Автор: Лазарева Ирина Александровна
Должность: учитель изобразительного искусства и черчения
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10 с УИОП ЩМР МО
Населённый пункт: город Щёлково
Наименование материала: Сценарий урока по изобразительному искусству для 5 класса
Тема: "Современное декоративное искусство. Витраж".
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
с углубленным изучением отдельных предметов
Щёлковского муниципального района
Московской области
(МБОУ СОШ № 10 с УИОП ЩМР МО)
РФ, 141100, Московская область, г. Щелково, ул. Неделина, д. 8
e-mail:yglyblionka10@mail
Тема урока:
"Современное декоративное искусство. Витраж". 5 класс
Тип урока:
Открытие новых знаний.
Методы:
- словесные: повторение, рассказ, объяснение;
- наглядные: демонстрация примеров витражей, презентации;
- творчески - практический.
Технологии:
личностно-ориентированная технология, технология
деятельностностного метода, интегральная технология, наглядная технология,
информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая технология.
Цель:
Знакомство учащихся с искусством витража
Задачи урока:
1. Образовательные:
-
сформировать
первичные
представления
о
витраже,
познакомить
типами
витражей;
- способствовать формированию представления об истории развития витража, о
роли витража в интерьере.
2. Развивающие:
- развивать и формировать у обучающихся представления о видах современного
ДПИ, в частности – витража;
- развивать навыки самообразования, интереса к искусству;
- способствовать развитию творческой и познавательной активности;
- способствовать формированию практических навыков работы.
3. Воспитательные:
- прививать любовь к истории, к народной культуре;
- стимулировать положительное личностное воспитание учащихся;
- формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений
различать виды современного ДПИ.
1
Учитель изобразительного искусства и черчения Лазарева Ирина Александровна
Планируемые результаты
Предметные (ПР)
В образовательной сфере:
- Учащиеся должны понимать, что такое – витраж, различать типы витражей.
В ценностно-ориентированной сфере:
- Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства,
объяснять роль витража в интерьере.
В эстетической сфере:
-
Творчески
работать
над
предложенной
темой,
используя
выразительные
возможности художественных материалов и язык ДПИ.
Личностные (ЛР)
- Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
-
уметь
сотрудничать
с
товарищами
в
процессе
совместной
деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
УУД Метапредметные:
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать,
анализировать,
выделять
главное,
обобщать
делать
выводы
в
результате совместной работы всего класс;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;
-
овладеть
умением
вести
диалог,
распределять
функции
и
роли
в
процессе
выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих заданий;
- учиться выполнять различные роли в паре и группе.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
-
уметь
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия
в
соответствии с поставленной задачей,
2
Учитель изобразительного искусства и черчения Лазарева Ирина Александровна
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в
паре и в группе;
- уметь организовать место занятий.
Оборудование урока:
Для учителя:
Иллюстрации с изображениями витражей, заготовки из бумаги для
эскиза
витража,
цветные
карандаши,
фломастеры,
презентация
«Современное
декоративное искусство. Витраж».
Для учащихся:
Цветные карандаши, фломастеры.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа. Мотивация и целеполагание
3. Объяснение нового материала.
4. Физкультминутка
5. Практическая работа. Выполнение художественно-творческого задания
6. Рефлексия и анализ работ
7. Выставка и оценивание работ
Ход урока.
Эпиграф урока: Л. Н. Толстой «Простота — необходимое условие прекрасного».
I.
Организационный момент.
-
Я
очень
рада
видеть
всех
вас
в
этом
классе.
У
нас
сегодня
с
вами
необычный урок – открытый и на нем присутствуют дорогие гости, давайте
их поприветствуем. Хорошо. И перед тем как вы присядете и мы начнем
работать, улыбнитесь друг другу и пожелайте творческого вдохновения на
сегодняшний урок. Молодцы! Садитесь, и начнем работать.
Эпиграфом нашего урока я предлагаю взять высказывание Л. Н. Толстого
«Простота — необходимое условие прекрасного».
Почему
именно
эти
слова
я
взяла
эпиграфом,
мы
постараемся
с
вами
пояснить в конце урока.
II.
Вступительная беседа.
Мотивация и целеполагание.
- Чтобы узнать тему нашего урока я предлагаю ответить на несколько моих
вопросов.
- На наших уроках мы с вами говорим об искусстве. А конкретно о каком из
его видов?
(Ответы детей)
- Как вы думаете существует ли декоративно-прикладное искусство в наше
время, т. е. современное декоративно-прикладное искусство?
3
Учитель изобразительного искусства и черчения Лазарева Ирина Александровна
(Ответы детей)
- Если мы говорим с вами об искусстве, то мы говорим и о творчестве
художников.
- Скажите мне, пожалуйста, на чем рисуют художники?
(Ответы детей)
- А кто знает, как называется живопись по стеклу?
(Ответы детей)
- Верно, витраж. Так как вы думаете, что мы будем сегодня изучать и какая
тема нашего урока? (Ответы детей)
- Постарайтесь сформулировать цель нашего урока. (Ответы детей).
Учитель обобщает и подводит итог высказываний детей.
