Автор: Травина Алла Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБ ДОУ детский сад №11 Приморского района
Населённый пункт: Сант–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ПДД во второй младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по ПДД
во второй младшей группе
«Знакомим сову с ПДД»
Подготовила:
Травина Алла Александровна,
воспитатель
2019г.
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Конспект занятия «Знакомство совы с ПДД»
3.Заключение
4.Литература
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия по ПДД для детей
второй младшей группы (3-4 лет). Разработка адресована воспитателям младших групп.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
В
России
проблема
детского
дорожно-транспортного
травматизма
по
своим
масштабам
–
имеет
признаки
национальной
катастрофы.
По
аналитическим
данным
Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России ситуация с
ДДТТ
имеет
тенденцию
к
ухудшению,
что
связанно
с
резким
ростом
количества
автомобилей
на
дорогах,
увеличением
мощности
новых
моделей
автомобилей
и
вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Исследования показывают, что все причины Дорожно-транспортного происшествия
(ДТП)
с
участием
дошкольников
во
многом
связаны
с
их
возрастными
и
психофизиологическими особенностями, такими, как неспособность правильно оценить
обстановку,
быстрое
образование
условных
рефлексов
и
быстрое
их
исчезновение,
потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать
взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся
автомобиль и др. Находясь возле проезжей части, дошкольники не понимают опасности,
поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема
обучения
дошкольников
безопасному
участию
в
дорожном
движении
актуальна,
её
решение
помогает
сформировать
у
детей
систему
знаний
и
навыков
безопасного участия в дорожном движении, как следствие – снижение ДТП с участием
детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним
нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них ПДД, как дословная
трактовка, неприемлема, нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров
на
недоступной
для
них
дорожной
лексике
требует
абстрактного
мышления,
что
затрудняет процесс обучения и воспитания.
В целом по России, а также в нашем ГБ ДОУ, накоплен опыт профилактики ДДТТ.
Так во второй младшей группе это «Знакомство тётушки СОВЫ с основами ПДД»
Цель занятия:
• Познакомить детей с правилами дорожного движения;
• Расширить представления детей об участниках дорожного движения;
• Сформировать умения и навыки применять полученные знания на дороге;
• Развивать у детей способность к контролю возможной опасности в меняющейся
дорожно-транспортной ситуации и адекватному безопасному поведению.
Новизна
В дошкольном образовании РФ накоплен опыт профилактики ДДТТ. Но часто он
сводится
к
отдельным
увеселительным
мероприятиям,
викторинам
и
конкурсам,
имеющим познавательный характер, не решающих задач целенаправленого
обучения
дошкольников основам дорожной безопасности. Мы полагаем, что требуется не обучение
дошкольников ПДД, а формирование у них навыков безопасного поведения и развитие
познавательных
процессов,
необходимых
для
правильной
ориентации
на
улице
(задействовавших
восприятие,
память,
внимание,
воображение,
мышление,
речь),
эмоционально-волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного
поведения, с переходом их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным,
длительным
развивающим,
обучающим
и
воспитательным
процессом,
требующим
активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
Конспект занятия по ПДД во второй младшей группе
«Знакомство тётушки СОВЫ с ПДД»
Цель: Закрепить знания и навыки детей о ПДД.
Задачи:
-
закрепить
в
памяти
детей,
к
чему
может
привести
нарушение
правил
дорожного
движения;
- воспитывать грамотного пешехода;
- обогатить словарный запас по теме ПДД.
Чтение отрывков из сказки К. И Чуковского «Айболит».
Пополнение словарного запаса: Светофор, зебра, пешеходный переход,
Оборудование: Кольцо -руль,
зебра,
дорожные знак, бумажный светофор, игрушка -
СОВА .
Ход НОД:
Воспитатель:
— Ребята, сегодня к нам в гости прилетела тетушка СОВА. Она очень хочет с вами
поиграть. Она не знает как вести себя на дороге. Давайте ей покажем и расскажем.
Дети: Давайте!
СОВА: — Здравствуйте, ребята! Я знаю зайчика, который попал под трамвайчик, и я
теперь боюсь гулять по улицам города. А вы знаете, кто спас Зайчика? (Ответы детей:
доктор Айдолит). Молодцы, вижу, вы читали сказку «Айболит». (Чтение отрывка из
сказки)
Воспитатель: — Дети, а почему с зайкой случилось такое несчастье. (Ответы детей: зайка
не знал правила дорожного движения.)
СОВА: — А вы ребята знаете правила?
Воспитатель: — Ребята давайте поможем тетушке СОВЕ выучить ПДД.
СОВА: — Ребята, давайте погуляем?
Воспитатель: — Только гулять надо по тротуару, верно ребята?
СОВА: — Почему?
Воспитатель:
—
Ребята,
давайте
поиграем
с
тетушкой
СОВОЙ в игру “Машины” и
обьясним?
(Дети
берут
в
руки
кольца-руль
и
двигаются
по
кругу,
периодически
нажимают
на
воображаемый звуковой сигнал. СОВА испуганно мечется среди детей.)
Воспитатель: — Ну, что, заезжают все в гараж?
СОВА: — Ну, и ну, и испугалась же я. Машин поедут со всех сторон, не до прогулки мне
было, как бы целой остаться.
Воспитатель: — Вот видишь, чуть – чуть не случилась с тобою беда, под колеса машин ты
попасть бы могла. Поэтому нельзя ходить по проезжей части.
