Напоминание

Передовой педагогический опыт


Автор: Хачатурян Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: Передовой педагогический опыт
Тема: Передовой педагогический опыт
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Е.А.Хачатурян, старший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 1 «Золотая рыбка»,

Республика Адыгея, г. Майкоп

Вот

уже

несколько

десятилетий

в

практике

дошкольной

педагогики

используется

понятие

«передовой

педагогический

опыт».

Этот

термин

настолько вошел в широкую практику, что порой кажется, что все что могло -

уже случилось! Но мы по-прежнему стараемся изобрести велосипед, потому

что нет предела совершенству для педагогических идей, новшеств, творческих

находок.

Что же такое – передовой педагогический опыт? Понятие передовой

педагогический опыт в современной методической литературе характеризуется

как

новизна,

высокая

результативность

и эффективность деятельности

педагога.

В

этом

определении

заложены

основные

характеристики:

без

новизны любой опыт остается повседневным, и в скором времени становится

достоянием только конкретного человека. Результативность – тоже важный

фактор

опыта,

ведь

каждому

педагогу,

который

применил

какое-либо

новшество в своей работе, хочется получить и хороший результат, а иначе,

зачем нужно внедрять это новшество? Эффективность заключается в том, что

работа,

связанная

с

применением

новшеств

и

получением

при

этом

положительных

результатов,

поднимает

деятельность

любого

педагога

на

качественно более высокий профессиональный уровень.

Чтобы выявить передовой опыт, отличить его от опыта положительного,

традиционного,

необходимо

выделить

критерии,

отличительные

черты

передового опыта.

Критерии передового педагогического опыта

п/п

Критерии

Характеристика критериев

1.

Актуальность

Соответствие:

- социальному заказу государства, общества;

- Закону об образовании Российской Федерации;

-

прогрессивным

тенденциям

социального

развития

общества;

-

региональной

образовательной

политике;

-

идеям

современной

педагогической

науки

и

передовой

педагогической практике;

-

профессиональным

интересам

определенных

категорий педагогов. Способствовать:

- решению актуальных задач общества;

-

решению

образовательных

задач,

вытекающих

из

социального заказа государства, общества в области

образования, интересов личности учащегося.

2.

Научность

С о от в е т с т в и е

п р а к т и ч е с ко й

д е я т е л ь н о с т и

основополагающим положениям современной науки в

области образования.

3.

Результативность

Соответствие

уровня

обученности

и

воспитанности

воспитанников их ценностным ориентациям, а также

педагогической

практике.

Результативность

может

выражаться:

- в уровне обученности воспитанников;

-в уровне воспитанности воспитанников;

- в личностном развитии воспитанников;

совершенствовании

методической

работы

и

управленческой деятельности.

4.

Новизна

Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой

степени,

всегда

является

самостоятельным,

несет

в

себе

новизну.

Но

она

должна

сопровождаться

заметными качественными показателями, тогда такой

опыт

можно

назвать

передовым.

Новизна

может

заключаться:

- в комбинации элементов известных методик;

- в рационализации, усовершенствовании отдельных

сторон педагогического труда;

-

в

преобразовании

образовательного

процесса

обоснованием

причин

изменения

в

содержании

образования).

5.

Репрезентативность

Репрезентативность это:

- достаточная проверка опыта по времени;

- подтверждение позитивных результатов не только в

работе одного воспитателя, но и в деятельности всех

педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;

-

в о зм ож н о с т ь

п о вто р е н и я

и

т в о р ч е с ко г о

использования

опыта

одного

педагога

другими,

расширение этого опыта до массового.

6.

Оптимальность

Достижение

наилучших

результатов

в

учебно-

воспитательной работе при наименьшей затрате сил и

времени

педагогов

и

учащихся

и

при

том,

чтобы

данный

опыт

не

стал

помехой

в

решении

других

образовательных задач

7.

Перспективность

Возможность

использования

опыта

в

массовой

практике;

возможность

творческого

применения

опыта.

