Автор: Никонова Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №290
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование разноцветных физкультминуток для снятия психического, эмоционального и интеллектуального напряжения у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
«Использование разноцветных физкультминуток для снятия психического, эмоционального
и интеллектуального напряжения у дошкольников».
Воспитывать детей физически совершенными — значит, добиваться, чтобы они с ранних
лет были здоровыми и закаленными. Для решения задач улучшения здоровья детей дошкольного
возраста используются различные средства физического воспитания.
Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы
природы,
физические
упражнения
и
другие)
эффективно
воздействует
на
детский
организм.
Гигиенические
факторы
включают
в
себя
режим
дня,
сна,
бодрствования,
питания;
гигиену
одежды, обуви. Неоспорим тот факт, что ребенок, получающий нормальное питание, растет и
развивается правильно, гармонично. Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и
повышает
работоспособность
нервной
системы.
Соблюдение
режима
дня
и
двигательная
активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности. Естественные силы
природы
(солнце,
воздух,
вода)
повышают
функциональные
возможности
организма.
Использование природных факторов в сочетании с движениями, физическими упражнениями
улучшают приспособительные функции организма ребенка. Двигательные действия, совершаемые
ребенком,
достаточно
разнообразны.
Способствуя
удовлетворению
потребности
ребенка
в
движении,
они
одновременно
и
развивают
его.
Для
полноценного
физического
развития
и
укрепления
здоровья
детей
дошкольного
возраста
необходим
особый
двигательный
режим,
отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются
физкультурные минутки.
Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей
дошкольного
возраста.
Умственное
утомление
распознается,
прежде
всего,
по
снижению
внимания.
В
результате
длительного
статического
напряжения
у
ребенка
сутулится
спина,
опускаются
плечи,
замедляется
кровообращение,
что
приводит
к
нарушению
осанки,
отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно
отражается на здоровье дошкольника.
Мир, окружающий нас и наших детей, наполнен цветом. Мы выбираем одежду любимого
цвета, у ребенка рука тянется к игрушкам, приятным для глаз. Любимые и нелюбимые цвета
невольно
влияют
на
наше
самочувствие,
на
наше
эмоциональное
состояние.
Разные
эмоциональные состояния вызывают соответствующие функциональные изменения в организме:
ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т. п.
У каждого цвета есть свои специфические свойства и сила. Плохих цветов не существует.
Даже если ребенок заплакал, видя игрушку определенного цвета, это говорит о том, что мы
неудачно использовали конкретный цвет. Как добиться соответствия нашей жизни с цветом?
«Гармония в цвете — гармония в душе — гармония в движении — гармония в жизни!» —
известный
постулат
японских
педагогов.
Мы
попробуем
добиться
этой
гармонии,
грамотно
используя разноцветные физкультминутки.
Перед
началом
разноцветных
физкультминуток
эффективно
использовать
сюрпризный
момент — появление гостя, то есть куклы, игрушки, либо другого предмета соответствующего
цвета. Сначала дайте детям возможность досыта насладиться цветом, а потом уже предлагайте
упражнения.
КРАСНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Нередко красные цвета успешно используются для лечения детской анемии и апатии.
Красный цвет — это сила. Это цвет огня, жажды жизни и скорости. Красный цвет дает энергию,
активизирует и возбуждает. Он излучает тепло, оказывает тонизирующее действие на нервную
систему.
Улучшает и ускоряет все обменные процессы в организме и устраняет застойные явления в
органах.
Под воздействием красного цвета у человека учащается пульс, увеличивается артериальное
давление, учащается и углубляется дыхание, активизируется мускульная сила.
Красный цвет может помочь в преодолении инерции, депрессии, страха и меланхолии.
Красный
цвет
может
помочь
активно
преодолевать
жизненные
препятствия,
повышает
работоспособность и выносливость, улучшает настроение.
Вот так яблоко!
Вот так яблоко! (Встали.)
Оно-(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)
Руку протяните,(Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать,(Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать.(Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву!(Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко!(Встали.)
Оно-(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)
Морковка
Красный хвост в землю врос,
А зеленый хвост снаружи. (Морковь.)
(Присели, голову опустили, руки с растопыренными пальцами подняли
вверх, покачивая влево-вправо.)
