Напоминание

классный час "Сибирская крестьянская свадьба"


Автор: Просветова Анжелика Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГБПОУ "Боготольский техникум транспорта"
Населённый пункт: г. Боготол
Наименование материала: методическая разработка
Тема: классный час "Сибирская крестьянская свадьба"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Классный час

«Сибирская крестьянская свадьба»

ЦЕЛИ:

познакомить

учащихся

с

историческими

традициями

и

обрядами

родного

края;

развить

творческие

способности

учащихся

и

эстетическое

отношение

к

проявлениям

народного

творчества;

воспитать

чувство

гордости

и

ответственности

за

бережное

отношение к обрядам и традициям старины.

ОФОРМЛЕНИЕ: крестьянская горница, плакатное изображение куполов.

ОБОРУДОВАНИЕ: народные костюмы, крестьянская утварь, баян.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Культура – явление внутреннее, которое захватывает самую глубину

человеческой души. Культура любого народа строится на основе обрядов,

традиций

и

праздников.

Это

особый

мир,

который

отражает

извечное

стремление человека к красоте. Являясь жителями Красноярского края, мы

особенно пристально вглядываемся в свое прошлое. Что мы там видим?

Размах

души

русского

человека

сибиряка,

его

умение

самозабвенно

трудиться и весело отдыхать, быть верным другом и хорошим семьянином.

Именно эти качества отражаются в обычаях и обрядах.

Культурные традиции с каждым годом принимают новые окраски и черты,

и

поэтому

вам,

молодым,

особенно

необходимо

знать

и

помнить

самые

лучшие и красивые обычаи своего народа. Давайте вместе вспомним обряды,

традиции и праздники, известные вам.

-

Какие вы знаете обряды, традиции и праздники?

Вы назвали разные праздники: православные, католические, восходящие

своими корнями к язычеству, праздники советского периода, но всех их

объединяет

одно

они

украшают

нашу

жизнь,

делают

её

ярче,

эмоциональнее.

Праздники возникают по- разному, но постепенно вокруг каждого из них

складываются традиции, обряды и обычаи в их проведении. Сегодня мы с

вами рассмотрим обряд, который был настоящим праздником в крестьянском

быту – это сибирская крестьянская свадьба.

Самая классическая и совершенная форма обрядовой поэзии – русская

свадьба – своеобразная народная «драма», где у каждого из «действующих

лиц» - невесты, жениха, свахи, свата, дружек, родителей – свои «роли»,

создававшиеся народом веками. (Музыка)

Старинная сибирская крестьянская свадьба – сложное явление, состоящее

из

различных

по

происхождению

и

функциям

обрядов,

песен,

плачей,

театрализованных действий.

-

Что предшествует любой свадьбе?

-

Кто ходит на сватовство?

-

Какими качествами должен обладать сват?

Свадьба начиналась просватаньем и продолжалась в течение трех недель,

иногда

трех

месяцев.

За

просватаньем

следовали

рукобитье,

вечерка,

соборная неделя, девичник, венчание и свадебный пир.

Игрались

свадьбы

обычно

после

праздника

Покрова

Пресвятой

Богородицы

(14

октября).

В

быту

простой

народ

обычно

увязывал

день

Покрова Пресвятой Богородицы со снежным покровом земли, окончанием

сельских работ, сбором последних плодов.

Для

селянина

страда

миновала.

И,

как

водится,

наступало

время

раскрепощения, отдыха. Покров – конец летним забавам, начало зимним

посиделкам. Невесты надевают свадебный наряд – белоснежный покров.

Если в день свадьбы выпадает снег – счастье молодым. «Батюшка Покров,

покрой мать сыру землю и меня, молоду!»

-

Скажите, а что символизировала фата невесты?

В

свадебной

обрядности

яркое

отражение

получили

особенности

крестьянского мировосприятия. Крестьянин выбирал себе невесту здоровую,

умеющую

хорошо

работать.

Поэтому

во

время

сватанья

сваты

могли

попросить невесту показать своё умение прясть, шить, вышивать. Наглядным

доказательством

женского

мастерства

служили

вещи

собственного

изготовления,

которыми

невеста

обязана

была

одаривать

жениха

и

его

родных.

-

Скажите, а могла ли невеста отказать жениху после сватовства?

