Напоминание

О необходимости обеспечения качественного подхода к изучению основ ушу


Автор: Контиевский Сергей Викторович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Детский морской центр"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: статья
Тема: О необходимости обеспечения качественного подхода к изучению основ ушу
Раздел: дополнительное образование





Назад




О необходимости обеспечения качественного подхода к изучению основ ушу.

Автор – педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Детского морского центра города Костромы

Контиевский Сергей Викторович

УШУ — это вид единоборств, основанный на использовании наступательной и

оборонительной техники ударов руками и ногами, захватах и бросках, колющих и рубящих

действиях, которые используются в комплексах формальных упражнений и поединках,

проводимых голыми руками и с оружием.

Своими корнями боевое искусство УШУ уходит в необозримое прошлое. По преданиям

именно из этого направления боевых искусств, трансформируясь и приспосабливаясь для местных

условий, вышли такие виды борьбы, как АЙКИДО, КАРАТЭ, ТХЭКВАНДО, ВЬЕТВО ДАО и др.

Но, в то же время, популярный лозунг «УШУ — гимнастика для всех» своей «гимнастической»

направленностью надолго отпугнул энтузиастов от УШУ, как от именно боевого искусства.

В Поднебесной (Китае) есть поговорка: «Беден (духом) тот, кто за ветхим сараем гимнастик ушу

не замечает стоэтажное сверкающее здание боевого искусства»

Необходимость занятий этим видом спорта для наших детей очевидна. Практика последних

лет показывает, что физическое и психологическое здоровье подрастающего поколения сильно

пошатнулось, из-за чего огромный процент молодых людей не способен служить Отечеству,

молодые девушки не могут стать полноценными матерями, очень мало новорожденных детей

вступают в жизнь нормальными и здоровыми. С целью улучшения и укрепления физического и

психологического здоровья родители ведут своих детей, к нам, в Центр детского творчества

«Ипатьевская слобода», в секцию ушу. Обучение начинается с изучения базовой техники ушу.

Изучение базовой техники является азбукой всего технического арсенала ушу. От того, как

обучаемый освоит базовую технику, будет зависеть успех дальнейшего изучения техники

изучаемого стиля или направления. Этот процесс можно сравнить с обучением грамотности.

Выучишь азбуку, научишься правильно складывать из букв слова, а из слов – предложения –

будешь грамотным человеком. Допустишь где-нибудь ошибку, и мысль не будет понятна. А

ошибки со временем перерастают в привычки, которые исправить чрезвычайно трудно.

В изучении базовой техники нет мелочей. В простейшем упражнении все важно. Поэтому в

процессе обучения не должно быть спешки, необходимо оттачивать каждое движение. Для этого в

своей практике я использую метод многократных повторений. В ходе отработки необходимо

сохранять качество и скорость движений. Количество выполнения каждого упражнения зависит от

индивидуальных способностей обучаемого, но желательно подойти к тому, чтобы выполнять

движение 50 раз. Не надо пытаться достичь всего сразу. Известно, что мышечное утомление может

накапливаться. В этом случае злоупотребление многократными повторениями может иметь

противоположный эффект – движения становятся вялыми, неточными, наступает общее

переутомление. Поэтому в ходе занятий я добиваюсь того, чтобы ребята «слушали себя», вносшу

коррективы в график тренировки.

На начальном этапе отработка базовых упражнений, особенно махов ногами, стоек, ударов,

должна занимать практически весь период тренировки. При наработке гибкости и усвоении общей

культуры движений долю базовой техники в процессе тренировки можно постепенно уменьшать.

Независимо от того, сколько лет или дней вы занимаетесь ушу, каждая ваша тренировка после

разминки должна начинаться с отработки базовой техники.

Обязательным условием, обеспечивающим качественную отработку базовой техники,

является хорошая разминка, которая должна включать различные виды бега и передвижения,

суставную гимнастику и упражнения на развитие эластичности связок и разогрев мышц.

По завершению разминки переходим к изучению стоек. На этом этапе изучения ушу

необходимо помнить, что это не статичные позиции, а особые шаги, в зависимости от ситуации

отличающиеся по длине и по форме. Это, прежде всего, динамика.

1

Основные требования к выполнению стойки – устойчивость и возможность быстро перейти

в другую стойку. Поэтому, изучая их, я проверяю, насколько быстро и легко ребята могут менять

позицию.

Изучив, как выполняется та или иная стойка, мы переходим к ее отработке в движении. В

дальнейшем в ходе изучения связок и комплексов заостряется внимание обучающихся на

правильности выполнения стоек и позиций (под позицией надо понимать сочетание стойки с

положением рук, направлением взгляда и внутренним состоянием).

