Автор: Миллер Надежда Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ КО "Новокузнецкий дом ребёнка специализированный № 1 "Солнечный лучик"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Социализация воспитанников в различных видах деятельности в практике работы воспитателя дома ребенка
Раздел: дошкольное образование
Ранняя коррекционная помощь в Домах ребенка
Миллер Надежда Павловна, воспитатель,
ГКУЗ КО «Новокузнецкий дом ребёнка специализированный № 1 «Солнечный лучик»
Первые
годы
жизни
являются
периодом
наиболее
интенсивного
развития,
когда
потенциальные возможности ребенка чрезвычайно велики, когда закладывается фундамент
физического и психического здоровья. От того, в каких условиях будет протекать раннее
развитие ребенка, во многом зависит его будущее.
Дом
ребенка
является
самостоятельной
медицинской
организацией,
созданной
для
круглосуточного
содержания,
воспитания,
оказания
медицинской
и
социальной
помощи,
комплексной
медико-психологической
и
педагогической
реабилитации,
защиты
прав
и
законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся
без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и
временно
помещенных
в
дом
ребенка
в
соответствии
с
законодательством
Российской
Федерации.
Задачами дома ребенка являются:
содержание детей на основе полного государственного обеспечения;
обеспечение защиты прав детей в период их пребывания в доме ребенка;
создание детям благоприятных условий, приближенных к домашним,
способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, медико-социальной помощи,
комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, их социальной
адаптации;
поддержание и сохранение контактов с родителями (законными представителями),
родственниками детей и иными гражданами.
уход за детьми и их воспитание, в том числе физическое воспитание, познавательно-
речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие детей;
1
Дети Домов ребенка первых лет жизни испытывают потребность в повышенном внимании и
доброжелательности со стороны взрослого, которая доминирует вплоть до конца дошкольного
возраста. В то время, как для их сверстников из семьи характерны уже более сложные формы
общения, включающие познавательные интересы, стремление к сотрудничеству со взрослыми,
потребность в уважении и взаимопонимании. Поэтому мы, педагоги помогаем детям-сиротам
социализироваться в различных видах деятельности и осваивать различные стороны культуры
общества через основные направления развития наших малышей в соответствии с ФГОС ДО.
(рисунок 1)
Рисунок 1 «Основные направления развития детей и образовательные области ФГОС
ДО»
Между
первым
и
третьим
годом
ребенок
расстается
с
инфантильными
способами
приспособления и активно отстаивает свое особое место в мире. В этом периоде быстро
развиваются его речь, мышление и т. п. Параллельно совершенствуются навыки восприятия
и двигательная сфера, усложняются межличностные отношения.
Ребенок
открывает
для
себя,
что
он
является
источником
своей
воли
и
начинает
опробовать свою волю в общении со своими близкими, со взрослыми и сверстниками. Все
2
эти
виды
социальной
активности
занимают
ребенка
достаточно
глубоко
и
являются
значимыми для него, но не следует забывать, что все-таки большую часть времени он
проводит
в
предметной
деятельности
за
изучением
предметного
мира
и
освоением
орудийных и соотносящих действий.
Ребенок именно в раннем возрасте осваивает приемы привлечения и удержания внимания
взрослых. Эти приемы являются в целом социально приемлемыми, так как ребенок умеет
хорошо рефлексировать на реакции взрослых и тут же сам исправляет свои неудачные
промахи. Ребенок умеет выражать чувство привязанности и симпатии; он умеет также
выразить чувство неудовольствия и предложить при этом некоторый выход из неприятной
ситуации.
Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения
со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом:
они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками,
пытаются демонстрировать друг другу достижения и даже соревноваться
соревнование
в
достижении
(умение
играть
мячом,
овладение
тем
или
иным
действием с предметом, езда на велосипеде и т. п.)
обусловливает мотивацию к достижению, что определяет успешность реализации
стремления к признанию. При этом у ребенка развивается рефлексия на свои достижения и
достижения другого
Для ребенка важно, чтобы тепло и забота о нем сосредоточивались в одном человеке. Это
необязательно должна быть биологическая мать ребенка, но нужно, чтобы оказавшийся на ее
месте взрослый был действительно неизменно любящим, эмоционально теплым. Сама по
себе физическая сепарация ребенка от родителей и от дома, само по себе длительное
пребывание в детском учреждении не должны обязательно приводить к нарушениям его
психического
развития
—
все
зависит
от
качества
человеческих
связей,
имеющихся
в
распоряжении ребенка
Эмоциональная вовлеченность взрослых в процесс ухода и высокая мотивация к
достижению успешности ребенка является важнейшей задачей персонала. Очень важно
формирование привязанности к взрослым, что способствует снятию тревоги и появлению у
детей необходимого чувства защищенности. Поэтому так важно в условиях дома ребенка, где
малыши лишены материнского общения, найти максимальные возможности эмоционального
и заботливого взаимоотношения с детьми.