III.
Объяснение нового материала.
-
Перед
тем
как
начать
выполнять
творческое
задание,
мы
должны
познакомиться с историей развития витражной техники.
Витраж
относится
к
современному
декоративно-прикладному
искусству.
Это
одно
из
самых
замечательных
явлений
декоративно-прикладного
искусства. Свое название он получил от французского слова «vitre» —
оконное
стекло.
Под
этим
определением
понимается
орнаментальная,
сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде
самостоятельного панно), выполненная из кусков (разноцветного) стекла,
разделенных
металлической
растяжкой
или
картина
на
стекле,
пропускающая свет. Существуют много технологий изготовления витражей.
С давних пор витраж использовался в храмах. Во все времена самыми
роскошными и нарядными считались окна в виде витражей. «Когда сквозь
высокие
проемы
окон
проникают
солнечные
лучи,
витражи-картины,
витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают
светиться,
преображая
внутреннее
пространство,
наполняя
его
фантастической игрой цветного стекла». Эти слова весьма точно отражают
зрительный
эффект,
достигаемый
создателями
витражей
в
восприятии
человека.
В России витражи появились давно, однако они не были характерным
элементом убранства интерьеров русских домов, и где-то с середины 19 века
в
первую
очередь
в
императорских
дворцах
появились
витражи.
Впоследствии витражи стали распространенным элементом в убранстве
православных
храмов,
а
с
возникновением
Императорского
стекольного
завода
в
Санкт-Петербурге
начали
расписывать
стекла
для
окон.
Но
к
сожалению, витраж это изделие трудоемкое и дорогостоящее, поэтому часто
его заменяют имитацией, чаще предстают как живопись на стекле.
- Как вы думаете, а где еще кроме храмов и дворцов встречаются витражные
изображения? (Ответы детей).
4
Учитель изобразительного искусства и черчения Лазарева Ирина Александровна
(например: стеклянные автобусные остановки с рисунками на стекле, двери
с цветными стёклами между комнатами в некоторых квартирах, витрины
магазинов с узором из цветных стёкол)
- Скажите, а кто видел у нас в школе витражи и где?
(Ответы детей).
Молодцы! Вы очень внимательные.
IV. ФИЗКУЛЬМИНУТКА
На а перед тем, как приступить к выполнению практической части нашего
урока
я
предлагаю
вам
выполнить
небольшое
упражнение
для
отдыха
наших глаз.
Сядьте удобнее, выпрямите спинки, приступим к упражнению.
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!
V.
Практическая работа. Выполнение художественно-творческого
задания.
Ребята, продолжим работу.
- Конечно, сделать настоящий витраж, используя цветные стекла, – дело
непростое. Для этого необходимы профессиональное мастерство и особые
условия. Но мы можем сделать подобие витража.
Мы
с вами выполним эскиз витража на бумаге. При помощи таких эскизов
самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, например
выполнив роспись на стеклянной тарелке. Перед вами примеры того, как
можно преобразить предмет, который мы видим каждый день.
А теперь представьте, что вы художники, и я надеюсь, что у вас получится
выполнить
подобие
витража
(под
руководством
учителя
учащиеся
производят поэтапное складывание круглой бумажной заготовки с целью
получения
разметки
складками.
По
полученным
складкам
с
учетом
5
Учитель изобразительного искусства и черчения Лазарева Ирина Александровна
собственного
замысла
черным
маркером
или
фломастером
создают
геометрический
узор-орнамент.
Продумывают
и
воплощают
с
помощью
фломастеров цветовое решение узора на эскизе).
VI. Рефлексия и анализ работ.
Урок наш подходит к концу. Хорошие эскизы для витража у вас получились,
молодцы!
Ребята, а какой эпиграф был у нас к сегодняшнему уроку? Слова Л. Н.
Толстого
«Простота
—
необходимое
условие
прекрасного».
Так
почему
именно это высказывание я предложила взять за эпиграф? (Ответы детей).
Молодцы!
А теперь подведем итог:
Что вы узнали на уроке?
Чему научились?
Пригодится ли вам это в будущем?
Вспомните какую цель мы ставили в начале урока, мы достигли ее?
VII. Выставка и оценивание работ.
- Посмотрите на свою работу и на работы своих друзей:
Кто может похвалить себя? За что?
Кто недоволен собой? Что не получилось?
- Какие работы получились самые лучшие? Почему?
Оцените свою работу и поставьте оценку за работу своему соседу. Молодцы.
Поаплодируйте себе.
Спасибо за урок.
Литература
Н.А. Горяева, О.В. Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека:
Учебник
для
5
класса
под
редакцией
Б.М.
Неменского.
-М.:
Просвещение, 2013.
О. В. Свиридова.
Изобразительное искусство 5 класса. Поурочные планы по
программе Б.М. Неменского. –Волгоград: Учитель, 2010.
Т.
Б.
Сапожникова,
О.
А.
Коблова.
Методика
проведения
уроков
изобразительного искусства по теме Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
Материалы с Интернет-сайтов
6
Учитель изобразительного искусства и черчения Лазарева Ирина Александровна