Автор: Епончинцева Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №510
Населённый пункт: г Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование
Л. А. Епончинцева
(студентка 4 курса, направление «Специальное (дефектологическое)
образование», профиль «Олигофренопедагогика», Институт детства,
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический
университет», Новосибирск)
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и
творить.
Чтобы
стать
образованным,
коммуникабельным,
дошкольнику
необходимо овладеть коммуникативными навыками.
В
современном
дошкольном
образовании
развитии
коммуникативной
сферы
происходит
спонтанно,
не
является
предметом
специального
формирования.
Коммуникативные
навыки
формируются
с
детства
–
общаясь, ребенок познает окружающий мир, учится взаимодействию с
другими.
Ведущей
и
основной
деятельностью
дошкольника
является
игра.
Театрализованная
деятельность
является
разновидностью
игры,
вокруг
которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.
В
детском
саду
театрализованная
деятельность
организационно
может
пронизывать
все
режимные
моменты:
включаться
во
все
занятия,
в
совместную
деятельность
детей
и
взрослых
в
свободное
время,
осуществляться в самостоятельной деятельности детей, а та же включена в
работу
различных
студий
и
кружков;
продукты
театрализованной
деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.)
могут вноситься в содержание праздников, развлечений.
В работе по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников
с
общим
нарушением
речи
выявляется:
неточное
понимание
и
употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным
значениями; словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии;
трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
недостаточная дифференциация звуков на слух; низкая речевая активность
и недостаточная критичность к своему дефекту; отмечаются нарушения
коммуникативной
функции
–
снижение
потребности
в
общении,
несформированность
способов
коммуникации
(диалогической
и
монологической
речи),
незаинтересованность
в
контактах,
неумение
ориентироваться в ситуации общения и негативизм.
Ценность
театрализованной
деятельности
в
развития
коммуникативных
навыков у детей с общим нарушением речи состоит в следующем:
- стимулируют активный словарь детей,
- помогают усвоению выразительных средств родного языка,
- совершенствуют артикуляционный аппарат,
- формируют диалогическую и монологическую речь,
- способствуют развитию элементов речевого общения: мимики, жестов,
пантомимики, интонации и модуляции голоса.
- формируют опыт социального поведения, чувство партнерства, умение
работать в коллективе,
- развивают чуткость, сопереживание, внимание, отзывчивость к действиям
других людей в реальной жизни.
Благодаря театрализованной игре у ребенка развивается мотивационно-
потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы
актуализируются у ребенка в большей степени, чем личные (происходит
соподчинение
мотивов).
Также
у
старших
дошкольников
с
общим
нарушением
речи
снижается
познавательный
и
эмоциональный
эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п.,
учитывает
особенности
его
поведения,
его
позицию.
Ребенок
учится
согласовывать
свои
действия
с
действиями
персонажа
-
партнера
по
те ат ра лизованной
игре.
Это
помогает
ориентироваться
в о
взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и
самооценки у дошкольника.
В
театрализованной
игре
у
дошкольников
развивается
произвольное
поведение:
разыгрывая
роль,
они
стремятся
приблизить
ее
к
эталону.
Воспроизведя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном
мире,
дошкольник
подчиняет
свои
собственные
желания,
импульсы
и
действует в соответствии с социальными образцами.
Таким
образом,
развитие
коммуникативных
навыков
у
старших
дошкольников с общим нарушением речи средствами театрализованной
деятельности имеет социальную и педагогическую значимость.