Позднее происходил обряд рукобитья, то есть предварительный договор о

заключении брака. В этот день в дом невесты приезжал жених с родителями,

брат выводил сестру из кухни, где она плакала. Отец невесты брал правые

руки жениха и невесты и говорил жениху: «Вот вам моё дитя, будьте уверены

в моём дите», а дочери: «Почитай мужа и его родителей, слушай его во

всем». После этого родители разбивали руки молодых, что означало, что

сговор совершен при свидетелях и расторгнуть его нельзя.

* * *

Чтец: Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.

Выходи встречать к околице, красотка, жениха.

Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке про синие глаза.

То не зори в струях озера свой выткали узор,

Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор.

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.

Пусть послушает красавица прибаски жениха.

С.Есенин.

-

Кто такая невеста? Как по- другому в старину называли жениха?

После рукобития для невесты начиналась соборная неделя, в ходе которого

невеста

с

подружками

заканчивали

подготовку

приданого.

Завершалась

неделя девичником. (Хоровод «Грустиночка»)

Большой поэтичностью, эмоциональной насыщенностью обладал ритуал

«расплетания косы» (косокрашения), прощание невесты с волей.

Девичник.

Я надену красное монисто,

Сарафан запетлю синей рюшкой.

Позовите, девки, гармониста,

Попрощайтесь с ласковой подружкой.

Мой жених, угрюмый и ревнивый,

Не велит заглядывать на парней.

Буду петь я птахой сиротливой,

Вы ж пляшите дробней и угарней.

Как печальны девичьи потери,

Грустно жить оплаканной невесте.

Уведет жених меня за двери,

Будет спрашивать о девической чести.

Ах, подружки, стыдно и неловко:

Сердце робкое охватывает стужа.

Тяжело беседовать с золовкой,

Лучше жить несчастной, да без мужа.

С.Есенин.

(Музыка)

Все песни, исполняемые на девичнике, очень печальны по содержанию. В

них не только рассказывалось о горестных переживаниях девушки, но также

создавался

идеальный

портрет

невесты,

желаемое

в

них

рисовалось

как

реально существующее. Подружки невесты, расплетающие девичью косу и

заплетающие её женские косы, исправляющие весь свадебный песенный

обряд, сами, по поверью, должны были скоро выходить замуж. К исполнению

песен допускались и девочки – подростки, руководила песнями девичника

бабушка или мать невесты. (Невеста и мать невесты исполняют песню)

Невеста: Не шей ты мне, матушка, Мать: Не век тебе пташечкой

Красный сарафан, Звонко распевать,

Не входи, родимушка, Легкокрылой бабочкой

Попусту в изъян! По цветам порхать.

Рано мою косыньку Заблекнут на щеченьках

На две расплетать! Маковы цветы,

Прикажи мне русую

Прискучат забавушки -

В ленту убирать!

Стоскуешься ты!

То ли житьё девичье, А мы и при старости

Чтоб его менять, Себя веселим:

Торопиться замужем Младость вспоминаючи,

Охать да вздыхать. На детей глядим.

Золотая волюшка И я молодешенька

мне милей всего- Была такова,

Не хочу я с волюшкой И мне те же в девушках

В свете ничего! Пелися слова!

Н.Г. Цыганов.

По православному установлению счастливым и прочным мог быть только

брак,

освещенный

церковью,

благословленный

самим

Богом.

Жених

и

невеста должны были пройти через церковное таинство брака или венчание.

-

Кто из вас был на свадьбе? А как сегодня происходит выкуп невесты?

-

Кто встречает жениха? Какие вопросы ему задают? Каким испытаниям

он подвергается?

-

Представьте себя в роли жениха. Какие ласковые слова вы бы сказали

своей девушке?

В день венчания, когда жених со свитою подъезжал к дому невесты, её

ворота были заперты. Жених требовал выдать ему его «сужено ряжено».

Под пение девушками песни «Вьюн над водой» ему выносили и показывали

сначала

приданое

невесты

«сундуки

полны

добра»,

по

второму

требованию

выводили

коня,

иногда

вместо

невесты

выводили

девушку,

наряженную невестой, а он говорил, что это «не его сужено, не его ряжено».

Девушки не пускали жениха к невесте, и он должен был задаривать их

деньгами, орехами и конфетами, выкупать место возле невесты у свахи. В

конце концов, жених добивался своего и оказывался рядом с возлюбленной.

Давайте посмотрим, как это было. (Звучит песня-инсценировка «Вьюн над

водой»).

