Автор: Конников Григорий Ефимович
Должность: старший методист
Учебное заведение: БУ ОО ДО «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина»
Населённый пункт: г. Орёл
Наименование материала: сценарий литературно–экологической гостиной, посвящённой 200–летию со дня рождения И.С. Тургенева
Тема: «Гимн русской природе Ивана Тургенева»
Раздел: дополнительное образование
Сценарий
областной литературно-экологической гостиной
«Гимн русской природе Ивана Тургенева»,
посвящённой 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева
Место проведения – Бюджетное учреждение Орловской области
ДО «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина»
Дата проведения – 28 ноября 2018 года
Оборудование в зале:
- эмблема на планшете с названием гостиной;
- композиция «Тургеневская беседка» на столике в центре зала;
- планшет с выдержками из эссе участников гостиной «Природа –
храм или мастерская?»;
-
мультимедийное
оборудование,
микрофоны,
синтезатор,
усилитель;
- стол для экспертного жюри; столики для ведущего и наградных
материалов; стулья для участников творческих групп, педагогов-
руководителей
групп,
членов
экспертного
жюри;
ведущего,
организаторов.
Ход мероприятия
На концертную площадку выходит Михаил Поздняк, студент
Орловского музыкального колледжа, исполняет романс
«Утро туманное» на стихи И.С. Тургенева, музыка Абазы.
Ведущий:
Литературно-экологическую
гостиную
«Гимн
русской
природе
Ивана
Тургенева»,
посвящённую
200-летию
со
дня
рождения
И.С.
Тургенева, открыл студент Орловского музыкального колледжа Михаил
Поздняк, исполнив знаменитый романс «Утро туманное»
(1).
Стихотворение «В дороге», по первой строке «Утро туманное…»
было написано Тургеневым в возрасте 25 лет. Картины
природы –
поздней осени – настраивают слушателей на размышления о человеке,
1
окружающей его природе, о жизни. Об этом и будет идти сегодня речь
в нашей гостиной.
Давайте поблагодарим Михаила за прекрасное исполнение романса.
Позже мы услышим в его исполнении ещё одно красивое
песенное
произведение.
Здравствуйте, дорогие ребята - юные «тургеневеды», краеведы и
экологи, уважаемые педагоги и наши гости!
Певцу
русской
природы,
непревзойдённому
мастеру
пейзажа,
великому
прозаику,
драматургу,
поэту,
публицисту,
общественному
деятелю
Ивану
Сергеевичу
Тургеневу,
200-летие
со
дня
рождения
которого отметила наша страна совсем недавно - 9 ноября, посвящена
наша гостиная.
А разговор сегодня у нас будет идти о тайнах величественной
тургеневской природы средней полосы России, описанной во многих
произведениях Тургенева, о его пребывании в родном Орловском крае,
прогулкам, путешествиям во время охоты на территориях Орловской и
соседних
Тульской,
Калужской,
Брянской,
Курской,
Тамбовской
губерний.
