Напоминание

"Подготовка руки к письму"


Автор: Грачёва Любовь Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок"
Населённый пункт: город Алатырь Чувашская Республика
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Подготовка руки к письму"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№ 1 «Теремок» города Алатыря Чувашской Республики

Программа

по дополнительному образованию

детей старшего дошкольного возраста

«Умелые ручки» (подготовка руки к письму)

Составитель: Грачёва Л.А.,

воспитатель 1-й квалификационной категории

г. Алатырь - 2017 г.

«История письма ребенка начинается значительно

раньше того момента, когда учитель впервые

вкладывает ему в руки карандаш и показывает,

как надо писать буквы»

Л.С. Выготский.

Пояснительная записка

Уже давно известно, какие блага несёт моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных

возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Вот

сколько всего может случиться, если начать … с пальчика! Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является

частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных

программ, становятся всё актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка

в дошкольном возрасте, как подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные

трудности с владением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно её держат, не могут ориентироваться в

тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком

маленькие предметы на листе. Письмо-это

сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной

работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это

связано с психофизиологическими особенностями старшего дошкольника, с одной стороны, и с самим процессом письма с

другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для

овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков

ручной умелости. Год от года увеличивается количество первоклассников, которые испытывают большие трудности при

овладении письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Движения их

рук недостаточно точны и целенаправленны. Работа по данной программе направлена на формирование интереса к

выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму.

Цель программы:

Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через развитие мелкой моторики руки,

развитие слухового внимания ребёнка, развитие определённых графических навыков для овладения базовыми навыками

каллиграфии в школе.

Задачи программы:

1.Развивать зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.

2.Формировать терпение, усердие, усидчивость, ручную умелость, графические умения.

3. Развивать пространственную ориентацию: умение ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, в верхнем, нижнем

углу, посередине в верхней строчке, в нижней строчке).

4. Развивать чувство ритма, умение согласовывать слово и движение в определённом ритме.

5. Формировать культуру письма, учебные предпосылки для успешного обучения в школе.

Особенность программы:

Программа составлена в соответствии с ФГОС.

Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.Программа разработана с

учетом

возрастных,

психологических

особенностей

ребенка

старшего

дошкольного

возраста

и

направлена

именно

на

подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с

письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма;

графические навыки. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в

виде игр, в процессе которых используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий.

Это позволяет выстроить процесс обученияв доступной детям форме, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить

сложные умения и навыки .

В программу включены упражнения, направленные на повышение уровня активации больших

полушарий мозга; развитие мелкоймоторики и тактильной (кожной) чувствительности рук; развитие пространственных

представлений; расслабление, нормализацию

мышечного тонуса;

массаж рук с различными предметами,

Во время

проведения

занятий

учитываются

индивидуальные

особенности

каждого

ребёнка,

его

возраст,

настроение,

желание

и

возможности. При выполнении графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и

тщательность выполнения каждого задания.

Ожидаемые результаты:

При успешном освоении программы ребёнок достигает следующие уровни развития умений и навыков:

- соблюдает гигиенические правила письма: сохраняет правильную посадку и положение рук при письме; правильно

держит ручку, карандаш; следит за правильным расположением тетради и ручки (карандаша) при письме;

- знает и выполняет правила работы с тетрадью;

- ориентируется на листе бумаги в клеточку, в тетради, на строке, на странице;

- выполняет штриховку, соблюдая определённые правила;

- самостоятельно рисует простые элементы, фигуры;

- владеет навыками культуры труда;

- у ребёнка развиты память, зрительное и произвольное внимание, восприятие;

- у ребёнка сформированы навыки учебной деятельности;

- умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям;

- у него формируются мелкая моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия;

- ребёнок легко адаптируется в начальном звене школы, у него не возникает проблем с техникой письма.

Принципы реализации программы:

1.

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности:

иллюстрации, образцы, схемы.

2.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно

(от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

3.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип

формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи

окружающего

мира

вместе

с

педагогом,

а

не

просто

пассивно

перенимают

его

опыт.

Партнерство,

соучастие

и

взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Организационно-методическое обеспечение программы

Данная

П

рограмма предназначена для старших дошкольников и ориентирована на освоение ее детьми 6-7 лет, что

соответствует ключевым потребностям данного возраста в формировании готовности к школе. Для успешного освоения

программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся два раза в

неделю, с середины сентября по май, во второй половине дня.

Продолжительность занятий 25 – 30 минут.Всего занятий - 68Форма обучения - очная. Программа предполагает

работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной деятельности с оказанием по

необходимости педагогом индивидуальной помощи каждому ребенку.

