Напоминание

"Формирование гражданской позиции и гражданской ответственности у студентов в современных условиях"


Автор: Смирнова Ирина Григорьевна
Должность: преподаватель истории и обществознания(включая экономику и право)
Учебное заведение: ГАПОУ "Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий"
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование гражданской позиции и гражданской ответственности у студентов в современных условиях"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Жить – означает не только удовлетворять

материальные запросы организма,

но главным образом сознавать

свое человеческое достоинство

Жюль Верн

Формирование гражданской позиции и гражданской

ответственности у

студентов в современных условиях.

И.Г. Смирнова,

преподаватель Чебоксарского техникума транспортных и строительных технологий.

Аннотация

В статье рассматривается значимость применения инновационной технологии как

кейс-технология и формирование гражданской позиции у студентов, развитие гражданской

ответственности с ее применением.

Раскрываются отличительные особенности форм применения кейс-технологии.

Ключевые

слова:

гражданская

позиция,

гражданская

ответственность,

метод

конкретной ситуации.

В

свете

происходящих

событий

в

нашей

стране

и

мире,

а

именно,

политической ситуации в России, особую актуальность приобретает вопрос

становления гражданской позиции подрастающего поколения.

Обучаясь в нашем техникуме, студент уже имеет право голоса и имеет

возможность выразить свою гражданскую позицию на основе локальных актов,

которые разработаны в нашем образовательном учреждении. Получая права,

сегодняшние

студенты,

бывшие

выпускники

школ,

не

задумываются,

что

предоставленные права - это в первую очередь ответственность студентов.

Большая часть из них, пришедшая в техникум, равнодушно относится к таким

морально-этическим ценностям, как Отечество, долг, патриотизм, честь и т.д.

Причина: несформированность духовных ценностей.

Молодые

люди

отдают

предпочтение

не

столько

духовным

и

нравственным ценностям, сколько - материальному благополучию как некому

стимулу, жизненной активности. Причем, цель зарабатывания денег может

достигаться любым доступным способом. А такие жизненные принципы, как:

«лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия»

уходят в прошлое, и остаются - «ты - мне, я - тебе», «успех…любой ценой».

Человек,

не

унаследовавший

традиций

предыдущих

поколений,-

по

мнению А. Н. Данилова, - оказывается, как бы в экзистенциальном вакуме.

Появляется

неуверенность

в

действиях,

становится

неустойчивой

психика,

появляется раздраженность, проявляется агрессия.

Проявление гедонистической направленности, по мнению И.Ю.Борисова,

многообразны

и

могут

приводить

к

развитию

наркомании,

токсикомании,

алкоголизму,

патологическому

пристрастию

к

развлекательным

теле

и

видеопрограммам.

Нельзя не отметить роль средств массовой информации в создавшемся

положении: сцены и фильмы, воспитывающие жестокость.

1

Большая

часть

общества

растеряна.

Много

лет

вместо

нас

наше

государство решало «Что делать и как это делать?» и, вдруг, на нас взваливается

ответственность самостоятельного выбора решений: как выжить в создавшихся

условиях?

Человек потерял уверенность в завтрашнем дне. Стабильности он не

видит нигде: ни в экономике, ни в политике, ни в духовной жизни, потому что у

власти

в

стране

и

мире

находятся

люди,

для

которых

приоритетными

ценностями

являются

торгово

-

распорядительные

отношения.

Расколотое

между прошлым и будущим нынешнее поколение по существу живет днем

сегодняшним, практически потеряв долговременную целевую опору в жизни. В

этой связи важно в преподавании обшествознания акцентировать внимание

упор

на

формирование

гражданской

позиции

хотя

бы

для

того,

что

бы

сегодняшним

подросткам

найти

свой

путь

выживания

в

этом

безумном

нестабильном, бурлящем политическими событиями мире. В связи с этим,

своей

важнейшей

педагогической

задачей

считаю

необходимым

оказать

юношам и девушкам в их личностном становлении, в определении смысла и

направления своей жизни, своего места в обществе. Способствовать развитию

тех

качеств

личности,

которые

определяют

направленность

всей

жизнедеятельности,

и

является

показателем

её

социальной

зрелости.

