Напоминание

С чего начинается общение?


Автор: Биктудина Гульназ Ярулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №80 "Аист"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: С чего начинается общение?
Раздел: дошкольное образование





Назад




С чего начинается же общение? Первое полугодие жизни ребенка представляет собой этап эмоционально- личностного общения с окружающими людьми,которые удовлетворяет его потребность во внимание и доброжелательности. Общение родителей с ребенком является выражением нежности и ласки. Значение этой первой форы общения трудно переоценить. Привязанность к взрослому которая возникает у ребенка в первые месяцы, делает его чрезвычайно восприимчивым к общению. Взрослый, разворачивая с малышом,лаская его, воздействует на все его органы чувств: зрение, слух, обоняние,осязание. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого,в дальнейшем стремиться подражать ему. Только установив личностный контакт с ребенком,взрослый сможет влиять на его развитие. Так как эмоционально-личностное взаимодействие оказывает решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, ведущей деятельности ребенка первого полугодия жизни. Эмоциональный этап общения ребенка со взрослым — необходимый период его жизни. Никакой, даже самый тщательный уход за малышом не может ему заменить этого общения. Отсутствие его серьезным образом сказывается на развитие ребенка: он растет вялым,безынициативным, его познавательная деятельность и речь отстают от нормальных показателей, возникают трудности в общении с окружающими. Если ребенок растет равнодушным, если взрослый не представляет для него объект привязанности, вряд ли последний станет для него авторитетом в дальнейшем. Ощущение же нужности другому,которое может появиться у ребенка только в личностном общении- необходимое условие для возникновения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса,уверенности в себе. Знакомство с игрушками , которое предлагают малышам родители, постепенно формирует манипулятивные действия,которые становятся ведущей деятельностью во втором полугодие жизни. Этот новый вид деятельности преобразуют отношения ребенка со взрослым. Это свидетельствует о том, что теперь общение с ребенком должно происходить иначе, так как изменилась потребность малыша. На первый план выходят совместные предметные действия-ребенку уже не нужно ,чтобы его только гладили и ласкали. Эта перемена знаменует конец младенческого и начало раннего возраста. Что характеризует детей имеющих полноценное общение со взрослыми? Они: инициативны по отношению к старшему — стремятся привлечь его внимание к своим действиям; доверчиво, открыто и эмоционально относятся к взрослому; настойчиво требуют от взрослого соучастия в своих делах; чувствительны к отношению взрослого, к его оценке и перестраивают свое поведение в зависимости о поведения взрослого, тонко различают похвалу и порицание; предпочитая предметное сотрудничество со взрослым, проявляют к нему свою любовь и охотно откликаются на ласку; активно пользуются речью,привлекая внимание к себе и стремясь получить
оценку взрослого. Ощущение сходства со сверстником и вызываемая им бурная радость стимулирует новые попытки продлить удовольствие, испытать состояние общности с другим человеком. Сверстник для ребенка выступает в своеобразной роли зеркала, в котором малыш видит отражение своего бытия. Поэтому общение и является мощным средством самопознания, формирование адекватного представления о себе. Общение со сверстниками — один из важных источников развития познавательной деятельности ребенка. Присутствие поблизости сверстника активизирует даже младенца, служит примером для подражания. Контакты между людьми дают им дополнительные впечатления, положительные переживания, открывают возможность продемонстрировать свои умения,способствуют раскрытию творческого начала начала и самобытности. Входе общения друг с другом у малышей налаживаются и совершенствуются совместные и практические и игровые действия формируются представления о другом человеке,равным его по возрасту. Итак, на третьем году жизни ребенок испытывает особую потребность в общении со сверстником,которая удовлетворяется в эмоционально окрашенной игре. Но все же и к концу раннего возраста общение друг с другом пока еще уступает по притягательности общению со взрослым и предметной деятельности. Достаточно поместить между детьми игрушку и радость от непосредственного общения исчезает: предмет, как яблоко раздора нарушает установившуюся гармонию отношений, сменяя ее напряжением и борьбой за привлекательную вещь. Психологические наблюдения показали, что становление общения детей растягивается на два года. Этот процесс складывается во многом стихийно. Однако участие в нем взрослого может дать положительный эффект ускоряя момент возникновения общения и тем самым делая более содержательным пребывание ребенка в группе сверстников. Наблюдения показывают,что даже в группах самых маленьких детей, малыши хорошо знают своих сверстников, редко ссорятся,между ними царит атмосфера доброжелательности.


В раздел образования