Напоминание

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ


Автор: Зайцева Елена Александровна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: БПОУ ОО "Орловский техникум сферы услуг"
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала:
Тема: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ

Зайцева Е.А., БПОУ ОО «Орловский техникум сферы услуг»

Инклюзивное

образование - это

образование,

при

котором

все

дети,

несмотря

на

свои

физические,

интеллектуальные

и

иные

особенности,

включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими

сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной

программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия

учитывает

потребности,

также

как

и

специальные

условия,

и

поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

В

целях

достижения

максимального

положительного

результата

педагогической деятельности и успешной реализации инклюзивной практики

современные преподаватели вынуждены следить и успевать за непрерывно-

происходящими изменениями в системе образования и заниматься поиском и

применением актуальных педагогических технологий образования.

В силу негативного влияния ряда факторов (ограничение связи с миром

и доступа к культурным ценностям и образованию, бедности контактов с

окружающими, негативное отношение к детям с ОВЗ со стороны общества,

наличие физических и психических барьеров) детям с нарушениями опорно-

двигательного

аппарата

(НОДА)

присущи

следующие

психологические

особенности:

1.

внимание

характеризует ся

повышенной

и с то щ а е м о с т ь ю ,

работоспособность

быстро

снижается,

обучающиеся

с

трудом

сосредотачиваются на задании;

2.

наблюдаются затруднения фиксации взора на объекте, недостаточное

развитие прослеживающей функции глаз, ограничение поля зрения;

3.

свойственно

нарушение

речи

в

форме

дизартрии

(нарушения

произношения звуков), связанное с тем, что у таких лиц затруднено

ощущение положения языка и губ.

Инклюзивное обучение позволяет ребенку:

1.

Накопить

полезный

социальный

опыт,

научиться

общаться

с

окружающими людьми в реальных, обычных условиях;

2.

Найти свое место в социуме, несмотря на интеллектуальный дефект;

3.

Не чувствовать себя изгоем, неполноценным человеком.

Принципы инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть

услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте

реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в

том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Урок

должен

иметь

четкий

алгоритм.

Привыкая

к

определенному

алгоритму, дети становятся более организованными. В данном случае так же

хорошо

зарекомендовал

себя

метод

составления

обратных

задач,

что

приводит к неоднократному повторению и закреплению материала, причём в

данном

случае

можно

подключить

и

остальных

ребят

из

класса.

Определённую сложность вызывают лабораторные и практические работы,

так как это работа с реактивами. В данной ситуации на помощь приходят

современные

технические

средства

обучения.

Это

использование

интерактивной доски и дисков «Виртуальная лаборатория». В то время, когда

класс

выполняет

опыт,

ребёнок

с

особыми

потребностями

в

обучении

просматривает данный процесс по интерактивной доске, а просмотрев, он

может, повернувшись к классу наблюдать за другими учащимися. Конечно,

работа

в

инклюзивном

классе

требует

большой

подготовки,

так

как

необходимо

рационально

распределять

время,

подобрать

индивидуальные

задания

ребёнку

с

особыми

потребностями,

причём

они

должны

заинтересовать его максимально.

Инклюзивное

преподавание

предполагает,

что

дети

с

различными

особенностями

должны

быть

включены

в

образовательный

процесс,

а

учреждения образования - создать им для этого соответствующие условия.

Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как

общеобразовательные задачи, так и коррекционно - развивающие задачи,

предусматривать

в

ходе

урока

смену

деятельности

обучающихся,

чередование

активной

работы

с

отдыхом,

обязательное

использование

наглядных средств. Этому нам помогают ИТ. Осуществить эти цели и задачи

можно, используя метапредметные связи. Достаточно длительная практика

применения

метапредметных

связей

при

построении

уроков

химии

и

русского языка позволяет говорить об успешности таких занятий. Включение

в уроки химии элементов языковых знаний позволяет не только сэкономить

время для усвоения теоретического материала по предметам, но и делает

осознанным выполнение практических заданий по подготовке к итоговой

аттестации по химии и русскому языку.

Занимательные задачи:

а) Лакмус был страстно влюблен в Кислоту и в ее присутствии всегда

краснел, а ревнивая Щелочь, которая была к нему неравнодушна, раздражала

Лакмуса до посинения.

б) Несчастный фенолфталеин тайно питал нежные чувства к Щелочи, но,

зная ее едкий характер, при малейшем к ней прикосновении весь становился

малиновым. О каких явлениях идет речь?

в) Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8

поиграть в шахматы. Определите, как звали пропавшего жильца, который

любил ходить в гости?

Задачи подобного рода помогают продвигаться в направлении инклюзии:

ребенок

с

ограниченными

возможностями

или

особыми

потребностями

активно

включается

в

мыслительный

процесс,

успешнее

происходит

социализация.

Совместное

обучение,

взаимодействие

и

развитие

со

здоровыми детьми позволяет детям, имеющим ОВЗ, им уверенно чувствовать

себя наравне со здоровыми людьми, развивать необходимые знания, умения и

навыки.

Список литературы

1.Карпова А.Н. КСО на уроках химии. Изд. ИСКРО Якутск 1994

2.Обучение

восьмиклассников

решению

расчетных

задач.

Научно-

методический журнал «Химия в школе».№9, 2003.

3.Сравните и почувствуйте разницу. Научно-методический журнал «Химия в

школе». №4, 2003.

4. Шамова М.О. «Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и

алгоритмы решения». Москва, «Школа – Пресс». 2001 г.



В раздел образования