СОВА: А как надо?
Воспитатель: -Подскажем сове, дети?
Дети хором отвечают: - по тротуару!
СОВА: — Ну, ладно, я буду гулять по тротуару. А вдруг мне надо перейти на другую
сторону улицы, что же мне делать?
Воспитатель: — Тебе надо искать “Зебру”.
СОВА: — Зебру? Она же в АФРИКЕ живет.
Воспитатель:
— Зебра в Африке живет, полосатая очень.
Воду пьет, траву жуют, порезвиться хочет.
А у нас на улице, здесь у перекрестка,
Точно зебра, в самый раз, переход в полоску.
СОВА: — Ну и зачем она мне?
Воспитатель: — “Зебра” – это участок дороги, по которому нам пешеходам разрешается
переходить улицу, обозначается широкими белыми линиями: белая полоса, черная полоса
и опять белая, и т.д.
СОВА: — Теперь мне понятно, где тут зебра. Нужно переходить дорогу по зебре.
Воспитатель: — Да здесь еще и знак есть. Ребята, на какой геометрической фигуре
нарисован человек, идущий по пешеходному переходу?
Дети: — квадрат.
СОВА: — А если я не найду такой знак и эту вашу зебру, что мне тогда улицу не
переходить?
Воспитатель: Тогда ищи светофор. Ребята, а вы знаете, зачем нужен светофор? (Ответы
детей).
Воспитатель: (отбирает правильные ответы детей и коментирует их)
– Правильно, ребята. Переходом командует светофор (дети повторяют слово светофор). Он
все видит. У него три глаза: красный, желтый, зеленый. (Дети повторяют цвета “глаз”
светофора: красный, желтый, зеленый). Каждый глаз светофора горит По-очереди! (Что
делает глаз светофора? – Горит. Как горит каждый глаз светофора? – По-очереди.
Дети повторяют слова: горит, По-очереди).
Воспитатель: — Начинаем разговор про трехглазый светофор. (показываю)
Он не зря горит над нами разноцветными огнями!
СОВА: — Это еще что за животное?
Воспитатель: — Светофор поможет перейти дорогу. Он скажет можно переходить или нет.
СОВА: — Он еще и разговаривает?
Воспитатель: — Нет, он нам не словами скажет, а глазками покажет.
СОВА: — А как это глазками?
Воспитатель: У светофора есть три фонарика – сигнала: красный, желтый и зеленый.
(Воспитатель показывает цвета). Их и называют глазками, но они загораются не сразу, а
по очереди.
Совушка, как ты думаешь, на какой свет можно переходить дорогу?
СОВА: — Не знаю я, ребята, помогайте.
Дети рассказывают стихи:
СТИХИ
Красный свет – проезда нет
И прохода тоже.
Никогда на красный свет
Ты идти не должен!
Желтый свет – сигнал простой:
Ты еще чуть-чуть постой.
Вот зеленый загорится –
И тогда смелей вперед!
На зеленый свет все лица
Совершают переход
Но не смей идти на красный!
Это может быть опасно!!!
Если сделаешь неверно
И на красный перейдешь –
Знай, в беду ты непременно,
Непременно попадешь!!!
Все в ГАИ твердят нам хором:
«Надо быть внимательным
И сигналы светофора
Помнить обязательно!»
Давайте повторим.
На какой свет мы переходим дорогу?
Дети: — Зеленый.
Воспитатель: — А на какой свет нельзя переходить дорогу?
Дети: —на красный.
Воспитатель: — А если горит желтый?
СОВА — Надо подумать?!
Воспитатель: — Да, верно, надо подождать.
Игра «Собери светофор»
СОВА: — Кажется, я все поняла. Если гулять, не соблюдая правил, то может случиться
беда.
Все хором повторяют за воспитателем и совой:
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Знаки эти надо знать,
Надо знаки уважать!
Дети делятся на 2 команды по 3 человека. Каждый участник подбегает к «светофору» (на 2
команды лежат 2 желтых, 2 зеленых, 2 красных кружочка), выкладывает каждый один
цветной кружок. Какая команда быстрее и правильно выложит цвета светофора.
СОВА: Спасибо, что рассказали мне о них. Теперь пойду гулять самостоятельно.
Воспитатель: — Пожалуйста, приходи, Совушка к нам еще. До свидания!
А вы, ребята, помните, что нужно соблюдать правила поведения на проезжей части!
Вот и закончилось наша прогулка по Городу Дорожных Знаков.
На дорогах трудностей так много,
Но их бояться нет у нас причин
Потому что правила движения
есть для пешеходов и машин.
Заключение
Система Дошкольного образования и наш детский сад сегодня и всегда стремится
обеспечить
своим
воспитанникам
качественное,
достойное
образование,
обеспечить
высокий
уровень
общей
культуры,
в
том
числе
культуры
поведения
на
дороге.
Соблюдение правил ОБЖ должно стать осознанным. Прививая детям навыки ПДД в
процессе игры, педагог должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это
сделать более эффективно.
Литература:
1.Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М.
2.Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева
и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
3.Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование,
конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М., 2000.
4.Козловская
Е.
Дорожно-транспортные
происшествия
с
участием
детей
дошкольного
возраста.
Причины
и
условия,
способствующие
их
возникновению
//
Дошкольное воспитание. 2011. №10.
5.Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б.
- Волгоград: ИТД «Корифей».
6.Хромцова
Т.
Г.
Воспитание
безопасного
поведения
дошкольников
на
улице:
Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2013.