Применение указанных критериев обеспечивает комплексную оценку

опыта и дает основание для его квалификации как передового.

Для

чего

нужен

передовой

педагогический

опыт? К

передовому

педагогическому опыту относится такая практика, которая содержит в себе

элементы

творческого

поиска,

новизны,

оригинальности,

т.е.

то,

что

называется новаторством. Такой педагогический опыт важен, потому, что он

прокладывает

новые

пути

в

педагогической

практике

и

науке.

Поэтому

новаторский

опыт

в

первую

очередь

подлежит

анализу,

обобщению

и

распространению.

Работа

по

изучению,

обобщению

и

распространению

передового

педагогического

опыта

-

это

не

временная

кампания,

не

эпизодическое

мероприятие, проводимое раз в году в виде конференции или педагогических

чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности воспитателей,

который необходимо осуществлять "поэтапно", т.к. от этого в значительной

степени

зависит

эффективность

и

качество

работы

образовательного

учреждения.

Все этапы можно представить в виде схемы последовательных действий:

Выявление Изучение Обобщение Распространение

Выявление

Выявление педагогического опыта следует рассматривать как обнаружение

эффективных подходов к образовательной деятельности, чтобы сделать их

явными,

доступными

для

распространения

и

заимствования.

Методы

выявления:

- анализ результатов мониторинга качества образования;

- просмотр занятий;

-оперативный и тематический контроль;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары;

- анализ анкет педагогов.

2. Изучение

Приступив к изучению передового педагогического опыта, необходимо в

первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может

быть:

-

целостная

система

педагогической

деятельности

(требует

наиболее

длительного периода времени, возможно, не одного года);

- система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть

изучена в течение года);

- использование одного эффективного приема (время изучения определит

сам педагог);

- опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к

современным условиям технологий (например, проектный метод).

Методы изучения педагогического опыта:

1.

Анализ

документов:

исследование

результатов

педагогической

деятельности

на

основе

мониторинга

знаний

воспитанников;

учебно-

методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого

педагогического опыта для коллег, воспитанников, родителей.

3.

Анализ:

выделение

в

конкретном

педагогическом

опыте

общих

признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.

4. Синтез: установление связи, причин и следствий.

5.

Наблюдение:

сбор

информации

путем

прямой

и

непосредственной

регистрации воспитательных процессов и явлений.

6. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что в

ряду суждений лиц, качеств, сравнение каждого из них проводится с каждым

из данного ряда.

7.

Метод

самооценки:

метод

оценки

личностью

самой

себя,

своих

возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

8. Беседа.

9. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов.

3. Обобщение педагогического опыта

Для того чтобы передовой педагогический опыт широко вошел в практику,

стал

достоянием

многих,

опыт

должен

быть

обобщен.

Обобщение

опыта

является

необходимым

условием

его

дальнейшего

распространения,

использования в других условиях и другими педагогами.

Обобщить – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых

построен конкретный опыт; обосновать продуктивность и перспективность

этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить

объективные

требования,

правила

воспроизведения,

творче ского

использования и развития конкретного опыта.

Обобщение опыта и форма распространения опыта зависят от уровня

обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.

Практический – (наиболее часто применяемый) уровень обобщения

включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или

отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы,

показ системы работы. Формы обобщения на этом уровне: открытый

урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.

Методический – (наиболее продуктивный!) уровень обобщения состоит

из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей

педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта,

анализа результативности работы, подготовки методических разработок

и рекомендаций. Формы обобщения на этом уровне: педагогические

чтения, мастер-классы, авторская школа, видео.

Научный – способствующий мотивации самоактуализации обобщения

включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы;

практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для

развития теории и практики. Формы обобщения на данном уровне:

публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических

конференций, монографии и др.