Дошкольный возраст, это время когда ребенок стремится к самостоятельности; ребенок
впервые начинает устанавливать отношения с миром взрослых людей, проходит первичную
3
социализацию. Социальной ситуацией на данном этапе является «ребенок – общественный
взрослый». Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. В игре
формируется
характер
ребенка;
происходит
изменения
в
познавательной
деятельности
ребенка.
Игровое
действие
порождает
процесс
воображения,
таким
образом,
ребенок
принимает на себя роль взрослого, создает игровую ситуацию. Ребенок получает развитие
наглядно-образное мышление. Дети, воспитывающие в условиях детского дома, не владеют
игровой
деятельностью;
с
интересом
следуют
за
игровыми
действиями
воспитателя,
выполняют его указания, охотно принимают все предложения, но включиться в игру, быть
ее равноправным участником не могут. В то же время ребята активно интересуются
предметами и игрушками, задействованными в игре. Новые предметы не побуждают детей
к совместной игре. Завладев ими, дети пытаются их спрятать или просто держат в руках.
Игровые действия детей осуществляются чаще всего под его руководством взрослого.
Важно уделять огромное внимание развитию игровой деятельности ребенка, вырабатывать
умение
самостоятельной
игре.
Через
игру
ребенок
получает
свой
первый
опыт
взаимодействия
с
окружающими.
На
стадии
дошкольного
возраста
у
детей
начинает
формироваться этические инстанции и моральные чувства.
В
этом
возрасте
дети
копируют
поведение
взрослых
и
с
удовольствием
выполняют
различные,
взятые
из
повседневной
жизни
действия
с
игрушками:
кормят,
лечат,
укладывают спать, готовят еду и т.п. Игры для развития моторики, памяти, внимания,
творческих
способностей
помогут
малышам
избавиться
от
накопившейся
негативной
энергии и испытать радость от общения и яркие эмоции.
На примере
своей группы
предлагаю краткий план занятий с детьми 1-3 лет (Таблица 1)
Таблица 1 «Краткий план занятий с детьми 1-3 лет»
4
5
деятельность
содержание
Физическое развитие и шумные
игры
ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по
горке, по кочкам)
бег (догонялки, с препятствиями)
игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем,
носим, ловим)
прыжки (через препятствия, резинки, классики)
лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель)
для ног и массажа на спине (всякие массажные
коврики, крупа, хождение на цыпочках и т.п.)
хороводы и танцы
висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках
плаванье или игры в воде
прятки и жмурки
зарядка в т.ч. с предметами
велосипед
Моторика
трогать, перебирать, застегивать (пуговицы,
застежки, петельки, кнопки, тумблеры)
ведерки и коробки с дырками и вкладышами
(мелкими предметами или фигурами)
что-то рвать
фасолины, макаронины, крупа (сыпать,
сортировать, солить, перебирать, делать поделки,
просеивать)
готовим из теста, салаты, чай и т.п.
шнуровки разные
песок (куличики, секретики)
выкладывание из карандашей, камушков, фасолин
конструкторы, кубики, блоки
пальчиковые игры
Творчество
краски акварель, гуашь, пальчиковые (рисовать)
пластилин, тесто (поделки, кусочки отщипывать
)
Аппликации всевозможные (из
вырезанных картинок, фигур,
рваных кусочков
фломастеры, карандаши, ручки (рисовать)
ножницы детские (учиться резать)
природный материал – поделки (шишки
, орехи,
камешки)
обводить формочки
•
поделки вместе (тряпичные куклы, домики для
кукол, гаражи для машинок, папье-маше и пр.)
Игры
покормить, одеть, искупать, положить спать,
полечить кукол в т.ч. бумажные куклы.
магазин, парикмахерская
машинки и другие виды транспорта
Память, логика, цвет, форма,
объем
с карточками и игрушками (что лишнее, что
дорисовано, чем отличается, что убрали, что
изменилось, найти пару, найти похожую, покормить
животных, распределить домики, обобщения и т.п.)
