Автор: Кручинова Инна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия города Благовещенска"
Населённый пункт: г.Благовещенск ,Амурская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: сюжетно–ролевая игра "Солнце банк"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Прогимназия города
Благовещенска»
Сюжетно-ролевая игра для детей
6-7 лет
«БАНК»
Разработала : воспитатель
Кручинова Инна Викторовна
1
Работать в банке я хочу,
Эта работа не всем по плечу!
Нужно очень много знать:
Нужно деньги выдавать,
Нужно деньги принимать,
Оформлять кредиты,
С людьми не быть сердитым.
Нужно хорошо учиться,
Чтоб ни в чем не ошибиться.
Нет на работе свободной минутки
—Работа в банке — это не шутка!
2
Сюжетно-ролевая игра «Банк» рассчитана на детей 6-7 летнего возраста.
Работа строится по двум основным направлениям:
1.Работа
по
обогащению
игровой
деятельности
детей.
К
формам
её
организации относятся: НОД с экономическим содержанием и тематические
сюжетно-ролевые игры.
2.Собственно-игровая
деятельность–сюжетно-ролевая игра «Банк» и
формы
ее проведения:
организованная (совместная
с педагогом) игра и
свободная игровая деятельность детей.
Каждая из форм проведения сюжетно-ролевой игры «Банк» ставит
перед педагогом определенные задачи.
В организованной (совместной) игре педагог: дает образцы социального
поведения, решения социальных проблем, вхождения в роль (что делать, как
делать,
развитие
ролевых
взаимоотношений
(как
вступать,
с
кем,
что
говорить, использование игровой атрибутики, способов организации игровой
среды. А также принимает при вхождении в игру подчиненную роль, выходит
из позиции взрослого и опускается на уровень ребенка.
В
свободной
самостоятельной
игре
педагог:
создает
эмоционально
благоприятные
условия
для
её
проведения;
удерживает
позицию
невмешательства в детскую игру (нет прямого руководства); предоставляет
свободу выбора места игры, способов ее организации, сюжета, атрибутов,
партнеров по игре, игровых действий; признает право ребенка на отказ от
игры; проявляет уважительное отношение к играющим детям; организует
наблюдение за игрой и фиксирует цели, над которыми необходимо работать в
дальнейшем.
Цель сюжетно-ролевой игры «Банк»: Формировать у воспитанников
знания
о
профессии
«банковский
работник»
,
умение
играть
в сюжетно-
ролевую игру «Банк»
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания воспитанников о работе Банка
Закреплять знания воспитанников о профессиях людей, работающих в
банке , с их трудовыми действиями
Активизировать словарь воспитанников : доход, расход, расчет, кредит,
менеджер, договор, оплата, валюта, платежеспособность
Развивающие:
Развивать коммуникативные умения воспитанников в совместной игровой
деятельности.
Расширять
словарный
запас,
совершенствовать
навыки
речевого
общения,
развивать
диалогическую
речь.
Развивать
умения
воспитанников согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать
3
необходимые
условия,
договариваться
о
последовательности
совместных
действий.
Воспитательные:
Способствовать формированию устойчивого интереса воспитанников к
совместной познавательной деятельности
Ожидаемый результат:
1.Развитие речевых навыков воспитанников.
2. Получение знаний о профессиях работников банка.
3. Формирование коммуникативных навыков.
4. Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
5. Комментирование игровых действий и действий партнеров.
Подготовительный этап:
Ресурсное обеспечение:
- Изготовление макета банкомата, денег, пластиковых карт, табличек-стоек,
бейджей с изображением специальностей, паспортов клиентов, платежных
извещений,
кредитных
договоров,
шейные
платки
работников
«Солнце-
банка»
- планирование в календарных планах;
-разработка сценария;
Работа с воспитанниками:
Рассказ
воспитателя
на тему: «Профессия
кассир-оператор»,
«Профессия
кредитный менеджер», «Профессия консультант банка»
Рассматривание картин и иллюстраций банка.
