Автор: Гузнаева Наталия Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа-интернат г. Усмань"
Населённый пункт: г.Усмань Липецкая область
Наименование материала: классный час
Тема: "ЛЮБИТЬ - ЗНАЧИТ ПРОЩАТЬ".
Раздел: среднее профессиональное
ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмань».
Классный час
«ЛЮБИТЬ ЗНАЧИТ ПРОЩАТЬ».
Подготовила и провела:
Гузнаева Наталия Борисовна.
2017 г.
Цель: способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение», воспитывать
понимание
значения
умения
прощать
и
быть
прощённым
в
жизни
человека,
развивать
положительные эмоции, стремление делать добро себе и другим людям, научить правильно
реагировать на семейные конфликты и предложить способы их решения.
Ход классного часа:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
Но не обычно, повседневно
Занятие с вами проведем.
Души увидим проявление,
Мораль на помощь призовем...
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу у вас у всех хорошее настроение и уверена, что
сегодняшний классный час принесет нам удовлетворение и будет плодотворным. Пусть
работа будет нам в радость и день пройдет удачно! Ребята, сегодня у нас очень важная тема
занятия, интересная и актуальная для каждого из нас – тема любви, прощения и обид . А для
точной формулировки темы я предлагаю вам посмотреть два сюжета из сказки Оскара
Уайльда « Звёздный мальчик». Что же мы увидели в первом сюжете? (обиду). Обида гложет
человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и
теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя,
на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать,
учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет? На этот
вопрос мы получим ответ ,посмотрев ещё один сюжет из сказки «Звёздный мальчик».
Просмотр второго сюжета сказки. Как можно назвать данную сцену? (сцена прощения)
Благодаря какому чувству мать простила своего сына? (любви к нему) .Зачитывается слайд
1. Итак какая же тема сегодняшнего мероприятия? (слайд2). Я хочу вам подарить вот такой
оберег(форма подковы).Чтобы он оберегал нас с вами от всех бед. Слайд 3 (что такое
оберег?). Слово оберег отождествляет со словами «оберегать», «беречь», «бережно».В
заключении мероприятия я вас попрошу написать на нём то чувство ,которое позволяет
бережно относится к друг другу.
. Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки,
пожалуйста... (Обычно все поднимают руки.) Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте
назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
– Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную
энергию, а также свои нервы.
– Возникают сомнения в существовании справедливости.
– Жизнь меняется в отрицательную сторону...
Учитель:
Ребята, а вы кого-нибудь обижали? А какие чувства испытывает человек, обидевший другого
– обидчик?
Ответы участников.
Учитель:
Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает. Недаром
на Руси так много пословиц и поговорок об этих чувствах. Попробуйте соединить начало
пословицы из левой части с её продолжением из правой. Слайд 4.
1Есть слёзы –
2Упавшего не считай
3Кайся, да опять
4Тому тяжело,
5Злой человек, как уголь:
4кто помнит зло.
5если не жжёт, то чернит.
1есть и совесть.
3за старое не принимайся
2за пропавшего.
6Лучше в обиде быть, 7 да душе-то каково.
7Обидеть легко, 10 убить можно.
8Всё понять- 6 нежели в обидчиках.
9До тех пор пока мы любим, 8 значит простить.
10Человека словом 9 мы умеем прощать.
Слайд для самоконтроля 5.
Слайды с пословицами.
Хорошо, а теперь попробуйте объяснить наиболее понятную и близкую для вас пословицу.
Обсуждение пословиц.
Учитель: Работа с карточками.
Страшны и неприятны любые ситуации, при которых вас обидели или вы кого-нибудь
обидели. Но особенно страшно, если вы обидели самых близких вам людей – членов вашей
семьи. Сейчас попробуем инсценировать приготовленные мной жизненные ситуации, и для
этого мы сели уже по семьям. Выберите в своих семьях исполнителей ролей членов семьи,
которых вам необходимо инсценировать. После небольшой театрализованной постановки мы
попробуем разобраться в создавшейся ситуации и проанализировать её по плану:
1. Между кем произошла ссора?
