Напоминание

Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов через интерактивные формы работы в условиях введения ФГОС ДО.


Автор: Головина Ольга Анатольевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 17"
Населённый пункт: Алтайский край Каменский район г.Камень-на-Оби
Наименование материала: статья
Тема: Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов через интерактивные формы работы в условиях введения ФГОС ДО.
Дата публикации: 14.03.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Повышение профессиональной компетентности молодых

педагогов через интерактивные формы работы в условиях

введения ФГОС ДО.

«Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший выращивает рис,

Умный культивирует почву,

Дальновидный воспитывает

работника»

(И. Иманцуми)

Одним

их

важнейших

направлений

деятельности,

в

условиях

модернизации в системе образования,

является развитие кадрового

потенциала.

Приоритетность

данного

направления

развития

образования

фиксируется

и

в

Стратегии

развития

российского

образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе

«Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного,

свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на

современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как

самоценности очевидна для всех. Помочь воспитателю при реализации

ФГОС овладеть профессиональными компетенциями, готовностью к

решению сложных задач в системе образования, к повышению своего

педагогического мастерства призвана специально организованная

методическая работа.

Для эффективной организации воспитательно-образовательного

процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность

педагогов. Поэтому на базе МБДОУ «Детский сад №17» была

разработана программа с молодыми специалистами «Ступеньки к

мастерству».

Таким образом, данная программа направлена на формирование у

педагогов убеждений:

Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.

Тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в него.

Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать

руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.

Идея создания программы появилась в результате осознания

необходимости сопровождения профессионально-личностного развития

молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых

педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом,

развитие совместного творчества, развитие профессионального

мастерства, самовыражения.

Но как сделать, чтобы молодой педагог стал активным,

заинтересованным участником педагогического процесса? Как

избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от

репродуктивной деятельности к исследовательской?

При реализации программы «Ступеньки к мастерству» было использовано

много различных форм работы традиционные, нетрадиционные,

интерактивные методы и формы работы с молодыми педагогами. Как

показала практика самыми эффективными были интерактивные методы и

формы работы

Интерактивные методы обучения - это методы позволяющие внедрить в

процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение

обучаемого в качестве активного участника, а не слушателя или

наблюдателя, предполагает интенсивную обратную связь.

Интерактивные организационные формы работы с молодыми педагогами

являются самыми эффективными и действенными.

В своей работе с молодыми педагогами мы ставили цель – создание

организационно-методических условий для успешной адаптации

молодого педагога в условиях реализации ФГОС.

Через интерактивные методы в работе с молодыми педагогами мы

решали такие важнейшие задачи, как:

1. Формировать и стимулировать интерес и мотивацию к

самообразованию;

2. Способствовать повышению уровня активности и самостоятельности;

3. Развивать навыки анализа и рефлексии своей деятельности;

4. Развивать стремление к сотрудничеству.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие

диалогового общения, которое ведет к взаимодействию,

взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее

общих, но значимых для каждого участника задач. Мы выделили

следующие преимущества использования интерактивных форм работы

с молодыми педагогами в нашем учреждении:

во-первых, вовлекаются все участники в процесс познания, обсуждения;

во-вторых, происходит обмен знаниями, собственными идеями;

в-третьих, не допускается доминирование как одного выступающего, так

и одного мнения.

в-четвертых, организуется рефлексия собственного опыта;

Для реализации творческого потенциала молодых педагогов нашего ДОУ

мы используем такие формы интерактивной работы с коллективом, как:

мастер-классы,

кружки качества,

видео презентации моделей занятий с детьми,

метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака»

презентации в формате «Печа куча»,

педагогическая коучинг – сессия.

Сегодня я хотела бы остановиться на малоизвестных формах работы с

молодыми воспитателями – это презентации в форме «Печа-куча»,

педагогические коучинг –сессии.

