Автор: Груздкова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №117"
Населённый пункт: Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ИКТ в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с профессиями"
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с
профессиями
Т.С.Груздкова
Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения
высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения
социальных условий и требований, дошкольная педагогика осуществляет поиск и
создает все новые и новые подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного
возраста. Одним из важнейших условий обновления системы образования является
использование новых информационных технологий.
Актуализировал применение ИКТ в дошкольном образовании — выход ФГТ к
структуре ООП ДО, затем ФГОС ДО. В этих документах позиционировалось
использование разных форм обучения, а не ограничивалось занятиями.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся
система. Ознакомление дошкольников с профессиями имеет решающее значение
для
воспитания
у
ребенка
ценностного
отношения
к
труду,
способствует
сближению мира детей и взрослых, взаимопониманию.
Работа по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована
ФГОС
ДО,
и
входит
в
«социально-коммуникативное»
развитие.
Актуальность
использования информационно-коммуникационных технологий при ознакомлении
детей дошкольного возраста с профессиями обусловлена тем, что ИКТ — это один
из эффективных способов передачи знаний.
Целесообразность
использования
информационно-коммуникационных
технологий
в
развитии
дошкольников
подтверждают
работы
отечественных
исследователей,
таких
как:
В.А.Сластёнин,
О.В.Толстикова,
В.П.Беспалько,
Г.К.Селевко, Г.Р.Репп, Г.А.Кручинина, С.В.Бузмакова, Н.А.Фришина и другие.
В педагогическом исследовании была определена проблема: при каких условиях
ИКТ
обеспечивает
эффективное
ознакомление
детей
старшего
дошкольного
возраста с профессиями?
И
поставлена
цель:
выявление
условий,
обеспечивающих
эффективное
ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями в процессе
ИКТ.
В педагогическом исследовании кроме концепций ученых был рассмотрен опыт
воспитателей по использованию информационно-коммуникационных технологий.
В
своей
педагогической
деятельности воспитатель СП ГБОУ СОШ поселок
Прибой
—
детский
сад
«Зоренька»
Г. В .Санатулина [21]
использует
информационно-коммуникационные
технологии
при
проведении
НОД
по
ознакомлению
с
людьми
строительных
профессий
в
старшей
группе.
Для
обогащения
и
закрепления
знаний
детей
воспитатель
использовала
показ
презентации.
В
презентации
были
представлены
не
только
картинки
с
профессиями, но и задания, которые нужно выполнить, например: воспитатель
предлагает детям назвать по картинке профессию и рассказать что делает человек
данной профессии.
В.В.Казакова [15], работая в коллективе педагогов создала ряд проектов по
ознакомлению
детей
с
профессиями.
В
своей
работе
они
используют
информационно-коммуникационные технологии. Из-за того, что экскурсии при
ознакомлении с некоторыми профессиями могут не состояться, педагоги могут
использовать 3D-экскурсии, что повысит усвояемость материала.
Н.В.Кох [17], воспитатель МДОБУ детский сад № 38 города Кореновск, при
ознакомлении
с
профессиями
детей
дошкольного
возраста
использует
интерактивную
доску.
Воспитатель
создала
специальную
интерактивно-
дидактическую
игру.
Использование
этого
пособия
затрагивает
развитие
всех
психических
процессов.
В
игровой
форме
педагог
предлагает
детям
сначала
назвать профессии, затем подобрать предметы, необходимые для их работы.
Многие
воспитатели
сходятся
во
мнении,
что
основная
сложность
при
ознакомлении детей с профессиями заключается в том, что значительная часть
труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу
этого
остаются
за
пределами
понимания
ребенка.
В
этом
и
состоит
главное
преимущество
информационно-коммуникационных
технологий,
они
помогают
познакомить детей с недоступными для их наблюдения профессиями.
На основе теории и опыта работы воспитателей можно определить следующие
условия эффективного
ознакомления
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
профессиями в процессе ИКТ:
-
воспитатель
должен
не
только
уметь
пользоваться
компьютером
и
современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать их в
своей педагогической деятельности. При этом компьютер должен только дополнять
воспитателя, а не заменять его;
- наличие в детском саду соответствующей материальной базы: персональный
компьютер, проектор, колонки, экран или мобильный класс;
-
продумана
организация
занятий
с
использованием
информационно-
коммуникационных
технологий
в
соответствии
с
возрастом
и
требованиями
Санитарных правил;
Таким образом, можно сделать вывод, что информационно-коммуникационные
технологии все прочнее закрепляются в дошкольных учреждениях. Воспитателю
необходимо осваивать и применять в своей педагогической деятельности ИКТ для
успешного
применения
при
ознакомлении
детей
дошкольного
возраста
с
профессиями.