Напоминание

Проектная деятельность как форма организация работы ДОУ в режиме сетевого взаимодействия


Автор: Жиделёва Вера Михайловна
Должность: старший воспитатель МБДОУ ЦРР – дет⁄сад №35 ГО.Верхняя Тура
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР –дет⁄сад №35 "Сказка"
Населённый пункт: город Верхняя Тура Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность как форма организация работы ДОУ в режиме сетевого взаимодействия
Раздел: дошкольное образование





Назад




Жиделева Вера Михайловна

Старший воспитатель МБДОУ ЦРР – дет/сад №35 «Сказка» ГО. Верхняя Тура

Проектная деятельность как форма организация работы ДОУ

в режиме сетевого взаимодействия

Становление

новой

системы

образования,

ориентированной

на

вхождение

в

мировое

пространство,

требует

существенных

изменений

в

педагогической

теории

и

практике

дошкольных

учреждений,

совершенствования

педагогических

технологий,

особенно

ввиду

того,

что

сегодня

ФГОС

ДО

определяет

требования

к

условиям,

необходимым

для

создания

социальной

ситуации

развития

детей,

соответствующей

специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО).

Одним из таких требований является обеспечение поддержки индивидуальности и

инициативы детей через:

-создание

условий

для

свободного

выбора

детьми

деятельности,

участников

совместной деятельности;

-создание

условий

для

принятия

детьми

решений,

выражения

своих

чувств

и

мыслей;

-недирективную

помощь

детям,

поддержку

детской

инициативы

и

самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной,

познавательной и т.д.).

Анализ

педагогической

практики

дошкольной

образовательной

организации

показывает, что перечисленные условия обеспечиваются не в полной мере, а именно, дети

недостаточно активно проявляют свою инициативу, творчество, самостоятельность и т.д.

Вместе

с

тем,

мировая

практика

показывает,

что

использование

инновационных

педагогических

технологий

открывает

новые

возможности

воспитания

и

обучения

дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям,

которые

являются

инновационными

в

работе

дошкольных

учреждений.

Этот

метод

актуален

и

очень

эффективен,

т.к.

дает

ребенку

возможность

экспериментировать,

синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные

навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Метод проектов

интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность

сконцентрировать

материал

по

определённой

теме,

повысить

уровень

собственной

компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями,

ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать

процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и

гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада, делает образовательную

систему ДОУ открытой для активного участия родителей и социальных партнеров и

позволяет объединить всех участников образовательного процесса.

Особую

значимость

для

социального

становления

ребенка

и

всестороннего

развития дошкольника приобретают проекты, если в них участвуют не только хорошо

знакомые для дошкольников люди, но и представители социума, социальные партнеры

учреждения.

Участвуя

в

социальных

проектах,

дети

приобретают

опыт

социально-

полезной и одобряемой окружающими деятельности, совершенствуют коммуникативные

навыки, участвуют в общественной жизни, что способствует личностному и социальному

росту ребенка, формированию различных компетентностей, в том числе и социальной.

Реализация

социальных

проектов

несет,

прежде

всего,

развивающий

эффект,

включающий

в

себя

появление

значимых

изменений

в

эмоционально-личностной,

интеллектуальной,

коммуникативной

сферах

личности

участников

проектной

деятельности.

Кроме

того,

для

дошкольников

существенным

будет

являться

воспитательный эффект, включающий в себя формирование основ гражданской культуры,

развитие

социальной

активности,

коммуникативных

и

коллективистских

качеств.

Обучающий

эффект

предусматривает

формирование

понятий,

представлений

об

окружающем мире, о социальных взаимоотношениях, закрепление навыков общения и

совместной деятельности с представителями различных организаций.

Становление сетевого взаимодействия (социального партнерства) в образовании

отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в

целом,

и

главное —

способно

удовлетворить

потребности

каждого

субъекта

этого

взаимодействия, а значит, и повлиять на качество образования. Важно отметить, что при

сетевом

взаимодействии

происходит

не

только

распространение

инновационных

разработок,

но

и

идет

процесс

диалога

между

образовательными

учреждениями,

образовательными учреждениями и другими социальными партнерами, а также процесс

отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, происходящих в системе

образования в целом. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в

качестве примера, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень

собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности

дальнейшей работы, усиливающими качество дошкольного образования.

Сетевое

взаимодействие

в

реализации

основной

образовательной

программы

дошкольного

образования

обеспечивает

возможность

качественного

освоения

дошкольниками

образовательной

программы

с

использованием

ресурсов

разных

организаций,

осуществляющих

образовательную

и

иную

деятельность

(социальную,

культурную, оздоровительную, профилактику безопасного поведения, творческую и т.д.).

Сетевое

взаимодействие

дошкольных

образовательных

организаций

реально

является

на

современном

этапе

инновационным

механизмом

развития

дошкольного

образования

в

свете

федерального

государственного

образовательного

стандарта

и

позволяет эффективно реализовывать стратегические направления системы образования,

объединяя различные ресурсы участников для достижения единой цели.