Воспитание

социально

-

активной,

ответственной,

творческой

личности

со

своими

духовно

-

нравственными

ценностями,

которые

способствуют

адаптации молодого человека в обществе.

Через освоение тех социальных ролей, которые возложены на студентов в

определенных ситуациях, парни и девушки учатся выстраивать межличностные

отношения в группах, в обществе, выстраивать гражданскую позицию.

Получая

различные

профессии,

будущие

строители,

автомеханики,

машинисты

дорожных

и

строительных

машин,

каменщики

и

т.д.

учатся

работать

в

единой

команде,

принимать

ответственные

решения,

используя

метод конкретной ситуации, разбирая различные ситуации из жизни нашего

современного общества, создавая идеал своей будущей семьи, предпринимая

действия профессионального роста и мастерства на уроках обществознания.

Современные

информационные

технологии

как

кейс-технология

способствуют

формированию

гражданской

позиции

на

конкретных

примерах.

С использованием кейс - технологии в работе с информацией, студент

разбирает различные ситуации из жизни общества, используя всевозможные

источники информации. Анализ источников, над которыми работают студенты,

помогают формировать такие ценности, как : любовь к людям, вера, семья,

трудолюбие,

ответственность,

любовь

к

искусству,

добро,

справедливость,

милосердие, уважение к старшим. Студенты формируют свою независимую

точку зрения, «Я - позицию». В процессе использования данной технологии

происходит саморазвитие личности и формирование гражданской позиции.

При этом, каждый из них берет на себя ответственность за тот выбор

действий, который ему близок по духу. Он может высказать свое мнение

2

«за» и «против». Таким образом, при формировании гражданской позиции

формируется

еще

система

ценностей.

Молодой

человек

берет

на

себя

обязательства исходя из понимания «что такое хорошо», «что такое плохо».

Источники получения информации разноообразные. У каждого студента

они свои. Студенты сами заняты поиском конкретных ситуаций по указанному

преподавателем,

алгоритму.

Задания

выполняют

разноуровневые. «

Все

из

жизни,

все

для

жизни!» Это

могут

быть

письменные

источники,

мультимедийные,

отрывки,

фильмы

как

документальные,

так

и

художественные.

Это

могут

быть

готовые

презентации

или

созданные

им

самим.

Главное,

привлечь

внимание

студентов

к

проблеме.

Через

свои

ощущения, чувства восприятия, переживаемые эмоции, через предполагаемые

всплывающие

образы

прочитанного

и

увиденного

студент

ответственно

принимает решение, формируя свою, независимую позицию по тому или иному

вопросу. В целом, студент вправе выбрать любой информационный материал

для освещения указанной темы на уроке в рамках учебной программы.

Студенты

для

работы

объединяются

в

малые

группы.

Анализируя

жизненные

ситуации,

они

находят

проблему,

причины

и

предлагают

свой

вариант поиска решений выхода из ситуаций. Формируется свой алгоритм

действий в рамках духовно-нравственных, моральных качеств, каждого из

них,

в

работе

с

данной

технологией.

Роль

педагога

координирующая.

Результат

работы

с

технологией

привлекает

всех

студентов,

т.к,

работа

с

кейсами,

предусматривает

активизацию

познавательной

деятельности,

когда

студенты в поиске вариантов решения той или иной ситуации не боятся быть

непонятыми,

выполняют

задания

в

меру

своих

возможностей,

легко

адаптируются

в

социальной

среде,

в

обществе.

Происходит

деловое,

непринужденное

взаимосотрудничевство

:

преподаватель

-

студент.

Формируется гражданская позиция с сохранением чувства собственного

достоинства. Происходит воспитание Российского гражданина, свободного

в своем ответственном выборе (заставить жениться и лечиться - нельзя!).

