Напоминание

"Современное декоративное искусство. Витраж".


Автор: Лазарева Ирина Александровна
Должность: учитель изобразительного искусства и черчения
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10 с УИОП ЩМР МО
Населённый пункт: город Щёлково
Наименование материала: Сценарий урока по изобразительному искусству для 5 класса
Тема: "Современное декоративное искусство. Витраж".
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

с углубленным изучением отдельных предметов

Щёлковского муниципального района

Московской области

(МБОУ СОШ № 10 с УИОП ЩМР МО)

РФ, 141100, Московская область, г. Щелково, ул. Неделина, д. 8

e-mail:yglyblionka10@mail

Тема урока:

"Современное декоративное искусство. Витраж". 5 класс

Тип урока:

Открытие новых знаний.

Методы:

- словесные: повторение, рассказ, объяснение;

- наглядные: демонстрация примеров витражей, презентации;

- творчески - практический.

Технологии:

личностно-ориентированная технология, технология

деятельностностного метода, интегральная технология, наглядная технология,

информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая технология.

Цель:

Знакомство учащихся с искусством витража

Задачи урока:

1. Образовательные:

-

сформировать

первичные

представления

о

витраже,

познакомить

типами

витражей;

- способствовать формированию представления об истории развития витража, о

роли витража в интерьере.

2. Развивающие:

- развивать и формировать у обучающихся представления о видах современного

ДПИ, в частности – витража;

- развивать навыки самообразования, интереса к искусству;

- способствовать развитию творческой и познавательной активности;

- способствовать формированию практических навыков работы.

3. Воспитательные:

- прививать любовь к истории, к народной культуре;

- стимулировать положительное личностное воспитание учащихся;

- формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений

различать виды современного ДПИ.

1

Учитель изобразительного искусства и черчения Лазарева Ирина Александровна

Планируемые результаты

Предметные (ПР)

В образовательной сфере:

- Учащиеся должны понимать, что такое – витраж, различать типы витражей.

В ценностно-ориентированной сфере:

- Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства,

объяснять роль витража в интерьере.

В эстетической сфере:

-

Творчески

работать

над

предложенной

темой,

используя

выразительные

возможности художественных материалов и язык ДПИ.

Личностные (ЛР)

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

-

уметь

сотрудничать

с

товарищами

в

процессе

совместной

деятельности,

соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и

работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения

содержания и средств его выражения.

УУД Метапредметные:

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением

сравнивать,

анализировать,

выделять

главное,

обобщать

делать

выводы

в

результате совместной работы всего класс;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и

оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;

-

овладеть

умением

вести

диалог,

распределять

функции

и

роли

в

процессе

выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных

учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного

материала, выполнение творческих заданий;

- учиться выполнять различные роли в паре и группе.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

-

уметь

планировать,

контролировать

и

оценивать

учебные

действия

в

соответствии с поставленной задачей,

2

Учитель изобразительного искусства и черчения Лазарева Ирина Александровна

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в

паре и в группе;

- уметь организовать место занятий.

Оборудование урока:

Для учителя:

Иллюстрации с изображениями витражей, заготовки из бумаги для

эскиза

витража,

цветные

карандаши,

фломастеры,

презентация

«Современное

декоративное искусство. Витраж».

Для учащихся:

Цветные карандаши, фломастеры.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа. Мотивация и целеполагание

3. Объяснение нового материала.

4. Физкультминутка

5. Практическая работа. Выполнение художественно-творческого задания

6. Рефлексия и анализ работ

7. Выставка и оценивание работ

Ход урока.

Эпиграф урока: Л. Н. Толстой «Простота — необходимое условие прекрасного».

I.

Организационный момент.

-

Я

очень

рада

видеть

всех

вас

в

этом

классе.

У

нас

сегодня

с

вами

необычный урок – открытый и на нем присутствуют дорогие гости, давайте

их поприветствуем. Хорошо. И перед тем как вы присядете и мы начнем

работать, улыбнитесь друг другу и пожелайте творческого вдохновения на

сегодняшний урок. Молодцы! Садитесь, и начнем работать.

Эпиграфом нашего урока я предлагаю взять высказывание Л. Н. Толстого

«Простота — необходимое условие прекрасного».

Почему

именно

эти

слова

я

взяла

эпиграфом,

мы

постараемся

с

вами

пояснить в конце урока.

II.

Вступительная беседа.

Мотивация и целеполагание.

- Чтобы узнать тему нашего урока я предлагаю ответить на несколько моих

вопросов.

- На наших уроках мы с вами говорим об искусстве. А конкретно о каком из

его видов?

(Ответы детей)

- Как вы думаете существует ли декоративно-прикладное искусство в наше

время, т. е. современное декоративно-прикладное искусство?

3

Учитель изобразительного искусства и черчения Лазарева Ирина Александровна

(Ответы детей)

- Если мы говорим с вами об искусстве, то мы говорим и о творчестве

художников.

- Скажите мне, пожалуйста, на чем рисуют художники?

(Ответы детей)

- А кто знает, как называется живопись по стеклу?

(Ответы детей)

- Верно, витраж. Так как вы думаете, что мы будем сегодня изучать и какая

тема нашего урока? (Ответы детей)

- Постарайтесь сформулировать цель нашего урока. (Ответы детей).

