Автор: Еголаева Елена Вячеславовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ФГКОУ "Кронштадтский морской кадетский военный корпус МО РФ"
Населённый пункт: Кронштадт
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по профилактике употребления алкоголя среди подростков
Раздел: полное образование
В настоящее время большинство подростков начинают употреблять
алкоголь в старших классах. Чем раньше происходит знакомство с алкоголем,
тем больше вероятность, что в дальнейшем с этим возникнут проблемы.
Организм подростков еще продолжает развиваться, поэтому
устойчивость к алкоголю, его переносимость у них меньшая, чем у взрослых.
По этой причине и приняты возрастные ограничения на покупку и
употребление алкоголя.
Долгое время была популярна точка зрения, что алкоголизм – следствие
трудного детства или психических проблем в зрелые годы. Проблема
алкоголизма в обществе прямо связана с доступностью алкоголя. Однако
важное значение имеют привычки и то отношение к алкоголю, которое
приобретается в молодые годы. Пьянство родителей создает, с одной
стороны, крайне неблагоприятные условия для нравственного воспитания и
интеллектуального развития подростков, с другой – способствует раннему
началу употребления детьми алкогольных напитков. Несомненно, существует
и определенная генетическая предрасположенность к алкоголизму.
В группу риска попадают активные, импульсивные, общительные
подростки, испытывающие острую потребность в разнообразии и новых
впечатлениях. Однако это справедливо только том случае, если они растут в
обстановке асоциальности и общаются с другими людьми,
злоупотребляющими алкоголем. Воспитываясь в среде, нетерпимой к
алкоголю, такие подростки обычно реализуют свою неистощимую фантазию
и жажду приключений иными способами.
Цель разработки: повышение компетентности педагогов в вопросах
профилактики употребления алкоголя среди подростков.
Задачи:
информирование педагогов о физиологических особенностях и
психологических аспектах воздействия алкоголя на
подростков;
оснащение педсостава технологиями взаимодействия с
подростками по указанной проблематике;
обеспечение педагогов раздаточным материалом (памятки) для
подростков и их родителей (законных представителей).
Влияние алкоголя на организм подростков.
Деятельность органов и систем подростка в пубертатный период
отличается функциональной неустойчивостью, в связи, с чем повышается
чувствительность тканей ко многим факторам внешней среды, особенно к
вредным. Не случайно, поэтому организм подростка оказывается легко
уязвимым к воздействию алкоголя. Токсическое действие алкогольных
напитков на молодой организм в несколько раз сильнее, чем на организм
взрослого. Объясняется это прежде всего тем, что в организме подростка по
сравнению со взрослым организмом происходит более интенсивный обмен
веществ, быстрее всасываются вещества, поступающие извне, и быстрее
разносятся по организму из-за большей скорости кровотока и большего
просвета сосудов. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что
усиливает вредное воздействие алкоголя, обладающего неограниченной
способностью к растворению в воде и приводящего к обезвоживанию тканей
организма.
Алкоголь попадает из желудка подростка в тонкий кишечник, где
всасывается в кровь. На всасывание алкоголя организму требуется 1-2 часа –
это происходит медленнее, если пить алкоголь за едой, и быстрее, если
выпить натощак. Водка обычно оказывает более сильное действие, чем пиво
или вино, так как содержит больше спирта. Алкоголь оказывает влияние на
сердечную деятельность, в результате чего учащается пульс. Однако при этом
с каждым ударом сердца перекачивается меньше количество крови, при
физической нагрузке мышцы становятся ригидными, то есть не могут
расслабиться, из-за молочной кислоты (которая накапливается в них
вследствие нарушения обмена веществ, вызванного алкоголем). Выпивший
подросток быстрее устает, и его мускулатура хуже работает.
Алкоголь распределяется по всем органам подростка, содержащим
воду, и, таким образом, затрагивает все системы организма.
С кровью алкоголь переносится в печень, оттуда он постепенно
попадает в другие органы, а так же разлагается на уксусный альдегид и
уксусную кислоту, а затем разлагается на двуокись углерода и воду и
выводится из организма с выдыхаемым воздухом и мочой. И уксусный
альдегид, и уксусная кислота намного токсичнее этанола, и именно они
вызывают большинство осложнений при остром и хроническом потреблении
алкоголя. Пока печень подростка занята сжиганием алкоголя, у нее нет ни
времени, ни сил на переработку прочих важных веществ, которые так нужны
организму.
