Автор: Франтова Наталия Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 9 "Журавлик"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционная техника эбру в работе с детьми дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционная техника эбру в работе с детьми
дошкольного возраста.
Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном
образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение
многих воспитанников детского сада. Чтобы интерес ребят к творчеству не ослабевал,
увлечённый своей работой педагог каждый раз старается придумать нечто особенное,
внести в мир изобразительного искусства капельку волшебства. Интересная идея —
предложить детям создать оригинальные композиции в технике эбру, ведь это один из
самых фантастических способов рисования.
Эбру — это старинная изобразительная техника, которая представляет собой рисование
на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски
имеют разную плотность, за счёт чего последние не растекаются и не растворяются, а
оставляют на поверхности выразительный рисунок в виде тонкой плёнки. После создания
рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу или ткань (материал просто
прикладывается к жидкости). Воду делает более плотной добавление специальных
веществ. Изначально это был растительный экстракт, который добывали из колючек
растения гевен и настаивали более недели. Сегодня же в художественных магазинах
имеются в продаже специальные готовые основы для раствора. В процессе работы сложно
предугадать, как растечётся краска, поэтому каждая композиция получается
оригинальной и неповторимой.
Нетрадиционная техника развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Ребёнку не
навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые схемы для создания образа.
Он сам является творцом, при этом подключается детское воображение, воспитывается
индивидуальность. Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у
которых не очень получается творческая работа привычным способом. Малыши
раскрепощаются, начинают верить в свои силы и понимать, что ошибки — это просто
шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия. С другой стороны, такая
деятельность помогает успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников.
Манипуляции с водой завораживают ребят, они учатся концентрировать своё внимание.
Без сомнения, занятия по рисованию в технике эбру стоит включать в изобразительную
деятельность в ДОУ. Поскольку такая работа требует развитой мелкой моторики и
усидчивости, то практиковать её целесообразно со средней группы. Детям пятого года
жизни в творческом процессе потребуется помощь педагога (в частности, перенос рисунка
с жидкости на бумагу), ребята более старшего возраста, уже знакомые с данной техникой,
будут более самостоятельными.
Краски для рисования по воде желательно брать акриловые. Для воспитанников средней
группы педагог может заранее развести их водой на палитре до необходимого жидкого
состояния. Старшие дошкольники вполне могут сделать это самостоятельно. Перед
рисованием каждый раз определённую краску следует перемешать, поскольку она оседает
на дно. Кисти для творчества понадобятся из натурального волоса, например, белки. Они
должны хорошо вбирать воду. Кроме обычных кисточек, нужно взять веерные: они
помогут создавать эффектные узоры. Для проведения параллельных линий на воде
можно также предложить ребятам гребёнки. Для работы необходимы слегка заострённые
пластмассовые палочки (из соображений техники безопасности шило дошкольникам
давать не следует). С помощью такого инструмента можно формировать красивые
цветовые переходы и узнаваемые образы. Можно предложить ребятам гребешок для
создания «чешуйчатого» узора — с его помощью можно легко и быстро заполнить
пространство оригинальным фоном, а также пипетку для точечного нанесения краски.
Воспитатель для занятия по рисованию в технике эбру может воспользоваться ещё одним
адаптированным вариантом — сварить негустой клейстер из воды и крахмала, а когда он
остынет, капнуть туда немного конторского клея. Раствор нужно тщательно перемешать.
Если же на поверхности появятся пузырьки (это может произойти при использовании
любого загустителя), то воду нужно накрыть примерно на 1 минуту газетой либо плотной
бумагой.
Приёмы рисования в технике эбру в детском саду:
После того, как подготовлены все материалы для творчества, включая водный раствор,
воспитатель наглядно и поэтапно объясняет дошкольникам конкретные приёмы
рисования:
Вначале нужно оформить фон. Для этого на кисточку или кончик палочки следует
набрать краску и, слегка касаясь поверхности воды, поставить там несколько
точек. Можно поступить иначе: не ставить точки, а тихонько стряхнуть краску на
жидкость либо сбрызнуть её с высоты 5–6 см от поверхности. Для фона можно
использовать 2–3 цвета.
