Напоминание

Трансляция опыта работы направленной на популяризацию ЗОЖ среди детей, родителей и педагогов ДОУ


Автор: Глушенок Яна Валерьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Трансляция опыта работы направленной на популяризацию ЗОЖ среди детей, родителей и педагогов ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Трансляция опыта работы направленной на популяризации ЗОЖ

среди детей , родителей и педагогов

Глушенок Яна Валерьевна, инструктор по физической культуре

МБ ДОУ «Детский сад №125»,г. Новокузнецк,

Одной

из

главных

задач

Федерального

го сударственного

образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышения

компетентности

родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,

охраны и укрепления здоровья детей.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне

небывалого

роста

болезней

цивилизации,

чтобы

быть

здоровым,

нужно

овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно

уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период

у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это

самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в

сочетании

с

обучением

дошкольников

методам

совершенствования

и

сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого,

именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и

воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно

воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

В этом контексте задача дошкольного образовательного учреждения

сводится

не

к

замещению

семьи,

а

к

ее

обогащению

теми

практиками

воспитания

детей,

которые

накоплены

в

педагогической

системе

дошкольного образования.

Компетентностный

подход

позволяет

актуализировать

скрытый

воспитательный

потенциал

семьи

путем

включения

родителей

в

воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в

1

качестве полноправных участников этого процесса. Основные установки этого

подхода

можно

выразить

в

виде

формулы: активность + осознанность +

самостоятельность.

Одна

из

эффективных

форм

психолого-педагогического

сопровождения

семей – организация в ДОУ клубов разной направленности. Благодаря клубной

форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и

ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-

родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями

воспитанников, укрепление авторитета семьи и реализацию

родительских

функций,

направленных

на

понимание

потребностей

ребенка

и

созданию

условий для их разумного удовлетворения.

В нашем МБ ДОУ «Детский сад № 125» отдали предпочтение такой форме

работы, как Клуб для родителей «Непоседы» (далее – Клуб). У нас есть

возможность

организовывать

общение

на

разных

уровнях

практически

с

каждым

родителем.

Клуб

позволяет

сделать

это

общение

более

целенаправленным, а следовательно и более эффективным.

Задачи работы ДОУ по взаимодействию с родителями:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать

атмосферу

взаимопонимания,

общности

интере сов,

эмоциональной взаимоподдержки;

поддерживать

их

уверенность

в

собственных

педагогических

возможностях.

С

уверенностью

можно

сказать,

что

ни

одна,

даже

самая

лучшая

физкультурно-оздоровительная

программа

не

сможет

дать

полноценных

результатов,

если

она

не

реализуется

в

содружестве

с

семьёй.

Занятия

родителей физическими упражнениями являются и важным агитационным

моментом в приобщении детей к физической культуре и спорту, фактором

формирования

у

них

потребностей

и

интересов

в

регулярных

самостоятельных занятиях.

2

В

работе клуба

для родителей «Непоседы» используем

интерактивные

формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс

обучения, развития и познания собственного ребенка. Слово «интерактив»

пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это

взаимный,

«act»-

действовать.

Отсюда,

интерактивные

формы

взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется

взаимодействие, где

каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет

возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами

деятельности, услышать другое мнение других;

исключается доминирование как одного выступающего, так и одного

мнения;

формируется

умение

критически

мыслить,

рассуждать,

решать

противоречивые

проблемы

на

основе

анализа

услышанной

информации и обстоятельств;

формируется

уважение

к

чужому

мнению,

умение

выслушивать,

делать обоснованные заключения и выводы;

участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку,

но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей

точки зрения или существенно изменить ее;

участники

учатся

взвешивать

альтернативные

мнения,

принимать

продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать

в дискуссиях, общаться;

Интерактивные

методы

выполняют

диагностическую

функцию,

с

их

помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и

страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя

неочевидна,

то

можно

получить

информацию,

на

которую

значительно

меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

3

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

4

Анкета для определения уровня знаний родителей

о здоровом образе жизни и соблюдения его в семье

Уважаемые родители!