Итак,
настало
время
представить
участников
литературно-
экологической гостиной:
-творческая
группа
«Мыслители»
гимназии
города
Ливны,
руководитель - учитель биологии Ирина Николаевна Репина;
-творческая группа «Мир» средней общеобразовательной школы №
2 города Ливны, руководитель - учитель русского языка и литературы
Татьяна Борисовна Трубицына;
-творческая
группа
средней
общеобразовательной
школы
№
6
города Ливны, руководители - учителя русского языка и литературы
Галина Ивановна Булатникова и Наталья Алексеевна Сухомлинова;
-творческая группа МБОУ - Шатиловский лицей» Шатиловского
лицея Новодеревеньковского района, руководители - учителя русского
языка
и
литературы
Елена
Александровна
Бажанова
и
Светлана
Алексеевна Покровская;
-творческая
группа
«Тургеневское
лукоморье»
Протасовской
средней
общеобразовательной
школы
имени
Ивана
Александровича
2
Новикова Мценского района, руководитель - учитель русского языка и
литературы Галина Николаевна Изотова;
-творческая группа «Наследники Тургенева» Троснянской средней
общеобразовательной
школы
Троснянского
района,
руководители
-
учитель русского языка и литературы Татьяна Валентиновна Кисель,
учитель биологии Александр Геннадьевич Кисель;
-творческая
группа
«Исток
Оки»
Ловчиковской
основной
общеобразовательной
школы
Глазуновского
района,
руководитель
-
учитель биологии Наталья Ивановна Ядрова;
-творческая группа «В контакте с природой» Гуторовской средней
общеобразовательной школы имени А. И. Куренцова Кромского района,
руководитель
-
директор
школы,
учитель
биологии
Светлана
Александровна Третьякова;
-творческая
группа
«Знатоки
родного
края»
Кромской
средней
общеобразовательной школы имени Кромского района, руководители -
учитель русского языка и литературы Светлана Алексеевна Терехова,
педагог-организатор
Марина
Юрьевна
Бышова,
старшая
вожатая
Анастасия Леонидовна Дёмина;
-творческая группа «По стопам И.С. Тургенева» Гнездиловской
средней
общеобразовательной
школы
Болховского
района,
руководитель - учитель Елена Егоровна Зерюкина;
-творческая
группа
«Нелишние
люди»
Стрелецкой
средней
общеобразовательной
школы
Орловского
района,
руководитель
-
учитель биологии Елена Владимировна Попрядухина;
-творческая
группа
«Лёд
и
пламя»
Знаменской
средней
общеобразовательной
школы
Орловского
района,
руководители
-
учителя
русского
языка
и
литературы
Наталья
Владимировна
Алексеева, Татьяна Ивановна Квасова,
учитель
биологии
Галина
Владимировна Левина;
3
-творческая
группа
«Тургеневские
девушки»
с р ед н е й
общеобразовательной
школы
№
10
города
Орла,
руководитель
-
учитель биологии Ирина Васильевна Штатнова;
-творческая
группа
«ЭкоОрлята»
средней
общеобразовательной
школы № 11 имени Г.М. Пясецкого города Орла, руководитель - учителя
биологии
Татьяна
Николаевна
Лаврова,
Валентина
Викторовна
Исьёмина;
-творческая
группа
«Классики»
средней
общеобразовательной
школы № 25 города Орла, руководители - учитель по ИЗО и черчению
Марина Васильевна Зиновьева, педагог-организатор Дарья Михайловна
Макарова;
-творческая группа «Хранители природы» гимназии № 34 города
Орла, руководитель - учитель биологии Ольга Викторовна Наумова;
-творческая группа «Эко-Мы=ЭКО-МИР» Орловского техникума
путей сообщения имени В.А. Лапочкина, руководитель - преподаватель
биологии и экологии Наталья Станиславовна Макеева.
-Дорогие
друзья,
сегодня
на
очном
этапе
гостиной
вы
будете
участвовать в викторине «Охотничьи тропы Тургенева» и в круглом
столе-дискуссии «Человек – экология - общество».
Я
думаю,
что
все
участники
к
этому
серьёзно
готовились,
приобщились
не
только
к
литературным
произведениям
Ивана
Сергеевича
Тургенева,
но
и
попытались
понять
его
философские,
мировоззренческие
взгляды
на
жизнь,
природу,
окружающую
действительность. Развить это понимание вам поможет сегодняшний
разговор о Тургеневе и предстоящая дискуссия. Очень хотелось, чтобы
вы,
ребята,
были
активны,
деятельны,
смогли
бы
высказать
своё
понимание рассматриваемых вопросов во время дискуссии.
-Кто же будет экспертами ваших знаний? Наши уважаемые гости –
компетентное жюри:
- Жидкова Светлана Леонидовна - старший научный сотрудник
музея
И.С.
Тургенева
Орловского
объединённого
государственного
литературного музея И.С. Тургенева;
4
- Ашихмина Елена Николаевна -
кандидат филологических наук,
преподаватель
общегуманитарных
наук
Орловского
областного
колледжа культуры и искусств;
-
Гурова
Валерия
Яковлевна
–
кандидат
педагогических
наук,
заведующая кафедрой технологии обучения и методики преподавания
предметов Орловского института развития образования.
