Автор: Зайцева Елена Александровна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: БПОУ ОО "Орловский техникум сферы услуг"
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала:
Тема: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ
Раздел: среднее профессиональное
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ
Зайцева Е.А., БПОУ ОО «Орловский техникум сферы услуг»
Инклюзивное
образование - это
образование,
при
котором
все
дети,
несмотря
на
свои
физические,
интеллектуальные
и
иные
особенности,
включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими
сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной
программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия
учитывает
потребности,
также
как
и
специальные
условия,
и
поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
В
целях
достижения
максимального
положительного
результата
педагогической деятельности и успешной реализации инклюзивной практики
современные преподаватели вынуждены следить и успевать за непрерывно-
происходящими изменениями в системе образования и заниматься поиском и
применением актуальных педагогических технологий образования.
В силу негативного влияния ряда факторов (ограничение связи с миром
и доступа к культурным ценностям и образованию, бедности контактов с
окружающими, негативное отношение к детям с ОВЗ со стороны общества,
наличие физических и психических барьеров) детям с нарушениями опорно-
двигательного
аппарата
(НОДА)
присущи
следующие
психологические
особенности:
1.
внимание
характеризует ся
повышенной
и с то щ а е м о с т ь ю ,
работоспособность
быстро
снижается,
обучающиеся
с
трудом
сосредотачиваются на задании;
2.
наблюдаются затруднения фиксации взора на объекте, недостаточное
развитие прослеживающей функции глаз, ограничение поля зрения;
3.
свойственно
нарушение
речи
в
форме
дизартрии
(нарушения
произношения звуков), связанное с тем, что у таких лиц затруднено
ощущение положения языка и губ.
Инклюзивное обучение позволяет ребенку:
1.
Накопить
полезный
социальный
опыт,
научиться
общаться
с
окружающими людьми в реальных, обычных условиях;
2.
Найти свое место в социуме, несмотря на интеллектуальный дефект;
3.
Не чувствовать себя изгоем, неполноценным человеком.
Принципы инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в
том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Урок
должен
иметь
четкий
алгоритм.
Привыкая
к
определенному
алгоритму, дети становятся более организованными. В данном случае так же
хорошо
зарекомендовал
себя
метод
составления
обратных
задач,
что
приводит к неоднократному повторению и закреплению материала, причём в
данном
случае
можно
подключить
и
остальных
ребят
из
класса.
Определённую сложность вызывают лабораторные и практические работы,
так как это работа с реактивами. В данной ситуации на помощь приходят
современные
технические
средства
обучения.
Это
использование
интерактивной доски и дисков «Виртуальная лаборатория». В то время, когда
класс
выполняет
опыт,
ребёнок
с
особыми
потребностями
в
обучении
просматривает данный процесс по интерактивной доске, а просмотрев, он
может, повернувшись к классу наблюдать за другими учащимися. Конечно,
работа
в
инклюзивном
классе
требует
большой
подготовки,
так
как
необходимо
рационально
распределять
время,
подобрать
индивидуальные
задания
ребёнку
с
особыми
потребностями,
причём
они
должны
заинтересовать его максимально.
Инклюзивное
преподавание
предполагает,
что
дети
с
различными
особенностями
должны
быть
включены
в
образовательный
процесс,
а
учреждения образования - создать им для этого соответствующие условия.
Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как
общеобразовательные задачи, так и коррекционно - развивающие задачи,
предусматривать
в
ходе
урока
смену
деятельности
обучающихся,
чередование
активной
работы
с
отдыхом,
обязательное
использование
наглядных средств. Этому нам помогают ИТ. Осуществить эти цели и задачи
можно, используя метапредметные связи. Достаточно длительная практика
применения
метапредметных
связей
при
построении
уроков
химии
и
русского языка позволяет говорить об успешности таких занятий. Включение
в уроки химии элементов языковых знаний позволяет не только сэкономить
время для усвоения теоретического материала по предметам, но и делает
осознанным выполнение практических заданий по подготовке к итоговой
аттестации по химии и русскому языку.
Занимательные задачи:
а) Лакмус был страстно влюблен в Кислоту и в ее присутствии всегда
краснел, а ревнивая Щелочь, которая была к нему неравнодушна, раздражала
Лакмуса до посинения.
б) Несчастный фенолфталеин тайно питал нежные чувства к Щелочи, но,
зная ее едкий характер, при малейшем к ней прикосновении весь становился
малиновым. О каких явлениях идет речь?
в) Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8
поиграть в шахматы. Определите, как звали пропавшего жильца, который
любил ходить в гости?
Задачи подобного рода помогают продвигаться в направлении инклюзии:
ребенок
с
ограниченными
возможностями
или
особыми
потребностями
активно
включается
в
мыслительный
процесс,
успешнее
происходит
социализация.
Совместное
обучение,
взаимодействие
и
развитие
со
здоровыми детьми позволяет детям, имеющим ОВЗ, им уверенно чувствовать
себя наравне со здоровыми людьми, развивать необходимые знания, умения и
навыки.
Список литературы
1.Карпова А.Н. КСО на уроках химии. Изд. ИСКРО Якутск 1994
2.Обучение
восьмиклассников
решению
расчетных
задач.
Научно-
методический журнал «Химия в школе».№9, 2003.
3.Сравните и почувствуйте разницу. Научно-методический журнал «Химия в
школе». №4, 2003.
4. Шамова М.О. «Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и
алгоритмы решения». Москва, «Школа – Пресс». 2001 г.