Каждый из вас знает, что физическому развитию детей необходимо уделять особое

внимание.

С

целью

определения

уровня

ваших

знаний

о

здоровом

образе

жизни

и

соблюдения его в семье предлагаем вам ответить на следующие вопросы.

1.

Укажите, пожалуйста, возраст вашего ребенка:

от 1,5 до 3 лет;

от 3 до 7;

от 4 до 5;

от 5 до 6;

более 6 лет.

2.

Что, по вашему мнению, влияет на здоровье ребенка?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

3.

Какие физические показатели свидетельствуют о правильном развитии ребенка

дошкольного возраста?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4.

Соблюдается ли в вашей семье здоровый образ жизни?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

5.

На что, на ваш взгляд, должны обращать внимание семья и дошкольное

образовательное учреждение, заботясь о здоровье и физическом развитии детей

дошкольного возраста?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

5

6.

Перечислите наиболее приемлемые, на ваш взгляд, закаливающие процедуры для

вашего ребенка

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

7.

Знаете ли вы как укреплять здоровье ребенка дома?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

8.

Нужна

ли

вам

помощь

педагогов

и

специалистов

дошкольного

образовательного

учреждения?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

9.

Какое из направлений развития вы считаете приоритетным для своего ребенка:

физическое развитие;

познавательно-речевое;

социально-личностное;

художественно-эстетическое.

Спасибо за сотрудничество !

6

Приложение 2

Занятие №2

"Растим здорового ребенка"

Форма мероприятия: встреча с родителями в родительском клубе "Непоседы" МБ ДОУ

«Детский сад №125» педагогическая мастерская «Компетентный родитель».

Целевая аудитория: родители ,педагоги и воспитанники ДОУ

Цели:

Уточнить представления родителей о физическом развитии ребенка, освоение основ

гигиенической и двигательной культуры, элементарных правил организации безопасной

жизнедеятельности; обеспечить плодотворное взаимодействие родителей с педагогами

ДОУ.

Оборудование:

плакат: «Движение – первичный стимул ума ребенка» Н. Н. Амосов;

«Компетентный родитель» – педагогическая мастерская;

эмблемы команд;

мелкие деревянные геометрические фигуры (фишки, лепестки к цветку здоровья);

карточки по ОБЖ;

алгоритм процесса одевания;

алгоритм процесса умывания (карточки);

фанты;

магнитофон;

палас; аппарат для ароматерапии;

памятки для родителей.

Ход заседания

Ведущий. Уважаемые члены клуба "Непоседы "! Мы рады видеть вас в детском саду.

Сегодня мы проводим педагогическую мастерскую для родителей. Участвуют две

команды: «Здоровячок», «Крепыш» (по 10 родителей и детей ).Остальные – болельщики.

Деятельность команд после каждого конкурса оценивает жюри: педагоги детского сада.

I. Приветствие команд.

«Здоровячок»

«Крепыш»

Всем участникам привет!

И такое слово:

Спорт любите с малых лет,

Чтоб здоровым,

Сильным быть,

Со спортом надо

7

Будете здоровы!

Спорт – здоровье,

Спорт – помощник,

Спорт – игра,

Физкульт – ура!

Всем дружить.

Только надо знать,

В мире нет рецепта лучше:

Будь со спортом неразлучен.

Проживешь сто лет.

Вот и весь секрет.

II. Разминка.

Ведущий. За правильный ответ команда получает фишку. Участники другой команды

могут дополнить ответ.

В о п р о с ы командам.

«Здоровячок»

«Крепыш»

1. Считаете ли вы, что на первом месте

в воспитании ребенка должна стоять

задача физического развития?

1. Согласны ли вы с утверждением медиков и

педагогов о том, что осознанное отношение к

своему здоровью формируется у ребенка в

детстве?

2. Поддерживаете ли вы интерес

ребенка к его телу? К организму?

Каким образом?

2. Рассказываете ли вы ребенку о правилах

безопасного поведения дома, на улице, на

даче?