На заочном этапе гостиной вам было предложено направить по
выбору:
социокультурный
проект
«Природа
в
произведениях
И.С.Тургенева» в формате «Компьютерная презентация»; эссе «Природа
–
храм
или
мастерская?»,
рисунки
по
мотивам
произведений
И.С. Тургенева «Человек и природа».
С этой задачей справились не все участники, по крайней мере, мы
смогли познакомиться с социокультурными проектами пяти творческих
групп из числа участников:
-
исследовательской
работой
«Природа
в
произведениях
И.С. Тургенева» школы № 10 г. Орла;
-
проектом
«Величественная
природа
в
художественном
мире
И.С. Тургенева» Гуторовской школы Кромского района;
- презентацией «Природа – источник познания» техникума путей
сообщения имени Лапочкина;
- проектом «Природа – источник красоты» школы № 2 г. Ливны.
Эссе
представили:
творческие
группы
школы
№
10
г.
Орла,
гимназии
г.
Ливны,
школы
№
6
г.
Ливны,
Шатиловского
лицея
Новодеревеньковского района, Протасовской школы Мценского района,
Кромской школы Кромского района, Гнездиловской школы Болховского
района, Ловчиковской школы Глазуновского района.
Рисунки
по
мотивам
произведений
И.С.
Тургенева
представили
творческие
группы
Кромской,
Гнездиловской,
Ловчиковской
школ,
школы № 10, Шатиловского лицея и техникума путей сообщения.
На
планшете
в
нашем
зале
размещены
наиболее
интересные
выдержки из эссе участников, которые вы уже смогли прочитать или
познакомьтесь с ними позже.
Слово для анализа представленных материалов заочного этапа
гостиной
предоставляется
Владимиру
Григорьевичу
Сахарову,
методисту по экологическому образованию Дворца, куратору ФИП
5
«Формирование у обучающихся экоцентрического сознания на основе
Концепции «Экология в системе культуры».
Как
проникновенно,
взволнованно,
трогательно,
искренне
писал
Тургенев о русской природе.
Бесконечные
просторы
и
бескрайние
луга
с
пестреющим
разнотравьем, березовые рощи с вечерним пением соловья, душистые
ромашковые
и
васильковые
поля
с
порхающими
над
ними
разноцветными бабочками. Русская природа – это леса, реки, озера,
болота. Природа лечит своей безмолвной величественно красотой и
даёт
ответ
на
многие
вопросы,
дарит
гармонию
и
внутреннее
успокоение.
...И понемногу начало назад
Его тянуть: в деревню, в тёмный сад,
Где липы так огромны, так тенисты,
Где ландыши так девственно душисты,
Где круглые ракиты над водой
С плотины наклонились чередой,
Где тучный дуб растет над тучной нивой,
Где пахнет конопелью да крапивой...
Туда, туда, в раздольные поля,
Где бархатом чернеется земля,
Где рожь, куда ни киньте вы глазами,
Струится тихо мягкими волнами.
И падает тяжелый желтый луч
Из-за прозрачных, белых, круглых туч;
Там хорошо...
-Эти строки из поэмы Тургенева, написанной им в 1848 году,
очень
задушевно
повествуют
о
том,
как
ему
было
действительно хорошо на своей родине в годы пребывания в
России,
в
Спасском,
в
его
окрестностях,
во
время
путешествий по родным сердцу местам и просторам.
6
Красота тургеневской природы как нельзя лучше раскрыта в
русской народной песне -
«Во
тургеневских
лесах
»
(2)
в
исполнении
образцового
коллектива
фольклорного
ансамбля
«Забава»,
руководитель
Ольга
Владимировна
Соколова,
концертмейстеры
Владимир
Александрович Петров и Игорь Александрович Брылёв.