Мороз Красный нос
Ой, Мороз Красный нос,
Мы тебя все знаем.
(Хлопки в ладоши.)
Все цвета радуги
И тебя, Дед Мороз,
Радостно встречаем.
(Руки на поясе, наклоны туловища вперед.)
Ой, Мороз Красный нос,
Песню запеваем.
(Хлопки в ладоши.)
И тебя в хоровод
К детям приглашаем.
(Приседания.)
Ой, Мороз Красный нос,
Бей сильней в ладоши!
(Хлопки в ладоши.)
А у нас веселей
Затанцуют ножки!
(Прыжки на месте.)
Я, Мороз Красный нос,
С белой бородою.
(Хлопки в ладоши.)
Ущипну, так до слез,
Не шути со мною.
(Топание ногами.)
Для чего, почему
(Хлопки в ладоши.)
Должен я сердиться?
(Приседания.)
Я пришел к вам, друзья,
(Прыжки на месте.)
Чтобы веселиться!
(Хлопки в ладоши.)
(Э. Богуславская)
Наши красные цветки
Н а ш и
к р а с н ы е
ц в е т к и
Распускают лепестки.
(Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Качание руками влево - вправо.)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки,
(Присели, спрятались.)
Головой качают,
(Движения головой влево - вправо.)
Тихо засыпают.
Я мороза не боюсь
Я Мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне Мороз,
Тронет руку, тронет нос
(Надо показать руку, нос.)
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть
(Движения.)
ОРАНЖЕВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Как
цвет
жизненности
и
тепла,
этот
цвет
регулирует
обменные
процессы,
оказывает
положительное влияние на работу эндокринных желез.
Оранжевый
и
мягкий
персиковый
оказывают
благоприятное
воздействие
на
замкнутых
и
недоверчивых детей, помогая им раскрыться. Действие оранжевого цвета вызывает у человека
некоторое возбуждение, но менее сильное, чем от красного, незначительно учащает пульс и
дыхание, улучшает аппетит.
Оранжевый — это теплый, активизирующий цвет, но светлее и выше вибрациями, чем
красный. Этот цвет помогает человеку почувствовать себя более раскрепощенным, свободным, как
в
физическом,
так
и
в
ментальном
плане.
Оранжевый
способствует
оптимизму,
открытости,
эмоциональной уравновешенности, доверию и чувству единения.
Оранжевая песенка
(Сл. А. Арканова, Г. Горина, муз. К. Певзнера)
Вот уже подряд два дня,
(Сидя за столом, разминаем кисти рук.)
Я сижу рисую.
(Встряхиваем руками.)
Красок много у меня -
Выбирай любую.
(Хлопки в ладоши.)
Я раскрашу целый свет (Руки в стороны.)
В самый свой любимый цвет:
(Повороты туловища влево - вправо.)
Оранжевое небо,
(Встали, руки вверх.)
Оранжевое море,
(Присели, руки вниз.)
Оранжевая зелень,
(Встали, руки в стороны.)
Оранжевый верблюд.
(Руки на пояс.)
Оранжевые мамы
(Прыжки на левой ноге.)
Оранжевым ребятам
(Прыжки на правой ноге.)
Оранжевые песни
(Прыжки на двух ногах.)
Оранжево поют!
(Хлопки в ладоши.)
Вдруг явился к нам домой (Руки вверх.)
Рыжая лисичка
(Новогодняя хороводная, сл. Ю. Леднева, муз. А. Островского)
Хоровод, хоровод.
(Хлопки в ладоши.)
Пляшет маленький народ.
(Приседания.)
Танцевать, скакать и прыгать
(Прыжки на месте.)
Мы готовы круглый год.
(Приседания.)
Под кустом, под кустом
(Наклоны туловища влево - вправо.)
Кто-то с рыженьким хвостом.
(Повороты туловища влево - вправо.)
Это рыжая лисичка —
(Прыжки на месте.),
Под кусточком лисий дом.
Рыжие белочки
(Сл. Л. Некрасовой, муз. 3. Левиной)
Листики падают,
Осень пришла.
(Махи руками вверх — в стороны - вниз.)