В ушу высота стоек может быть разной в зависимости от боевой ситуации. Для обучающихся

высота стоек будет указываться в требованиях к конкретным комплексам, но в начальный период

стойки отрабатываются в более низких позициях.

При обучении начинающих базовым упражнениям и движениям я использую принцип «от

простого к сложному». Например, освоение высокого маха ногой можно начинать с выполнения

низких махов, затем увеличивать амплитуду движений; сначала выполнять движение с

незначительной скоростью и силой, постепенно добиваясь их увеличения. С самого начала

выполняя движения слишком сильно, с максимальной амплитудой или слишком быстро, легко

травмировать мышцы или сухожилия. Поэтому умело сменять движения надо постепенно, по мере

роста технического мастерства и улучшения подготовки.

Освоив отдельные движения, можно переходить к разучиванию комбинаций. При их

отработке особое внимание следует уделять согласованности движений руками, ногами, корпусом,

взгляда, кроме того, необходимо обращать внимание на связанность отдельных движений между

собой. Это создает хорошую базу для освоения комплексов. Необходимо заниматься регулярно и

без перерывов: человеческое тело подчиняется одной закономерности: все органы во время

интенсивной нагрузки должны потреблять определенное количество энергии. Чем больше энергии

потребляется, тем отчетливее проявляется восстановительная функция после физических

нагрузок. Если тренировки проводятся регулярно и без перерывов, «потребление» и

«восстановление» сбалансированы, растут резервы и совершенствуются все системы организма,

развиваются его функции.

Перерыв в тренировках приводит к заметному прогрессу функций органов и двигательных

навыков. Необходимо придерживаться правила «не бояться боли, не бояться трудностей».

При освоении базовых упражнений, движений, после интенсивной нагрузки, особенно

после наклона к ноге у опоры, упражнений на растягивание, отработки позиций и передвижений

обычно ощущается боль в мышцах. Это нормальное физиологическое явление. Оно не причиняет

вреда здоровью. При выполнении наклонов к ноге у опоры и упражнений на растягивание

раздражаются нервные окончания в мышцах и сухожилиях, и соответствующие сигналы

передаются в кору головного мозга – так возникает ощущение тянущей боли.

Во время тренировок в первую очередь я настраиваю ребят на то, чтобы «не бояться боли,

не бояться тягостей», терпеть болевые ощущения – это и есть тренировка сознания, характера и

воли. Мы должны культивировать дух, отраженный в лозунге: «в мире нет трудных дел, надо

только хотеть подняться к высотам; необходимо преодолевать трудности, которые возникают в

ходе тренировок. В то же время с самого начала обучения следует овладеть правильной методикой.

Например, перед выполнением наклонов к ноге у опоры или упражнений на растяжение надо

выполнить пробежку и подготовительные упражнения. Например, после отработки позиций

«наездника», «выпада» и других необходимо выполнить упражнения на расслабление тела. Кроме

того, на те части тела, где ощущается тянущая боль, можно положить теплые компрессы или

помассировать их, с тем, чтобы завизировать кровоток и снять болевые ощущения. После

регулярных тренировок боли прекратятся. Снова повторюсь – для того, чтобы перестать ощущать

дискомфорт после напряженных тренировок, необходимо научиться правильной методике

выполнения упражнений.

После того, как обучающиеся безукоризненно освоят правильную начальную технику ушу,

мы приступаем к более глубокому освоению многочисленных направлений ушу

Помимо чисто технических моментов обучения начальным навыкам ушу, в своей практике я

использую принцип «единства физического воспитания с умственным, нравственным и

эстетическим».

2

На учебных занятиях, помимо техники ушу, мы с ребятами изучаем:

- философские труды мастеров боевых искусств, трактаты и писания по Воинским

искусствам,

- рассказы о жизненном пути мастеров боевых искусств, их сверхъестественных на первый

взгляд возможностях и способностях, сверхвыдержке в боевой схватке и в то же время их боевой

гуманности, а также секретах их боевого мастерства;

- рукописи и предания, мифы и легенды по Историческому воинскому пути Отечества, о

чудо-богатырях, прославивших своей доблестью Землю Русскую;

- повествования полководцев и очевидцев современности о подвигах русского солдата на полях

сражения;

Методы психологической и нравственной подготовки направляются на развитие

волевых качеств занимающихся, смелости и решительности, самообладания и выдержки,

целеустремленности, инициативности и настойчивости, силы воли и силы духа.

По моему мнению, лишь на стыке разнообразных дисциплин, с использование

разнообразных методов и форм обучения и воспитания, можно воспитать настоящего бойца,

потенциального защитника Отечества и достойного гражданина нашей великой страны.

.

3



В раздел образования