-Иван
Сергеевич
Тургенев
принадлежал
к
старинному
дворянскому роду. И, конечно же, в годы своей студенческой
юности
в
Москве,
Петербурге,
а
позже
и
заграницей
в
Германии,
во
Франции,
других
странах
часто
бывал
в
литературных и музыкальных салонах, на балах, где звучали
стихи
и
прозаические
произведения
его
литераторов-
современников, старших наставников. И украшали салоны
грациозные и пленительные бальные танцы.
-
Студия
исторических
танцев
«Династия»
Орловского
государственного
университета
имени
И.С.
Тургенева,
руководитель
Ольга
Снурницына
и
студия
исторических
танцев
«Дворянское
гнездо»
Орловского
государственного
аграрного университета имени Н.В. Парахина представляют
Кадриль-Полонез
(3
),
руководитель
Екатерина
Лоскутова
(ФОНОГРАММА)
-Мы
знаем,
что
Орловскую
землю
прославили
многие
выдающиеся люди, среди них знаменитый русский писатель
и
поэт,
лауреат
Нобелевской
премии
по
литературе
Иван
Алексеевич Бунин.
-Тургенева
и
Бунина,
конечно,
отделяет
время
жизни
и
творчества. Цикл рассказов «Записки охотника» создавались
Тургеневым
в
1847-1851
годах,
а
многие
произведения
Бунина
о
деревне,
русской
жизни
раскрытые
в
повестях
7
«Деревня»,
«Весёлый
двор»,
«Чаща
жизни»
и
других,
в
рассказе «Антоновские яблоки», написаны в начале 1890-х
годов.
Страсть
к
охоте,
созвучие
в
описании
природы,
мировоззренческие
взгляды
на
русскую
действительность
порою могут сблизить двух великих писателей России.
-Романс
на
стихи
И.А.Бунина,
музыка
орловского
педагога
Елизаветы
Горенштейн
«Как
дымкой
даль
полей
»(4),
исполняет
Мария
Завьялова,
ученица
детской
музыкальной
школы имени В.С. Калинникова, класс орловского композитора,
преподавателя
школы
Ирины
Кирилловны
Хрисаниди,
концертмейстер Диана Александровна Золоторёва.
«Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой…
Молчит и млеет лес высокий
-Пейзажи
в
произведениях
Тургенева наполнены
красочным,
реалистичным описанием, помогают автору раскрыть внутренний
мир героев
его
произведений.
Природа в произведениях Тургенева
проста и реалистична, но таинственна в своих проявлениях.
-Тургенев любил родную природу, он в ней видел залог великого
будущего своей родины, верил в простого русского человека,
который умеет видеть и слышать всё, что вокруг него, умеет жить
в согласии с природой, ощущать себя частью природы, потому что
«Природа – единое чудо и целый мир чудес…Чем была бы
природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то, и другое
немыслимо!» И.С. Тургенев.
Музыкальная окраска природы и музыкальность художественного
восприятия жизни отражалась в героях его произведений
Ещё с детства И.С. Тургенев в Спасском наблюдал череду
пикников, домашних спектаклей, балов, устроенных его
родителями Варварой Петровной Тургеневой - Лутовиновой и
8
Сергеем
Николаевичем
Тургеневым,
слушал
и
любил
музыку,
народные
и классические песни, знакомился с танцами, которые
сопровождали дворянские балы.
Студия
«Династия»
представляет
классический
«Фигурный
вальс
»(5
).
(ФОНОГРАММА)
В 1869 году один французский журнал прислал Тургеневу анкету,
где среди многих вопросов был и такой:
- Ваше любимое занятие?
- Охота, - твёрдо и радостно написал Тургенев.
Написав это милое слово, он задумался, посмотрел на осенние
парижские
деревья
за
окном,
услышал
зазвучавший
за
стеной
старинный романс - пела Полина Виардо, - и сердце его грустно и
сладко заныло.
…Писателю
вспомнились
родное
Спасское,
золотые
берёзовые
леса, вальдшнепные высыпки... Одна за другой вставали в памяти
картины
охот,
со
всеми
их
мельчайшими,
незабываемыми
подробностями.