Получая вакцину социальной адаптации через ощущения, создания

ситуации успеха, формирования алгоритма определенных действий в той

или

иной

ситуации,

освоение

общечеловеческих

духовных

ценностей,

формирование

гражданской

позиции,

формирование

ответственного

отношения к своим обязанностям: сегодня-студент, завтра глава семьи!

Такая

инновационная

технология

как

кейс

технология

способствует

непринужденной форме общения, где студент освобождается от внутренних

комплексов, приобретает уверенность в себе. Эти приобретенные качества

служат примером сотрудничества не только преподавателя и студента, но и

работодателя и работника в коллективе. В процессе социальной адаптации, в

работе

с

кейс

технологией

формируется

духовно-нравственная

личность,

которая развивается посредством работы с конкретной ситуацией. Усваивается

золотое правило нравственности. Студент в работе с конкретной ситуацией

формирует

свою

точку

зрения, готовится

отстаивать

и

выполнять

3

социальные роли: « Я - защитник Отечества», «Я – семьянин». «Я - Муж» и

«Я - Отец».

Множество видов кейсов позволяют студентам проявиться каждому и

увидеть свой результат действий в зависимости от своих возможностей (кто на

что способен, кто на что горазд) . Часто героями художественных фильмов

становятся обыкновенные бандиты, романтизированные авторами картин. В

качестве примера можно привести всем известный фильм «Бумер». Безусловно,

такие

«художественные

произведения»

оказывают

негативное

влияние

на

молодежь, на их гражданскую позицию. С уверенностью можно сказать, что у

нас

в

стране

наблюдается

кризис

идентичности

личности,

который

сопровождается

сменой

духовных

приоритетов.

Здесь

важно

правильно

подобрать перечень фильмов в соответствии с учебной программой. Наиболее

больший интерес вызывают такие темы как «Молодежь», «Семья».

Проблема создания «Семьи» как ячейки общества, является актуальной.

«Нужно ли сегодня заключать брак?» или заменить его понятием «Гражданский

брак» Фильмы «Спешите любить», «Однажды 20 лет спустя», «Не могу сказать,

прощай!» и др. могут ответить на этот традиционный вопрос. И каждый вправе

сделать свой выбор, основываясь и на учебном материале по теме «Семья в

современном обществе».

К

счастью, в рамках учебной программы по обществознанию, мы

можем

затронуть

практически

любую

жизненно

важную

тему

нашего

общества.

Обсудить

ее,

найти

любой

компромисс

в

поиске

решения

проблемы, затронутой в том или ином кейсе. Таким образом, в работе с кейс -

технологией,

однозначно, происходит

процесс

социализации

личности

и,

конечно же формируется гражданская позиция.

К

числу

негативных

факторов

можно

отнести

культивируемую

в

средствах

массовой

информации

идею

добиться

«красивой

жизни»

любым

путем.

Часто

героями

художественных

фильмов

становятся

обыкновенные

бандиты,

романтизированные

авторами

картин.

В

качестве

примера

можно

привести всем известный фильм «Бумер». Безусловно, такие «художественные

произведения» оказывают негативное влияние на молодежь, на их гражданскую

позицию. С уверенностью можно сказать, что у нас в стране наблюдается

кризис

идентичности

личности,

который

сопровождается

сменой

духовных

приоритетов.

Исходя из системного подхода, считаю, что формирование гражданской

позиции должно осуществляться как в урочное время, так и во внеурочное.

Особую значимость в этом процессе приобретают предметы гуманитарного

цикла, в частности, история и обществознание, которые формируют не только

систему

знаний

об

обществе

и

его

истории,

но

и

систему

гражданских

ценностей.

Процесс

формирования

гражданской

позиции

должен

начинаться

с

формирования системы гражданских ценностей как основы поведения, поэтому

на уроках и во внеурочной деятельности необходимо сформировать понимание

этих ценностей и их значение для жизни общества. Осознание значимости

4

гражданских

ценностей

должно

привести

к

их

принятию

как

личных

ценностей, как нормы жизни. Для этого преподаватель при изучении учебного

материала должен акцентировать внимание студентов не только на событиях,

фактах,

закономерностях,

но

и

на

их

ценностную

основу.