Материально – техническое обеспечение рабочей программы

Материалы,оборудование

Учебно-наглядныепособия

Информационные и

технические средства

обучения

1.

Тетрадь в клетку,

2.

Ручка

шариковая

с

синей

п а с т о й

3 .

Бума г а :

ц в е т н а я

д в у х с т о р о н н я я ,

цветная односторонняя, тонированная

4.Ножницы (для аппликативных работ)

5.Клей (для аппликативных работ)

6.Салфетки: бумажная, тканевая.

7.Рабочая клеенка для аппликативной работы

8.Кисти.

9.Цветные карандаши, фломастеры.

11.Цветной пластилин

12.Набор счётных палочек

13.Бусы (Диаметр 1 см)

14Игровые пособия (горох, камешки, ,

резиновые мечи, куклы,

15.Разноцветная бархатная бумага,

клубочки шерстяной нитки.

16. Магнитная доска, магниты

Схемы графических рисунков.

Схемы складывания фигур.

Образцы работ.

Технологические карты

изготовления работы.

Магнитофон, аудиозаписи.

Учебно - тематический план

Сентябрь

п/

п

Тема

Содержание

Задачи

Форма

организаци

и

Кол-

во

часов

1.

Здравствуй,

карандаш

Пальчиковая игра

«Здравстауй, ручка!»

Учимся правильно

держать карандаш

Познакомить детей с правильным хватом карандаша

пальцами рук, правильная посадка, положение листа.

Развивать внимание, слуховое восприятие,

двигательную активность гибкость пальцев, кистей

рук, умение понимать словесные установки.

Совместная

деятельность

1

2.

«Будем

знакомы –

тетрадь!»

Пальчиковая игра

«Здравствуй, ручка!»

Дидактическая игра

«Укрась ковёр»

Познакомить детей с правилами при письме (, с

тетрадью в клетку. Учить детей ориентироваться на

листе бумаги: определять правые и левые ,верхние и

нижние стороны листа, углы.

Совместная

деятельность

1

3.

«Веселый

дождик»

Пальчиковая игра «Я

рисую».

Прорисовка

вертикальных линий

Формировать пространственную ориентацию на

листе бумаги, умение правильно держать карандаш,

проводить вертикальные линии сверху вниз, не

отрывая карандаш от листа бумаги. Развитие

пространственной ориентировки детей на листе

бумаги.

Совместная

деятельность

1

4.

«Дождик

тише,

дождик

громче.»

Пальчиковая игра «Я

рисую».

Прорисовка

вертикальных линий

Продолжать учить правильно держать карандаш,

придавать телу правильное положение, формировать

пространственную ориентацию на

листке бумаги (справа, слева, в центре, в верху, внизу)

Учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим

на карандаш.

Совместная

деятельность

1

Октябрь

Тема

Содержание

Задачи

Форма

Кол-

п/

п

организа-

ции

во

часов

1.

«Строим

забор»

Пальчиковая игра

«Забор»

Игра с палочками

Учить детей «строить» забор из палочек слева

направо, беря по одной палочке правой рукой,

выкладывать их на полоску на расстоянии друг

отдруга, рисовать забор также слева направо, проводя

вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к

низшей, не заходя за них

Совместная

деятельность

1

2.

«Весёлый

забор»

Пальчиковая игра

«Забор»

Прорисовка

вертикальных линий

Учить проводить вертикальные линии сверху вниз,

меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно),

рисовать в ограниченном пространстве. Развивать

моторные движения и действия

правой и левой руки.

Совместная

деятельность

1

3.

«Учимся

рисовать

дорожку»

Пальчиковая игра

«Дорожка»

Прорисовка

горизонтальных линий

Учить детей понимать словесные установки

педагога, выполнять движение по показу, рисовать

прямые горизонтальные линии по середине, слева на

право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать

развивать согласованное действие обеих рук.

Совместная

деятельность

1

4.

«Дорожки

для автомо-

билей»

Пальчиковая игра

«Дорожка»

Прорисовка

горизонтальных линий

Продолжать учить проводить горизонтальные линии

слева на право, не отрывая карандаш от бумаги,

формировать умение пространственной ориентации,

развивать мелкую моторику руки.

Самостоя-

тельная

деятельность

1

5.

«Осень

разно-

цветная»

Пальчиковая игра

«Дерево»

Обрывание бумаги.

Продолжать активизировать моторику рук при

помощи пальчиковой гимнастики. Продолжать

знакомить детей с техникой «обрывание бумаги».

