Автор: Ковальчук Юлия Викторовна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО г. Нижневартовска "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Важность детского музыкального творчества
Раздел: дополнительное образование
Важность детского музыкального творчества
Тема
детского музыкального творчества актуальна. Важно отметить, что
именно музыка изменяет, варьирует, обогащает эмоционально-чувственную сферу
человека.
"Некритичность"
музыкальных
воздействий
в качестве позитивного
следствия предполагает возможность широких и многосторонних связей ребенка и
жизни, актуализацию и развертывание многих факторов его активности.
В этом смысле отношение музыки и ребенка выступают в форме их связи, а не
противопоставления. И на этом фоне происходит раскрепощение активности ребенка,
свободное
обращение
к
использованию
индивидуального опыта,
проявляется
музыкальная потребность, которая как и другие духовные потребности человека, по
своей природе является личностной. В свою очередь положительная обращенность
музыки к ребенку пробуждает в нем огромный потенциал жизненных сил, музыка
оказывается способной выполнить свою жизненную роль - "подтолкнуть" духовное
развитие
личности
естественным
для
ребенка
путем.
Музыка
для
ребенка
личностно
связана
с возможностью
общения
с
другими
людьми
(педагогом,
родителями, друзьями). «Музыка, как всякое искусство, вызывает желание того,
чтобы все, как можно больше людей участвовали в испытываемом наслаждении» (Л.Н.
Толстой). И как образно замечает Мантегацца "потребность сообщения
нашей
радости
другим
людям
действует
в
нас
так
сильно,
что
мы иной раз спешим
сообщить ее неодушевленным предметам" (там же). Таким образом музыкально-
слуховая деятельность способна "материализовать" стремление
к
чувственному
общению, дать возможность ему раскрыться в звуках.
Музыка
имеет
определенное
чувственное
содержание,
воссоздает
в
себе
выразительные качества некогда испытанных ребенком эмоций, что имеет большой
смысл. Ведь поскольку музыка отвечает чувствам сформировавшейся личности,
постольку она содержит в себе возможность для последующего эмоционального
обогащения.
И
значит,
"общность
"музыкальных" и
"реальных"
чувств
-
есть
общность развивающаяся, общность, позволяющая смотреть в будущее.
1
Музыкальное
творчество
позволяет
фантазировать,
рассуждать
музыкой,
"манипулировать" своими эмоциями, опознавать, удовлетворяя свои музыкальные
интересы, тем самым как бы адаптируя ребенка к окружающему миру. Таким образом
музыка - лишь часть окружающей ребенка жизни. Ребенок приходит в музыку
(занимаясь
творчеством)
уже
как
социальная
личность
и
проявляет
себя
как
сложившаяся
социальная
личность. Адаптируясь посредством музыкального
творчества в океане звуков, тем самым адаптируется в окружающем мире.
Музыкальное
творчество
способствует
развитию
огромного
потенциала
жизненных сил, эмоционально-чувственной сферы ребенка, духовной сферы, позволяет
признать за личностью права решать судьбу своего музыкального развития, признает
ведущую роль индивидуальной детерминации в процессе музыкальной деятельности.
Здесь уместно на мой взгляд, провести аналогию музыкального творчества и игровой
деятельности. Осветить игровую деятельность как модель творчества, его предвос-
хищения.
По сути - музыкальное творчество аналогично процессу игры. Нельзя не обратить
внимание
на
определенную
общность
игры
с
психическими
про цессами,
совершающимися в период музыкального творчества и музыкального восприятия. Игру и
творчество прежде всего сближает то, что оба этих вида деятельности осуществляются
свободно, без принуждений, побуждаемые удовольствием, вызываемым самим процессом
деятельности. "... Мотив игры, - писал А.Н. Леонтьев, - лежит не в результате, а в
содержании самого действия". Конечно, это не означает, что игра - деятельность
индивидуально и социально бесполезная. Но ее полезность ребенком не осознается.
Так же и в творческой деятельности тоже, как правило, не осознаются: люди стремятся к
общению и искусством, побуждаемые ожиданием наслаждения, которое они должны
получить
в
самом
процессе
творчества
и восприятия. Бесспорно, далеко не все
переживания творчества переливаются в
его
итог.
