Автор: Соляник Ирина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГКОУ СПКУ
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Раздел: среднее образование
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
УЧАЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
В соответствии с ФГОС ООО от 17.12.2010 №1897 большое внимание
уделяется формированию у учащихся навыков учения, ответственного отношения
к
результатам
своей
учебной
деятельности,
способности
к
саморазвитию
и
самообразованию. Достижение подобных результатов невозможно без наличия
стойкой учебной мотивации.
Учебная мотивация представляет собой частный, особый вид мотивации
(В.А. Арсланьян, Г.А. Стюхина). Учебная мотивация во многом определяется
характером образовательной системы, организацией педагогического процесса в
образовательной
организации,
психо-физиологическими
особенностями
самого
учащегося,
характером
его
взаимодействия
с
другими
участниками
образовательного
процесса.
Также
не
последнюю
роль
играет
и
личностные
особенности учителя, его отношение и к педагогической деятельности, и к самому
учащемуся. Отдельного внимания заслуживает и влияние специфики учебного
предмета на учебную мотивацию.
По мнению С.Л. Рубинштейна, одного из главных исследователей проблем
формирования учебной мотивации, основными мотивами сознательного учения
являются естественное стремление к будущей профессиональной деятельности и
непосредственный
интерес
к
знанию.
Вместе
с
тем,
в
структуре
учебной
мотивации также присутствуют и другие мотивы: стремление к познанию границ
собственных способностей, самоутверждение в коллективе, чувство долга перед
родителями
и
учителями,
стремление
получить
одобрение
и/или
избежать
наказания.
Именно
комплекс,
совокупность
этих
мотивов
и
определяет
во
многом
успешность
учебной
деятельности.
Взаимодействие
мотивов
традиционно
выстраивается
по
двум
принципам:
принципу
доминирования
и
принципу
взаимодополнения.
Главная
задача
учителя
заключается
в
определении
на
каждом
этапе
развития
ученика
наиболее
сильные
мотивы
и
в
соответствии
с
ними
преобразовании и переосмыслении учебной задачи.
Формирование
учебной
мотивации
во
многом
определяется
и
успешностью/неуспешностью учебной деятельности. Не стоит забывать об одном
из самых главных педагогических принципов организации учебной деятельности:
«Невозможно успешное воспитание личности без достижений» (В.Д.Шандриков).
Именно
успехи
в
учебной
деятельности
делают
ее
личностно
значимой.
Необходимо
создавать
на
уроках
ситуации
успешности.
Для
этого
можно
использовать
и
новые
механизмы
оценивания
результатов
образовательной
деятельности,
которые
анализируют
не
только
конечный
результат,
но
и
учитывают динамику достижений учащегося.
Особую роль в формировании самостоятельности в планировании учебной
деятельности играют внеклассные формы работы.
Вместе
с
тем,
также
следует
помнить
о
том,
что
учебная
мотивация
учащихся
напрямую
зависит
от
качества
преподавания
учебного
предмета,
педагогического
мастерства
учителя,
грамотного
построения
этапов
усвоения
учебного материала.
Следует помнить, что на этапе первичного ознакомления с материалом
сознательности
учения
во
многом
способствует
четкая
организация
подготовительной работы: знакомство с материалом должно включать как работу
по выделению в нем существенных характеристик, так и выявление связи с
предыдущим материалом.
Вслед за первичным закреплением особое место следует выделить этапу
осмысления.
Лучшему
усвоению
материала
способствует
групповая
дискуссионная работа, в которой учащиеся смогут услышать разные мнения и
уточнить собственное понимание.
Этап закрепления следует планировать с учетом включения заданий на
свободное воспроизведение материала. В процессе изложения осуществляются
процедуры
проверки,
самоконтроля,
выявляются
места,
требующие
дополнительного уточнения.
Однако следует помнить, что необходимо тщательно подготовить первое
самостоятельное закрепление знаний. Наилучшее воспроизведение имеет место
через 2- 3 дня после первого восприятия материала.
Этап
овладения
материалом
подразумевает
способность
учащегося
применять полученные знания на практике. При этом о подлинном усвоении
можно говорить в ситуациях применения знаний для решения различных задач.
В
любом
случае
следует
помнить
о
том,
что
формирование
стабильно
высокой
учебной
мотивации
и
как
результат
–
осознанное
самостоятельное
обучение возможно только в условиях учебного сотрудничества.