С помощью заострённой палочки краску следует перемешать в произвольном
направлении. Это очень увлекательный процесс, который на детей действует
успокаивающе.
После того как фон готов, с помощью палочки следует выполнить основной
рисунок — придумать и изобразить какие-то образы. Это могут быть цветы,
деревья, птицы с красивыми хвостами, сердечки, бабочки и пр. Тематика здесь
ограничена только детской фантазией (кроме случаев, когда педагог предлагает
ребятам определённую тему, например, «Цветочная полянка»).
Воспитателю следует познакомить дошкольников с конкретными видами
рисования в технике эбру. Например, удобный способ создания образов — из
концентрических окружностей. Так легко и эффектно можно нарисовать цветы,
листья, крылья бабочки, панцирь черепашки и многое другое.
Когда композиция на воде готова, следует очень ответственный этап — перенести
её на бумагу. Лист нужно аккуратно положить на жидкую поверхность и
осторожно провести по нему палочкой, чтобы изображение отпечаталось. Край
бумаги поддевается палочкой, и рисунок вынимается из воды.
Работа должна высохнуть. После этого (например, на следующем занятии или
вечером) ребята могут дополнить композицию деталями — прорисовать их тонкой
кистью.
Для занятий по рисованию в технике эбру
подходящими будут следующие темы:
Космический пейзаж: тема может звучать как «Земля в иллюминаторе», «На чужой
планете».
Зимний
пейзаж:
«Зимняя
сказка»,
«Зимние
фантазии»
(при
этом
используются
мотивы
вьюги,
снежинок,
а
сама
композиция
выполняется
в
сине-голубых
тонах).
Цветочные
мотивы:
«Цветочная
поляна»
«Летний
луг»,
«Красивый
цветок».
Морские
мотивы:
«Подводное
царство»,
«Сказочный
мир
Золотой
Рыбки».
Фантазийные мотивы: «Мир фантазий», «Мои мечты», «Сказочный мир».
Создание узоров: «Ткань для маминого платья», «Платок для мамы».
Красочные
объекты
природы,
которые
дают
возможность
для
цветовых
экспериментов: «Черепашка», «Бабочка», «Павлин»
Поскольку техника эбру непосредственно связана с водой, то мотивация (независимо от
темы занятия) может происходить из этой сферы. Например, в гости к дошкольникам
приходит Золотая Рыбка, которая приглашает их в свои морские владения. Как вариант
это может быть Водяной, Морской царь, Русалочка, Дельфин.
Если тема занятия — космические пейзажи, то начать образовательную деятельность
можно с виртуального путешествия по просторам вселенной. Здесь очень кстати будет
музыкальное сопровождение. На таком занятии тоже можно задействовать сказочного
персонажа, например, Лунтика или инопланетянина. При рисовании на цветочную и
фантазийную тему (сказочный пейзаж, волшебная поляна и пр.) особенно важно
создание подходящей атмосферы. Опять-таки на помощь придут музыкальные
композиции, релаксационные моменты, вымышленные волшебные персонажи.
Например, можно рассказать историю про фею, которая всегда делала добрые дела.
Однажды во время путешествия по миру она повстречала очень грустных и мрачных
людей и, конечно же, захотела помочь им. Оказалось, что в их стране совсем нет цветных
красок — только чёрный и белый цвет. И волшебница захотела показать этому народу,
насколько прекрасным и красочным бывает мир. Задача дошкольников — помочь фее это
сделать. Другой вариант мотивации — воспитатель сообщает детям, что волшебник
подарил ей необычные краски. Ими можно рисовать на воде — разве это не чудо?