Девушки:

Вьюн над водой,

Девушки:

Вывели ему,

Ой, вьюн над водой, Ой, вывели ему,

Ой, вьюн над водой Ой, вывели ему

Развивается. Златогривого коня.

Парни:

Жених у ворот,

Парни:

Это не моё,

Ой, жених у ворот, Ой, это не моё,

Ой, жених у ворот Ой, это не моё,

Дожидается. Это шурина маво.

Девушки:

Вынесли ему,

Девушки:

Вывели ему,

Ой, вынесли ему, Ой, вывели ему,

Ой, вынесли ему Ой, вывели ему

Сундуки полны добра. Свет- Настасьюшку!

Парни:

Это не моё,

Парни:

Это вот моё,

Ой, это не моё, Ой, это вот моё,

Ой, это не моё Ой, это вот моё

Это батюшки маво. Богом суженоё.

Дружка просил благословения у родителей невесты и увозил молодых к

венцу. Для свадебного поезда выбирали самых лучших лошадей, в гривы им

вплетали

разноцветные

ленты,

впрягали

их

в

лучшую

упряжь,

к

дугам

привязывали звонкие колокольчики. Впереди ехал дружка, за ним – жених,

потом невеста со свахой, бояре – гости. Люди специально выходили на улицу,

чтобы

полюбоваться

свадебным

поездом,

насладиться

праздничным

убранством,

пожелать

счастья

молодым.

Свадебный

поезд

подъезжал

к

церкви. (Звон колоколов)

В церкви жених и невеста обменивались кольцами в знак взаимного обмена

правами,

а

форма

колец

символизировала

их

сочетание

на

вечность;

венчание – возложение венцов – символ торжества и величия; хождения

вокруг аналоя означали, что венчающиеся дают обет быть верными до

самой смерти; вкушение вина из одной чаши – обещание испить вместе

чашу жизни со всеми её радостями и горестями.

Кольцо.

Я затеплю свечу

Воску ярова, Загорись, разгорись,

Распаяю кольцо Роковой огонь,

Друга милова. Распаяй, растопи

Чисто золото.

Без него – для меня

Ты не надобно; Что взгляну – то вздохну,

Без него на руке – Затоскуюся,

Камень на сердце. И зальются глаза

Горьким горем слез.

Возвратится ли он?

Или весточкой Нет надежды в душе…

Оживит ли меня, Ты рассыпься же

Безутешную? Золотою слезой

Память милова! Невредимо, черно

На огне кольцо,

И звенит по столу

Память вечную.

А.В.Кольцов.

-

Что символизирует кольцо?

В старину, встречая молодых после венчания, родные и знакомые

создавали живой коридор и обсыпали молодых зерном, хмелем, монетами,

преподносили им хлеб- соль.

-

Что означает обряд обсыпания невесты и жениха?

Этот обряд обозначал пожелание молодым богатства, счастья, детей.

Затем молодым отводилось лучшее место за столом, и начинался свадебный

пир или «красный стол». Отличительной особенностью «красного стола»

было исполнение величальных песен. В первый день свадьбы исполнялись

величания новобрачным, дружке, гостье - девушке, свахе, свату, женатым

гостям. Величаемые должны были одаривать певиц небольшими подарками,

чаще всего мелкой разменной монетой. Если же певиц не одаривали, то они в

адрес «провинившихся» пели уже не величальные, а «корильные песни».

Однако наряду с этими песнями во время свадебного пира исполнялись и

песни

другого

типа.

В

них

свадьба

рассматривалась

как

бы

в

целом,

говорилось о бракосочетании вообще. Отличительной особенностью песен

этой группы является широкое использование символики. Так, символом

молодца - жениха в них чаще всего выступают сокол, голубь, орел, селезень;

символом девушки - лебедушка, утушка, голубушка, ласточка. Такие песни

бытовали

не

только

в

свадебном

обряде,

но

и

вне

его.

Но

самым

занимательным

моментом

«красного

стола»

были

шуточные

состязания

гостей, особенно «частушечный бой» между друзьями жениха и подружками

невесты.

(Два парня и две девушки исполняют частушки)

1 парень: Золотое, завитое

Тоненько колечушко.

Никому я не скажу

О ком болит сердечушко.

1 девушка: О-ха-ха да о-ха-ха.

Чья же буду я сноха?

