Напоминание

Театр моды как форма работы по формированию духовно–нравственных качеств личности обучающихся с ОВЗ в системе профессионального обучения по профессии «Оператор швейного оборудования»


Автор: Шубакова Татьяна Вениаминовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: АПОУ УР "Техникум строительных технологий"
Населённый пункт: г.Ижевск, Удмуртская республика
Наименование материала: статья
Тема: Театр моды как форма работы по формированию духовно–нравственных качеств личности обучающихся с ОВЗ в системе профессионального обучения по профессии «Оператор швейного оборудования»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Шубакова Т.В.,

мастер производственного обучения АПОУ УР

«Техникум строительных технологий», г.Ижевск

Театр моды как форма работы по формированию духовно-нравственных

качеств личности обучающихся с ОВЗ в системе профессионального

обучения по профессии «Оператор швейного оборудования»

У детей с ограниченными возможностями очень часто наблюдаются грубые нарушения всех

сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной

сферы. Как правило, такие дети отстают в развитии от своих сверстников, не имеющих подобных

нарушений. Вместе с тем поведение таких детей различно. Один ребёнок более спокойный, другой

крайне

возбудим,

неуправляем.

Некоторые

дети

отличаются

заторможенностью,

вялостью,

медлительностью. Но, кроме отставаний в психическом, физическом, когнитивном развитии дети с

ограниченными возможностями отстают в социальном развитии. Такие дети с трудом идут на

контакт с другими людьми. А если такой ребёнок постоянно сидит дома и никуда не выходит, то

естественно

он

не

знает

как

вести

себя

в

обществе.

Он

не

стремится

дружить

и

играть

со

сверстниками.

В

результате

жизни

в

полуизолированном

мире

дети

с

ограниченными

возможностями приобретают такие нежелательные черты, как трудности в общении, замкнутость,

недоверчивость, неспособность строить отношения с окружающими людьми и т.д. Неразвитость

воображения, неспособность к долгому сосредоточению, скудный запас слов создают у этих детей

трудности

в

вербальном

самовыражении.

Именно

поэтому

они

нуждаются

в

тренировке

способности к социальной адаптации, которая расширяет возможности приспособления личности,

т.е. активной перестройки в связи с новыми, постоянно меняющимися требованиями, и выработки

соответствующих адекватных форм поведения.

Один из способов решения этих задач - это творчество. Природные задатки творческих

способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны

определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат,

волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).

Кроме

способностей

важнейшей

стороной

творчества

являются

мотивы.

Творческие

способности сами по себе не превращаются в творческие достижения. Чтобы получить результат,

необходимы желание и воля. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся

стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести

«давление

обстоятельств»,

наличие

проблемных

ситуаций,

предъявление

задачи,

конкуренция,

стремление превзойти коллег и товарищей, соперников и т.д.

Гораздо

большее

значение

имеют

внутренние

мотивы,

которые,

конечно,

связаны

и

с

внешними обстоятельствами и проявляются благодаря ним. В основе внутренних мотивов лежит

врожденная потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в

новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее

удовлетворение, чем достигнутый результат и тем более его материальные выгоды.

Ведущим

мотивом

творчества

является

также

стремление

к

самовыражению,

или

к

самоактуализации, стремление утвердить свою личность, отстоять свое Я. С этим связано также

желание некоторых людей действовать наперекор существующему и общепризнанному, тенденция к

противоположному, к противопоставлению. Носителем творческого начала как явления социо-

культурного выступает человеческая личность. Она – свидетельство духовно-личностной природы

творчества. В творчестве личность проявляется как нечто свободное, целостное, неделимое и

неповторимое.

Существует

множество

разнообразных

направлений

в

творчестве:

музыка,

хореография,

актерское мастерство, живопись, архитектура, поэзия, декоративно- прикладное творчество и т.д.

В условиях профессионального обучения по профессии «Оператор швейного оборудования»

наиболее целесообразно и оптимально раскрыть и развить свои качества и способности через такую

форму

творчества

как

«театр

моды».

Чем

же

обосновывается

такой

выбор?

Театр

моды,

в

современных условиях, имеет большие творческие перспективы. Тематика театральных показов

невероятно обширна. Это могут быть карнавальные, театрализованные шествия посвященные, как

Российским историческим праздникам: Рождество, масленица, Иван – Купала, Татьянин день, пасха.

«Театр моды» может реализовать себя и в социальных мероприятиях: «День победы», «День

защитника отечества», «День знаний». Все выше сказанное дает невероятно богатый материал для

самых смелых, ярких, интересных воплощений творческих идей. Одним из интереснейших тем

данной программы, может быть изучение исторических, культурных, художественных аспектов,

предшествующих и сформировавших такое явление, как «Театр моды».

Мода

позволяет

личности

выразить

себя,

продемонстрировать

свою

индивидуальность.