В целях создания системы сетевого взаимодействия и взаимосотрудничества ДОУ

в сентябре 2016 году усилиями

педагогов МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 «Сказка» был

запущен

долгосрочный

управленческий

административный

мультипроект «Проектная

деятельность как форма организация работы ДОУ в режиме сетевого взаимодействия»,

который состоит их отдельных монопроектов различной направленности и тематики,

каждый

из

которых представляет отдельный этап работы, направленный на получение

сложного инновационного результата, на достижения стратегической цели проекта:

Целостный

интегративный

процесс

всех участников инновационного проекта

гармонично объединил различные образовательные области для целостного восприятия

окружающего

мира

и

позволил расширить

границы

партнерских

взаимоотношений,

сетевого

взаимодействия

ДОУ

с

различными

общественными

организациями

и

образовательными учреждениями города и области (родители воспитанников ДОУ, СОШ

№19, образовательные организации города, детский дом «Антоновский» Пригородного

района Нижнего Тагила, городская библиотека, СМИ, городской и школьный музей города

Верхняя

Тура,

межшкольный

краеведческий

интерьерный

музей

«Изба-избушка»

при

подростково-молодежном центре «Колосок», учреждения культуры, ТНКА ГО. Верхняя

Тура,

Представительство Татарстана в Свердловской области и т.д.).

Одним из главных

направлений

инновационной деятельности дошкольного

образовательного учреждения является апробация и реализация программы по изучению

татарского языка, национальных обычаев и традиций различных народов России. С этой

целью с 1 сентября 2015 года в МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 “Сказка” была начата работа

по реализации Стратегии развития билинвального компонента”. Большую поддержку по

этому

направлению

мы

получаем

от

руководителя ТНКА

ГО.

Верхняя

Тура

Ш.Н

Гарифуллина

и

Представительства

Татарстана

в

Свердловской

области

(оснащение

методлитературой и пособиями, прохождение курсов повышение квалификации).

В целях

реализации

Стратегии

развития

билингвального

компонента

сегодня

в

дошкольной

организации ведется активная работа по введению и реализации учебно-методического

комплекта по обучению дошкольников татарскому языку.

Одной из главных задач работы

по

данному

направлению

считаем

-

обогащение

детского

развития

посредством

приобщения

к

истокам

национальной

культуры,

краеведения,

изучения

татарского

(русского) языка, национальных обычаев и традиций различных народов, проживающих

на территории России.

Созданный кружок

по изучению татарского языка и национальных традиций

народов,

проживающих в России показал большую популярность проводимой работы

среди

родителей,

так

как

их

дети

без

ущерба

для

здоровья,

без

интеллектуальных

перегрузок

изучают

татарский

язык,

участвуя

в

праздниках,

концертах,

спектаклях,

проводимых на татарском и русском языках, знакомятся со сказками, стихами, загадками,

слушают народные песни, играют, учатся исполнять национальные танцы. Эти задачи

осуществляются не только на занятиях по обучению родному языку, но и реализуются в

изобразительной деятельности, самостоятельной художественной деятельности

В

рамках

Стратегии развития

билингвального

компонента

и долгосрочного

управленческого административного мультипроекта «Проектная деятельность как форма

организация работы ДОУ в режиме сетевого взаимодействия» в МБДОУ ЦРР – дет/сад №

35

в

сентябре

2016

года

был

запущен

самостоятельный

педагогический

социально-

познавательный монопроект «Мы разные - мы вместе». Главная цель которого – показать и

рассказать детям дошкольного возраста о том, что все мы живем в большой стране, под

названием Россия, в которой рука об руку здравствуют люди разных национальностей,

говорящие на разных языках, с богатой культурой и традициями, а так же люди из разных

социальных миров.

Итогом педпроекта стали всевозможные конкурсы и выставки («Широка страна моя

родная», «Моя родина-Россия», выставка книг «Сказки народов России» и т.п.) по данному

направлению, где были представлены работы, изготовленные семьями воспитанников

детского сада, рассказывающие о традициях и обычаях той или иной семьи, которые позже

стали экспонатами музея культур

народа России, созданного на базе ДОУ. А также

большие праздничные программы, вечера-развлечения, познавательно-игровые викторины

и т.п. Главной нитью сюжета проведенных мероприятий стала тема

толерантности,

терпимости,

добра

и

взаимовыручки.

Частыми

гостями

наших

праздников

стали

представители

городской

администрации,

отдела

управления

образованием,

детских

учреждений

города

и

близлежащих

городов.

Не

остаются

в

стороне

и

родители

воспитанников детского сада, в исполнении которых на праздниках звучат зажигательные

русские частушки, под которые так и хочется пуститься в пляс, грузинская «Лезгинка»

сменяется русским переплясом, белорусские песни – татарскими играми и песнями.

Не удивительно, что именно наше дошкольное учреждение в 2017 году стало

победителем

ежегодного городского фестиваля национальных культур с одноименным

названием. За этой победой и ярким впечатляющим выступлением на конкурсе стоит

огромный

совместный

труд

всех

участников

образовательного

процесса:

педагогов,

родителей, воспитанников ДОУ, социальных партнеров.

В целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества и доброй традицией

для

коллектива

дет/сада

35

«Сказка»

и

его

воспитанников

стало

посещение

Антоновского детского дома Пригородного района Нижнего Тагила. В течение нескольких

лет МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 «Сказка» не только оказывает помощь этому детскому

дому, но и совместно реализует творческие планы и проекты («Мечты бывают разные или

история о том как дорасти до мечты большого роста», «Жила-была мечта…», «Большое

сердце маленького человечка» и т.п.). На протяжении нескольких лет ДОУ ведет активную

работу по организации волонтерского движения в ДОУ «Счастье в ладошках», в рамках

которого

проведено

и

организовано

ряд

благотворительных,

социальных

акций

(проведение

акции

ко

Дню

пожилых

людей,

к

празднику

9

мая,

«Неделя

добра»,

«Марафон добрых дел», «Покормите птиц»; «Чудеса под Новый год»; «Собери ребенка в

школу» и т.п.). К данному роду деятельности активно подключились педагоги и ученики

СОШ № 19 ГО. Верхняя Тура.

В

соответствии

с

тематикой

реализуемого

нами

административного

проекта

работниками

городской

библиотеки

были

подготовлены

и

проведены

познавательные

беседы, интерактивные экскурсии по теме «По дороге в детский сад», «Мы едем, едем,

едем…», «Путешествие в волшебный книжный мир», «Мы пришли в театр», «Жили-были

сказки»», «И оживают куклы». Воспитанники и педагоги ДОУ приняли активное участие

в

проектах,

проводимыми

МБУК

«Центральной

городской

библиотекой

им.

Ф.Ф.

Павленкова»

под

названием

«Выездной

абонемент»,

«Талантливый

читатель»,

«Педагогическая гостиная» и т. д. Совместно с педагогами музыкальной школы искусств

ГО. Верхняя Тура было проведено ряд интегрированных познавательно-тематических

занятий по теме «Времена года», выставок, мастер-классов «Храбрый портняжка», «Я

леплю из пластилина» и т.п. Педагогами подростково-молодежного центра «Колосок» и

ДОУ №35 «Сказка» было проведено ряд выставок, мастер-классов («Добрые волшебники

семьи», «Милый дедушка, родной», «Наши руки не знают скуки»,

«Российские танки –

мощь

страны» и т.п.), праздников, квест-игр

(«Мы вместе-мы едины»») и т.д. На

протяжении нескольких лет воспитанники нашего детского сада, их родители, педагоги

учреждения

являются

посетителями

интерактивного

музея «Изба-избушка»

при

подростково-молодежном

центре

«Колосок». На фоне музейных экспозиций «Русская

изба» и «Крестьянский двор» для детей проводятся занятия, мастер-классы, праздники, по

тематике перекликающиеся с образовательной программой ДОУ и реализуемых проектов.

Родители воспитанников ДОУ стали активными участниками всех мероприятий по

тематике проекта «Проектная деятельность как форма организация работы ДОУ в режиме

сетевого

взаимодействия». В

лице

родителей

мы

нашли

поддержку

не

только

в

подготовительной работе (ими было изготовлено огромное количество всевозможного

нетрадиционного

спортивного,

методического

и

дидактического

оборудования

для

обогащения предметно-пространственной развивающей среды учреждения), но увидели в

них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Впервые за всю

практику

работы

детского

сада

родители

воспитанников

ДОУ

стали

активными

участниками

Дня

самоуправления

под

названием

«Детский

сад

в

руках

детей

и

их

родителей»,

наставниками всевозможных проектов («Путешествие в страну времени»;

«Вечная мерзлота»; «Морские обитатели»; «Есть ли жизнь на других планетах?»;

«От

гусеницы к бабочке»; «Чистый город»; «Что такое Вулкан»; «Что я знаю Динозаврах» ;

«Кто мы, откуда, откуда род наш идет» , «Мое генеалогическое древо»), которые были

представлены в рамках конкурса «На лучший детско-родительский проект» и в контексте

долгосрочного познавательно-исследовательского педагогического проекта по теме «Земля

- наш общий дом» и серии проектов «Лэпбук-современная технология».

Таким

образом,

можно

сделать

вывод,

что

внедрение

метода

проектов

в

образовательный

процесс

дошкольного

учреждения

позволяет

активизировать

всех

участников образовательного процесса в решении конкретных образовательных задач

посредством сетевого взаимодействия и взаимосотрудничества ДОУ. А также качественно

влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и

профессионализма

педагогических

работников

в

ДОУ,

реализации

индивидуальных

возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Список литературы

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки

России)

от

17

октября

2013

г.

N

1155

г.

Москва

«Об

утверждении

федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2.Организация

сетевого

взаимодействия

общеобразовательных

учреждений,

внедряющих

инновационные

образовательные

программы,

принимающих

участие

в

конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2006.

3.Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для

педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2010.

4.Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером

в

организации

воспитательного

процесса

(методические

рекомендации).

-

Оренбург:

Оренбургский ИПК, 2003.



В раздел образования