Но
то,
что
эмоциональное
переживание образуется в результате свободной игры, образующей "субъективную
целесообразность душевных сил" по мнению И. Канта, - очевидно. М. Арнаудов
отмечает так же: "ставшие игрой воображения, личные или чужие переживания имеют
неминуемым последствием ту же радость, которая испытывается при всякой игре, где
2
накопленная духовная и физическая энергия находит свободное и непринужденное
выражение".
Важно заметить, что игра - есть школа искусства общения. Важно не только
быть собой, но и понять другого, встать на его место, войти в его положение. Ничто так
не
обучает
"искусству
быть
другим"
как
игровая
деятельность.
Поэтому
психотерапевты, психологи в тех случаях, когда происходит нарушение нормального
общения между людьми, рекомендуют психотехнику, аналогичную художественному
перевоплощению в актерской игре. Но, конечно же, каждому человеку необходимо
развивать способность быть другим, а следовательно, и собой, без чего не может быть
культуры общения. Следовательно - коммуникативность, которая воспитывается в игре - в
дальнейшем - реальные отношения и взаимодействия в социуме.
Давно уже минуло время, когда игра представлялась чем-то бесполезно-приятным.
И этому подтверждение психологических исследований Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, Д.Б. Давыдова. Психологические исследования показали, что игровая
деятельность отнюдь не бесполезна, более того, без нее немыслимо становление
человеческой личности. Ведь именно игра сопрягает духовные силы человека в их
активности, необходимой для творчества. Игра - это модель творчества, настрой на него,
его предвосхищение. Наслаждение от процесса творчества, от реализации природных
(потенциальных) возможностей и самоутверждение личности в игре сочетается с
удовольствием от нестеснённости воображения, «от раскованности, от отсутствия
утилитарности и в то же время от организованности, даваемой свободно принимаемыми
правилами игры, в движении чувств, волевых импульсов и интеллекта, объединенных
в единый духовный комплекс » ( Столович Л.Н. Жизнь -Творчество - Человек.
)
Творчески
мыслящие
люди
отличаются богатством фантазии и интуиции;
способностью выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под
необычным углом зрения; способностью разрешать тупиковые ситуации оригинальным
путем; обладают обширными познаниями и глубиной проникновения в суть изучаемой
проблемы;
богатством чувств, прежде всего - чувством нового;
хорошо чувствуют
потребности общественного развития и хорошо понимают чувства других людей; идут
своим путем, чувствуют и осознают в себе особую миссию в служении своему делу.
3
Важно отметить, что все дети могут заниматься музыкальным творчеством. Все дети
любят играть, фантазировать, выдумывать. Это своеобразные формы проявления
творческих данных. Нет людей, которые вообще бы не любили музыку. Это говорит о
том, что музыкальные данные имеются у всех людей. Всем людям необходимо заниматься
музыкальным творчеством, потому что: ничто не раскрывает так полно и рельефно науку
человека, и главное, его душу, как то, что он творит; для воспитания культурного
слушателя, слушателя художника. Ибо тот, кто сам ощутил радость творчества в какой-
либо области искусства, способен лучше воспринимать и оценивать то, что делают другие;
для
воспитания
профессионального
музыканта,
музыканта
-
художника,
ибо
полноценным музыкантом может стать именно и лишь тот, кто прошел через творчество.
Конечно
же,
самостоятельное
музыкальное
творчество
детей
является
прекрасным средством, способным привести к синтезу все компоненты музыкального
образования, так как дает возможность практически применять все имеющиеся знания в
области
музыкального
искусства:
гармонии,
полифонии, музыкальной формы,
музыкальной литературы, а также исполнительские навыки. То есть все предметы
работают "друг на друга".
Важно не забывать, что влияние музыки на развитие личности огромно благодаря
ее специфическим возможностям воздействовать на сферу чувств, внутренний мир
человека. Но только тогда она выполнить свою воспитательную функцию, когда станет
для человека личностно значимой, приобретет личный смысл.
Исходя из ситуации на сегодняшний день, можно сказать, что подходы в
музыкальной педагогике направлены в сторону целостно-гармоничного развития ребенка,
на создание условий активизации природных, творческих задатков каждого ребенка, не
зависимо от его «стартовых» (на данный момент включения его в деятельность)
возможностей .
4