятся занятия, мастер-классы, праздники, по
тематике перекликающиеся с образовательной программой ДОУ и реализуемых проектов.
Родители воспитанников ДОУ стали активными участниками всех мероприятий по
тематике проекта «Проектная деятельность как форма организация работы ДОУ в режиме
сетевого
взаимодействия». В
лице
родителей
мы
нашли
поддержку
не
только
в
подготовительной работе (ими было изготовлено огромное количество всевозможного
нетрадиционного
спортивного,
методического
и
дидактического
оборудования
для
обогащения предметно-пространственной развивающей среды учреждения), но увидели в
них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.
Впервые за всю
практику
работы
детского
сада
родители
воспитанников
ДОУ
стали
активными
участниками
Дня
самоуправления
под
названием
«Детский
сад
в
руках
детей
и
их
родителей»,
наставниками всевозможных проектов («Путешествие в страну времени»;
«Вечная мерзлота»; «Морские обитатели»; «Есть ли жизнь на других планетах?»;
«От
гусеницы к бабочке»; «Чистый город»; «Что такое Вулкан»; «Что я знаю Динозаврах» ;
«Кто мы, откуда, откуда род наш идет» , «Мое генеалогическое древо»), которые были
представлены в рамках конкурса «На лучший детско-родительский проект» и в контексте
долгосрочного познавательно-исследовательского педагогического проекта по теме «Земля
- наш общий дом» и серии проектов «Лэпбук-современная технология».
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
что
внедрение
метода
проектов
в
образовательный
процесс
дошкольного
учреждения
позволяет
активизировать
всех
участников образовательного процесса в решении конкретных образовательных задач
посредством сетевого взаимодействия и взаимосотрудничества ДОУ. А также качественно
влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и
профессионализма
педагогических
работников
в
ДОУ,
реализации
индивидуальных
возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Список литературы
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России)
от
17
октября
2013
г.
N
1155
г.
Москва
«Об
утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2.Организация
сетевого
взаимодействия
общеобразовательных
учреждений,
внедряющих
инновационные
образовательные
программы,
принимающих
участие
в
конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2006.
3.Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2010.
4.Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером
в
организации
воспитательного
процесса
(методические
рекомендации).
-
Оренбург:
Оренбургский ИПК, 2003.