Последовательности (из бусин,
кубиков, карточек)
домино
пазлы, разрезные картинки, подбор формы
игры Никитиных
Систематизации и сопоставления
игрушек, карточек или фигур
на что похожи предметы в доме: по форме, объему,
цвету, оттенку, проекции, банки и крышки)..
Слух, запах, вкус, тактильные
ощущения
•
угадывать запахи и вкусы
предметы разные на ощупь (ткани, шершавая бумага
и т.д.)
Звучащие инструменты и
бытовые предметы
играть, угадывать что звучит,
предметы по уровню шума
Разная музыка (классика,
народная, песенки)
•
танцевать и попевать под музыку, делать упражнения
Выполнение команд
Мыть посуду, пол, подметать и т.п
ПРИЛОЖЕНИЕ
6
Приложение 1
Веселая игротека
Два прихлопа три притопа
Встаньте напротив друг друга. Начинайте одновременно хлопать в
ладоши, а потом топать ногами. Сначала по одному разу, потом по
два раза, потом по три и т. д. Считайте хлопки вслух. Постепенно
усложняйте игру, увеличивая темп, главное, чтобы было весело. Возьмите малыша за
руки
и
руководите
его
движениями.
Можно
включить
музыку
и
закончить
игру
танцевальными движениями.
Попадаем в цель
Для игры понадобится маленький мячик или пластмассовый обруч,
а также тазик или ведерко. Отойдите на некоторое расстояние от
ведерка и обручем пытайтесь попасть внутрь ведерка. Следом за
вами пусть это же проделает малыш.
Что могут ладошки
Для развития понимания речи, подражания движениям рук
взрослого
и
обучение
умению
быстро
переключаться
с
одного
движения на другое можно играть в «Что могут ладошки». Игра
проводится сидя за столом.
Чтобы стало возможно осуществление последовательности движений, следует
научить ребенка выполнять отдельные движения: одновременно положить ладошки на
стол ладонями вниз, ладонями вверх, поставить ладошки на ребро, зажать ладошки в
кулачок. Движения сначала нужно выполнять медленно. Когда малыш без труда сможет
воспроизводить их, попросите его вслед за вами повторять движения руками: положить
кисти рук ладонями вверх, затем перевернуть вниз, поставить ладони ребром, зажать
ладони в кулак, сделать круговые движения кулачками, разжать кулачки, снова сжать
кулачки и постучать ими по столу и т.п. Когда ребенок хорошо освоит движения, их
7
последовательность ему можно предложить поменяться ролями: пусть он показывает, а
вы будете повторять движения.
Игру можно усложнить и расширить, добавляя новые движения и предметы,
например, угадать, в какой из зажатых ладоней спрятан шарик. Руки убираются за
спину, шарик прячется в одной из ладоней, затем вперед выставляются обе руки,
зажатые в кулаки, и ребенку предлагается показать, в какой руке находится шарик.
Детям нравится эта игра, как правило, они просят повторить манипуляции с шариком
несколько раз.
Если ребенок проявляет желание играть дальше, то шарик можно просто катать по
столу из рук взрослого по направлению к малышу. Взрослый своими действиями
побуждает малыша катить мячик в обратном направлении, ловит мяч и эмоционально
комментирует ход игры.
Что могут пальчики
Перед началом игры отработайте с ребенком необходимые жесты,
комбинации пальцев, движения.
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом
демонстрируя собственную увлечённость игрой.
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем
пальчики
считать
Крепкие,
нужные,
Сильные
и
дружные.
На другой руке опять: Раз-два-три-четыре-пять! Пальчики быстрые, Хоть не очень
чистые!
Много пальчикам хлопот: То играют в ладушки, Книжки рвут у бабушки, То зачем-то
лезут в рот, Кушают оладушки.
Театр на пальчиках
Для игры в театр на пальчиках необходимо приобрести тряпичные
или
деревянные
фигурки,
которые
надеваются
на
пальцы.
При
помощи этих фигурок можно разыгрывать небольшие сюжеты. При
игре с пальчиковыми куклами дети поочередно двигают разными пальцами – когда тот
или
другой
персонаж
говорит,
двигается
или
кланяется.
Такие
игрушки
можно
изготовить из бумаги, или нарисовать на подушечках пальцев забавные рожицы. Можно
использовать
старые
перчатки:
если
пришить
глаза-бусины
и
ниточки-волосы,
то
получаются сказочные персонажи.