Проигрывание
ситуаций: «Вежливый
администратор», «Разговор
менеджера
с
клиентом», «Работа
кассира», «Работа
инкассатора», «Как
оплатить квитанцию по квартплате в банке»
Дидактическая игра: «Сделай покупку», «Рынок одного товара», «Цепочка
экономических слов»
Беседа на тему: «Как я побывал в банке», «Валюта разных стран», «Для чего
нужен
банковский
терминал»,
«О
доходах
и
расходах»,
«Валюта
разных
стран»
Просмотр презентации «Я-Банкир»
Чтение художественной литературы:
Кларина Л. «Уроки Гнома Эко-нома и Феи Экономики»,
Лада И. «Новый дом»,
Бомент А. «Дом, в котором мы живем»,
Габе Д. «Работа»,
Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики»,
Корчак Я. «Маленький бизнесмен»,
Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»,
«Сказочное путешествие Экономикса и его друзей»
4
Работа с родителями: Рассказ родителей, о том, какими услугами банка они
пользуются (ипотечный кредит, кредит на покупку машины, мебели, оплата
за коммуниальные услуги и т.д.) Экскурсия родителей с детьми в банк.
Консультации «Зачем
дошкольникам
экономика» «Полезные
привычки
в
быту — тоже экономика»
Организация игрового пространства:
В
группе
расставляются
банковский
терминал
(автомат),
сейф
для
хранения денег и валюты, от 4до 6 столов с атрибутами и стульями для
клиентов и сотрудников банка. Воспитатель оговаривает с воспитанниками,
где расположен вход в банк (можно отметить двумя кеглями, стульчиками),
место нахождения охранника. На стол раскладываются кредитные карточки,
которые
затем
будут
раздаваться
клиентам
банка,
квитанции
на
оплату
коммунальных
платежей,
карточки
для
оформления
кредитов
(
с
схематичным
изображением:
кредит
на
приобретение
жилья,
кредит
на
приобретение автомобиля и т.д.)
Участники игры:
Воспитатель, воспитанники старшей или подготовительной группы (до 10
детей)
Роли и ролевые действия:
Кассир (оператор):
Выслушивает
клиента,
общается,
совершает
необходимую операцию: принимает деньги от клиентов, обменивает валюту
на рубли, принимает переводы, производит оплату по квитанциям
Администратор банка: организует работу банка, следит за соблюдением
режима работы банка.
Менеджер (кредитный): оформляет кредиты, дает консультации по
получению кредитов
Консультант:
выдает
талоны
на
совершение
банковских
операций
,
озвучивает
номера
стоек,
помогает
клиентам
пользоваться
банковским
терминалом.
Охранник:
следит
за
порядком
в
банке,
обеспечивает
безопасность
клиентов, сотрудников банка и денежных средств
Клиенты банка: получают кредит, оплачивают квитанции, производят
обмен валюты, получают банковскую карточку.
Ход сюжетно-ролевой игры (основной этап):
Для возникновения интереса детей к игре воспитатель использует прием
проблемной ситуации:
«Вам принесли квитанцию, где мы сможем ее оплатить?»,
«Вы решили приобрести автомобиль, но в вашей семье не хватает денежных
средств и вы решил получить кредит»,
«Вы хотите снять наличные деньги с «зарплатной» карты и решили для этого
воспользоваться терминалом банка»
5
Для определения плана-сюжета воспитатель использует такой прием, как
вопросы к детям.
Для того, чтобы банк начал работу, подумайте и ответьте:
Какие сотрудники нужны для работы в банке?
Кто приходит в банк?
Какие сотрудники нужны для работы в банке?
Что делает кассир в банке? (менеджер, охранник банка, администратор банка,
консультант)
Кто пользуется услугами банка (клиенты)
Затем воспитатель говорит о том, что в банк на работу требуются
сотрудники.
Для
распределения
ролей
сотрудников
используется
прием
волшебный мешочек – детям предлагается достать из мешочка бейджи с
изображением специальности.
Для себя воспитатель выбирает роль администратора банка, затем эту роль
можно делигировать воспитаннику хорошо знакомому с игрой .
При приеме на работу воспитатель использует прием – напоминание и
совместно с детьми проговаривают обязанности сотрудников, т.е. игровые
(ролевые) действия.
Для
создания
воображаемой
ситуации
воспитатель
предлагает
воспитанникам создать обстановку банка: поставить банкомат и терминал,
расставить столы для операторов, поставить кассовый аппарат, и стул для
охранника.