Не так давно в нашем ДОУ прошел апробацию метод презентации в

формате «Печа-куча» (с японского переводится, как «болтовня») - это

методология представления кратких докладов, состоящих из 20 слайдов,

каждый слайд демонстрируется 20 секунд, после чего, автоматически

сменяется следующим. Таким образом, продолжительность доклада

ограничена 6 минутами 40 секундами. За это время рассказать можно: о

новом проекте, оригинальной идее. Это оптимальный формат для того,

чтобы вынести на суд свою самую необычную идею и получить так

необходимую на начальном этапе поддержку. Педагог рассказывает не

только о том, что у него показано на слайдах, а и о своих переживаниях,

озарениях и даже ошибках. Вовлекает коллег в свой рассказ, получает

поддержку, проводит работу над ошибками.

Так же применяем на практике одну из новейших форм организации

работы с педагогическим коллективом: педагогическая коучинг - сессия.

Сторонники применения этого метода отзываются о нём, как об

увлекательном, эффективном, обучающем и развивающем методе,

дающем отличные результаты.

Под коучингом понимается особый вид взаимодействия тренера и

тренируемых, отличающийся от привычного нам формата.

Коучинг в педагогике подразумевает, что один из педагогов берёт на себя

роль коучера (наставника) и проводит коучинг-сессию с другими

педагогами.

Особенности поведения педагога в роли коучера заключаются в

следующем:

Коучер должен быть очень внимательным и чутким собеседником и

слушателем. Другие педагоги должны говорить не меньше, чем

коучер, рассказывая о своих проблемах во всех подробностях.

Коучер должен много выспрашивать о целях. Вместе с коучером

педагог самым тщательным образом должен обсудить, как именно

он хочет добиваться этой цели.

Одной из важных целей коучинга должна являться разработка

эффективной стратегии на будущее. То есть, сессия не предполагает

только решение проблемы, выработанная стратегия должна

обеспечить предупреждение и моментальное решение подобных

проблем по мере их возникновения. Применительно к

педагогической деятельности это даёт очень привлекательные

результаты: в реальном времени могут быть разработаны

действенные педагогические стратегии, придуманы новые методы

для быстрого решения тех или иных проблем в процессе обучения

и воспитания.

Коучинг не зря называют «терапией успеха». Это – нечто среднее между

психологической помощью и профессиональным тренингом. Вести

коучинг-сессию, конечно же, должен успешный и опытный член

педагогического коллектива.

Преимуществом коучинг-сессий в педагогической работе при

реализации ФГОС, а также в такой области, как организация ДОУ,

управление педагогическими кадрами, является гибкость этой

организационной формы.

Это – удивительная смесь задушевной психотерапии, горячего

обсуждения, высказывания идей в духе мозгового штурма и рассказов о

личных историях педагогического успеха. И не обязательно изучать

особенности коучинга, чтобы стать успешным коучером от педагогики:

достаточно вжиться в роль доброжелательного наставника, готового

выслушать и поделиться опытом.

Как видно на примере коучинг-сессии, за новомодным иностранным

словом не обязательно скрывается сложная технология, которую

непросто осилить и «затащить» в пространство педагогического

взаимодействия обычного детского сада. Не стоит бояться нововведений

и заранее навешивать на них ярлыки: лучше один раз попробовать и

наслаждаться действительно богатыми плодами, которые готова дать

любая новейшая форма организации работы с педагогами при

творческом и воодушевлённом подходе.

В коллективе, где опора на положительные качества воспитателя

сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие

традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи,

творческой инициативы, тогда начинающий воспитатель быстро и

безболезненно входит в педагогический коллектив.

На сегодня, можно отметить, что в ДОУ сложилась система повышения

профессиональной

компетентности

молодых

педагогов,

созданы

необходимые

условия

для

реализации

ФГОС

ДО,

которые

благоприятствуют

организации

и

осуществлению

повышению

квалификации педагогов.



В раздел образования