Напоминание

Особенности преподавания русского языка в рамках пенитенциарной системы


Автор: Токарева Анна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКУ Брянской области "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ФКУ "ИК № 4" УФСИН России по Брянской области"
Населённый пункт: п.Каменка, Брасовский район
Наименование материала: статья
Тема: Особенности преподавания русского языка в рамках пенитенциарной системы
Раздел: полное образование





Назад




Особенности преподавания русского языка в рамках

пенитенциарной системы

.

Школа

в

пенитенциарной

системе

-

это

учреждение,

в

котором

происходит

переоценка

всех

существующих

в

сознании

учащегося-

осужденного ценностей, средств и целей; даются правильные установки,

производящие

заинтересованность

в

получении

необходимой

системы

знаний; обеспечивается психологическая и духовная помощь и поддержка.

Педагогическая работа в такой школе специфична, деликатна и имеет

весьма

локальное

применение.

У

поступающих

в

колонию

осужденных

отсутствует

психологическая

готовность

к

учению.

Низкий

стартовый

познавательный

уровень,

несоответствие

биологического

возраста

классу

обучения становятся серьезными препятствиями на пути его эффективного

обучения и воспитания. Школа и происходящие в ней процессы вызывают

часто отрицательные эмоции, что является прямым следствием их глубокой

десоциализации.

Поэтому

нежелание

продолжать

учебу

в

школе

характерное

явление

среди

подавляющего

большинства

осужденных

в

адаптационный период.

Работа в

школах такого типа

требует от педагогов максимальной

концентрации моральных, эмоциональных, психических и волевых усилий.

Учителю должен быть присущ демократический стиль работы и поведения.

Он должен уметь предупреждать и разрешать конфликты, владеть знаниями в

области социальной психологии, владеть культурой толерантного поведения,

уметь

реализовывать

возрастной

подход

в

образовании,

адекватно

реагировать на различные изменения оперативной обстановки.

Перед педагогами школы стоит

проблема: как повысить учебную

мотивацию учащихся.

Использование

традиционных

форм

работы

в

нашей

школе

малоэффективно,

поскольку

требует

от

учеников

повышенного

уровня

внимания,

но

при

этом

не

вовлекает

их

в

учебный

процесс,

оставляет

равнодушными

к

изучаемому

материалу.

Всё

это

усугубляется

ещё

и

психологическими особенностями учащихся нашей школы, не склонными к

подчинению, сдерживанию своих эмоций.

При

работе

с

осужденными

наиболее

эффективными,

считаю,

следующие педагогические технологии.

Технология

сотрудничества

подразумевает

активное

взаимодействие

между учеником и учителем, сотворчество и взаимодействие на каждом этапе

урока.

Кроме

того,

это

ещё

и

сотрудничество

учащихся

друг

с

другом,

обучение

коммуникации,

совместной

деятельности

для

достижения

наилучшего

результата.

Этот

момент

является

наиболее

важным,

т.к.

неумение конструктивно общаться – одна из важнейших проблем учащихся.

Многие из них зажаты, подавлены, не готовы к какому-либо самовыражению.

Поэтому здесь очень важно применять технологию поддержки, особенно в

начале

обучения,

на

его

первых

этапах.

Здесь

надо

выделить

несколько

основополагающих аспектов:

1.

Задания

должны

соответствовать

возможностям.

Недопустимо

давать

задания, с которыми учащийся заведомо не справится. В арсенале каждого

учителя

школы

существует

огромное

количество

разноуровневых

дидактических

материалов,

которые

помогают

подобрать

работу

в

соответствии со способностями ученика. Почувствовав, что они способны

справиться с работой, учащиеся обретают уверенность в себе, постепенно

избавляясь от установки «не могу, не умею, не хочу».

2. Никаких негативных оценок. Если ученик не справляется с заданием,

значит он просто не получит на данном этапе оценку в журнал, но получит

помощь и словесную поддержку учителя.

3. Мнение каждого важно и ценно. Любая мысль, высказываемая учеником

по

проблеме

урока,

должна

быть

выслушана,

о смыслена

и

прокомментирована. Только будучи внимательным и терпеливым, учитель

может рассчитывать на диалог с учащимися.

Технология проблемного обучения. Проблемное обучение – такая модель

обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная

поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания,

умения и развивают общие способности, а также познавательную активность,

формируют творческие умения. Этапы технологии проблемного обучения:

формулирование проблемного вопроса – одна из основ проблемного

обучения;

выдвижение

гипотез,

предположений

о

возможных

путях

решения

проблемы, обоснование путей решения;

создание проблемной ситуации;

поиск источников для доказательства выдвинутых предположений;

разрешение проблемной ситуации и обобщение результатов.

Педагог вместе с учащимися формулирует проблемный вопрос и создает

проблемную ситуацию, организует размышления учащихся над проблемой и

процесс поиска гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных

противоречий.

Учитель

уточняет

формулировку

проблемы,

организует

проверку гипотезы, ученик аргументирует точку зрения. Учитель обобщает

полученные результаты, ученик анализирует.