Формы обобщения педагогического опыта:

Выступление

на

педагогическом

совете,

может

сопровождаться

демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические

игры и т.п.);

Коллективный просмотр;

Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога,

имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается

проведение

нескольких

просмотров,

после

каждого

из

которых

руководитель школы передового опыта разъясняет, почему он поступил

так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает

детские

работы,

свой

план,

отвечает

на

вопросы

участников

школы

передового

опыта

и

предлагает

задания:

использовать

в

своей

педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п.

Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что

удалось слушателям школы передового опыта, использовать в своей

практике

и

каковы

результаты.

В

конце

года

руководитель

школы

передового опыта посещает слушателей и анализирует, в какой степени

они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать

3-4 человека;

Мастер-класс

одна

из

основных

форм

распространения

опыта,

предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и

показ

на

детях

или

моделирование

на

взрослых

использования

отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

Показ-панорама

моделирование

различных

подходов

к

решению

одной

и

той

же

или

сходных

учебно-воспитательных

задач,

демонстрируемых

последовательно

разными

педагогами.

Это

может

проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям,

или на взрослых, исполняющих роли детей;

Журнал

передового

опыта,

в

котором

каждый

педагог

описывает

«изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с

опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;

Представление

материалов

в

методическом

кабинете,

что

также

является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты

цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или

теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;

Творческий отчёт, в процессе которого проходит:

- демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в

повседневной жизни;

- показ элементов педагогической технологии (последовательности

действий);

- уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с

автором опыта;

- коллективный анализ просмотренного под руководством старшего

воспитателя;

- изучение методических материалов и деловой документации;

- тематические и персональные выставки автора опыта;

- встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;

- ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;

- дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо

выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими

педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть

эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут

интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в

методкабинете, и т.д.;

- показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий,

работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций,

разработанных педагогом-новатором.

4. Распространение

Педагогический опыт может быть обобщен и представлен в виде:

- открытого показа – это

демонстрация опыта работы перед коллегами,

коллективом педагогов, с показом системы форм и методов работы педагога

(открытый показ, мастер-класс);

-

рассказ

педагога

о

своем

опыте

работы,

представленный

в

виде

выступления на педагогическом совете, семинарах, творческий отчет и т.д.;

- описание – это высокий аналитический уровень обобщения опыта, в

котором более целостно и системно раскрываются пути его становления.

Как описать передовой педагогический опыт?

Схема описания передового педагогического опыта может выглядеть так.

Титульный лист

- полное название учреждения, представляющего материал;

- тема предоставляемого опыта;

- Ф.И.О., должность того, кто представляет материал;

- год представления материала.

Структура описания обобщённого педагогического опыта.

1. Информационный лист:

-

Ф.И.О., год рождения, образование, квалификационная категория и год

присвоения, адрес, контактный телефон;

-

сведения

о

том,

какими

материалами

представлен

опыт,

их

точное

местонахождение;

- сведения о последователях опыта, их отзывы и замечания, конкретные адреса

распространения передового опыта (Ф.И.О., должность, название учреждения

образования).

2. Условия формирования опыта.

Указать

условие

становления

опыта

(что

натолкнуло

педагога

на

идею

формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали

влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы;

- изучение опыта коллег;

- курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;

- активное участие в работе городских методических объединений и т.д.

- очередная аттестация.

3.

Теоретическая

база

опыта:

В

теоретическом

обосновании

опыта

необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи

разрабатывается автором опыта.

4. Актуальность и перспективность опыта: Обязательным требованием к

обобщению

опыта

является

выделение

педагогических

противоречий

и

способов

их

разрешения.

Именно

с

анализа

противоречий

учебной

деятельности

и

должна

начинаться

работа

любого

педагога.

Педагогу

необходимо

ответить

на

вопрос:

какие

реальные

противоречия,

несоответствия, трудности массовой практики породили необходимость того

педагогического

поиска,

который

дал

положительные

результаты.

