Напоминание

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Епончинцева Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №510
Населённый пункт: г Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Л. А. Епончинцева

(студентка 4 курса, направление «Специальное (дефектологическое)

образование», профиль «Олигофренопедагогика», Институт детства,

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический

университет», Новосибирск)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и

творить.

Чтобы

стать

образованным,

коммуникабельным,

дошкольнику

необходимо овладеть коммуникативными навыками.

В

современном

дошкольном

образовании

развитии

коммуникативной

сферы

происходит

спонтанно,

не

является

предметом

специального

формирования.

Коммуникативные

навыки

формируются

с

детства

общаясь, ребенок познает окружающий мир, учится взаимодействию с

другими.

Ведущей

и

основной

деятельностью

дошкольника

является

игра.

Театрализованная

деятельность

является

разновидностью

игры,

вокруг

которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.

В

детском

саду

театрализованная

деятельность

организационно

может

пронизывать

все

режимные

моменты:

включаться

во

все

занятия,

в

совместную

деятельность

детей

и

взрослых

в

свободное

время,

осуществляться в самостоятельной деятельности детей, а та же включена в

работу

различных

студий

и

кружков;

продукты

театрализованной

деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.)

могут вноситься в содержание праздников, развлечений.

В работе по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников

с

общим

нарушением

речи

выявляется:

неточное

понимание

и

употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным

значениями; словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии;

трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;

недостаточная дифференциация звуков на слух; низкая речевая активность

и недостаточная критичность к своему дефекту; отмечаются нарушения

коммуникативной

функции

снижение

потребности

в

общении,

несформированность

способов

коммуникации

(диалогической

и

монологической

речи),

незаинтересованность

в

контактах,

неумение

ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

Ценность

театрализованной

деятельности

в

развития

коммуникативных

навыков у детей с общим нарушением речи состоит в следующем:

- стимулируют активный словарь детей,

- помогают усвоению выразительных средств родного языка,

- совершенствуют артикуляционный аппарат,

- формируют диалогическую и монологическую речь,

- способствуют развитию элементов речевого общения: мимики, жестов,

пантомимики, интонации и модуляции голоса.

- формируют опыт социального поведения, чувство партнерства, умение

работать в коллективе,

- развивают чуткость, сопереживание, внимание, отзывчивость к действиям

других людей в реальной жизни.

Благодаря театрализованной игре у ребенка развивается мотивационно-

потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы

актуализируются у ребенка в большей степени, чем личные (происходит

соподчинение

мотивов).

Также

у

старших

дошкольников

с

общим

нарушением

речи

снижается

познавательный

и

эмоциональный

эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п.,

учитывает

особенности

его

поведения,

его

позицию.

Ребенок

учится

согласовывать

свои

действия

с

действиями

персонажа

-

партнера

по

те ат ра лизованной

игре.

Это

помогает

ориентироваться

в о

взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и

самооценки у дошкольника.

В

театрализованной

игре

у

дошкольников

развивается

произвольное

поведение:

разыгрывая

роль,

они

стремятся

приблизить

ее

к

эталону.

Воспроизведя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном

мире,

дошкольник

подчиняет

свои

собственные

желания,

импульсы

и

действует в соответствии с социальными образцами.

Таким

образом,

развитие

коммуникативных

навыков

у

старших

дошкольников с общим нарушением речи средствами театрализованной

деятельности имеет социальную и педагогическую значимость.



В раздел образования