Кто же будет мой жених?

Повоюю я у них.

2 парень: Моя милка шилом шила,

Топором лапшу крошила,

Рукодельная была:

Сарафаном пол мела.

2 девушка: У меня на сарафане

Петушок да курочка.

Никто замуж не берёт,

Говорят, что дурочка.

1 парень: Я не сам, она сама

Скамеечку поставила.

Я не сам, она сама

Любить меня заставила.

1 девушка: Что ты, милый, редко ходишь:

В три недели один раз,

Если кажется далёко,

Приходи- живи у нас.

2 парень: Ты играй, гармонь моя,

Сегодня тихая заря,

Сегодня тиха зоренька,

Услышит чернобровенька.

2 девушка: Все подружки шьют подушки,

А я кружево вяжу,

Все подружки вышли замуж,

А я в девушках хожу.

1 парень: Невысока да густа

В полюшке отавушка,

Невелика да красива

У меня сударушка.

1 девушка: Не ругай меня, маманя,

Что сметану пролила,

Под окошком шёл Алёшка,

Я без памяти была.

2 парень: Где мы с миленькой встречались,

Там цветочки расцвели.

Где мы с миленькой расстались,

Мутны реки потекли.

2 девушка: У моего у милого

Стоит хата на краю,

Если только он разлюбит-

Разбегусь и повалю.

1 парень: Тут и сыро, тут и грязь,

По колено вязнешь.

Ты скажи, моя милая,

Любишь или дразнишь?

1 девушка: Через крышу вижу Мишу,

По походке узнаю,

Неужели мама знает,

Что я Мишеньку люблю.

2 парень: Скажу сударушке своей:

«Расти, сударушка, скорей».

Она росла, старалася-

Товарищу досталася.

2 девушка: Ты скажи определённо,

Ты скажи уверенно,

Постоянно меня любишь

Или только временно.

Вместе: Свадьба пела, свадьба пела,

Свадьба веселилася,

Чтобы верная любовь

Долго – долго длилася.

Гости на свадьбе много пели, шутили, плясали, играли в разные игры, но

бывало и так, что среди гостей присутствовал тот, чью любовь не оценила и

не

разделила

девушка,

которая

сидела

во

главе

красного

стола.

Мотив

неразделенной

любви,

обманутых

надежд,

несбывшегося

счастья

иногда

звучал в некоторых свадебных песнях.

***

Не боюсь, что даль затмилась,

Что река пошла мелеть,

Я боюсь на свадьбе милой

С пива – мёду захмелеть.

Я старинный мёд растрачу,

Заслоню лицо рукой,

Захмелею и заплачу.

Гости спросят:

«Кто такой?»

Ты ли каждому и многим

Скажешь так, крутя кайму:

«Этот крайний, одинокий,

Не известен никому!»

Ну, тогда я встану с места,

И прищурю левый глаз,

И скажу, что я с невестой

Целовался много раз.

«Что ж, - скажу невесте, - жалуй

Самой горькою судьбой…

Раз четыреста, пожалуй,

Целовался я с тобой».

А.А.Прокофьев.

Во время свадебного пира дружка следил за соблюдением обрядности,

руководил застольем, веселил гостей. Он много шутил, стремился говорить

складно, только приговорами. От дружки во многом зависело, так сказать,

«качество» всей свадьбы, поэтому в дружки выбирали человека уважаемого,

хорошо знающего свадебную обрядность, тонко чувствующего специфику её

поэзии, сообразительного, веселого и бойкого на язык.

Немалое значение на свадьбе занимали игры. В конце свадебного пира

дружка проводил игру – гадание «Чья свадьба следующая?», смысл которой

заключается в выяснении вопроса, кто из холостых парней и незамужних

девушек, участвовавших в нынешнем красном столе, сыграют следующую

свадьбу. В один круг собирались незамужние девушки, в другой – холостые

парни. Невеста с завязанными глазами находилась в кругу девушек, жених - в

кругу

парней,

тоже

с

завязанными

глазами.

Оба

круга

движутся

против

часовой стрелки под задорную музыку. Невеста вслепую выбирала кого-

нибудь из девушек, а жених – из парней. Они надевали на своих избранников

специально изготовленные «фату невесты» и «шляпу жениха». Свадьба этой

пары должна быть следующей. По традиции игра эта проводилась в полночь,

ровно в 24 часа. Свадебный пир еще продолжался, но всеобщее внимание

теперь было обращено на новую пару.