Конечно же, ребята заинтересуются и сами захотят творить. Занятие можно начать с
предложения отправиться в путешествие по морю в незнакомую страну Турцию, где
ребята смогут узнать про новую технику рисования по воде. Для того, чтобы увлечь
дошкольников темой занятия, можно использовать физкультминутки. Нужно только
правильно подобрать их в соответствии с темой: зимние пейзажи, подводный мир, космос
и пр.
Примеры тематических физкультминуток (составлено по материалам открытого доступа)
«Зимнее окошко»
Посмотри в окошко
(В воздухе рисуют квадратное «окно»)
Белая дорожка,
(Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели,
(Вращают руками)
Спят под снегом ели.
(Приседают с закрытыми глазами)
В небе жёлтая луна
(Подтягиваются на носочках)
Лишь одна не спит она.
(Круговые движения головой)
«Морской мир»
В море бурном, море синем,
Быстро плавают дельфины.
( Кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна — Рядом плещется она.
(Потирают ладошки)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит:
( Ходьба гуськом)
— Вы, дельфины, не шумите, Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять
— (Ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать.
(Кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались,
В прохладной морской воде. (
Движения руками: то погружаются, то
всплывают, Приседают, то зароются в песке, ложатся на коврик)
«Космодром»
Всё готово для полёта,
(Вытягивают руки вперёд, затем вверх)
Ждут ракеты всех ребят.
(Соединяют пальцы над головой, изображая ракету)
Мало времени для взлёта,
(Маршируют на месте)
Космонавты встали в ряд.
(Встают прыжком — ноги врозь, руки на пояс)
Поклонились вправо, влево,
(Наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон.
(Наклоны вперёд)
Вот ракета полетела.
(Прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром.
(Приседают на корточки, затем поднимаются)
Вы можете подумать: зачем ребенку эбру, если есть карандаши, фломастеры,
акварель? Акварисование качественно отличается от всего вышеперечисленного!
Дети (а в большинстве случаев, и взрослые, наблюдающие за таинством рисования на
воде) воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение,
сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду
кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию! Благодаря
акварисованию детская фантазия и воображение развиваются с космической
скоростью. Внимательно наблюдая за детворой, можно проследить, как в малышах
открывается собственный микромир, в котором они творчески проявляют себя и
получают от этого огромное удовольствие. Кроме того, эбру приносит и сугубо
практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также
оказывает успокоительный эффект, о котором особенно страстно мечтают родители
гиперактивных детишек. Акварисование поможет ребенку почувствовать свое
единство с природой. Органические краски, вода и собственная фантазия - что может
быть естественнее?
Детские работы в технике эбру всегда получаются яркими и неповторимыми. Лучше
всего у ребят таким способом получаются цветы. Основой образа выступает круг,
которому затем придаётся определённая форма: вытянутые («Космические цветы») или,
наоборот, округлые лепестки («Голубые цветы», «Цветы распустились»). В таких
композициях большое значение имеет фон. Так, на рисунке «Цветы на Марсе» сами
цветочки довольно просты, но работа смотрится интересно за счёт ярко-красной основы с
белыми разводами, напоминающей поверхность далёкой планеты. Изящно смотрятся и
композиции, выполненные в пастельных тонах («Зимний цветок»). В работе «Одуванчик
на солнышке» выразительный цветок перекликается с солнцем по цветовой гамме
(жёлто-оранжевая), форме и размеру. Красивыми получились и облака. На рисунке
«Песчаная буря в пустыне» жёлто-оранжевые разводы похожи и на песок, который
кружится от ветра, и в то же время на хвост сказочной Жар-птицы. Интересна сюжетная
композиция «Кораблик по морю плывёт»: солнышко красиво выглядывает из-за
горизонта, зелёного оттенка вода с разноцветными бликами контрастирует с синевой
неба. Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который
вызывает у него радость, изумление, удивление.
Эбру — действительно фантастическая изобразительная техника. Ведь с её
помощью даже человек, не умеющий рисовать, может создать красивые
образы. В детском саду такие занятия имеют большое значение.