Помимо развития общеучебных и предметных умений и навыков данный

метод

помогает

учащимся

научиться

искусству

ведения

дискуссии,

что

повышает

уровень

коммуникативной

культуры,

воспитывает

чувство

уважения к чужому мнению.

В

современных

условиях

невозможно

проведение

уроков

без

использования

информационно-коммуникационных

технологий

и

использования

обучающих

программ

и

электронных

энциклопедий

для

расширения

кругозора

учащихся,

получения

дополнительного

материала,

выходящего за рамки учебника и школьной программы.

Разнообразный

иллюстративный

материал,

мультимедийные

и

интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый

уровень и повышают эффективность усвоения материала.

Здесь

важен

и

психологический

фактор:

современному

человеку

намного

интереснее

воспринимать

информацию

именно

в

такой

форме,

нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

П о э том у

и с п ол ь зо ва н и е

с о в р е м е н н ы х

и н ф о р м а ц и о н н о -

коммуникационных

технологий

на

уроках

это

не

дань

моде,

а

необходимость,

позволяющая

учителю

сделать

урок

более

ярким,

интересным, увлекающим, создать атмосферу интереса к знаниям.

Технология

дифференцированного

обучения

позволяет

построить

систему

обучения,

при

котором

учащиеся

на

основании

каких-либо

особенностей объединяются в малые группы внутри класса - внутренняя

дифференциация. Этот подход гарантирует усвоение базовых знаний всеми

учащимися

и

одновременно

предоставление

возможностей

для

каждого

ученика реализовать свои склонности и способности.

Ценность применения дифференцированных заданий заключается в том, что:

овладение уровневым подходом дает возможность учителю

осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального

развития учащихся;

учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу

составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации

возможностей каждого ребенка;

дифференцированные задания должны использоваться систематически,

так как только в этом случае их внедрение будет давать хорошие

результаты.

С

помощью

данных

технологий,

педагоги

школы

«переламывают»

негативные стереотипы учащихся по отношению к школе, процессу обучения

и, главное, к собственным способностям. В результате ученик находится в

ситуации успеха, учителя помогают ему увидеть собственные способности,

тем

самым

дают

толчок

к

саморазвитию.

Этот

процесс

несёт

в

себе

немаловажную воспитательную функцию. Первый и самый важный шаг в

воспитании

уважения

к

окружающим

людям,

обществу

в

целом,

переосмыслении своего места в социуме - воспитание самоуважения.

Нетрадиционные

уроки

-

одна

из

форм

активного

обучения.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только

поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать

их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми

необычными

источниками

знаний.

В

процессе

проведения

этих

уроков

складываются благоприятные условия для развития умений и способностей

быстрого

мышления,

к

изложениям

кратких,

но

точных

выводов.

Такие

занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает

интерес к предмету. Для активизации деятельности и развитию интереса

учащихся к изучению предметов школьного курса используются следующие

нетрадиционные формы работы, в частности: семинары; дискуссии; заочные

путешествия;

игровая

организация

учебного

процесса

с

использованием

игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие).

Эти уроки преобладают над всеми, т.к. ученикам постоянно предлагается

нечто неожиданное, а значит занимательное. Как показывает практика, такие

уроки позволяют довольно эффективно организовать изучение сложного. Эти

уроки

позволяют

расшевелить

обучающихся,

заставляют

их

думать,

размышлять, учат самостоятельности.

Игра предполагает «право на ошибку», отсюда исчезает рутинность и

страх

перед

неправильным

ответом.

Урок

превращается

в

увлекательное

занятие,

в

котором

учащийся

активно

применяет

те

знания,

которые

он

получил

ранее

и

получает

удовольствие

от

самого

процесса

обучения.

Поэтому

после

таких

уроков

учащиеся

живо

интересуются,

когда

будет

следующий

подобный

урок,

что

будем

изучать

дальше,

какие

дополнительные

сведения

по

данной

теме

можно

получить?

Учащиеся

покидают

класс

эмоционально

вдохновленные,

обсуждая

между

собой

происходящее. В данной ситуации действуют внутренние мотивы человека, а

не

внешние

факторы

побуждения,

что

очень

важно

в

условиях

исправительного учреждения.

Результатом работы являются:

повышение мотивации к обучению, расширение кругозора, стремление

к развитию;

умение

работать

в

группе,

формирование

коммуникативной

компетенции;

повышение уровня ответственности за принятое решение, поступки, за

свою жизнь в целом;

стремление

планировать

своё

будущее,

используя

свой

жизненный

опыт и скорректированные нравственные идеалы.

Таким

образом,

педагоги,

работающие

в

школах

такого

типа,

должны

помочь

осужденным осознать:

1) в современном обществе можно добиться хороших результатов, только

опираясь на компетентность, образованность, культуру;

2) кроме криминального мира есть другой мир, с морально-нравственными

ценностями, в котором живет основная часть общества.



В раздел образования