Бывало много удач и немало огорчений.
Вот они с Фетом идут по густейшему кочкарнику, на каждом шагу
увязая в грязи, а потом попадают в громадное моховое болото, где
ходьба становится еще мучительнее. «Идите, идите, несчастный», -
говорит,
задыхаясь,
Тургенев
своему
спутнику,
бредущему
из
последних сил.
И
когда,
наконец,
охотники
садятся
в
тарантас,
Тургенев
даёт
клятву никогда не охотиться больше в этих местах.
-Вы и в прошлом году говорили то же самое, - улыбается Фет.
...Вспомнив сейчас об этом, Тургенев тоже улыбнулся — ласковой и
теплой
улыбкой:
в
воспоминаниях
даже
и
эта
охота
казалась
прекрасной.
И, следя за падающими осенними листьями, вслушиваясь в звуки
трогательного и грустного романса, писатель сказал вслух:
-Надо ехать домой, в Россию.
9
- «Охотничьи тропы Тургенева» - так назвали мы викторину, к
которой сейчас переходим. Участникам творческих групп предстоит
ответить на 17 вопросов викторины и дополнительно предлагается
3 вопроса на эрудицию.
Во время ответов на вопросы викторины участникам запрещено
пользоваться
интернетом,
спрашивать
ответы
у
соседних
творческих групп, необходимо работать только самостоятельно в
своей команде.
-Конечно же, ребята, вам необходимо вспомнить знаменитый цикл
рассказов
Тургенева
«Записки
охотника»
и
многие
другие
произведения. А напомнит вам текст одного из рассказов Тургенева
ученица 8 класса школы № 38 г. Орла Мария Завьялова, которую мы
сегодня уже слышали с замечательным романсом на стихи Бунина.
-от рывок
из
рассказа
«Бежин
л у г
»(6),
руководитель,
подготовивший
с
Машей
эту
работу,
-
учитель
театрального
искусства Светлана Александровна Немолякина.
-Но прежде, чем мы перейдём к викторине, участников творческих
групп нужно настроить на позитивный, боевой дух, командную
работу и творческую активность и, конечно, на хорошее лирическое
настроение.
И создать его вам поможет Михаил Поздняк, который исполнит
красивый романс о символе русской природы – берёзе.
Тургенев часто бродил в Спасском по берёзовой аллее, берёзовым
рощам, которые перемежались с
вековые липами, дубами, вязами,
клёнами, елями, серебристыми тополями, лужайками, заросшими
травой и цветами
.
Наблюдения Тургенева за природой
вдохновляли его на
размышления, помогали увидеть и передать в своих произведениях
прекрасное.
- «Белая берёза стынет над прудом
»(7),
слова Бориса Курочкина
на музыку Александра Подболотова, - Михаил Поздняк.
10
-Для
участия
в
викторине
«Охотничьи
тропы
Тургенева»
представители творческих групп подходят ко мне за вопросами
викторины, прикреплёнными к планшету.
Группы работают самостоятельно и продуктивно. На это задание
отводится 40 минут.
Заполненные
ответы
викторины
представитель
каждой
группы
передаёт членам экспертного жюри.
Участники творческих групп отвечают письменно
на вопросы викторины, сдают свои ответы членам жюри.
-
А
сейчас
я
предоставляю
слово
членам
экспертного
жюри,
которые
познакомят
вас
с
интересными
фактами
из
жизни
Тургенева применительно к тому кругу вопросов, о которых мы
говорим в нашей гостиной.
Выступления членов жюри
- Особое место в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева занимают
стихотворения
в
прозе.
Эти
коротенькие
заметки
Тургенева
отражают
социальные
проблемы,
касаются
нравственных
и
общечеловеческих ценностей. Тема роли человека и осознание им
своего места на земле, тема природы пронизывают стихотворный
цикл. В тайнах, в сущности, в красоте природы Тургенев пытался
обрести
гармонию
и
покой,
определить
свои
философские
и
жизненные
устремления.
