Напоминание

Творческий педагог–залог качественного обучения


Автор: Бондаренко Ирина Геннадьевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств" г. Кедрового
Населённый пункт: город Кедровый, Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Творческий педагог–залог качественного обучения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Творческий педагог – залог качественного обучения.

(Методические рекомендации преподавателю по развитию и реализации творческих

способностей в учебном процессе).

Составил: преподаватель художественных дисциплин И.Г. Бондаренко

г. Кедровый

2019

Творческий педагог – залог качественного обучения

Творческий учитель – “это тот,

кто открывает, умудряет, и ободряет”.

Н. Рерих

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети,

обстоятельства, личность самого преподавателя, и любое педагогическое решение должно

исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с

детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется

словом “педагогический”. (М.М. Поташник)

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой

деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота.

Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна

устойчивая,

высокого

уровня

направленность

на

творчество,

творческий

стиль

в

одном

или

нескольких видах деятельности.

Главные признаки творчества

1.

Создание нового или существенное усовершенствование известного;

2.

Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

3.

Взаимосвязь творчества и само творчества, само созидание.

Уровни творчества преподавателей

1.

Преподаватели, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в

рамках несложной деятельности;

2.

Преподаватели, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной

деятельности

3.

Преподаватели, создающие систему обучающих технологий.

К какой группе преподавателей вы себя относите?

Лучший способ воспитывать творчество в обучающихся – это самому быть творческой

личностью.

Поэтому вашему вниманию я предлагаю следующие рекомендации, которые помогут вам в

развитии и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.

Рекомендации преподавателю по развитию творческих способностей учащихся

1. Факторы, способствующие развитию творческой активности

система дидактических умений,

аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН,

анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная

работа над научно-методической проблемой, самообразование,

система стимулирования педагогического труда.

2. Источники творчества

анализ УВП,

изучение опыта коллег,

чтение профессиональной и педагогической литературы,

картотека интересных фактов,

вопросы обучающихся, которые анализируются,

общение с коллегами, друзьями, обучающимися.

Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением,

высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью,

критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

3. Условия для творческого развития преподавателя

нравственно - психологический климат коллектива,

стимулирование к нестандартным решениям,

материальная база,

свобода критики,

проведение дискуссий,

влияние личности руководителя,

наличие свободного времени.

4. Чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:

точность во всем

дисциплина

порядочность

вдохновение

умение слушать критику

внимание

воля

уверенность в собственных силах

способность доводить дело до конца

высокий общий уровень развития

знание своего дела

5. Качества преподавателя, позволяющие развить творческий потенциал обучающегося

педагогический такт,

способность к сочувствию,

сопереживанию,

артистизм,

умение ставить неожиданные вопросы,

создание проблемных ситуаций,

поощрение преподавателем детского воображения

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс,

связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности

преподавателя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.

6. Формы педагогического творчества

творческие группы: проблемные, инициативные;

разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.

В качестве результата творческой работы над собой можно представить следующие модели

преподавателя и обучающегося.

Модель преподавателя, развивающего творческую активность обучающихся

Доброжелателен и чуток.

Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных.

Имеет высокий уровень интеллекта.

Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби.

Широкий круг интересов и умений.

Имеет живой и активный характер.

Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.

Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному

самосовершенствованию.

Имеет творческое мировоззрение.

Обладает жизнестойкостью.

Имеет позитивную Я – концепцию.

Обладает целеустремленностью и настойчивостью.

Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих

способностей.

Эмоциональная стабильность.

Коммуникабельность.

Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с

развитием творческой активности.

Модель творчески активной личности учащегося

с высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями и

навыками;

с развитым социальным интеллектом;

с познавательной Я – концепцией;

с формированной мотивацией достижения и развитой внутренней мотивацией учения;

обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного, с чувством

юмора;

умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении,

настойчивого в выполнении заданий и с соревновательностью;

умеющего рисковать;

с развитым дивергентным мышлением;

способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;

с богатым воображением;

с развитой интуицией;

воспринимающего неоднозначность вещей;

с высокими эстетическими ценностями.

8 заповедей творческой личности

Будь хозяином своей судьбы.

Достигни успеха в том, что ты любишь.

Внеси свой вклад в конструктивное дело.

Строй свои отношения с людьми на доверии.

Развивай свои творческие способности.

Культивируй в себе смелость.

Заботься о своем здоровье.

Не теряй веру в себя.

Не секрет, что преподаватель учится всю жизнь. Чтобы научить чему-то стоящему, сначала

научись это делать сам.

Читай!

Перенимай опыт!

Овладевай!

Ищи свое!

Желаю Вам успехов!

Список литературы

1. Дереклеева Н.И., «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся»,

Методическая библиотека, Издательство: ЗНАНИЕ, 2008 г.



В раздел образования