Обычно печень сжигает 6-8 граммов алкоголя в час, что соответствует
одной кружке пива или двадцати миллилитрам водки. Таким образом,
организму требуется довольно много времени на то, чтобы избавиться от
алкоголя. Поэтому его содержание в крови может оставаться высоким и на
следующий день после выпивки.
Примерно десятая часть попавшего в кровь алкоголя проникает в мозг
подростка и воздействует на центральную нервную систему. В первую
очередь страдает кора головного мозга – та его часть, которая отвечает за
координацию движений, внятность речи и планирование деятельности.
Когда алкоголь достигает среднего мозга и так называемой
лимбической системы с находящимся в ней «центром удовольствия», у
подростка возникает ощущение эйфории. При употреблении новой дозы
алкоголя выходят из строя различные центры среднего мозга. Это
сказывается на зрении, слухе, осязании и вкусе – подросток не в состоянии
полностью воспринимать то, что происходит вокруг него. Он становится
сентиментальным, эгоистичным, агрессивным.
Структура стенок нервных клеток мозга, состоящих из липидных
мембран, нарушается под действием алкоголя.
Алкоголь изменяет структуру стенок клетки и нарушает нормальную
передачу электрического импульса, который распространяется по стенке
клетки. Так же может снижаться способность нервных клеток реагировать на
некоторые вещества медиаторы (содержащиеся в головном мозге в очень
небольших количествах и необходимые для обмена информацией между
клетками), которые либо стимулируют центры удовольствия, либо тормозят
нервные клетки (мозг начинает туго соображать).
В мозге подростка начинается хаос. Искажается восприятие мира,
поведение подростка меняется. У него отключаются тормоза, он перестает
реально оценивать ситуацию, становится неестественно веселым и
возбужденным или, напротив, раздражительным и агрессивным.
Если доза алкоголя нарастает, страдает ствол головного мозга с
центром, отвечающим за защитные реакции бегства и нападения. Именно в
этом состоянии происходит большинство несчастных случаев и совершается
наибольшее количество преступлений. Если алкоголь продолжает поступать
в мозг подростка, то мозг постепенно истощается, угасают основные
рефлексы, нарушаются дыхание и кровообращение. В самом тяжелом случае
наступает смерть от алкогольного отравления. Содержание 4-5 промилле
алкоголя в крови (у взрослого) считается смертельной дозой.
Характерологические особенности подростков, употребляющих алкоголь.
Подростки, употребляющие алкогольные напитки, отличаются от
сверстников определенными особенностями характера и поведения. Прежде
всего это пренебрежительное отношение к своим социальным и семейным
обязанностям, плохая успеваемость, обусловленная не столько
неспособностью к обучению, сколько отсутствием трудолюбия.
Употребляющие алкоголь подростки, как правило, затрачивают на
приготовление уроков недостаточное количество времени либо не выполняют
домашнее задание вообще. Подобное отношение подростков к обучению
свидетельствуют о недоразвитии у них чувствам долга, ответственности. Для
них характерно неумение содержательно проводить свой досуг. Они
перестают посещать спортивные секции, и кружки. Практически никто из
таких молодых людей не интересуется никакой общественной
деятельностью, у подавляющего большинства нет индивидуальных
увлечений, нередко их интересы ограничиваются только компьютерными
играми.
Более половины подростков, употребляющих спиртное, мало читают
или не читают книг вообще. Как правило, чтению предпочитаются различные
гаджеты, использование которых не требует никакого интеллектуального
напряжения и позволяет получать яркие впечатления практически без усилий.
Необходимо отметить, что для подросткового возраста характерно
стремление проводить свободное время в компании друзей. Считается, что
причина образования групп в этом возрасте заключается в совместном
преодолении неопределенности социального статуса, в котором находится
подростки по отношению к самим себе и к общественному окружению. И
хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют
подростки, близкие по уровню развития, запросам и интересам.
Для подростков, регулярно употребляющих алкогольные напитки,
характерно стремление к компаниям с асоциальным уклоном. Если
подростковая группа не объединена какой-либо полезной деятельностью, а
занимается пустым времяпрепровождением, связывающим скучающих
несовершеннолетних, то такая группа становится благоприятной почвой для
развития асоциального поведения. Не случайно большинство подростков,
часто употребляющих алкоголь, имеют отклонения в поведении: приводы в
полицию в нетрезвом состоянии, драки, прогулы уроков. Причем подросток,
независимо от своего опыта употребления алкоголя, полученного в
родительском доме, тем чаще употребляет спиртное, чем больше у него
пьющих друзей и чем сильнее социальное давление с их стороны.
