Автор: Фомина Любовь Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 22 "Планета детства"
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Формы организации двигательной активности детей"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Формы организации
двигательной активности
детей»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Фомина Л.А.
2017
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 22 «Планета детства»
Цель:
совершенствовать работу в ДОУ по
физическому развитию, стимулировать потребность
у педагогов в познании двигательной активности
детей.
Задачи:
1. Формировать преставление педагогов о понятии
«двигательная активность».
2.Формы организации двигательной активности.
3.
Способы повышения двигательной активности
детей старшего возраста на занятиях по физической
культуре.
Двигательная активность (ДА) - суммарное
количество двигательных действий,
выполняемых человеком в процессе
повседневной жизни.
Движение является средством познания
окружающего мира, удовлетворения
биологических потребностей организма.
Трудно переоценить роль двигательной
активности в расширении
функциональных возможностей
развивающего организма, в
совершенствовании двигательной
деятельности.
Основные признаки утомления (по Н.Аксариной):
•
1.нарушение недавно сформированных умений;
•
2.нарушение координации мелких движений,
замедленность их;
•
3.длительные отвлечения;
•
4.примитивные манипуляции (накладывание,
постукивание, бросание предметов и др.);
•
5.появление ранее существовавших, но уже изжитых
автоматических движений, например, сосание пальцев,
раскачивание;
•
6.повышенная раздражительность;
•
7.зевота.
В теории и методике физического
воспитания выделяют:
регламентированную ДА
частично – регламентированную ДА
нерегламентированную ДА
Регламентированная двигательная активность -
суммарный объем специально избираемых и
направленно воздействующих на организм
дошкольников физических упражнений и двигательных
действий.
Частично-регламентированная двигательная
активность - это объём двигательных действий,
возникающих по ходу решения двигательных задач
(например, во время выполнения подвижных игр).
Нерегламентированная
двигательная активность - объём
спонтанно выполняемых
двигательных действий (например, в
быту).
Повышение двигательной активности в течение
дня способствует удовлетворению потребностей
ребенка в движении. Это условие требует от
педагога детальной продуманности, четкой
организации режима детей:
чередование активной и пассивной деятельности;
увеличение общей и моторной плотности всех
форм физического воспитания;
использование организованных, индивидуальных,
самостоятельных занятий по физическому
воспитанию.
отсутствие творчества в двигательной
деятельности.
•
повышению устойчивости организма к
различным заболеваниям;
•
росту физической работоспособности;
•
нормализации деятельности отдельных
органов и функциональных систем;
•
появлению положительных эмоций,
способствующих укреплению психического
здоровья.
Двигательная активность
способствует:
Первое место в двигательном режиме детей
принадлежит физкультурно – оздоровительным
занятиям:
- утренняя гимнастика
- гимнастика после дневного сна
- подвижные игры и физические упражнения во
время прогулок
- физкультминутки на занятиях с умственной
нагрузкой
Второе место в двигательном режиме детей
занимают учебные занятия по физической
культуре – как основная форма обучения
двигательным навыкам и развития оптимальной
ДА детей.
Третье место отводится самостоятельной
двигательной деятельности, возникающей по
инициативе детей
Формы организации
утренней гимнастики
Традиционный комплекс утренней
гимнастики
Утренняя гимнастика в игровой форме
С использованием полосы препятствий
С включением оздоровительных пробежек
С использованием простейших
тренажеров.
Варианты гимнастики после дневного сна
Варианты гимнастики после
дневного сна
- разминка в постели и
самомассаж;
- гимнастика игрового характера;
- с использованием тренажеров
или спортивного комплекса;
- пробежки по массажным
дорожкам.
Гимнастика после дневного
сна
Подвижные игры и физические
упражнения на прогулке
Основными задачами проведения подвижных игр и
физических упражнений на прогулке, являются:
-
дальнейшее
расширение
двигательного
опыта
детей,
обогащение его новыми, более сложными движениями;
-
совершенствование,
имеющихся
у
детей
навыков
с
основных видах движений, путем применения их в изменяющихся
игровых ситуациях;
- развитие двигательных
качеств: быстроты, выносливости,
ловкости;
- воспитание
самостоятельности, активности,
положительных взаимоотношений
со сверстниками.
Физкультминутка
Физкультминутка
(кратковременные физические
упражнения) проводятся в средней,
старшей и подготовительной
группах в перерывах между
занятиями, а также в процессе
самого занятия.
Цель:
- повысить или удержать
умственную
работоспособность детей на
занятия
- обеспечить
кратковременный активный
отдых детей во время
занятий, когда значительную
нагрузку испытывают органы
зрения и слуха, мышцы
туловища.
Дополнительные
виды
занятий
двигательного
характера
оздорови тельный бег на воздухе;
пробежки по массажным дорожкам в сочетании с
воздушными ваннами;
двигательная разминка во время перерыва между
занятиями;
индивидуальная работа с детьми по развитию
движений и регулированию ДА детей на вечерней
прогулке;
прогулки-походы в парк;
корригирующая гимнастика в сочетании с
гидромассажем и сухим массажем тела;
использование сауны с контрастным обливанием
тела и сухим массажем, а также с последующими
играми в бассейне.
Форма организации
двигательной
активности в режиме
дня
Младшие
группы
Средние группы
Старшие
группы
Подготовительные
группы
Зарядка, утренняя
гимнастика
6-8 минут
6-8 минут
8-10 минут
10-12 минут
Упражнения после
дневного сна,
гимнастика после сна
5-10 минут
5-10 минут
5-10 минут
5-10 минут
Подвижные игры
6-10 минут 2-4 раза в
день
10-15 минут
15-20 минут
15-20 минут
Спортивные игры
Целенаправленное
обучение педагогом не
реже 1 раза в неделю
2-4 раза в день
2-4 раза в день
2-4 раза в день
Спортивные упражнения
Целенаправленное обучение
педагогом не реже 1 раза в
неделю
Физкультурные
упражнения на прогулке
10-12 минут
10-15 минут
10-15 минут
10-15 минут
Спортивные
развлечения
20 минут в месяц
30 минут в месяц
30 минут в месяц
40-50 минут в месяц
Спортивные праздники
30 минут 2 раза в год
40 минут 2 раза в год
50 минут 2 раза в год
60 минут 2 раза в год
Самостоятельная
двигательная
активность
Ежедневно
Спасибо за внимание!!!