Напоминание

«Использование пальчиковых игр в раннем и младшем дошкольном возрасте»


Автор: Орлова Марина Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Использование пальчиковых игр в раннем и младшем дошкольном возрасте»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Использование пальчиковых игр в раннем

и младшем дошкольном возрасте»

Автор: Орлова Марина Олеговна, воспитатель ГБДОУ детский сад №11

Приморского района г. Санкт-Петербурга.

В первые годы жизни дети учатся многому из того, что будут использовать в

течение всей дальнейшей жизни.

В идеале переживания ребенка обобщаются в виде доминирования

чувства «свободы, радости, любви и благоговения», которое и должно

быть основой всего психического развития в онтогенезе, а также в

личностном развитии индивида (А. С.Арсеньев, С.Л.Рубинштейн, К.Роджерс

и др.).

Дети раннего и младшего дошкольного возраста эмоциональны и

впечатлительны.

Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и

отрицательными эмоциями.

Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь

как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает

непосредственное влияние на его актуальное самочувствие.

Произведения народного творчества — это школа развития чувств

детей.

Использование народного творчества помогает общению, которое строится на

эмоциональном контакте со взрослыми.

Суть такого общения состоит в выражении любви, нежности, восторга перед

маленьким существом. Для такого общения достаточно улыбки, взгляда,

ласкового слова, прикосновение, нежных слов.

Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с

песенок, потешек, пальчиковых игр. Под звуки их ласковых, напевных слов

малыш легче проснется, даст себя умыть, одеть, быстрее успокоиться, заснет

и т.д.

Вхождение ребенка в человеческий мир, приобщение его к культуре

человеческих отношений происходят прежде всего в процессе совместной

деятельности ребенка и близкого взрослого.

Говоря об этом, Д. Б.Эльконин подчеркивал, что все виды детской

деятельности: общение, предметная деятельность, игра - по крайней мере на

ранних этапах развития - представляют собой формы совокупной,

совместной деятельности взрослого и ребенка.

Основной смысл игры для маленького ребенка заключается в многообразных

переживаниях, значимых для него (С. Л. Рубинштейн, Й. Хейзинга).

Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с

малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка

вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и

понемногу проникать в их смысл.

Пальчиковые игры способствуют снятию напряжения, стабилизации

эмоционального состояния.

Озорные стихи не только позволяют весело проводить время, но и помогут

разбудить детскую фантазию, творческую инициативу.

Пальчиковые игры мгновенно переключают внимание малыша с капризов

или нервозности на телесные ощущения и успокаивают.

Поэтому значение пальчиковых игр очень велико для всестороннего развития

ребенка.

Использование пальчиковых игр в раннем и дошкольном возрасте.

«Пальчиковые

игры»

-

это

инсценировка

каких-либо

рифмованных

историй, сказок при помощи пальцев.

Сегодня

все

педагоги

без

исключения

знают,

что

игры

с

пальчиками

развивают

мозг

ребенка,

стимулируют

развитие

речи,

творческие

способности, фантазию малыша.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а

иногда и для ног.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было

известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Японский

врач

Намикоси

Токудзиро

создал

оздоравливающую

методику

воздействия

на

руки.

Он

утверждал,

что пальцы

наделены

большим

количеством

рецепторов,

посылающих

импульсы

в

центральную

нервную систему человека.

В

Китае

распространены

упражнения

с

каменными

и

металлическими

шарами.

Регулярные

занятия

с

ними улучшают

память,

деятельность

сердечно-сосудистой

и

пищеварительной

систем,

устраняют

эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и

ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В

Японии

широко

используются

упражнения

для

ладоней

и

пальцев

с

грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между

ладонями шестигранного карандаша.

На

кистях

рук

расположено

множество

аккапунктурных

точек,

массируя

которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними

связанные.

По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и

стопе.Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную

активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на

состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и

почки, мизинца - на сердце.

М.

М.

Кольцова

пишет:

«Движение

пальцев

рук

исторически

в

ходе

развития человечества оказались тесно связаны речевой функцией». Поэтому

любые занятия полезно начинать с разминки пальцев.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук,

но и расслабить мышцы всего тела.

Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан

такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети,

которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если

движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и

не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в

развитии речи.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре

головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль

в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому

словесная

речь

ребенка

начинается,

когда

движения

его

пальчиков

достигают достаточной точности.

Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития

речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев

рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и

синхронизация их работы.

В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и

явлений,

а

в

левом

они

вербализируются,

то

есть

находят

словесное

выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и

левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему

идут

нервные

импульсы, активнее

мыслительные

процессы,

точнее

внимание, выше способности.

Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко

выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста необходимо

начинать развивать его руки: пальцы и кисти.

Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев типа

нашей

«Сороки-белобоки»

помогают

найти гармонию в тандеме тело -

разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна.

Так

и

у

нас

с

малолетства

учили

детей

играть

в

«Ладушки»,

«Сорока-

белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры,

придумывают новые.

Тренировать

пальцы

у

ребенка

можно

уже

с

трех-семи

месяцев

с

помощью массажа кистей рук и каждого пальчика в отдельности, каждой его

фаланги.

Поглаживать

следует

в

направлении

от

кончиков

пальцев

к

запястьям, а каждый пальчик ребенка сгибают и разгибают по очереди. Такие

незатейливые занятия полезно проводить ежедневно в течение 2-3 минут.

В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются статические и

динамические движения.

Во

время

занятий

нужно

учитывать

индивидуальные

особенности

каждого

ребенка,

его

возраст,

настроение,

желание

и

возможности.

Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, это

будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Необходимо

постоянно следить,

чтобы

не

было

передозировки.

Упражнения следует давать малыми порциями, но делать их с оптимальной

нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное,

расслабленное выполнение упражнений.

В

пальчиковых

играх

используется

игровая

мотивация,

значительно

повышающая интерес детей к учебным занятиям, а так же эффективность

самих игр.

Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на

группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием

наглядности и атрибутики.

пальчиковые игры без предметов;

пальчиковые игры с использованием атрибутики;

пальчиковые игры с предметами.

Пальчиковые игры без предметов.

В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает

игровая

мотивация,

так

как

именно

она

является

привлекательным

моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Здесь

педагог рассказывает детям маленькие сказочки (можно с продолжением);

сопровождает

действия

пальчиков

стихами,

содержащими

указания,

что

нужно

делать

детям.

Все

пальчиковые

упражнения

выполняются при

непосредственном участии педагога.

Пальчиковые игры с использованием атрибутов.

В пальчиковых играх второй группы используется различная атрибутика,

которая

повышает

интерес

детей

к

проигрыванию.

Педагогам

рекомендуется

использовать

в

качестве

атрибутов

перчатки,

на

каждом

пальчике

которых

вышиты

глазки,

носик,

ротик.

Наряду

с

перчатками

используются

пробки

от

флаконов

с

приклеенными

или

нарисованными

лицами

человечков,

мордочками

животных.

Детям

нравится

надевать

на

пальчики

вырезанные

головки

или

прикреплять

фигурки

к

пальцам

с

помощью резинки.

Пальчиковые игры с предметами.

Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей именно самими

предметами.

Рекомендации при проведении пальчиковых игр:

Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой

воде или растерев ладони.

Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или

понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как

пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить

движения вместе.

Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или

спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче,

определите,

где

можно

говорить

очень

медленно,

повторяйте,

где

возможно, движения без текста.

Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых

порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Этапы разучивания игр:

Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый

проговаривает текст.

Ребёнок

выполняет

движения

с

необходимой

помощью

взрослого,

который произносит текст.

Ребёнок

выполняет

движения

и

проговаривает

текст,

а

взрослый

подсказывает и помогает.

Пальчиковые игры с детьми могут присутствовать во всем режиме дня.

Они

проводятся

утром

с

небольшой подгруппой

или

индивидуально.

Применяются

для создания

положительного

психоэмоционального

настроения.

На прогулке, после наблюдения за живыми и неживыми объектами, детям

предлагается с помощью пальцев рук изобразить эти объекты.

Так

же

пальчиковые

игры

используются

перед

обедом,

когда

дети

ожидают приглашение к столу, в зачине подвижной игры или в ходе, на

физкультминутках и в другой организованной деятельности.

Организованные

пальчиковые

игры,

сопровождаемые

речью,

превращаются

в

маленькие

спектакли.

Они

очень

увлекают

детей

и

приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить

и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Игры

с

пальчиками

создают

благоприятный

эмоциональный

фон.

Малыш

учится

концентрировать

своё

внимание

и

правильно

его

распределять, у него развивается воображение и фантазия.

Пальчиковые игры мгновенно переключают внимание малыша с капризов

или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Игры,

в

которых

малыш

ловит

или

гладит

руку

взрослого

или

другого

ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны

для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Озорные стихи не только позволяют весело проводить время, но и помогут

разбудить детскую фантазию, творческую инициативу.

Использование народного творчества помогает общению, которое строится на

эмоциональном контакте со взрослыми.



В раздел образования