3. Поддерживаете ли вы в квартире

«здоровую» температуру 20–22 °С?

3. В какой одежде ваш ребенок находится

дома? Всегда ли она соответствует t°С в

комнате?

4. Есть ли в комнате вашего малыша

спортивный комплекс или

оборудование (мячи, кегли, султанчики

и др.)?

4. Как вы организуете кормление в домашних

условиях?

5. Заставляете ли ребенка принимать пищу в

случае его отказа?

5. Занимаетесь ли вы в утренние часы

гимнастикой? Привлекаете ли к этим

занятиям ребенка?

6. Увлекаетесь ли вы каким-либо видом

спорта? Интересно ли это вашему малышу?

6. Как вы относитесь к курению,

алкоголю, наркотикам?

7. Что делаете для того, чтобы уберечь

от вредных привычек своего малыша?

7. Имеете ли вы собственную программу

физического воспитания своего ребенка?

III. Секреты массажа.

Показывает и проводит с родителями массажист ДОУ.

8

Массажист. Уважаемые мамы и папы, массаж имеет огромное оздоровительное значение

при остеохондрозе, неврозах, нарушениях осанки, заболеваниях органов дыхания.

С участием команды «Здоровячок» я выполню антистрессовый массаж.

Антистрессовый массаж

1. Массаж пальцев рук:

а) нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева;

б) массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.

2. Массаж запястья круговыми движениями.

3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем щеки».

4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею и

сбросить.

5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.

6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить.

7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.

8. Массаж головы. Над ушами к верхней чакре, ото лба к верхней чакре.

9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить.

10. Массаж ушных раковин, наушники.

Массажист. Для развития умственных способностей детей предлагаю вам, родители,

интеллектуальный массаж швейцарского профессора Фрица Ауглина.

Интеллектуальный массаж

1. Оттянуть уши вперед – назад, счет до десяти, начинать с открытыми глазами, затем с

закрытыми.

2. Массаж щек круговыми движениями пальцев.

3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги.

4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не

закрывая глаз.

5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев

носа.

6. Движение челюстью слева направо и наоборот.

IV. Конкурс капитанов.

«Цветок здоровья»

Ведущий. Предлагаю капитанам команд показать свои знания, проявить смекалку и

быстроту.

9

Капитан команды «Здоровячок» находит и прикрепляет к середине «Цветка здоровья»

лепестки, на которых перечислены практические умения детей 3-го года жизни по уходу за

внешним видом и вещами.

Капитан команды «Крепыш» составляет цветок из лепестков, на которых обозначены

навыки поведения ребенка лет за столом.

«Здоровячок»

«Крепыш»

Мыть руки по мере загрязнения.

Мыть руки перед едой.

Радоваться аккуратной прическе.

Держать ложку в правой руке.

Пользоваться носовым платком.

Тщательно пережевывать пищу.

Вешать на место одежду.

По напоминанию пользоваться салфеткой.

Убирать игрушки (с помощью

взрослого).

Говорить «спасибо».

V. Умники и умницы.

Ведущий. Уважаемые команды, вам даются карточки, на которых изображены ситуации,

где нарушены правила безопасности ребенка. Выигрывает команда, выбравшая большее

число карточек и правильно объяснившая ситуацию.

Перечень карточек

В детской комнате на подоконнике лежит пачка таблеток.

На полу стоит флакон моющего средства «Санита-Гель».

На столе – чашка с щербинкой.

Ящик стоит на краю стола.

Мама дает ребенку при входе в группу жевательную резинку.

На столе стоит кипящий электрочайник.

Ребенок во время еды размахивает вилкой.

Ребенок «висит» на дверце шкафчика в раздевалке.

Дети бросают камни в бродячую собаку.

В песочнице ребенок бросает песок в лицо другому ребенку.

VI. Игра со зрителями.

Ведущий. Предлагаем болельщикам поддержать свою команду. Кто быстрее выложит

картинки в нужной последовательности, тот победил.

Болельщики команды «Здоровячок» выкладывают алгоритм процесса одевания.

