Автор: Бондаренко Ирина Геннадьевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств" г. Кедрового
Населённый пункт: город Кедровый, Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Творческий педагог–залог качественного обучения
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Творческий педагог – залог качественного обучения.
(Методические рекомендации преподавателю по развитию и реализации творческих
способностей в учебном процессе).
Составил: преподаватель художественных дисциплин И.Г. Бондаренко
г. Кедровый
2019
Творческий педагог – залог качественного обучения
Творческий учитель – “это тот,
кто открывает, умудряет, и ободряет”.
Н. Рерих
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети,
обстоятельства, личность самого преподавателя, и любое педагогическое решение должно
исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с
детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется
словом “педагогический”. (М.М. Поташник)
Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой
деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота.
Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна
устойчивая,
высокого
уровня
направленность
на
творчество,
творческий
стиль
в
одном
или
нескольких видах деятельности.
Главные признаки творчества
1.
Создание нового или существенное усовершенствование известного;
2.
Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
3.
Взаимосвязь творчества и само творчества, само созидание.
Уровни творчества преподавателей
1.
Преподаватели, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в
рамках несложной деятельности;
2.
Преподаватели, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной
деятельности
3.
Преподаватели, создающие систему обучающих технологий.
К какой группе преподавателей вы себя относите?
Лучший способ воспитывать творчество в обучающихся – это самому быть творческой
личностью.
Поэтому вашему вниманию я предлагаю следующие рекомендации, которые помогут вам в
развитии и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.
Рекомендации преподавателю по развитию творческих способностей учащихся
1. Факторы, способствующие развитию творческой активности
система дидактических умений,
аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН,
анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная
работа над научно-методической проблемой, самообразование,
система стимулирования педагогического труда.
2. Источники творчества
анализ УВП,
изучение опыта коллег,
чтение профессиональной и педагогической литературы,
картотека интересных фактов,
вопросы обучающихся, которые анализируются,
общение с коллегами, друзьями, обучающимися.
Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением,
высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью,
критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
3. Условия для творческого развития преподавателя
нравственно - психологический климат коллектива,
стимулирование к нестандартным решениям,
материальная база,
свобода критики,
проведение дискуссий,
влияние личности руководителя,
наличие свободного времени.
4. Чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:
точность во всем
дисциплина
порядочность
вдохновение
умение слушать критику
внимание
воля
уверенность в собственных силах
способность доводить дело до конца
высокий общий уровень развития
знание своего дела
5. Качества преподавателя, позволяющие развить творческий потенциал обучающегося
педагогический такт,
способность к сочувствию,
сопереживанию,
артистизм,
умение ставить неожиданные вопросы,
создание проблемных ситуаций,
поощрение преподавателем детского воображения
Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс,
связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности
преподавателя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.
6. Формы педагогического творчества
творческие группы: проблемные, инициативные;
разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.
В качестве результата творческой работы над собой можно представить следующие модели
преподавателя и обучающегося.
Модель преподавателя, развивающего творческую активность обучающихся
Доброжелателен и чуток.
Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных.
Имеет высокий уровень интеллекта.
Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби.
Широкий круг интересов и умений.
Имеет живой и активный характер.
Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.
Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному
самосовершенствованию.
Имеет творческое мировоззрение.
Обладает жизнестойкостью.
Имеет позитивную Я – концепцию.
Обладает целеустремленностью и настойчивостью.
Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих
способностей.
Эмоциональная стабильность.
Коммуникабельность.
Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с
развитием творческой активности.
Модель творчески активной личности учащегося
с высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями и
навыками;
с развитым социальным интеллектом;
с познавательной Я – концепцией;
с формированной мотивацией достижения и развитой внутренней мотивацией учения;
обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного, с чувством
юмора;
умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении,
настойчивого в выполнении заданий и с соревновательностью;
умеющего рисковать;
с развитым дивергентным мышлением;
способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
с богатым воображением;
с развитой интуицией;
воспринимающего неоднозначность вещей;
с высокими эстетическими ценностями.
8 заповедей творческой личности
Будь хозяином своей судьбы.
Достигни успеха в том, что ты любишь.
Внеси свой вклад в конструктивное дело.
Строй свои отношения с людьми на доверии.
Развивай свои творческие способности.
Культивируй в себе смелость.
Заботься о своем здоровье.
Не теряй веру в себя.
Не секрет, что преподаватель учится всю жизнь. Чтобы научить чему-то стоящему, сначала
научись это делать сам.
Читай!
Перенимай опыт!
Овладевай!
Ищи свое!
Желаю Вам успехов!
Список литературы
1. Дереклеева Н.И., «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся»,
Методическая библиотека, Издательство: ЗНАНИЕ, 2008 г.