Природа
в
понимании
Тургенева
не
просто источник преобразования человека и общества; природа –
духовная первооснова, которая позволяет достигнуть величайшей
внутренней гармонии и открывает ему нравственный смысл жизни.
-
Композицию
из
стихотворений
в
прозе
И.С.
Тургенева
«Посещение» и «Воробей» представляют учащиеся школы № 24
г.
Орла,
руководитель
творческой
группы
учащихся
–
педагог
дополнительного образования Алла Ивановна Алдошина.
(ФОНОГРАММА)
А
сейчас
мы
переходим
к
дискуссии
по
достаточно
важной,
актуальной
и
своевременной
проблеме:
«Человек
–
природа-
общество» в понимании Тургенева и современных молодых людей,
которых
вы
и
представляете.
Рассматриваемые
вопросы
11
сформулированы
на
основе
биографических
событий
жизни
и
творчества Ивана Сергеевича.
Ведущий
круглого
стола-дискуссии
–
Владимир
Григорьевич
Сахаров.
Задача участников гостиной - включится в дискуссию, высказать
своё
мнение
по
рассматриваемым
вопросам.
Экспертное
жюри
выслушает ваши ответы, высказанные суждения и мнения, даст
оценку вашей компетентности и умению дискуссировать.
Итак, слово Владимиру Григорьевичу.
Проводится дискуссия с участниками творческих групп
-Итоги вашего участия в викторине и дискуссии подведёт
экспертное жюри.
-Общие итоги по заочному и очному этапам жюри подведёт по
завершению работы нашей гостиной, определит победителей в
общем зачёте.
-Мы завершаем сегодня разговор о Тургеневе, признанном одним
из лучших пейзажистов в русской и мировой литературе.
И.С. Тургенев родился и вырос в одном из прекраснейших мест
России -
в Спасском – Лутовиново, расположенном в берёзовой
роще на пологом холме. С детства знакомился с красивейшими
местными
парками
и
садами,
посетил
немало
окрестных
живописных природных мест, полей, лугов, лесов, рек. Книгу
природы Тургенев писал всю свою жизнь в своих произведениях.
Любовь к природе и умение её чувствовать появилось с самого
детства и прошло через всю его жизнь.
-Известный
литературный
критик
Виссарион
Григорьевич
Белинский, который был другом Тургенева, писал о нём:
он любит
природу
не
как
дилетант,
а
как
артист,
и
потому
никогда
не
старается изображать её только в поэтических её видах, но берет её,
как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда
узнаете в них нашу родную русскую природу…»
1
.
-Я
думаю,
ребята,
что
вы
продолжите
своё
знакомство
с
Тургеневым
не
только
на
уроках
литературы,
прочитаете
в
12
подлинниках его повести, романы, проникнетесь миром его героев,
его пониманием жизни, отношением к родным местам, к России.
-Надеемся, что наша сегодняшняя встреча в гостиной, разговор о
Тургеневе, о человеческих ценностях, природе и ваше активное
участие в этом разговоре несомненно помогут вам полюбить не
просто
нашего
земляка,
а
выдающегося
человека
России,
литературные произведения которого будут востребованы новыми
и новыми поколениями современной России.
-А сейчас переходим к награждению победителей и призёров
заочного этапа гостиной.
-Хотим
особенно
поблагодарить,
ребята,
ваших
творческих
наставников
- педагогов - руководителей
групп за большую
проведённую
с
вами
исследовательскую
и
литературоведческую
работу
при подготовке к гостиной, активную работу в рамках
деятельности федеральной инновационной площадки и вручить им
благодарственные письма, а творческим группам - сладкий сувенир,
предназначенный для всех участников.
Идёт награждение
-Позвольте от имени всех участников поблагодарить наше жюри,
представленное
людьми,
любящими
Тургенева,
бережно
относящимися к его творчеству и пропагандирующими его среди
молодёжи и взрослых.
Дорогие друзья, всем спасибо за участие, до новых встреч!
Сценарий разработал Конников Г.Е., старший методист
БУ ОО ДО «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина»,
г. Орёл
13