8
Обведем пальчиком рисунок
Для этой игры нужны пальчиковые краски, а также чистый лист
бумаги, фольга, доска и т.п. Для этого тупым карандашом рисуют
любую
геометрическую
фигуру
и
предлагают
потрогать
ее
пальчиком, затем провести по контуру пальчиковыми красками. Суть игры в том, чтобы
ребенок, используя разные цвета красок, обводил пальчиком нарисованные взрослым
фигуры: круг, квадрат, треугольник, а в итоге получился рисунок домика и солнышка.
Наблюдаем танцующую жидкость
От игр с жидкостью малыш придет в восторг. Для этого нужно
приготовить
неньютоновскую
жидкость
(крахмал
и
вода
2:1).
Хорошо все перемешать. Когда жидкость будет готова, попробуйте
медленно опустить пальцы в смесь, она будет жидкой, к тому же стекающей. Если
сильно
ударить
по
смеси
кулаком,
то
поверхность
станет
упругой
массой.
Чтобы
жидкость затанцевала ее нужно вылить на противень и поставить на музыкальную
колонку, громко включив динамичную музыку. Под влиянием разнообразных звуковых
волн масса будет вести себя каждый раз по-разному: уплотняться, подниматься вверх
или наоборот растекаться. Если капнуть разноцветные пищевые красители в массу, то
можно наблюдать окрашивание танцующих «червячков».
Лепим из соленого теста
Ничто
так
не
сближает
две
родственные
души
как
совместное
творчество. Речь идет о соленом тесте. Из соленого теста можно
сотворить всевозможные милые вещицы: котика, собачку, рыбку,
бабочку и даже слоника. Не только малыш, вы сами получите массу положительных
эмоций. И главное, не надо покупать никакого пластилина - совершенно безопасно. В
интернете можно найти несколько рецептов как приготовить соленое тесто для лепки.
Определитесь с рецептом, приготовьте соленое тесто и предложите малышу вылепить
из теста подарок для папы, сестрички или бабушке с дедушкой. Подготовьте рабочее
место и за работу. Малыш должен принимать самое активное участие. Помогите ему
вылепить, например, ежика, предварительно показав на картинке как он выглядит.
Удивительный мешочек
9
Для игры нужен мешочек, в который нужно сложить много разных
предметов
по
темам
(овощи,
фрукты,
одежда,
животные…).
Ребенок по очереди достает из мешочка игрушки и называет их. В
этот же мешочек можно складывать игрушки перед сном, спеть
колыбельную песенку.
Угадай-ка что на рисунке
Суть игры заключается в том, чтобы малыш угадывал, что новое
дорисовал взрослый на небольшой картинке. Например, на рисунке
елка.
Малыша
просят
закрыть
глаза
и
в
это
время
быстро
дорисовывают другим цветом игрушку. Когда ребенок открывает глазки, его просят
показать, какой новый предмет был дорисован. Сначала используют простые картинки
и обязательно контрастный цвет карандаша, потом можно рисовать более сложные –
например,
дом,
в
котором
дорисована
труба
или
дверь.
Деткам
постарше
можно
дорисовывать тем же цветом, что и сам рисунок.
Создаем игры и сюжеты
Создавать игры и сюжеты вместе с ребенком можно с помощью
интерактивного материала Конструктора картинок. Подобные игры
развивают речь, обогащают словарь и активизируют творческое
начало в ребенке. Рассматривая с детьми картинки в книжках и интересные рисунки,
недостаточно просто называть их. Важно уметь рассказать полным предложением, что
изображено на картинке.
Поем вместе
Начните вполголоса напевать любимую песню, заменяя все или
почти все слова на «ля-ля-ля». Попросите ребёнка подпевать вам:
«Давай петь вместе» и он с удовольствием составит вам компанию.
Знакомим со свойствами предметов
Важно!
Закончив
игру
обязательно
приобщайте
малыша
к
совместной
уборке,
будь
то
игрушки,
пальчиковые
краски
или
соленое тесто. Ведь у вас подрастет помощник!
10
Детки всегда радостно играются с водой. Для игры «Тонет или нет?» понадобятся
емкость с водой и несколько предметов разной плотности – яблоко, перо, ложка,
веточка,
шарик,
тарелка
и
др.
Выложив
предметы
перед
ребенком,
нужно
поинтересоваться его мнением по поводу того, какой из предметов при опускании в
воду пойдет на дно? А потом предложить крохе самостоятельно опускать в воду
предметы, параллельно рассказывая о каждом из них: «Перышко – легкое, оно может на
воде плавать, а вот тарелка или ложка утонет».
11