Антиалкогольное воспитание и просвещение подростков
В работе с подростками необходима не просто периодическое
информирование, а целенаправленная преемственная система
антиалкогольного воспитания, представляющая собой постепенное,
многократное, усложняющееся раскрытие перед ними вредного влияния
алкоголя.
Антиалкогольное обучение желательно начинать с детства. С учетом
возраста обучающегося и в тесной связи с учебными дисциплинами, которые
они изучают, необходимо рассказывать о действии алкоголя на организм
человека. В старших классах необходимо проводить информирующие
беседы. Однако антиалкогольная деятельность не должна ограничиваться
только работой с кадетами. Необходимо параллельно охватывать два
направления:
1)
Антиалкогольное обучение и воспитание подростков с целью
формирования у них отрицательного отношения к употреблению
алкоголя;
2)
Просветительская работа среди родителей ((законных
представителей) с целью оздоровления быта семьи, то есть той
среды, в которой живет кадет.
Просветительская работа должна включать в себя не только чтение лекций на
антиалкогольные темы, но и встречи с различными специалистами:
медработниками, наркологами, сотрудниками правоохранительных органов,
юристов.
Педагогам совместно с ребятами на уроках следует ставить наглядные
опыты по действию алкоголя на растения. Воспитатели и педагоги, привлекая
медработников могут читать лекции о влиянии алкоголя на различные органы
и системы организма человека. Одновременно кадет следует привлекать к
самостоятельной работе по подбору материала и мультимедийного
сопровождения к темам: «Алкоголь и несчастные случаи», «Алкоголь и
нарушение правопорядка», «Алкоголь и заболеваемость», «Влияние алкоголя
на потомство», «Ответственность за нарушение правопорядка в алкогольном
опьянении». Лекционную часть занятия желательно заканчивать просмотром
тематических фильмов. Таким образом, задачу антиалкогольного воспитания
подростков необходимо решать путем постоянного и целенаправленного
воздействия по направлениям: семья – корпус, родители – кадеты.
Необходимо установить строгий, но в то же время неназойливый
контроль за времяпрепровождением подростков. Родителям (законным
представителям) необходимо иметь представление об интересах его ребенка,
о круге его общения как лично, так и в соцсетях.
Успех всей работы зависит от объединенных усилий педагогов,
воспитателей, психологов, социальных педагогов, медицинских работников и
родителей, обеспечения четкого взаимодействия, преемственности в работе
всех звеньев социального окружения подростков и координации
антиалкогольных мероприятий.
Профилактика подросткового алкоголизма
По результатам многочисленных исследований на возникновение и
развитие алкоголизма оказывают влияние четыре группы социально-
психологических факторов:
1.
Факторы, способствующие употреблению алкогольных напитков:
неблагоприятные взаимоотношения между родителями; семейные
трагедии. Эти факторы действуют в возрастном периоде до 15 лет.
По механизму действия их условно можно назвать «пусковыми»
2.
Факторы, поддерживающие употребление алкогольных напитков:
обычаи, традиции, связанные с употреблением алкоголя. Они
действуют в возрастном периоде от 16 до 19 лет.
3.
Факторы, способствующие развитию алкоголизма: переходный
возраст, неустойчивость нервных процессов, частое употребление
алкоголя в больших количествах. Они действуют в возрасте 19-26
лет.
4.
Факторы, поддерживающие злоупотребление алкоголем:
психологическая и/или физическая зависимость от алкоголя,
постоянные конфликты в семье, низкий культурный уровень, обычаи
ближнего окружения. Они являются окончательными для
формирования алкоголизма как болезни.
Первое, что определяет все дальнейшие взаимоотношения подростка с
алкоголем, - это семейные традиции, в которых он воспитывается. Для
профилактики алкоголизма очень важно, чтобы в процессе взросления дети
прониклись уважением к трезвости, к непьющему человеку и отвращением к
пьянству, пренебрежением к алкоголикам. Огромное значение имеет личный
пример взрослого.
Отказ от употребления алкоголя должен стать модным среди молодежи.
Антиалкогольное воспитание должно стать неотъемлемой частью общего
воспитания. Взрослым необходимо выработать у подростков собственного
отрицательного отношения к употреблению алкоголя.