Рыжие белочки,
Как у вас дела?
(Наклоны вперед.)
— Мы набрали шишек
Для своих детишек.
(Прыжки на месте.)
Листьев полное дупло —
Будет нам зимой тепло.
(Повороты туловища влево - вправо.)
Листики падают,
Осень пришла.
(Махи руками вверх — в стороны — вниз.)
Рыжие белочки,
Как у вас дела?
(Приседания.)
- Насушили ягод,
Чтоб хватило на год.
(Махи руками вверх — в стороны — вниз.)
Рыжие клены
Все клёны стали рыжие,
(Руки подняли вверх. Покачали руками.)
И ни один не дразнится.
(Повороты туловища влево - вправо, руки в стороны.)
Раз всё равно все рыжие,
(Руки подняли вверх.)
Кому, какая разница?
(Покачали руками.)
Шла лисица
Шла лисица вдоль тропинки
И несла грибы в корзинке.
Пять опят
И пять лисичек
Для лисят
И для лисичек.
(Педагог читает стихотворение и на каждую строчку сжимает кончик каждого пальца поочередно
на обеих руках. Дети выполняют упражнение вместе с педагогом.)
ЖЕЛТЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Созерцание желтого цвета обеспечивает организму равновесие, самоконтроль, создает
гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку и помогает при нервном истощении. Этот
цвет полон оптимизма и радости. Это тонизирующий цвет. По сравнению с оранжевым он
оказывает более мягкое и нежное воздействие на пульс и дыхание. Желтый стимулирует интеллект
и
общительность.
Это
последний
из
теплых
цветовых
лучей.
Он
связан
с
умственными
способностями, организованностью, вниманием к деталям, дисциплиной.
Апельсин
Желтый, круглый, ты откуда?
(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо.)
- Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
(Руки в стороны — на пояс.)
Можешь съесть меня, но только
(Прыжки на месте.)
Раздели сперва на дольки.
(Хлопки в ладоши.)
Как меня ты назовёшь?
(Апельсин.)
Девочка Маша
Посмотрите, машет
Желтою косынкой
(Махи прямыми руками над головой.)
Девочка Маша
На лесной тропинке.
(Руки на поясе, повороты туловища влево - вправо.)
Машу провожают
Желтые окошки,
(Наклоны туловища влево - вправо, руки на поясе.)
А вокруг березки —
Желтые сережки.
(Руки назад — хлопок в ладоши сзади.) ,
За спиной у Маши
Желтое лукошко,
(Присели — хлопок ладонями по коленям.)
На ногах у Маши
Новые сапожки.
(Топаем ногами.)
Праздничный передник
Вышит желтым шелком.
(Руки на поясе, кружение на месте.)
И бежит за Машей
Шарик желтый-желтый.
(Бег на месте.)
(И. Заграевская)
Желтая песенка
Желтое солнце на землю глядит,
(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх.)
Желтый подсолнух за солнцем следит.
(Качание руками влево - вправо.)
Желтые груши на ветках висят.
(Встряхивание руками вниз.)
Желтые листья с деревьев летят.
(Махи руками в стороны - вверх-вниз.)
Желтая бабочка, желтая букашка.
Желтые лютики, желтая ромашка.
(Приседания.)
Желтое солнышко, желтенький песочек,
Желтый цвет радости, радуйся, дружочек.
(Прыжки на месте.)
Желтый шар
Кто-то утром, не спеша,
(Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар,
(Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук —
(Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг.
(Поворот.)
Что это за шар?
(Дети хором: Солнце.)
Колобок
Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево - вправо.)
Доставала из печи
(Руки вверх, в стороны, вниз.)
Ни пирог, ни калачи,
(Повороты туловища влево - вправо, руки в стороны.)
Как поставила на стол,
(Приседания.)
Он от бабушки с дедушкой ушел.
(Прыжки.)
Кто же бегает без ног?
(Хлопки в ладоши.)
Это желтый КОЛОБОК!
ЗЕЛЕНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Зеленый
уравновешивает
теплый
спектр
красного,
оранжевого
и
желтого
цветов
и
холодные цвета: голубой, синий и фиолетовый.
Зеленый
цвет
—
цвет
самой
природы,
вечного
обновления.