При
затруднении
детей
воспитатель
использует
такие
приемы
как:
объяснение,
помощь,
напоминание
(правила
поведения
в
общественных
местах).
Если у детей возникает желание поменяться ролями, воспитатель
поддерживает его.
Для формирования взаимоотношений в игре педагог использует приемы:
напоминания
о
доброжелательном
отношении
друг
к
другу,
поощрения
вежливости.
Сценарий сюжетно-ролевой игры «Банк»:
Администратор банка : Работники банка, займите свои рабочие места.
Охранник:
Внимание банк открывается
ровно
в
9часов. (открывает
двери банка). Уважаемые клиенты, банк открыт, проходите, пожалуйста.
Диалоги персонажей.
1-й Клиент: Здравствуйте!
Консультант. Здравствуйте. Чем могу помочь?
1-й Клиент. Я хотел оплатить кредит
Консультант. Возьмите талон. Проходите, пожалуйста. Талон К-1 окно
№1
Заходит следующий клиент
Консультант: Здравствуйте! Чем могу помочь?
6
2-й Клиент. Здравствуйте! Мне нужно обменять валюту
Консультант: Пожалуйста. Талон В-1 окно №2
Кассир: Здравствуйте! Какую валюту вы хотели бы обменять на рубли?
Пожалуйста, возьмите деньги и пересчитайте правильность выдачи.
2-й Клиент: Все правильно. Спасибо!
Консультант: Здравствуйте. Чем могу помочь?
3-й Клиент: Здравствуйте! Я хотел бы взять кредит.
Консультант: Пожалуйста. Талон К-2 окно №1
Менеджер: Здравствуйте! Мы рады предоставить вам кредит. Скажите,
что вы планируете приобрести? Сколько денежных средств вам не
хватает? Дайте, пожалуйста, ваш паспорт. Где вы работаете? Каков у вас
размер заработной платы?
Консультант: Здравствуйте. Чем могу помочь?
4-й Клиент: Здравствуйте! Я хочу снять деньги, вот моя карточка.
Консультант: Пожалуйста, пройдите к терминалу.
4-й Клиент: Извините, не могли бы вы мне помочь, я забыл дома очки.
Консультант: Конечно! Буду рада вам помочь, Сколько вы будете
снимать-(Счет до 10). Пожалуйста, для совершения операции вставьте
карту, введите пин-код, выберите операцию, подождите, операция
выполняется, заберите деньги, возьмите чек, заберите карту
4-й Клиент: Большое спасибо за помощь, до свидания!
Консультант. Здравствуйте, Чем могу помочь?
5-й Клиент: Здравствуйте! Мне нужно заплатить за детский сад.
Консультант: Талон О-1окно № 3
Кассир: -Назовите, пожалуйста, ФИО ребёнка. детский сад. Группу.
Сколько будете платить? (клиент называет сумму).
-Возьмите, пожалуйста, квитанцию, всего вам доброго…
Консультант: Здравствуйте. Чем могу помочь?
6-й клиент: Здравствуйте! Мне нужно отправить деньги моей маме.
Консультант: Талон П-3 окно № 2
Кассир: Здравствуйте, Слушаю вас. Сколько денег вы хотели бы
перевести ? Назовите ФИО вашей мамы?» Адрес ее регистрации?
(клиент называет сумму).
Кассир: Деньги отправлены. Ваша мама скоро их получит.
5-й клиент:-Спасибо.
И т.д.
Администратор: Уважаемые клиенты! Наш рабочий день подошел к концу.
Будем рады снова видеть вас в нашем банке.»
Выждав время, по сигналу администратора банка охранник идет
провожать последних посетителей со словами: «До свидания, приходите к
нам завтра». Закрывает двери банка.
Заключительный этап:
7
Воспитатель
предлагает
убрать
атрибуты
сюжетно-ролевой
игры
в
специальный коробку-контейнер, расставить по местам столы и стульчики,
убрать на стеллаж макет банковского терминала и сейфа.
Воспитатель предлагает обсудить впечатления детей от участия в игре,
повторить новые слова, которые использовались детьми в ходе игры, рассказать
какую роль детям больше понравилось играть и т.д.
8