-

А на второй день свадьбы какие традиции существовали?

-

Как изменилось положение жениха и невесты?

На другой день свадьбы дружка будил молодых и предлагал им выполнить

разные трудные задания. Особенно был распространен обряд подметания

пола.

Проходил

он

следующим

образом:

после

стряпни

блинов

молодая

начинает

другую

работу

мести

избу.

Она

кланяется

в

ноги

свекру

и

свекрови. Получает от них веник со словами: «Избу мети, а сор на улицу не

выметай».

Молодая

метет,

а

присутствующие

гости

стараются

опять

насорить. На сор бросали деньги, каждый по желанию и средствам.

-

Что означает обряд подметания пола?

-

Что означали слова, произносимые свекром?

-

А какие задания давались жениху?

Для жениха на свадьбе тоже были придуманы испытания. Он выполнял

роль кучера во время катания девушек по деревне, колол дрова, прорубал

прорубь.

-

Какие качества жениха и невесты проверялись на второй день?

Таким образом, обряды испытания трудом были определенной подготовкой

новобрачных к будням семейной жизни. Мы рассмотрели обряд, итогом

которого было создание семьи. Крепкая семья была основой государства, она

строилась на принципах добра, понимания, взаимопомощи, и люди мудро

закрепили

это

в

русских

народных

пословицах

и

поговорках,

которые

отразили самые типичные черты крестьянской семьи. Ребята, а вы знаете

пословицы или поговорки о семье, верности, любви?

Пословицы и поговорки.

1.Муж жену любит здоровую,

а брат сестру богатую.

2.Как наденут венец,

так холостяцкой жизни конец.

3.Зять любит взять,

тесть любит честь.

4.Дождь на молодых – счастье.

5. Ссора в своей семье

до первого взгляда.

6. Любовь да совет – так и горя нет.

7. Вся семья вместе, так и душа на месте.

8. Муж да жена – одна сатана.

9. Зять на двор – пирог на стол.

10. Любовь - не пожар, а загорится, не потушишь.

11. Не тот богат, у кого много добра, а тот, у кого жена хороша.

12. Жениться – не напасть, да как бы,

женившись, не пропасть.

13. Жениться - не воды напиться.

14. Не откладывай работу на завтра, а женитьбу на старость.

15. Жена - не сапог: не скинешь с ног.

16. Где любовь да лад, там и клад.

17. С милым рай и в шалаше.

18. Милые бранятся, только тешатся.

19. Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

20. Насильно мил не будешь.

Да, действительно, русские народные пословицы и поговорки отражали

самые тонкие грани человеческих отношений. Вот послушайте:

Жену старую взять – много с ней хлопотать,

Жену красивую взять – много люди будут знать,

Жену дурную взять – стыдно людям показать,

Жену умную взять – не даст слова сказать,

Много невест разбирать – вовек женатым не бывать.

Семья сильна своими традициями, а если крепка семья, то и государство

станет сильным и процветающим. Я от всей души желаю вам создать такие

семьи, которые бы сделали счастливыми вас и укрепили нашу матушку -

Россию. А сейчас жених и невеста преподнесут вам свадебное угощение.

(Звучит музыка)

Литература:

1.

С.А.

Есенин.

Стихотворения

и

поэмы.

Москва,

«Художественная

литература»

2.

Любовная лирика русских поэтов. Книга 1,2. Москва, «Художественная

литература»

3.

Н.И.Кравцов,

С.Г.Лазутин.

«Русское

устное

народное

творчество».

Москва, «Высшая школа»

4.

Л.А.

Ляховская

«Энциклопедия

православной

обрядовой

кухни.

Праздники,

традиции,

обычаи,

обряды».

Санкт

Петербург,

«Интерласт»

5.

«Домострой». Москва, «Советская Россия»

6.

П.С. Выходцев, Е.П. Холодова. «Гой еси вы, добры молодцы: Русское

народное поэтическое творчество». Москва, «Молодая гвардия

7.

Л.П. Антипина «Ты и я». Москва, «Молодая гвардия»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление науки и профессионального образования

администрации Красноярского края

Государственное образовательное учреждение

«Профессиональное училище №7»

Методическая разработка классного часа:

Преподаватель литературы: Просветова А.А.

г. Боготол

2005г.



В раздел образования