Автор: Белоусова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №206
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование умений при обучении решению простых задач в первом классе.
Раздел: начальное образование
Формирование умений при обучении решению простых
задач в первом классе.
Эффективность и качество обучения математики определяется не только
прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и
всесторонним развитием учащихся, их логическим мышлением. Важным разделом в
преподавании математики являются текстовые задачи.
Умение решать их
базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной
задаче, и перевода ее на язык математических отношений. Для формирования
истинного умения решать задачи учащиеся прежде всего должны научиться
исследовать текст, находить в нем нужную информацию, определять, является ли
предложенный текст задачей, при этом выделяя в нем основные признаки этого
вида заданий и его составные элементы и устанавливая между ними связи,
определять количество действий, необходимое для получения ответа на вопрос
задачи, выбирать действия и их порядок, обосновав свой выбор.
Итак,
центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть
учащиеся, является установление связей между данными и искомым. От того,
насколько хорошо учащиеся научатся устанавливать эти связи, будет зависеть их умение
решать задачи.
Учитывая это, в начальных классах ведется работа над группами задач, решение
которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а
отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач
называются задачами одного вида.
В своей статье я хочу показать приёмы работы по анализу условия некоторых видов
простых задач.
Т.к. ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными
категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов
и явлений, то в младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление, что предполагает активное включение в
обучение моделей разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т.п.)
Поэтому в процессе знакомства с новым видом задач создаётся эталон для данного вида.
Сначала такой эталон создаётся с помощью рисунка, в котором учащиеся заменяют
реальные предметы из условия задачи геометрическими фигурами, а потом схемами и
моделями. Дальше при анализе условия любой задачи учащиеся выбирают среди всех
эталонов тот, который подходит к данному виду задачи. И вспоминают правило, которым
будут пользоваться при решении данной задачи. Пользуясь правилом, решают задачу.
Виды простых задач:
1.Задачи на нахождение 2.Задачи на нахождение части.
целого.
Правило:
Правило:
Чтобы найти целое надо
Чтобы найти часть, надо из целого вычесть
сложить части. другую часть.
3.Задачи на сравнение:
А. на разностное сравнение.
Чтобы узнать на сколько одно число больше
или меньше другого, надо из большего
вычесть меньшее
Б. на увеличение числа.
Правило:
Чтобы найти большое число надо к меньшему прибавить разницу.
В.на уменьшение числа.
Правило:
Чтобы найти меньшее число надо из большего отнять разницу
Задачи на нахождение целого .
1.
Читаю
задачу
и
подчёркиваю
опорные
слова
.
В букете 4 тюльпана и 3 нарцисса. Сколько всего цветов в букете?
2.
Определяю
тип
задачи
и
черчу
схему
.
7м.
3м.
У Пети столько же без2
5м.
2м.
?м
В задаче говорится про тюльпаны и нарциссы -это 2 части и спрашивают сколько всего -
задача на нахождение ЦЕЛОГО, значит в схеме будет одна полоска.
?
тюльпаны нарциссы
?
тюльпанынарциссы
4цв. 3цв.
3.
Вспоминаю
правило
и
записываю
решение
задачи
.
Чтобы найти целое надо сложить части.
4 + 3 = 7(цв.)
4.
Читаю
вопрос
и
записываю
ответ
.
Сколько всего цветов в букете?(вместо слово сколько подставляю число, которое
получил в решении. )
Ответ: 7 цветов в букете.
Задачи на нахождение части.
1.
Читаю
задачу
и
подчёркиваю
опорные
слова
.
На ветке висело 6 яблок. Упали 2 яблока. Сколько яблок осталось на ветке?
2.
Определяю
тип
задачи
и
черчу
схему
.
Можно вставить слово всего висело на ветке 6 яблок - это ЦЕЛОЕ, «упали,
осталось» – это ЧАСТИ. В вопросе слово осталось – задача о нахождении
части, значит в схеме будет одна полоска.
6
яб.
упали остались
6яб.
упали остал.
2яб. ?яб.
3.
Вспоминаю
правило
и
записываю
решение
задачи
.
Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.
6
– 2 = 4(яб.)
3.
Читаю
вопрос
задачи
и
записываю
ответ
.
Сколько яблок осталось на ветке? Ответ: 4 яблока осталось.
Задачи на разностное сравнение.
1.
Читаю
задачу
и
подчёркиваю
опорные
слова
.
На тарелке 3 пирожка с капустой и 5 пирожков с мясом. На сколько больше
пирожков с мясом, чем с капустой? На сколько меньше пирожков с капустой,
чем пирожков с мясом?
2.
Определяю
тип
задачи
и
черчу
схему
.
Вопрос задачи начинается со слов « НА сколько БОЛЬШЕ, НА сколько МЕНЬШЕ»
- надо сравнитьпирожки с капустой(меньшее число) с пирожками с мясом
(большее число), значит буду искать разницу- задача на разностное сравнение.
Буду сравнивать, складывая пирожки парами, т.е. друг под другом, значит в схеме
будет2 полоски друг под другом.
?
Капуста
Мясо
Капуста ?
Мясо
3.
Вспоминаю
правило
и
записываю
решение
задачи
.
Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого надо от
большего числа отнять меньшее число.
5
– 3 = 2(п.)
4.
Читаю
вопрос
и
записываю
ответ
.
На сколько больше пирожков с мясом, чем с капустой?
Ответ: на 2 пирожка с мясом больше.
Задачи на увеличение числа.
1.
Читаю
задачу
и
подчёркиваю
опорные
слова
.
В коробке 5 красных кубиков, а синих на 3 кубика больше. Сколько синих кубиков
в коробке?
2
.
Определяю
тип
задачи
и
черчу
схему
.
В задаче рассказывают про красные и синие кубики. Красных 5, а синих неизвестно,
но говорят, что их больше на3, значит задача на увеличение числа – будем искать
большее число.
красные
синие
3.
Вспоминаю
правило
и
записываю
решение
задачи
.
3
5
Столько же
?
3к
5к.
?
Чтобы узнать большее число, надо к меньшему числу прибавить разницу.
5 + 3 = 8(к.)
4.
Читаю
вопрос
и
записываю
ответ
.
Сколько синих кубиков в коробке?
Ответ: 8 синих кубиков.
Задачи на уменьшение числа.
1.
Читаю
задачу
и
подчёркиваю
опорные
слова
.
В саду посадили 6 яблонь, а груш на 1 дерево меньше. Сколько груш посадили?
2
.
Определяю
тип
задачи
и
черчу
схему
.
В задаче рассказывают про яблони и груши. Яблонь 6, а груш неизвестно,
но говорят, что их меньше на1, значит задача на уменьшение числа – будем искать
меньшее число.
красные
синие
3.
Вспоминаю
правило
и
записываю
решение
задачи
.
Чтобы узнать меньшее число, надо от большего числа отнять разницу.
6 – 1 = 5(д.)
4.
Читаю
вопрос
и
записываю
ответ
.
Сколько груш посадили?
Ответ: 5 груш посадили.
Столько же
6д.
?
1д.
?