Он
вызывает
чувство
уравновешенности,
гармонии,
спокойствия
и
надежды,
помогает
рассеивать
отрицательные
эмоции.
В
лечебном
плане
зеленый
нормализует
деятельность
сердечнососудистой
системы,
снимает
сильное
сердцебиение,
стабилизирует
артериальное
давление
и
функции
нервной
системы. Эффективно действие зеленого при головных болях, утомлении глаз и нарушениях
зрения.
При
отсутствии
зеленого
цвета
возможно
развитие
повышенной
возбудимости,
нервозности, раздражительности. Также зеленый обладает усыпляющим действием, способностью
успокаивать
расшумевшихся.
Воздействие
зеленого
создает
в
организме
ощущение
мира
и
равновесия, недаром мы так замечательно себя чувствуем на природе, на зеленой лужайке, в лесу.
Там мы расслабляемся, испытываем приток новой энергии, радость, умиротворенность, чувство
обновления и безопасности.
Зеленая толстушка
Здесь сидеть мне неохота
(Движения головой к левому-правому плечу, руки на поясе.)
Лучше прыгну я в болото.
(Прыжки на месте.)
Я — зеленая толстушка,
(Хлопок в ладоши.)
Все зовут меня... лягушка.
Зеленый жук
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках —
Пусть лежит в кармашке.
(Дети показывают.)
Ой, упал, упал мой жук,
(Нагибаются.)
Нос испачкал пылью.
Улетел, улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
(Дети машут руками.)
Зеленый луг
(Здравствуй, лето! сл. Г. Коновал, муз. Я. Френкеля)
Расцветает луг зеленый,
(Руки в стороны — потянулись.)
Раскудрявились леса.
(Руки вверх.)
Держат радугу в ладонях
Голубые небеса.
(Руки перед собой, ладони кверху.)
Теплым солнышком согреты
Загорелые ветра.
(Наклоны туловища влево - вправо, руки на поясе.)
Здравствуй, лето,
Здравствуй, лето!
(Прыжки на месте.)
Нашей радости пора.
(Хлопки в ладоши.)
Лягушки - Зеленые ушки
На старой кадушке
Плясали лягушки,
Зеленые ушки,
Глаза на макушке.
Я к ним подошел —
Они в воду бултых!
И нечего больше сказать мне про них.
(В. Степанов)
ГОЛУБЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Голубой - это цвет эмоциональности, цвет общения. Голубые тона производят впечатление
легкости, воздушности, чистоты. Голубой ассоциируется с ясным небом, с прозрачностью воды.
Этот цвет учит, его называют цветом истины. Голубой также цвет мира, он тих и спокоен. Он
способен оказать помощь в решении любой проблемы.
Голубой цвет успокаивает душу. Это особенно важно для детей, страдающих страхами и
навязчивыми идеями. Он также уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и
грубости. Теплая голубая спальня, например, очень хорошо будет успокаивать гиперактивного
ребенка.
Злоупотребление
голубым
цветом,
особенно
если
это
касается
малоактивного,
заторможенного ребенка, может привести его к некоторому утомлению.
Голубая речка
(Пришла весна. Сл. Л. Некрасовой, муз. 3. Левиной)
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
(Руки через стороны вверх, потянулись.)
И бежит в полях, сверкая,
(Прыжки на месте.)
Значит, к нам пришла весна.
(Хлопки в ладоши.)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
(Приседания.)
И поет пичужек стая —
Значит, к нам пришла весна.
(Хлопки в ладоши.)
Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна,
(Наклоны головы к левому-правому плечам.)
Нам еще приятней станет —
Значит, к нам пришла весна.
(Прыжки на месте.)
Голубой
а э р о п л а н ч и к
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Утром стрекоза проснулась,
(Потерли кулачками глаза.)
Потянулась, улыбнулась.
(Руки через стороны вверх, потянулись.)
Раз — росой она умылась,
(Потерли ладонями щеки.)
Два — изящно покружилась,
(Покружились на месте.)
Три — нагнулась и присела,
(Присели.)
На четыре — полетела.
(Помахали руками вверх-вниз.)
У реки остановилась,
(Легкий бег на месте.)
