Напоминание

Игра как метод обучения, позволяющий сберегать здоровье детей


Автор: Федорова Алла Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Гимназия №1
Населённый пункт: город Бежецк Тверская область
Наименование материала: статья
Тема: Игра как метод обучения, позволяющий сберегать здоровье детей
Раздел: начальное образование





Назад




Фликова О.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №97»

Игра как метод обучения, позволяющий сберегать здоровье детей.

Возможно ли надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления

перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала радостной порой в жизни

каждого? Да, это возможно.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки,

происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более

широкое распространение получают различного рода игры.

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих

социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной

организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися"

Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются

физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются

сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят

организационные

навыки,

развиваются

выдержка,

умение

взвешивать

обстоятельства и пр.", - писала Н.К. Крупская.

Основная форма работы в школе – это урок, значит надо построить урок таким

образом, чтобы 45 минут ребёнок был занят любимой и интересной, в меру

трудной

работой,

проведённой

на

высоком

эмоциональном

уровне,

позволяющей

проявить

себя

и

своё

творчество.

Все

эти

составляющие

объединить в единое целое, на наш взгляд, поможет игра

В

отличие

от

игр

вообще

педагогическая

игра

обладает

существенным

признаком

чётко

поставленной

целью

обучения

и

соответствующим

ей

педагогическим

результатом,

которые

могут

быть

обоснованы,

выделены

в

явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая

форма

занятий

создаётся

на

уроках

при

помощи

игровых

приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к

учебной деятельности. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет

обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и

учат

все

участники

игры

в

результате

активных

контактов

друг

с

другом.

Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

А значит не вызывает переутомления.

Место и роль игры в учебном процессе во многом зависит от понимания

учителем

функций

игр.

Функция

игры

её

разнообразная

полезность.

У

каждого вида игры своя полезность. Вот некоторые из них:

Игра - средство социализации ребёнка.

Одна из основных функций игры – самореализация ребёнка в игре.

Коммуникативная функция.

Диагностическая

функция:

игра

обладает

предсказательностью;

она

диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому,

что индивид ведёт себя на максимуме проявлений интеллекта, творчества и

т.д.; во-вторых, игра сама по себе – особое поле самовыражения.

Игротерапевтическая

и

коррекционная

функции

игры

позволяет

преодолеть различные трудности, возникающие у человека в поведении, в

общении с окружающими, в учении.

Игровые формы обучения способствуют использованию различных способов

мотивации:

Мотивы

общения

совместно

участвуя

в

игре,

дети

учатся

общаться,

учитывать мнения товарищей.

Моральные мотивы: в игре каждый ученик может проявить себя, свои

знания, волевые качества, своё отношение к деятельности, к людям.

Познавательные мотивы:

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует

учащегося к достижению цели (победы).

В игре все участники изначально равны (нет отличников и троечников,

есть игроки). Результат зависит от самого игрока.

Ситуация

успеха

создаёт

благоприятный

эмоциональный

фон.

Для

развития познавательного интереса.

Состязательность – притягательна для детей. Удовольствие, полученное

от игры, создаёт комфортное состояние на уроках, усиливает желание изучать

предмет.

В игре всегда есть таинство – неполученный ответ, что активизирует

мыслительную деятельность и толкает ученика на поиски ответа.

Всё это делает игру неотъемлемой часть любого нашего урока. Можно

выстроить весь урок в виде игры – урок-путешествие, урок-викторина и т.д., а

можно использовать игровые ситуации на отдельных этапах урока.

Так, например, на уроках математики я провожу

игру «Стенка на

стенку». Каждая команда бросает мяч «противнику» с определённым заданием

(

пример

из

таблицы

умножения),

а

обратно

получает

мяч

с

правильным

ответом. Побеждает команда, допустившая меньше всего ошибок. Аналогичная

игра может использоваться при закреплении правил по русскому языку – одна

команда называет слово на определённую орфограмму, а другая - проверочное

слово.

На своих уроках иногда не я, а сказочные герои "предлагают" интересные

игры, например при изучении "а" - Айболит, "б" - Буратино, "в" - Винни - пух.

Ворона

Каркуша

"приносит"

занимательный

материал

в

виде

ребусов

и

кроссвордов, а Степашка восхищается умными детьми и "вручает" им призы.

Часто используется игра «Кто больше» - каждая команда называет слова,

предметы,

явления

по

определённому

признаку

(

растения

сада,

предметы

неживой природы, животные луга

- на уроках окружающего мира; верные

высказывания, неверные высказывания – на уроках математики; словарные

слова на названную букву – на уроках русского языка; произведения данного

писателя, полные фамилию имя отчество писателей – на уроках литературного

чтения и т.д.). Побеждает команда, назвавшая больше правильных ответов за

определённый

промежуток

времени

или

выполнившая

одинаковый

объём

заданий быстрее «противников».

Ещё одна игра, которая пользуется популярностью на наших уроках –

«Крестики-нолики». Используется

традиционное клеточное поле 3х3. одна

команда называет утверждение, а другая заполняет поле «крестиками», если

согласна

с

этим

утверждением,

«ноликами»

-

если

не

соглашается

с

предложенным высказыванием. Побеждает команда, расставившая правильно

«крестики-нолики». Другим вариантом может быть игра, когда роль ведущего

выполняет

учитель,

а

команды

заполняют

самостоятельно

квадраты,

или

задания

даются

командам

на

карточках,

а

победа

зависит

от

скорости

и

правильности заполнения клеточного поля.

Для

отработки

навыков

устного

счёта

проводится

игра «Счастливый

билетик». Детям предлагаются различные цифровые комбинации из 6 цифр,

среди которых они должны отыскать «счастливый билетик», т.е. сумма трёх

первых цифр должна равняться сумме трёх последних. Игру можно проводить

как в группах-командах, так и индивидуально. Критерии победы тоже могут

быть различными: скорость, правильность или и то, и другое. Можно добавить

творческое

задание:

придумать

свой

«счастливый

билетик»,

используя

определённые цифры. Кроме этого, можно дать задание посчитать удобным

способом или объяснить разные приёмы счёта.

На уроках литературы и окружающего мира используются игры сюжетно-

ролевые, когда по прочитанному произведению или изученному историческому

явлению разыгрывается эпизод из произведения, сюжет по теме.

Во

время

игры дети двигаются, раскрепощаются, проявляют себя, свои знания, не боятся

ошибиться,

чувствуют

поддержку

товарищей,

переживают

эмоциональный

всплеск, заряжаются положительными эмоциями и на следующий урок придут

с

желанием.

Не

стоит

жалеть

время

на

игру.

Она

исключит

нудного

опрашивания, а позволит при повторении включить в работу весь класс, выявит

пробелы и проблемы, но сделает это безболезненно для детей и понятно для

учителя.

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в

каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы

урока позволяют расти как ученикам, так и учителю.



В раздел образования