1. Носки >

2. Брюки >

3. Сапоги >

4. Кофта>

5. Шапка >

6. Пальто >

7. Шарф >

8. Варежки

Болельщики команды «Крепыш» выкладывают алгоритм процесса умывания.

1. Закатать рукава >

2. Открыть кран с

водой >

3. Взять в руки

мыло >

4. Намылить руки

до густой пены >

5. Смыть мыло

чистой водой >

6. Закрыть кран >

7. Полотенцем

вытереть руки досу-

8. Застегнуть

рукава с помощью

10

ха >

взрослого

VII. Тренинг «Игры, которые лечат».

Ведущий. Уважаемые родители! Вместе с инструктором по физическому воспитанию

предлагаем вам поиграть в «лечебные игры», которые вы проведете вместе с ребенком

Команда «Здоровячок».

Игра для профилактики болезней дыхательной системы «Шарик лопнул».

Цели: восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания,

правильного смыкания губ, ритмирования.

Материал: фанты (открытки).

Родители и дети садятся полукругом, инструктор предлагает «надуть шарик». Участники

игры должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух

носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф…», медленно соединяя ладони

над шариком. Затем по хлопку инструктора шарик лопается – участники игры хлопают в

ладоши. Из шарика выходит воздух: играющие произносят звук «шшш…», делая губы

хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2–5 раз. Тот, кто сделал лучше

всех, получает фант. Инструктор следит, чтобы вдох был глубоким.

Команда «Крепыш».

Игра «Кошечка» для детей, часто болеющих респираторными заболеваниями

Цель: развитие координации движений, подвижности нервных процессов, ловкости.

Материал: игрушка-кошка, стул.

Инструктор предлагает поиграть в «кошечку», будто ребенок – кошечка. Играющий

становится на четвереньки, как кошка, начинает мурлыкать, выгибать спину (так

показывает инструктор). Затем инструктор показывает игрушку и говорит: «Вот еще одна

кошечка, поиграйте с ней». Участники передвигаются на четвереньках к игрушке как

можно быстрее.

Затем инструктор говорит: «Кошечка прыгнула на стул». И ставит игрушку на стул.

Играющие встают, подходят к стулу, гладят кошку.

VIII. Минутка расслабления.

Ведущий. Уважаемые участники, вы активно играли, двигались, соревновались.

Предлагаем отдохнуть. Педагог-психолог проведет с вами сеанс релаксации. Послушайте

музыку, подышите лекарственными травами (ароматерапия).

Релаксация

11

Лежа на спине. Руки вдоль туловища, ладонями вниз или вверх, немного согнуты в локтях.

Закройте глаза, проследите, чтобы зубы не были стиснуты, а губы сжаты. Лежите

спокойно, но постепенно погружаясь в дремоту, как в теплую ванну. Посторонние мысли

уходят. Ничто не отвлекает вас, не беспокоит. Приятный теплый ветерок овевает тело,

расслабляет мышцы.

Расслабляются мышцы губ, уголки рта слегка опускаются.

Расслабляются мышцы щек. Веки плотно смыкаются. Они стали тяжелыми-тяжелыми.

Мышцы лица расслаблены. Вы не ощущаете их.

Расслабляются мышцы ног. С каждым выдохом волна покоя усиливается. Вы не

чувствуете ног. Вы отдыхаете.

Расслабляются мышцы спины. Спина как бы соединяется с поверхностью, на которой вы

лежите. Вы чувствуете легкость во всем теле.

Сердце бьется спокойно, ритмично. Дыхание легкое, свободное. Вы совершенно

спокойны. Полный покой овладевает вами. Вы отдыхаете. Восстанавливаются ваши силы,

каждая клеточка вашего организма наливается здоровьем.

IX. Подведение итогов.

Ведущий. Благодарим участников команд и зрителей. Каждый родитель получает

рекомендации по проведению игр-разрядок с детьми дошкольного возраста.

Рефлексия проведенного мероприятия

Приложение 3

12

13

14

15



В раздел образования