Учитель обобщает и подводит итог высказываний детей.

III.

Объяснение нового материала.

-

Перед

тем

как

начать

выполнять

творческое

задание,

мы

должны

познакомиться с историей развития витражной техники.

Витраж

относится

к

современному

декоративно-прикладному

искусству.

Это

одно

из

самых

замечательных

явлений

декоративно-прикладного

искусства. Свое название он получил от французского слова «vitre» —

оконное

стекло.

Под

этим

определением

понимается

орнаментальная,

сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде

самостоятельного панно), выполненная из кусков (разноцветного) стекла,

разделенных

металлической

растяжкой

или

картина

на

стекле,

пропускающая свет. Существуют много технологий изготовления витражей.

С давних пор витраж использовался в храмах. Во все времена самыми

роскошными и нарядными считались окна в виде витражей. «Когда сквозь

высокие

проемы

окон

проникают

солнечные

лучи,

витражи-картины,

витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают

светиться,

преображая

внутреннее

пространство,

наполняя

его

фантастической игрой цветного стекла». Эти слова весьма точно отражают

зрительный

эффект,

достигаемый

создателями

витражей

в

восприятии

человека.

В России витражи появились давно, однако они не были характерным

элементом убранства интерьеров русских домов, и где-то с середины 19 века

в

первую

очередь

в

императорских

дворцах

появились

витражи.

Впоследствии витражи стали распространенным элементом в убранстве

православных

храмов,

а

с

возникновением

Императорского

стекольного

завода

в

Санкт-Петербурге

начали

расписывать

стекла

для

окон.

Но

к

сожалению, витраж это изделие трудоемкое и дорогостоящее, поэтому часто

его заменяют имитацией, чаще предстают как живопись на стекле.

- Как вы думаете, а где еще кроме храмов и дворцов встречаются витражные

изображения? (Ответы детей).

4

Учитель изобразительного искусства и черчения Лазарева Ирина Александровна

(например: стеклянные автобусные остановки с рисунками на стекле, двери

с цветными стёклами между комнатами в некоторых квартирах, витрины

магазинов с узором из цветных стёкол)

- Скажите, а кто видел у нас в школе витражи и где?

(Ответы детей).

Молодцы! Вы очень внимательные.

IV. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

На а перед тем, как приступить к выполнению практической части нашего

урока

я

предлагаю

вам

выполнить

небольшое

упражнение

для

отдыха

наших глаз.

Сядьте удобнее, выпрямите спинки, приступим к упражнению.

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –

Это мчится самолёт…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!

V.

Практическая работа. Выполнение художественно-творческого

задания.

Ребята, продолжим работу.

- Конечно, сделать настоящий витраж, используя цветные стекла, – дело

непростое. Для этого необходимы профессиональное мастерство и особые

условия. Но мы можем сделать подобие витража.

Мы

с вами выполним эскиз витража на бумаге. При помощи таких эскизов

самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, например

выполнив роспись на стеклянной тарелке. Перед вами примеры того, как

можно преобразить предмет, который мы видим каждый день.

А теперь представьте, что вы художники, и я надеюсь, что у вас получится

выполнить

подобие

витража

(под

руководством

учителя

учащиеся

производят поэтапное складывание круглой бумажной заготовки с целью

получения

разметки

складками.

По

полученным

складкам

с

учетом

5

Учитель изобразительного искусства и черчения Лазарева Ирина Александровна

собственного

замысла

черным

маркером

или

фломастером

создают

геометрический

узор-орнамент.

Продумывают

и

воплощают

с

помощью

фломастеров цветовое решение узора на эскизе).

VI. Рефлексия и анализ работ.

Урок наш подходит к концу. Хорошие эскизы для витража у вас получились,

молодцы!

Ребята, а какой эпиграф был у нас к сегодняшнему уроку? Слова Л. Н.

Толстого

«Простота

необходимое

условие

прекрасного».

Так

почему

именно это высказывание я предложила взять за эпиграф? (Ответы детей).

Молодцы!

А теперь подведем итог:

Что вы узнали на уроке?

Чему научились?

Пригодится ли вам это в будущем?

Вспомните какую цель мы ставили в начале урока, мы достигли ее?

VII. Выставка и оценивание работ.

- Посмотрите на свою работу и на работы своих друзей:

Кто может похвалить себя? За что?

Кто недоволен собой? Что не получилось?

- Какие работы получились самые лучшие? Почему?

Оцените свою работу и поставьте оценку за работу своему соседу. Молодцы.

Поаплодируйте себе.

Спасибо за урок.

Литература

Н.А. Горяева, О.В. Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни

человека:

Учебник

для

5

класса

под

редакцией

Б.М.

Неменского.

-М.:

Просвещение, 2013.

О. В. Свиридова.

Изобразительное искусство 5 класса. Поурочные планы по

программе Б.М. Неменского. –Волгоград: Учитель, 2010.

Т.

Б.

Сапожникова,

О.

А.

Коблова.

Методика

проведения

уроков

изобразительного искусства по теме Декоративно-прикладное искусство в

жизни человека. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

Материалы с Интернет-сайтов

6

Учитель изобразительного искусства и черчения Лазарева Ирина Александровна



В раздел образования