Автор: Хорева Анна Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект интегрированной образовательной деятельности "Приходи, Весна!"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11
Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект методической разработки
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
музыкальная деятельность
Образовательная область «музыка»
«Приходи, Весна!»
Разработчик
Хорева Анна Александровна
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад 11
Приморского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2019 год
Цель: развивать эмоционально-волевую сферу посредством различных видов музыкальной
деятельности.
Задачи:
учить
детей
определять
характер
музыкального
произведения,
средства
музыкальной выразительности
-
учить
анализировать
средства
музыкальной
выразительности
программных
произведений, соотнося их с весенними приметами
- учить двигаться поскоками по кругу, держась за руки, цепочкой – в соответствии с
изменениями характера музыки
- развивать навык ориентировки в пространстве.
Материал и оборудование:
-ткань для ручейка, корзина с цветами и зелёной тканью, дерево с птицами, фрагменты
картины
(паззлы)
в
конверте,
рама
от
картины,
стол,
три
конверта
с
изображением
морозной сосульки, тающей сосульки, ручейка.
Ход занятия
Дети заходят в зал и рассаживаются, их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный
руководитель: (поёт
по
нисходящему
мажорному
пентахорду)
Здравствуйте, ребята!
Дети (поют по нисходящему мажорному трезвучию).
Здравствуйте!
Музыкальный
руководитель: Сегодня мы с вами будем слушать музыку о весне. Мы
познакомимся с отрывком из произведения Йозефа Гайдна «Детская симфония». Вы,
конечно,
помните,
что
симфония
–
это
большое
произведение
для
симфонического
оркестра. (Дети слушают фрагмент, затем обсуждают прослушанную музыку, отвечают на
вопросы музыкального руководителя:
- каковы характер музыки, её настроение?
- тембры каких инструментов вы услышали?
Это произведение называется «Детская симфония», а мы с вами услышали музыку о
весне.
Почему?
(Композитор
использовал
особый
приём
звукоизобразительности
–
«голоса птиц»)
В зал заходит воспитатель с письмом из «волшебного леса».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы услышали весеннюю музыку и подумали, что
именно вы сможете помочь жителям волшебного леса-от них сегодня пришло письмо.
Дело в том, что коварная Зима не хочет уходить и уступить своё место Весне.
Развеяла Зима сказочную весеннюю картину, и разлетелись её части по всей лесной
поляне. Если не собрать их и не сложить из них картину, Весна не сможет вступить в свои
права. Ребята, вы самые старшие в детском саду, вы многое знаете и умеете. Давайте
поможем жителям волшебного леса и соберём картину весны! Согласны? (Ответы детей)
Если вы дружно возьметесь за дело, вы справитесь!
Музыкальный
руководитель: Дружить наши ребята умеют, они даже песню про это
знают!
Дети исполняют песню о дружбе по выбору музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель: Вставайте в круг! Нам нужно взяться за руки и сомкнуть
круг. А теперь закроем глаза, я произнесу волшебные слова, и мы все вместе сосчитаем до
десяти. (Произносит волшебные слова)
(Пока
дети
считают
до
десяти,
включается
подсветка,
на
полу
раскладываются
сугробы, выносится стол с рамой)
Вот мы и в волшебном лесу.
(Дети размыкают круг).
Посмотрите, ребята, это наверное, рама от картины Весны (подходят к столу). Где же нам
искать части картины? Может, поищем их на проталинках?
Музыкальный руководитель: Проталинок на поляне много-придётся разбиться на две
команды. Под весёлую музыку каждая команда поскоками будет обегать проталинку,
взявшись
за
руки.
А
когда
музыка
поменяется,
осторожными
шагами
перейдёт
на
следующую проталинку.
Музыкальный руководитель: выбирает двух ведущих, за которыми последуют команды.
Дети под музыку с двумя разнохарактерными частями выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, здесь конверт!
Открывает конверт с изображением морозной сосульки.
Посмотрите, это части картины.(Собирает детей у рамы, раскладывает фрагменты
картины рядом, рассматривает вместе с детьми, что на них изображено)
Собрать всю картину у нас пока не получится-слишком мало частей. Что же ещё может
быть изображено на картине Весны? Каких весенних примет здесь не хватает?
(Во время беседы музыкальный руководитель выносит корзину с цветами, дерево с
птичками, ручеёк)
Музыкальный
руководитель:
На
нашей
поляне
появились
приметы
весны-ручеёк,
птицы на дереве, корзина с первыми цветами. Давайте здесь поиграем! Сейчас будет
звучать музыка, которая подскажет, где вы должны оказаться – рядом с цветами, ручейком
или деревцем с птицами.
(Звучат три фрагмента из музыкальных произведений-«Жаворонок» Глинки, «Быстрый
ручеек» Ф.Бейера, «Подснежник» Чайковского)
Когда
дети
делают
свой
выбор
и
собираются
у
нужного
объекта,
музыкальный
руководитель обращается к ним с вопросами:
- Почему вы собрались именно здесь? Как помогла вам музыка в вашем выборе? Беседуя с
детьми, уточняет, что музыка ручейка двигается плавно, без остановок, равномерно и в то
же
время
извилисто,
подобно
ручью,
огибает
препятствия
на
своём
пути.
В
пьесе
«Подснежник»
мелодия
нежная,
трепетная,
интонационно
устремлена
вверх,
словно
цветок тянется к солнцу.
Вступление к «Жаворонку» изображает птичьи трели.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, в корзине с цветами лежит кое-что ещё. (Достаёт
конверт с изображением тающей сосульки, открывает его). Посмотрите: здесь фрагменты
весенней картины.(Показывает их детям) Что же на них изображено? (Птицы, цветы)
Весной
появляются
первые
цветы,
недаром
в
пословице
говорится
«Весна
красна
цветами».(обсуждает с детьми значение слова «красна»)
Музыкальный руководитель: Ребята, здесь ещё один конверт – на нём изображён
ручеек. Может быть, в этом конверте недостающие части картины?
Воспитатель выкладывает оставшиеся фрагменты картины. Дети определяют верхнюю и
нижнюю
части
картины
(голубое
небо,
летящие
птицы,
земля
с
травой
и
первыми
цветами), объединяют фрагменты по центру (синяя река, ствол дерева и т.д.) Под звучание
концерта Вивальди «Весна» собирают на мольберте картину.
Музыкальный
руководитель: Посмотрите, какая у нас получилась красивая картина!
Теперь Весна сможет прийти в волшебный лес! Чтобы у всех было весеннее настроение,
споём весёлую песню!
Дети
исполняют
песню
«Зеркальце
весны»
(муз
и
слова
Гомоновой)
–
в
это
время
убираются сугробы, уносится стол с картиной.
Музыкальный руководитель: Мы помогли жителям волшебного леса собрать весеннюю
картину. Вы были дружной командой и смогли выполнить все задания. А теперь нам пора
возвращаться.
Становитесь в круг, возьмёмся за руки, сомкнём круг и закроем глаза. Когда я произнесу
волшебные слова, сосчитаем все вместе до десяти.
Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше весеннее путешествие?
(Ответы детей). Ну что ж, пора прощаться! Споём друг другу «До свидания»!