2. Кто прав, кто виноват?
3. Какой вы видите выход?
4. Часто ли встречаются такие ситуации?
1 ситуация. 2 человека
От автора: Марина так ждала свой день рождения. Она пыталась отгадать, что ей подарит
мама. Наверное, новую шапочку, которая ей была так нужна к куртке, что подарили бабушка
с дедушкой.
Мама: Доброе утро, доченька! С Днём рождения, моя родная! Будь здоровой и счастливой! А
вот тебе мой подарок! Носи, доченька, на здоровье! (мама дарит вязаную шапочку).
Дочка: Мама, а что, шапочка вязанная? Ты её сама, что ли, вязала? Что, не могла в магазине
купить?
Она
же
не
модная!
Мама:
Дочка,
связанные
своими
руками
вещи
никогда
не
выходили из моды. Я так старалась!
Она так идеально подходит к твоей новой куртке!
Дочка: Если тебе нравится, вот и носи её сама! - обиженно сказала Марина и бросила
шапочку.
2 ситуация. 3 человека
1 дочка: Папа, ты не забыл, что обещал нам с сестрой сегодня пойти на каток?
Папа: Да, я помню, девчонки. Но, к сожалению, своё обещание сдержать сегодня не смогу.
Вызывают на работу.
2 дочка: Опять работа!
1 дочка: Всегда работа!
2 дочка: Зачем ты тогда купил нам коньки, если на каток сходить с нами не хочешь!
1 дочка: Мы научились кататься, а ты даже посмотреть не хочешь, как у нас получается!
Папа: Я очень хочу, но нет времени попасть с вами на каток. Надеюсь, в следующий
выходной получится!
2 дочка: А в следующий мы не пойдём, у нас дела будут! Пока, папочка!
1 дочка: Пока!
3 ситуация. 3 человека
Брат: Лена, помоги мне решить задачу по математике!
Лена: Хорошо, давай разберёмся вместе.
Брат: Мне не надо вместе. Реши сама - и всё, а я в это время другие уроки делать буду!
Лена: А почему, Дима, я за тебя твои уроки делать должна? У меня своих достаточно!
Брат: Так, значит, не хочешь помогать! Мама, а мне Лена помочь не хочет, реши ты!
Мама: Дима, сынок, Лена тебе объяснит, но решать за тебя не будет, это ведь твоя работа,
тебе её делать нужно!
Брат: Так значит, вы обе против меня! Тогда я математику делать вообще не буду, сами
виноваты!
(Обсуждение
представленных
ситуаций,
их
обсуждение,
предложение
разрешения
конфликтов в семье)
Учитель: Дорогие ребята, может, вы когда-нибудь капризничали или обижали своих мам,
бабушек, братьев, а потом даже не попросили у них прощения? Вспомните об этом и
постарайтесь
исправиться.
Имейте
мужество
как
можно
быстрее
признаться
в
своем
упущении и попросить прощения.
Учитель: В психотерапии есть такое направление – сказкотерапия. Душу человека пытаются
исцелить сказкой. Я тоже хочу рассказать вам маленькую терапевтическую сказку.
С к а з к а
« П р о с т и »
Однажды там, где нужно было произнести Слово, встретилось Молчание с Молчанием. За
один
шаг
до
надвигающейся
беды
узнали
друг
друга
две
горькие
обиды.
Их
взгляды
в ы р а ж а л и
о д и н о ч е с т в о
и
п у с т о т у,
в
н и х
б ы л о
ч т о - т о
т о с к л и в о е .
Вдруг разверзлась бездна меж ними, а за спиной встали непроходимые скалы. Ужаснулись
Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги и осознали, что им не суждено
в м е с т е
ж и т ь ,
а
с у ж д е н о
и м
в м е с т е
у м е р е т ь .
