Автор: Гаврилова Анна Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы по экспериментальной деятельности детей старшей группы
Раздел: дошкольное образование
Статья
Организация работы по опытно
экспериментальной деятельности детей старшей
группы.
Взрослые, вспомните себя детьми! Что вам было
больше всего интересно? Как из чего-то получается
что-то, но другое! Нечто новое! Другого свойства или
качества. Дети по своей природе – это исследователи.
День за днем, месяц за месяцем открывают они для
себя этот окружающий мир. А он - волшебен,
понимают они через опыты. Поэтому для родителей и
воспитателей очень важно создавать для детей
условия для опытно-экспериментальной
деятельности.
В процессе детского экспериментирования ребёнок
выступает как субъект, самостоятельно строит
собственную деятельность, проявляет активность,
которая к старшему дошкольному возрасту заметно
нарастает. Детское экспериментирование является
важнейшим средством развития таких базисных
качеств личности, как самостоятельность и
творческая активность.
Рубинштейн писал: « Мышление обычно начинается с
проблемы или вопроса, с удивления или недоумения ,
с противоречия. Этой проблемной ситуацией
определяется вовлечение личности в мыслительный
процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то
задачи».
В рамках исследовательского подхода обучение идёт с
опорой на имеющийся опыт ребёнка, на его
расширение в ходе поисковой, исследовательской
деятельности, активного освоения мира. Детям не
сообщаются готовые знания, не предлагаются
способы деятельности. Создаётся проблемная
ситуация, решить которую ребёнок должен
самостоятельно. И решит он ее в том случае, если
будет использовать свой опыт и установит в нем
связи, получая при этом новые знания и умения.
Основные характеристики экспериментирования:
1 Детское экспериментирование –особая форма
поисковой деятельности, в которой наиболее ярко
выражены процессы целеобразования, процессы
возникновения и развития новых мотивов личности,
лежащих в основе самовыдвижения, саморазвития.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно
проявляется собственная активность детей,
направленная на получение новых сведений
(познавательная форма экспериментирования), на
получение продуктов творчества ( продуктивная
форма экспериментирования)
3. Детское экспериментирование-стержень любого
процесса детского творчества.
4. Деятельность экспериментирования пронизывает
все сферы детской жизни, все виды деятельности, в
том числе и игровую.
Большую радость, удивление и даже восторг ребята
испытывают от своих маленьких и больших
«открытий», которые вызывают у юных
исследователей чувство удовлетворения от
проделанной работы.
Если ребенка сложно заинтересовать опытами, тогда
сказочный персонаж вам в помощь. Он сделает
процесс экспериментирования более живой. Герой
вместе с детьми участвует в опытах и экспериментах,
он приносит ребятам интересные вещи, задания,
удивительные истории. Дети не только видят, но и
слышат, свои задания он присылает в аудио-
сообщениях. Сказочный персонаж становится детям
настоящим другом, с которым можно посоветоваться,
обратиться к нему с просьбой, разделить радость
открытий.
Помните, экспериментирование таит в себе огромный
потенциал для развития творческой
исследовательской активности и самостоятельности у
детей дошкольников.
Развивайте своих детей естественным образом!