Напоминание

Формирование умений при обучении решению простых задач в первом классе.


Автор: Белоусова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №206
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование умений при обучении решению простых задач в первом классе.
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование умений при обучении решению простых

задач в первом классе.

Эффективность и качество обучения математики определяется не только

прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и

всесторонним развитием учащихся, их логическим мышлением. Важным разделом в

преподавании математики являются текстовые задачи.

Умение решать их

базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной

задаче, и перевода ее на язык математических отношений. Для формирования

истинного умения решать задачи учащиеся прежде всего должны научиться

исследовать текст, находить в нем нужную информацию, определять, является ли

предложенный текст задачей, при этом выделяя в нем основные признаки этого

вида заданий и его составные элементы и устанавливая между ними связи,

определять количество действий, необходимое для получения ответа на вопрос

задачи, выбирать действия и их порядок, обосновав свой выбор.

Итак,

центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть

учащиеся, является установление связей между данными и искомым. От того,

насколько хорошо учащиеся научатся устанавливать эти связи, будет зависеть их умение

решать задачи.

Учитывая это, в начальных классах ведется работа над группами задач, решение

которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а

отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач

называются задачами одного вида.

В своей статье я хочу показать приёмы работы по анализу условия некоторых видов

простых задач.

Т.к. ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными

категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов

и явлений, то в младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-

действенное и наглядно-образное мышление, что предполагает активное включение в

обучение моделей разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т.п.)

Поэтому в процессе знакомства с новым видом задач создаётся эталон для данного вида.

Сначала такой эталон создаётся с помощью рисунка, в котором учащиеся заменяют

реальные предметы из условия задачи геометрическими фигурами, а потом схемами и

моделями. Дальше при анализе условия любой задачи учащиеся выбирают среди всех

эталонов тот, который подходит к данному виду задачи. И вспоминают правило, которым

будут пользоваться при решении данной задачи. Пользуясь правилом, решают задачу.

Виды простых задач:

1.Задачи на нахождение 2.Задачи на нахождение части.

целого.

Правило:

Правило:

Чтобы найти целое надо

Чтобы найти часть, надо из целого вычесть

сложить части. другую часть.

3.Задачи на сравнение:

А. на разностное сравнение.

Чтобы узнать на сколько одно число больше

или меньше другого, надо из большего

вычесть меньшее

Б. на увеличение числа.

Правило:

Чтобы найти большое число надо к меньшему прибавить разницу.

В.на уменьшение числа.

Правило:

Чтобы найти меньшее число надо из большего отнять разницу

Задачи на нахождение целого .

1.

Читаю

задачу

и

подчёркиваю

опорные

слова

.

В букете 4 тюльпана и 3 нарцисса. Сколько всего цветов в букете?

2.

Определяю

тип

задачи

и

черчу

схему

.

7м.

3м.

У Пети столько же без2

5м.

2м.

В задаче говорится про тюльпаны и нарциссы -это 2 части и спрашивают сколько всего -

задача на нахождение ЦЕЛОГО, значит в схеме будет одна полоска.

?

тюльпаны нарциссы

?

тюльпанынарциссы

4цв. 3цв.

3.

Вспоминаю

правило

и

записываю

решение

задачи

.

Чтобы найти целое надо сложить части.

4 + 3 = 7(цв.)

4.

Читаю

вопрос

и

записываю

ответ

.

Сколько всего цветов в букете?(вместо слово сколько подставляю число, которое

получил в решении. )

Ответ: 7 цветов в букете.

Задачи на нахождение части.

1.

Читаю

задачу

и

подчёркиваю

опорные

слова

.

На ветке висело 6 яблок. Упали 2 яблока. Сколько яблок осталось на ветке?

2.

Определяю

тип

задачи

и

черчу

схему

.

Можно вставить слово всего висело на ветке 6 яблок - это ЦЕЛОЕ, «упали,

осталось» – это ЧАСТИ. В вопросе слово осталось – задача о нахождении

части, значит в схеме будет одна полоска.

6

яб.

упали остались

6яб.

упали остал.

2яб. ?яб.

3.

Вспоминаю

правило

и

записываю

решение

задачи

.

Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

6

– 2 = 4(яб.)

3.

Читаю

вопрос

задачи

и

записываю

ответ

.

Сколько яблок осталось на ветке? Ответ: 4 яблока осталось.

Задачи на разностное сравнение.

1.

Читаю

задачу

и

подчёркиваю

опорные

слова

.

На тарелке 3 пирожка с капустой и 5 пирожков с мясом. На сколько больше

пирожков с мясом, чем с капустой? На сколько меньше пирожков с капустой,

чем пирожков с мясом?

2.

Определяю

тип

задачи

и

черчу

схему

.

Вопрос задачи начинается со слов « НА сколько БОЛЬШЕ, НА сколько МЕНЬШЕ»

- надо сравнитьпирожки с капустой(меньшее число) с пирожками с мясом

(большее число), значит буду искать разницу- задача на разностное сравнение.

Буду сравнивать, складывая пирожки парами, т.е. друг под другом, значит в схеме

будет2 полоски друг под другом.

?

Капуста

Мясо

Капуста ?

Мясо

3.

Вспоминаю

правило

и

записываю

решение

задачи

.

Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого надо от

большего числа отнять меньшее число.

5

– 3 = 2(п.)

4.

Читаю

вопрос

и

записываю

ответ

.

На сколько больше пирожков с мясом, чем с капустой?

Ответ: на 2 пирожка с мясом больше.

Задачи на увеличение числа.

1.

Читаю

задачу

и

подчёркиваю

опорные

слова

.

В коробке 5 красных кубиков, а синих на 3 кубика больше. Сколько синих кубиков

в коробке?

2

.

Определяю

тип

задачи

и

черчу

схему

.

В задаче рассказывают про красные и синие кубики. Красных 5, а синих неизвестно,

но говорят, что их больше на3, значит задача на увеличение числа – будем искать

большее число.

красные

синие

3.

Вспоминаю

правило

и

записываю

решение

задачи

.

3

5

Столько же

?

5к.

?

Чтобы узнать большее число, надо к меньшему числу прибавить разницу.

5 + 3 = 8(к.)

4.

Читаю

вопрос

и

записываю

ответ

.

Сколько синих кубиков в коробке?

Ответ: 8 синих кубиков.

Задачи на уменьшение числа.

1.

Читаю

задачу

и

подчёркиваю

опорные

слова

.

В саду посадили 6 яблонь, а груш на 1 дерево меньше. Сколько груш посадили?

2

.

Определяю

тип

задачи

и

черчу

схему

.

В задаче рассказывают про яблони и груши. Яблонь 6, а груш неизвестно,

но говорят, что их меньше на1, значит задача на уменьшение числа – будем искать

меньшее число.

красные

синие

3.

Вспоминаю

правило

и

записываю

решение

задачи

.

Чтобы узнать меньшее число, надо от большего числа отнять разницу.

6 – 1 = 5(д.)

4.

Читаю

вопрос

и

записываю

ответ

.

Сколько груш посадили?

Ответ: 5 груш посадили.

Столько же

6д.

?

1д.

?



В раздел образования