Немые губы сжались, а языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе... И
п о т я н у л и с ь
р у к и
н а в с т р е ч у ,
и
С л о в о
р о д и л о с ь :
« П р о с т и ! »
В «Толковом словаре русского языка» С. Ожегова слово «простить» расшифровывается как
«извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства». А в словаре В. Даля
«простить –
делать
простым
от
греха,
вины,
долга;
освобождать
от
обязательства,
м и л о в а т ь » .
с л а й д 6
На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем.
Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и
просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не
давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы эта
традиция – празднования прощеного воскресения - входит в нашу жизнь. В этот день можно
услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге
твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»
- Ребята, перед вами список различных человеческих чувств (слайд).7 Работа с карточками.
Ч е л о в е ч е с к и е
ч у в с т в а :
благодарность,бешенство,близость,вина,веселье,гнев,доверие,злость,любовь, мстительность,
негодование, восторг, злорадство, ненависть, обида, радость, унижение, ярость, надменность,
высокомерие и др. Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их на своих
тёмных карточках. А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки
положите ко мне в коробочку с названием мусор . Это и есть тот мусор , который засоряет
наши души и делает страшными наши лица, как в сказке «Звёздный мальчик» лицо сына.
Какое из чувств сделало лицо мальчика омерзительным? Как вы считаете ? Высокомерие.А
какое чувство вернуло ему не только красивое лицо ,но и покой и счастье в душе?
- Какое же чувство мы напишем на нашем обереге , который повесим в классе? (любовь) .Я
предлагаю написать на обереге «с любовью». Тем самым мы будем с вами стремиться
выполнять самую главную Заповедь Божью : «Возлюби ближнего своего ,как сам себя».
Звучит медленная, тихая, красивая музыка.
Назовите какие чувства будет приносить нам наш оберег под названием : « С любовью».
Чувства:
Досада
Агрессия
Добро в сердце
Любовь
Раздражение
Уважение
Обида
Зависть
Сердечность
Ненависть
Взаимопонимание
Радость
Доверие
Искренность
Может кто-то назовёт ещё какие то чувства, которые будет дарить наш оберег?
Учитель: Не важно - какого ты вероисповедания, не важно - маленький ты или большой,
человек должен уметь прощать, если он человек, но всё же лучше стараться не обижать
других людей, животных, природу. А умение прощать даёт возможность человеку стать
добрее, лучше, порядочнее.
Учитель читает стихотворение « Учись прощать» (фоном звучит красивая, тихая, медленная
музыка)
Учись прощать» Б.Пастернак
Учись прощать… Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощен сам
Некоторые люди считают даже, что просить прощение – значит унизиться перед другим. Но
прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение
другого из плена отрицательных эмоций.
Какое
же
чувство
помогает
нам
в
таких
ситуациях
не
потерять
себя
и
успокоить
вскипевшую бурю? Кто-то называет ее великодушием, кто-то чувством справедливости,
ответственности, честностью… как бы вы называли эту силу, любовь..
Учитель раздаёт ребятам на память сердечки.
Ребята, запомните! Слайд 8.
Советы Дейла Карнеги .Слайд. Зачитывают обучающиеся воспитанники.
Правило 1: заполните свой ум мыслями о спокойствии, мужестве, здоровье и надежде, ведь
«наша жизнь – это то, что мы думаем о ней».
Правило 2: никогда не пытайтесь свести счёты с обидевшими вас, потому что этим вы
принесёте себе гораздо больше вреда, чем им.
Правило 3: ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям!
Правило 4: когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.
Правило 5: забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья
другим. «Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе».
«Правило бумеранга»
Других не зли и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
А если что не так – смирись.
Будь поумнее, улыбнись.
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно.
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.
Заключение
Учитель.
Я
хочу
закончить
наш
классный
час
словами:
«Прощение –
не
отрицание
собственной
правоты
в
суждениях,
а
попытка
взглянуть
на
обидчика
с
состраданием,
милосердием, любовью в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них».