Над водою закружилась.
(Присели.)
Голубой жук
- Ты откуда, милый жук,
Голубые ножки?
(Повороты правой ладонью.)
Видишь, я тебя держу
На своей ладошке!
(Ладонь вверх.)
- Я по свету кочевал,
Плелся по дорожке,
А потом заночевал
На кусте картошки.
(Жук шевелит усами.)
- Ты, блестящий, голубой,
Ты — такой красивый!
Зря качает головой
Селезень ленивый.
(Жук
садится на открытую ладонь.)
Я не дам тебя склевать
Утке-кривоножке.
(Правая рука поглаживает левую — жука.)
Будем вместе ночевать
На кусте картошки.
(Обе ладони соединяются.)
И увидят все вокруг,
Что живет на свете
(Жук шевелит усами.)
Голубой красивый жук,
Голубой счастливый жук
(Повороты правой ладонью.)
СИНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Синий является вторым из цветов холодного спектра. Он помогает прийти к покою в себе,
стимулирует
вдохновение,
творчество,
веру
и
преданность.
Синий
предполагает
мягкость,
терпение и самообладание.
Как цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением. Синий снижает
мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли. Дыхание становится еще более
замедленным и глубоким, чем при голубом.
Синий
цвет
можно
порекомендовать
детям,
страдающим
недоверчивостью,
беспокойством,
напряженностью, навязчивыми идеями. Следует, однако, помнить, что злоупотребление синим
цветом может вызвать у детей от природы робких, неуверенных в себе состояние тревоги и
подавленности.
Синие лужи весны
Голубые, синие
Небо и ручьи.
(Руки через стороны вверх.)
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
(Приседания.)
На снегу прозрачные
Льдинки- кружева.
(Прыжки на месте.)
Первые проталинки,
Первая трава.
(Хлопки в ладоши.)
(Е. Трутнева)
Сливы
Отгадайте загадку: на сучках висят шары, посинели от жары. Что это?
(Сливы.)
А сейчас наши пальчики пойдут в сад за синими сливами.
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
(Дети ритмично сгибают большой палец.)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Вытягивают вперед указательный палец.)
Средний палец — самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Средним пальцем имитируют сбивание слив с ветки.)
БЕЛЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Белый включает в себя все цвета и издревле считается цветом очищения и божественности.
Белый цвет ассоциируется с облаками, неземным светом, чистотой и святостью. Белый оказывает
благотворное влияние на замкнутых и скованных.
Белая зима
Пускай снегами все заносит,
(Руки через стороны вверх, опустили.)
Пускай лютуют холода,
(Руки на пояс, повороты туловища влево - вправо.)
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
(Левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе.)
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
(Правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе.)
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном.
(Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой.)
Белая краска зимы
Ветви белой краской разукрашу,
(Руки в замок, вращательные движения руками.)
Брошу серебро на крышу вашу.
(Встряхивание руками перед собой.)
Теплые весной придут ветра
(Махи руками влево - вправо.)
И меня прогонят со двора.
(Кружение на месте.)
Белоснежное серебро
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками.)
Белые елочки
Белый дом
Был белый дом, чудесный дом,
(Стоя, обхватить руками плечи.)
Но что-то застучало в нем,
(Постучать кулачками рука об руку.)
И он разбился, а оттуда
(Подпрыгнуть на месте.)
Живое выбежало чудо —
(Присесть.)
Такое теплое, живое,
(Резко встать, руки вверх, посмотреть на руки.)
Пушистое и золотое.
(Цыпленок.)
Белый пух
Снежный пух
Все-все-все в пуху вокруг!
(Плавные движения руками перед собой, вверх, вниз.)
Пух на шапках,
Пух на губках,
(Коснулись пальчиками губ.)
Пух на бровках,
(Бровей.)
Пух на шубках,
(Погладили себе плечи.)
Пух посыпал лоб и нос...
(Дотронулись до носиков и лбов.)
Кто так сделал?
(Дед Мороз.)
Литература:
1.
Афонин И., Травинка В. Как прекрасен этот мир, посмотри!
2.
В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников. Практические разработки
физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных
игр. – М. Вако, 2005.