Практическая значимость опыта помогает определить, в какой мере опыт

способствует

решению

задач,

поставленных

перед

образовательным

учреждением, какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой

практике, успешно решаются в данном опыте.

5.

Новизна

опыта

:

При

описании

сущности

педагогического

опыта,

необходимо подчеркнуть отличие опыта от уже существующего, его новизну,

степень

новизны.

Отражение

и

фиксирование

элементов

новизны

и

творчества. Существует три уровня педагогического творчества (по своему

о бъе кт и в н ому

с мы с л у

и

зн ач е н и ю):

от к р ы т и я ,

и з о б р е т е н и я ,

усовершенствования. Описывается новизна опыта: в собственных программах,

проектах и др.

6. Адресность опыта: Указать адресную направленность: каким педагогам

рекомендовано

использовать

этот

опыт

(педагогам

с

опытом

работы,

начинающим

педагогам

и

т.д.).

Определить

область

применения

опыта

группах раннего возраста; в группах общеразвивающей направленности, в

группах коррекционной направленности.

7.

Трудоёмкость

опыта:

Проанализировать

трудоёмкость

опыта.

Педагог

должен указать, в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

Длительность

работы

над

опытом

момента

обнаружения

противоречия

между

желаемым

состоянием

и

действительным

до

момента

выявления

результативности

опыта).

Диапазон

опыта

(отдельная

педагогическая

ситуация, занятие и т.п.

8.

Технология

опыта:

Надо

отразить

последовательность

действий

-

осознание цели, изучение состояния постановки задач, подбор форм, методов,

средств,

планирование,

применение,

подведение

итогов,

анализ,

корректировка.

9. Результативность опыта. Содержит сведения о фактическом состоянии

проанализированной

проблемы.

Здесь

прослеживаются

причинно-

следственные

связи

между

используемыми

педагогом

средствами

и

полученными результатами. В заключительной части могут быть даны выводы

и

рекомендации,

а

также

прогнозы,

отражающие

перспективы

развития

данного опыта, проблемы и пути их решения. Выводы являются очень важным

разделом работы и могут носить характер рекомендаций, направленных на

эффективное

решение

рассматриваемых

в

опыте

проблем,

или

характер

прогноза, т.е. опережающего опыта, раскрывающего возможности передового

опыта в определении на его основе дальнейшей разработки, как отдельных

научных проблем, так и теории и практики учебно-воспитательного процесса в

целом.

Приложение к опыту работы:

алгоритм подготовки к занятию;

алгоритм проведения занятий и других видов деятельности;

конспекты занятий;

выписки из плана воспитательно-образовательной работы с детьми;

продукты детской деятельности;

фотографии;

аудио-видео-записи;

дидактический материал;

публикации в СМИ;

выступления на методических мероприятиях;

педагогическая диагностика;

рабочая программа;

план кружковой работы с детьми (если имеется).

Передовой

педагогический

опыт

работы

воспитателей

по

разным

проблемам

воспитания,

конспекты

открытых

просмотров,

доклады

выступлений педагогов на методических мероприятиях составляют «Золотую

копилку»

педагогического

мастерства

и

хранятся

в

банке

данных

инновационного опыта работы педагогов детского сада.

Нормативно – правовая документация.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273 от 29 декабря 2012 года;

2. Годовой план ДОУ;

3. Положение об обобщении педагогического опыта педагогов ДОУ:

I.Общие положения;

II. Цели и задачи изучения и обобщения передового педагогического опыта;

III. Направления и формы работы по обобщению опыта;

IV. Критерии обобщения передового педагогического опыта;

V. Основные принципы работы по обобщению передового педагогического

опыта;

VI. Организация работы по обобщению педагогического опыта;

VII. Презентация опыта. Представление передового педагогического опыта

педагам

ДОУ

(педсовет,

семинар,

заседание

методического

объединения,

мастер-класс и т.п.).

4.

Перспективный

план

по

обобщению

передового

педагогического

опыта педагогов на учебный год.



В раздел образования