Слайд 9.
Исполнение песни Б.Окуджавы «Давайте восклицать»
Рефлексия.
Ребята, каково ваше отношение к сегодняшнему классному часу? На партах вы видите
карточки. Подпишите, пожалуйста, их своими именами и, покидая класс, положите их в одну
из
коробочек
–
в
коробочку
Радости,
если
сегодняшний
час
общения
принес
вам
удовлетворение, обогатил новой полезной информацией, либо в коробочку Равнодушия.
Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания!
кто помнит зло
если не жжёт, то чернит
есть и совесть
за старое не принимайся
за пропавшего
за пропавшего
да душе-то каково
убить можно
нежели в обидчиках
значит простить
мы умеем прощать
Есть слёзы -
Упавшего не считай
Кайся, да опять
Тому тяжело,
Злой человек, как уголь:
Лучше в обиде быть,
Обидеть легко,
Человека словом
Всё понять –
До тех по пока любим,
кто помнит зло.
если не жжёт, то чернит
есть и совесть.
за старое не принимайся
за пропавшего.
да душе-то каково
убить можно.
нежели в обидчиках
значит простить.
мы умеем прощать.
Есть слёзы -
Упавшего не считай
Кайся, да опять
Тому тяжело,
Злой человек, как уголь:
Лучше в обиде быть,
Обидеть легко,
Человека словом
Всё понять –
До тех по пока любим,
кто помнит зло.
если не жжёт, то чернит
есть и совесть.
за старое не принимайся
за пропавшего.
да душе-то каково
убить можно.
нежели в обидчиках
значит простить.
мы умеем прощать.
Есть слёзы -
Упавшего не считай
Кайся, да опять
Тому тяжело,
Злой человек, как уголь:
Лучше в обиде быть,
Обидеть легко,
Человека словом
Всё понять –
До тех по пока любим,
кто помнит зло.
если не жжёт, то чернит
есть и совесть.
за старое не принимайся
за пропавшего.
да душе-то каково
убить можно.
нежели в обидчиках
значит простить.
мы умеем прощать.
Есть слёзы -
Упавшего не считай
Кайся, да опять
Тому тяжело,
Злой человек, как уголь:
Лучше в обиде быть,
кто помнит зло.
если не жжёт, то чернит
есть и совесть.
за старое не принимайся
за пропавшего.
да душе-то каково
Обидеть легко,
Человека словом
Всё понять –
До тех по пока любим,
убить можно.
нежели в обидчиках
значит простить.
мы умеем прощать.
Есть слёзы -
Упавшего не считай
Кайся, да опять
Тому тяжело,
Злой человек, как уголь:
Лучше в обиде быть,
Обидеть легко,
Человека словом
Всё понять –
До тех по пока любим,
кто помнит зло.
если не жжёт, то чернит
есть и совесть.
за старое не принимайся
за пропавшего.
да душе-то каково
убить можно.
нежели в обидчиках
значит простить.
мы умеем прощать.
Есть слёзы -
Упавшего не считай
Кайся, да опять
Тому тяжело,
Злой человек, как уголь:
Лучше в обиде быть,
Обидеть легко,
Человека словом
Всё понять –
До тех по пока любим,
кто помнит зло.
если не жжёт, то чернит
есть и совесть.
за старое не принимайся
за пропавшего.
да душе-то каково
убить можно.
нежели в обидчиках
значит простить.
мы умеем прощать.
Есть слёзы -
Упавшего не считай
Кайся, да опять
Тому тяжело,
Злой человек, как уголь:
Лучше в обиде быть,
Обидеть легко,
Человека словом
Всё понять –
До тех по пока любим,
кто помнит зло.
если не жжёт, то чернит
есть и совесть.
за старое не принимайся
за пропавшего.
да душе-то каково
убить можно.
нежели в обидчиках
значит простить.
мы умеем прощать.