Выбирая

одежду

для

того

или

иного

случая,

мы

стремимся

к

тому,

чтобы

она

делала

нас

привлекательнее. Образовательная программа «Театр моды» даст возможность попробовать свои

силы в создании тематических театральных коллекций. Дети смогут познакомиться с историей

моды, историей костюма, узнать и изучить историю праздников карнавалов. Мы все, так или иначе,

интересуемся модой, ждём прогнозов, выясняем, что же сегодня модно, что шить, что покупать, как

одеваться, чтобы не отстать от времени. Вступая в какие-либо отношения с модой, мы оказываемся

перед выбором, и делать его надо осознанно, так как этим самым заявляем о своих пристрастиях, о

своём эстетическом идеале. Занятия, в атмосфере творчества, общения с театральным искусством,

истории моды, историй праздников, способствую развитию не только творческих способностей, но

формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую

культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении. Работа в группе укрепляет

«чувство локтя», ребёнок ощущает свою необходимость, свою значимость в общем деле, свою

индивидуальность в исполняемой роли; воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении

каких

либо

поручений,

обязанностей.

В

этом

заключается

актуальность

и

педагогическая

целесообразность программы.

Занятия по программе «Театр моды» окажут влияние в формировании эстетического и

художественного вкуса. Дети научатся комбинировать одежду соответствующую месту, времени и

назначению, со вкусом использовать дополнительные аксессуары к одежде, найдут свой стиль.

Направленность образовательной программы «Театр моды» – художественно – эстетическая.

Отличительная особенность и новизна образовательной программы «Театр моды» заключается в

том, что программа составлена для работы в синтезе с программой «Изготовление театральных

костюмов

и

головных

уборов».

Программа

«Театр

моды»

даёт

возможность

практической

реализации

прикладного

творчества

детей,

занимающихся

по

программе

«Изготовление

театральных костюмов и головных уборов». В свою очередь, воспитанники, занимающиеся по

программе «Театр моды», имеют возможность наиболее образно и ярко раскрыть своё театрально-

художественное творчество.

Цель образовательной программы – создать условия для раскрытия и развития творческих

способностей учащихся посредством занятий в творческом объединении «Театр моды». Самое

главное для педагога в работе с детьми – умение направить энергию воспитанников на такой вид

деятельности,

чтобы

они

ощутили

свою

самостоятельность,

успешность,

удовольствие

от

творческого процесса, удовольствие от общения друг с другом.

Задачи программы «Театр моды»:

Образовательные

- обучить навыкам изготовления элементов костюма;

- ознакомить с основными видами моделей одежды, типами тканей,

украшениями, декоративными средствами макияжа, моделями причёсок;

- ознакомить со стилями исторического, национального костюма;

- ознакомить с историей национального и театрального костюмов;

- обучить навыкам сценического и подиумного движений и основам

актерского мастерства.

Развивающие

- развить творческие способности, фантазию, абстрактное мышление;

- развить координацию движений, пластику, чувство ритма, музыкальность;

- развить эстетические и эмоциональные качества;

- развить наблюдательность, память, фантазию;

- расширить кругозор детей посредством участия в фестивалях, конкурсах,

праздничных показах.

Воспитательные

- воспитать хороший вкус в выборе одежды;

- воспитать доброжелательность по отношению к окружающим;

- воспитать чувство ответственности по отношению к коллективу;

- воспитать культуру поведения на сцене и в быту.

Коррекционные

- профилактика асоциального поведения;

- помочь обрести уверенность в себе, повысить самооценку.

В нашем техникуме театр моды функционирует с 2012 года. За то время как театр моды

активно начал свою работу ребята совместно со мной создали коллекции удмуртских костюмов в

современной стилизации. И на основании этого нашему театру мод дали название на удмуртском

языке «Кибашлык», что в переводе значит – умелые руки.

Результатом

нашей

кропотливой

работы

стало

участие

в

мероприятиях

различной

направленности:

- конкурсы и фестивали на муниципальном уровне;

- конкурсы и фестивали на республиканском уровне;

- фестиваль на международном уровне;

- помощь в организации и проведении традиционного удмуртского национального праздника

«Гербер»;

- открытие или закрытие мероприятий, организованных в нашем техникуме;

- профориентационная работа;

- участие в выставках;

- участие в качестве приглашенных гостей в школах.

Работа

в

театре

моды

приносит

детям

массу

положительных

эмоций,

впечатлений,

удовлетворения.

В

процессе

активной

работы

ребята

начали

меняться

в

лучшую

сторону:

повысилась самооценка, появилась уверенность в себе, исчезла замкнутость, появилось чувство

вкуса и стиля, стал проявляться интерес к культуре удмуртского народа. Отсюда следует заключить,

что в рамках работы театра моды удается решать важнейшие задачи по духовно-нравственном

у

развитию личности.



В раздел образования