Автор: Шахова Галина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР – детский сад "Страна чудес"
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект по нравственно–патриотическому воспитанию "Мы разные, но мы вместе" для детей 6–7 лет
Раздел: дошкольное образование
Конспект по нравственно – патриотическому воспитанию
Тема: « Мы разные , но мы вместе»
для детей 6-7 лет
Шахова Галина Валентиновна
воспитатель МАДОУ
Центр развития ребенка
г. Балаково
2019
Цель: Расширение и обобщение представлений детей о
многонациональности Саратовской области.
Задачи:
Актуализировать знания детей о разных народах, проживающих на
территории Саратовской области;
Расширить знания детей о национальных костюмах через
организацию самостоятельной области;
Развивать умение рассуждать;
Воспитывать уважение к людям разной национальности и их
обычаям ,приобщать к истокам народной культуры;
Предварительная работа:
Чтение сказок народов России;
Изготовление с родителями национальных костюмов
Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем.
Природа России», «Народные промыслы»,
«Народный костюм», «Народные праздники».
Оборудование и материалы:
Экран, презентация, карта Саратовской области, мольберт, картинки
кукол в национальных костюмах, мнемотаблица с казахской
пословицей, заготовки на каждого ребенка для изготовления татарской
тюбетейки, маски и атрибуты для драматизации белорусской сказки
«Пых» ,карандаши, пластилин, фломастеры.
Планируемые результаты
У детей расширены знания детей о многочисленности народов,
проживающих в Саратовской области.
Приоритетная образовательная область:
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»,
«Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое
развитие»
Ребята заходят в группу , одетые в национальные костюмы, присаживаются
на стулья. На экране карта Российской федерации, на мольберте карта
Саратовской области.
Воспитатель:
Встало солнце над горою,
Мрак ночной размыт зарёю,
Луг в цветах, как расписной…
С добрым утром,
Край родной!
Шумно двери заскрипели,
Птицы ранние запели,
Звонко спорят с тишиной…
С добрым утром,
Край родной!
Люди вышли на работу,
Пчёлы мёдом полнят соты,
В небе тучки – ни одной…
С добрым утром,
Край родной! (Г. Ладонщиков)
Воспитатель: скажите пожалуйста, о чем это стихотворение? (ответы детей)
Воспитатель: а как вы думаете, почему край можно назвать родным? Какие
слова можно подобрать к слову «родной» ?(ответы детей)
Воспитатель: вы правы ребята, конечно, это «родимый», «Родина»,
«любимый». Родной край – это место, где вы родились, где сделали свои
первые шаги, сказали слово «мама», место, где живут ваши родные, близкие,
друзья и соседи. А скажите мне….
Игра «Я начну, а вы продолжите»
1)
Наш с вами город называется…(Балаково)
2)
Область, к которой относится наш город…(Саратовская)
3)
Наша страна называется … (Россия).
4)
Наша страна очень … (большая, огромная).
5)
В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
6)
Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне)
Воспитатель: молодцы ребята, все правильно. Обратите внимание на экран,
на нем карта нашей страны - России. Наша страна великая, сильная и
красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это
прежде всего люди, которые в ней живут. А вы знаете, наша страна сильна
дружбой разных народов, ее населяющих?
Кто мне покажет на карте России нашу Саратовскую область? (выходит
ребенок, показывает) В Саратовской области ребята так же проживает много
разных народов .
Посмотрите друг на друга. Все вы сегодня очень интересно и необычно
одеты. Каждый из вас пришел в народном костюме той национальности, к
которой принадлежит его семья. Среди нас есть русские и казахи, татары и
белорусы.
Воспитатель: Настя, скажи, какой костюм на тебе? (Дети кратко
рассказывают об особенностях костюма)
Ребенок: на мне русский народный костюм, он состоит из рубахи, расшитой
узором, сарафана и туфелек. На голове кокошник.
Воспитатель: Рома, скажи пожалуйста, в костюме какой национальности ты
сегодня пришел?
Ребенок: на мне татарский костюм. Я одет в чобу – это легкая одежда в виде
рубахи, штаны, чекмень – это верхняя одежда, похожая на халат , сапоги, а
так же на мне национальный головной убор – тюбетейка,расшитая нашим
национальным орнаментом.
Воспитатель: Софья, расскажи нам про свой замечательный костюм.
Ребенок: на мне праздничный белорусский костюм. Он состоит из рубахи с
вышивкой, полосатой юбки. Вообще юбка может быть еще одноцветной и
клетчатой. Еще на мне фартук и безрукавка. На голове у меня венок с
лентами, а но ногах ботиночки.
Воспитатель: я вижу, что Гуля сегодня пришла в казахском национальном
костюме, расскажи нам о нем.
Ребенок: да. И мой костюм состоит из рубахи платья и безрукавки. На голове
у меня такия – это такая маленькая шапочка из ткани. На ногах сапожки.
Воспитатель: ребята ,очень интересно было послушать ваши рассказы о
ваших костюмах. Спасибо.
Воспитатель: а знаете ребята, помимо костюмов, у каждого народа свой
язык. Люди разных народов нашей страны, области знают два языка: свой
национальный, например татарский, и обязательно русский. Потому что
русский – это государственный язык России. Скажите, а кто-нибудь из вас
говорит на двух языках? (ответы детей)
Послушайте казахскую пословицу, которая на русском языке звучит так
«Сила птицы в крыльях, а человека в дружбе», а на казахском
языке эта пословица будет звучать так: « Кус канатымен мыкты, адам
досымен мыкты». Попробуем ее выучить, а поможет нам в этом
мнемотаблица
Воспитатель: у вас очень хорошо получается. А какие русские пословицы о
дружбе вы еще знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из
поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек
делал другому что-то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали
сказку. А какие народные сказки вы знаете? (ответы детей)
А знаете ли вы сказку «Пых»? (ответы детей). А ведь это белорусская сказка.
Я предлагаю вам ее разыграть.
(По желанию желающие поучаствовать дети выбирают роли, берут маски)
Воспитатель: Вы знаете ребята, посмотрев на костюмы друг друга, вы
заметили, что каждый народ, создавая свой костюм, стремился сделать его
самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по
праздникам. А сейчас мы с вами попробуем своими руками сделать нарядную
татарскую тюбетейку и украсить орнаментом по вашему выбору.
(ребята проходят к столам, на которых разложены заготовки, клей,
карандаши, фломастеры, пластилин и образцы орнамента)
Воспитатель: у вас получились очень красивые тюбетейки. Мне очень
нравится.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о таких национальностях
как русские, татары, казахи и белорусы, но национальностей, проживающих
на территории Саратовской области, на самом деле гораздо больше. Это и
немцы, чуваши, армяне, грузины и др. У меня есть фигурки людей в
национальных костюмах и я предлагаю разместить их на карте Саратовской
области.
(дети прикрепляют фигурки к карте).
Воспитатель: скажите мне пожалуйста, драматизацию сказки какой
национальности вы сегодня показывали? Головной убор какой
национальности делали своими руками? Пословицу какого народа выучили?
Воспитатель: Сегодня мы говорили о том, что на территории Саратовской
области и Российской Федерации проживают разные народы, у которых свои
народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого,
наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру
России. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у
всех у нас одна Родина – Россия. Поэтому ребята…Давайте жить дружно!
Воспитатель: а сейчас предлагаю вам завести наш дружный
многонациональный хоровод. (дети танцуют под песню «Хоровод дружбы»
слова Аркадия Хайта, музыка Бориса Савельева)