Автор: Михалева Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ 126
Населённый пункт: город Борзя Забайкальский край
Наименование материала: Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность
Тема: Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность
Раздел: дошкольное образование
Введение: Развитие речи дошкольников через
театрализованную деятельность
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных
приобретений
ребенка
в
дошкольном
детстве
и
рассматривается
в
современном
дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский
писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только
интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности
в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку
малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.
Речь
помогает
понять
друг
друга,
формирует
взгляды
и
убеждения,
а
также
играет
огромную роль в познании окружающего мира.
Особое место в речевом развитии имеет театрализованная деятельность. Вся жизнь
ребенка насыщена игрой, каждый хочет сыграть в ней свою роль.
«Что такое театр? Это лучшее средство для общения
людей, для понимания их сокровенных чувств.
Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки,
стимулировать психические процессы, совершенствовать
телесную пластичность, формировать активность…»
К. С. Станиславский
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с
удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся
образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты.
Дети радуются когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают
трудности и наступает счастливая развязка.
Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в
них
много
метких
сравнений,
эпитетов,
образных
выражений,
диалогов,
монологов,
ритмичных
повторов,
которые
помогают
ребенку
запомнить
сказку
и
обогатить
его
словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым,
прежде всего потому что в основе его лежит игра.
Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих
личность
ребенка,
самостоятельное
творчество,
его
раскрепощение.
В
процессе
театрализованной
игры
активизируется
и
совершенствуется
словарный
запас,
грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.
Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных
способов
воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения:
учить играя.
Театрализованная деятельность носит поэтапный характер:
На первом этапе
обогащается восприятие за счет жизненного опыта детей и
ознакомления с литературными произведениями.
Второй этап собственно процесс детского творчества, который непосредственно
связан
с
возникновением
замысла,
поисками
художественных
средств,
освоением
интонации слова, мимики, походки
Третий этап характеризуется появлением новой продукции.
Театрализованные игры дают возможность
перейти от бессловесных этюдов к
этюдам
со
словами,
диалогу,
монологу,
импровизировать
с
элементами
ряженья
на
заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать
себя в движении, свободно держаться не стесняясь.
Основные задачи в данном направлении работы:
- развитие восприятия литературных произведений разных жанров (сказок, рассказов,
стихотворений)
в
единстве
содержания
и
художественной
формы,
знакомство
с
выразительным языком народных сказок.
- расширение жизненного опыта, ознакомление с окружающим миром в соответствии с
содержанием
литературных произведений, воспитание внимания, наблюдательности,
самостоятельности и активности.
- развитие всех сторон речи: обогащение словаря образной лексикой, воспитание звуковой
стороны
речи
(интонационной
выразительности,
дикции,
силы
голоса),
обучение
навыками диалогической речи (спросить, ответить, подать реплику, выслушать).
- использование пластических этюдов, развитие сценических навыков для воссоздания
образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений.
- привлечение детей к играм – драматизациям и участию в спектаклях по мотивам
прочитанных литературных произведений
Примерный план непосредственно-образовательной деятельности (НОД)
1. Музыкально-ритмическая разминка
2. Дыхательная и речевая гимнастика
3. Литературно-художественная практика (связная речь)
4. Игры, минута шалости, физическая минутка.
5. Театрализованная деятельность
Музыкально-ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально
практические игры и упражнения, которые развивают:
- двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость);
- пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.)
- воображение (способности к пластической импровизации)
Дыхательная
и
речевая
гимнастика
помогает
детям
при
помощи
игр
и
упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция)
В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора
(интонацию,
логическое
ударение
и
т.д.,
а
также
развивать
воображение,
умение
представлять о том, о чем идет речь, обогащать словарный запас, активизировать речевые
умения и навыки, делать речь ярче, образнее.
В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по
сказкам, рассказам, стихотворениям. Для драматизации, инсценировки, рассказывания
лучше использовать короткие, хорошо знакомые сказки.
Критерии в подборе сказок
- доступность
- ярко выраженная социальная норма (лучше парная)
- возможность обыграть сюжет
- наличие диалогов в тексте
- предпочтение сказкам, персонажи которых животные
Методические приемы:
- анализ сказки с точки зрения поведения персонажей
- выделение героев с различными чертами характера
- проигрывание этюдов (фрагментов сказок, сценок из жизни)
- развивающие и словесные игры
- использование элементов психогимнастики
- игровые упражнения, обучающие ребенка различать и называть основные эмоции и
чувства, видеть связь между поступками и эмоциями.
Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная
деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и
персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевую
деятельность:
- выбор темы
- передача знакомого содержания
- сочинение
- исполнение от лица персонажей.
Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых
театрализованная деятельность будет протекать успешно:
Организация уголка театрализованной деятельности:
В группе есть театр Уголок. В нем располагаются:
-
различные
виды
театров:
био-ба-бо,
настольный,
пальчиковый,
на
фланелеграфе,
книжки-театры, теневой.
-
реквизиты
для
разыгрывания
сценок
и
спектаклей:
ширмы,
костюмы,
элементы
костюмов, маски.
Проект «Путешествие в страну сказок»
1. Тип проекта
По содержанию: игровой
По доминирующей в практике деятельности: ролево-игровой
По времени проведения: долгосрочный
По числу участников проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, инструктор по
физо, музыкальный руководитель.
2. Актуальность проблемы
Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития
всех
сторон
речи.
Целенаправленное
формирование
связной
речи
имеет
важнейшее
значение в общей системе работы с детьми. Именно в связной речи реализуется основная
коммуникативная
функция
языка
и
речи.
Связная
речь
–
высшая
форма
речи
и
мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития
ребенка.
Пятый
год
жизни
–
период
высокой
речевой
активности
детей,
интенсивного
развития всех сторон речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к
контекстной.
Использование различных видов творчества, театральной игры для развития речи,
пока не нашло широкого применения в практике. Вместе с тем, создание мотиваций
общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребенка в
такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться
своими впечатлениями.
Проанализировать исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, я поняла,
что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно
их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи,
моторика, отсутствуют коммуникативные навыки.
Поэтому в ходе своей деятельности я решила исследовать эту проблему и создать
цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи, через театрализованную
деятельность.
Новизна данного проекта заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных
постановок, этюды, соответствуют единой теме.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с
культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укреплять
традиции народных праздников.
Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение,
знакомят с героями этнических произведений.
3. Цель
Формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение
их в театральную деятельность
4. Задачи
- Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности
- Обогащать словарь детей, активизировать его
-
Воспитывать
положительное
отношение
к
театральным
играм,
желание
играть
с
театральными
куклами,
эмоционально-
положительное
отношение
к
сверстникам,
воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с театральными
игрушками.
5. Ожидаемые результаты
Знакомясь
с
художественной
литературой,
дети
научатся
применять
грамматические
навыки
и
умения
в
диалогической
(ответы
на
вопросы,
беседы)
и
монологической
(словесное
творчество)
речи,
использовать
средства
художественной
выразительности языка и его грамматических средств.
Развитие
театральной
деятельности
и
накопление
эмоционально-
чувственного
опыта у детей
Структура проекта
1 этап – подготовительный
- изучение программы «Детство»
- изучение методической литературы
- создание предметно-развивающей среды
- подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно-игровых действий,
формирование речи, пальчиковые, артикуляционные и дыхательные гимнастики,
пластических этюдов.
- разработка сценариев сказок, театрализованных игр
2 этап - основной
Проведение театрализованных игр по сказкам «Теремок», «Три медведя»,
«Заюшкина избушка», «Кот, лиса и петух»
№
Дата
проведения
Формы, методы, содержание деятельности
Работа с детьми
Работа с родителями
1
Октябрь
ноябрь
1. Артикуляционная гимнастика «Лопатка»,
«Маятник», «Вкусное варенье»
2. Чистоговорки с пальчиковыми играми
3. Пластические этюды:
«Маленькая мышка», «Веселая лягушка»,
«Большой медведь» и т.д. «Звери испугались»
4. Музыкальная игра «Стоит в поле теремок…»
Хороводная игра «Мы на луг ходили…»
5. Д/н «Угадай сказку»
6. Игры и упражнения по развитию речи:
«Про кого я говорю»
«Исправь ошибку»
«Кто больше увидит и назовёт»
«Скажи какой»
«Сравни разных зверят»
7. Игры на воображение «Узнай из какой сказки
и покажи сам»
«Сочиним новую сказку «Теремок»
8. НОД интегрированное с музыкой
«Путешествие» в сказку «Теремок»
НОД по рисованию «Теремок для зверят»
Обыгрывание эпизодов сказки. Показ сказки для
детей младшей группы
Анкетирование
«Речевое развитие
ребенка»
Памятка «Полезные
советы по развитию
речи детей 4-5 лет»
Консультация:
«Значение
театрализованной
деятельности на
развитие речи
ребенка»
Изготовление
перчаточного театра
«Теремок»
2
Декабрь
январь
1. Артикуляционная гимнастика
«Тик-так», «Лошадка», «Качели», «Мяу»
2. Дыхательная гимнастика «Ветерок», «Раз,
два, три….» и т.д.