Методами

формирования гражданской компетентности на занятиях могут стать работа с

текстами,

имеющими

проблемный

характер;

беседы

и

дискуссии

на

темы

гражданско-патриотического характера; написание эссе, анализ фильмов.

При

этом

необходимо

стимулировать

формирование

студентов

собственной позиции к учебному материалу. Преподаватель должен постоянно

активизировать мышление учащихся путем постановки вопросов. Для этого

наилучшим

образом

подходит

метод

эвристического

обучения

(метод

наводящих вопросов). Студенты должны учатся аргументировать свои ответы,

приводить доказательства, факты, примеры.

Дискуссии

на

гражданско-патриотическую

тему

способствуют

формированию навыков осмысления позиции других, умению формулировать Я

- позицию, приводить контраргументы, доказывать, приходить к консенсусу.

Основываясь на деятельностном подходе, мы полагаем, что гражданская

позиция формируется в процессе включения студентов в разнообразные виды

общественно - полезной деятельности. Формами внеурочной деятельности могу

назвать как волонтерство, участие в молодежных патриотических движениях и

организациях, проведение акций гражданско-патриотического характера.

Философы

раскрывают

содержание

понятия

«гражданская

позиция»,

выделяя

его

ценностные

аспекты

с

точки

зрения

проблемы

социальной

активности

и

ее

роли

в

процессе

гражданского

становления

личности.

Социологи

исследуют

процесс

формирования

гражданской

позиции

в

зависимости от положения человека в обществе, от принятых общественных

прав и обязанностей, т.е. морали. В своей деятельности рассматриваю понятие

«гражданская позиция» как интегративное качество личности, включающее в

себя комплекс знаний, ценности, нравственные качества личности, отражающее

социально обусловленное отношение человека к своей стране, гражданскому

обществу и самому себе и предполагающее сознательные реальные действия

(поступки)

в

отношении

окружающего

в

личном

и

общественном

плане.

Поставленную задачу осуществляю как на уроках, так и во внеурочное время с

использованием кейс - технологии.

Во Всеобщей декларации прав человека дается следующее определение:

«Гражданская позиция – ответственное выполнение гражданского долга».

В

свою

очередь,

«гражданский

долг

это

требования,

предъявляемые

к

личности в виде обязанностей перед коллективом, группой и, позднее перед

своей

семьей,

всем

обществом» В

основе

сотрудничества

в

работе

со

студентами, основываюсь на принципе «Взятые обязательства необходимо

выполнять!

Формируя

морально-нравственные

ценности,

студент

выражает

свое

отношение

к

различным

сторонам

действительности,

высказывая

«Я»

-

позицию! Тем самым он приобретает субъектный опыт, достигая основной цели

5

- саморазвитие, самореализация, самоутверждение при условии осознанного

выбора

мировоззрения

и

нравственной

ориентации,

развития

чувства

ответственности, гуманное отношение к окружающим. Приобретаемый опыт

развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни, создает активную

гражданскую позицию — осознанное участие человека в жизни общества,

отражающее его сознательные действия в отношении к себе, к коллективу, где

он будет трудиться, к своей семье, к своему народу и Отечеству. Формируются

основные

сквозные

ценности

:

трудолюбие,

образованность,

доброту,

воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность.

Активная гражданская позиция представляет собой интегративное

качество личности, является ориентиром ее гражданского поведения в

профессиональной деятельности.

Список литературы.

1.

Афоризмы

мыслителей

XIX

века

/

Сост.

Л.Е.

Лавренова.

СПб.:

Паритет,

1999.

психологии. – 1995. – №3.

2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М.

Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1998

3.

Коростылёва

Л.

А.

Психология

самореализации

личности:

затруднения

в

профессиональной сфере / Л. А. Коростылёва СПб.: Речь, 2005

6



В раздел образования