3. Пальчиковые игры: «Веселая семейка»,
«Прогулка в лес» и т.д.
4. Пластические этюды « Медведи удивились»,
«Маша испугалась» и т.д.
5. Упражнения на интонационную
Памятка «Игра в
слова»
Консультация
«Роль
художественной
литературы в
развитии речи
детей»
выразительность «Скажи, как медведь»
6. П/н «У медведя во бору»
7. Игры и упражнения по развитию речи.
«Сравни медвежат», «Кто что умеет делать»,
«Закончи предложение», «Кто больше слов
скажет», «Как сказать по-другому» и т.д.
8. Игры на воображение Триз-игра «Хорошо-
плохо», «Новая сказка», «Разговор по телефону»
9. НОД по физо «Путешествие в сказку «Три
медведя». Обыгрывание эпизодов сказки. Показ
сказки «Три медведя» для родителей
Участие родителей в
пополнении
атрибутов для
театрального уголка
3
Февраль
март
1. Артикуляционная гимнастика «Тик-так»,
«Качели», «Мяу», «Пик-пик», «Весело жуем»
2. Чистоговорки
3. Пальчиковые гимнастики
4. Пластические этюды:
«Грустный зайчик», «Храбрый петушок»,
«Хитрая лисичка» и т.д.
5. Упражнения на развитие воображения «Что
было бы…», «Продолжи сказку», « Сказка на
новый лад», «Кто поможет зайчику»
6. Разучивание присказки: «За горами, за
долами…»
7. Хоровод «Мы на луг ходили»
8. П/н «Зайка беленький сидит», « Лиса и
зайцы»
9. Игры и упражнения по развитию речи. «Кто
больше слов скажет», «Кто заблудился», «Какой,
какая…»
10 Упражнения на интонационную
выразительность. « Скажи как герои сказки»
11. НОД по музыкальному развитию
«Путешествуем по сказке «Заюшкина избушка»
НОД по аппликации «Избушка ледяная,
избушка лубяная» Обыгрывание эпизодов
Памятка «Играйте
вместе с детьми»
сказки.
Мастер – класс: НОД по развитию речи «Сказка
«Заюшкина избушка»
4
Апрель
май
1. Артикуляционные гимнастики «Длинный
язычок», «Качели», «Маятник», «Трубочка»
2. Чистоговорки
3. Пальчиковые игры
4. Этюды на пластику.
«Осторожный кот», «Хозяйственный петушок»,
«Ловкая лисичка» и т.д.
5. Упражнения на интонационную
выразительность «Спой песенку как лисичка»
6. Мимические этюды: «Петушок испугался»,
«Храбрый кот».
7. Упражнения на развитие воображения
«Отгадай и покажи», «Солнышко светит и
манит Петушка», «Напишем письмо Петушку»,
«Сравни героев сказки»
8. Упражнения и игры на развитие речи. «Как
сказать по – другому», «Кто больше слов
скажет», «Скажи какой?»
9. Д/н «Узнай сказку», «Собери сказку»,
«Расскажи сказку».
10. НОД по развитию речи «Сказки
перепутались»
5
Конец
мая
Викторина совместно с родителями: «Знаете ли
вы сказки?»
Презентация «Мы артисты»
Возможности дальнейшего развития проекта:
- продолжать всесторонне развивать детей дошкольного возраста в театрализованной
деятельности, расширяя тематику игр-театрализаций, театрализованных представлений,
разрабатывая планирование и конспекты, подбирая и расширяя диагностический
инструментарий, атрибуты, создавая костюмы для постановок;
- продолжать создавать в образовательном пространстве ДОУ условия, способствующие
развитию речи с помощью театрализованной деятельности с самого раннего возраста,
используя заинтересованность и потенциал педагогов, родителей, детей (ведь грамотная
профилактика проблем в речевом, коммуникативном, эмоционально-волевом развитии
дошкольников поможет снизить процент детей с данными нарушениями в развитии);
- разработать сценарии родительских собраний, тематических бесед с родителями по
направлению данного проекта.
Вывод:
Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия
на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и
совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения,
навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных
играх
доставляет
им
радость,
вызывает
активный
интерес,
увлекает,
создает
психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.
Список литературы:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г
2. Занятия по развитию речи в детском саду/ Под ред Ушакова О. С.
3. Развитие речи и творчества дошкольников/Под ред Ушакова О. С.
4. Методика работы со сказкой. Рыжова Л. В
5. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.
Творческий Центр, Москва, 2009.