Совместная

деятельность

2

Аппликация «Дерево»

6.

«Чудесный

платочек»

Пальчиковая игра

«Фокус»

Прорисовка

пунктирных линий

Познакомить с пунктирной линией, учить правильно

ее рисовать. Продолжать формировать умение

правильно держать карандаш. Следить за правильной

посадкой ребенка, положением листа бумаги на

столе.

Совместная

деятельность

1

7.

«Осенний

ковёр»

Пальчиковая игра «Я

рисую».

Прорисовка

пунктирных линий

Продолжать формировать умение правильно

рисовать пунктирную линию, используя ее для

украшения платочка, регулировать нажим на

карандаш (слабо, сильнее, сильно), развивать

моторные умения и гибкость рук.

Совместная

деятельность

1

8.

«Разноц-

ветные

фигуры»

Пальчиковая игра

«Пальчики»

Штриховка

горизонтальными

линиями

Познакомить детей с правилами штриховки:

проводить линии только в заданном направление, не

выходя за контуры фигуры (квадрата,

прямоугольника). Соблюдать параллельность линий.

Продолжать активизировать моторику рук при

помощи пальчиковой гимнастики

.

Совместная

деятельность

1

Ноябрь

п/

п

Тема

Содержание

Задачи

Форма

организаци

и

Кол-

во

часов

1.

«Расчески

для куклы»

Пальчиковая игра

«Пальчики».

Штриховка:

Развивать зрительно-моторную координацию,

чувство пространства, умение соблюдать на листе

бумаги направление линий (вертикальные,

Самостоя-

тельная

деятельность

1

вертикальные,

горизонтальные,

наклонные линии

горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу

2.

«Урожай»

Пальчиковая игра

«Урожай»

Штриховка: «Овощи»

Учить детей правильно распределять мышечную

нагрузку руки, выполнять штриховку контурного

рисунка в заданном направлении. Развивать мелкую

моторику. Развивать пространственную

ориентировку детей на листе бумаги.

Совместная

деятельность

1

3.

«Флажки»

Пальчиковая игра

«Фокус»

Штриховка

вертикальными

линиями

Учить детей рисовать вертикальные штрихи,

увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно

заштриховывая треугольник. Продолжать развивать

мышцы пальцев и кистей рук. Развивать чувство

ритма, умение согласовывать темп и ритм движений.

Совместная

деятельность

1

4.

«Украсим

платочек»

Пальчиковая игра

«солнышко и дождик»

Штриховка

наклонными линиями

Учить рисовать наклонные линии, постепенно

заштриховывая ими геометрическую фигуру.

Развивать зрительно-моторную координацию,

умение соблюдать направление линии.

Совместная

деятельность

1

5.

«Тран-

спорт»

Пальчиковая игра

«Путешественники»

Штриховка

«Транспорт»

Развитие пространственных представлений;

расслабление и нормализация мышечного

тонуса.Учить штриховать по заданной линии

Самостоя-

тельная

деятельность

1

6.

Разноц-

ветные

мячи»

Пальчиковая игра

«Фокус»

Ниткопись «Мяч»

Развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности,

внимания, сосредоточенности.

Совместная

деятельность

1

7.

«Испеку я

пирожок»

Пальчиковая игра

«Пирожок»

Лепка из солёного теста

Развитие мелкой моторики рук и тактильной

(кожной) чувствительности рук.Развивать

воображение,

Совместная

деятельность

1

8.

«Сердце»

Пальчиковая

гимнастика «Я рисую»

Оригами «Сердечко»

Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук.

Воспитывать интерес к искусству оригами. Учить

самоконтролю и самооценке.

Совместная

деятельность

1

Декабрь

п/

п

Тема

Содержание

Задачи

Форма

организаци

и

Кол-

во

часов

1.

«Весёлые

картинки»

Пальчиковая игра

«Пирожок»

Упражнение «Обведи

по точкам»

Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая

карандаш от бумаги, развивать пространственное

видение, заштриховывать рисунок аккуратно в

пределах контура рисунка.

Совместная

деятельность

1

2.

«Волны

большие,

волны

малень-

кие»

Пальчиковая игра

«Лодочки»

Прорисовка волнистой

линии

Учить рисовать волнистую линию, слева на право.

Закрепить умение регулировать нажим на карандаш,

продолжать формировать зрительно-моторную

координацию.

Совместная

деятельность

1

3.

«Резные

снежинки»

Пальчиковая игра

«Мороз»

Вырезание ножницами

Упражнять детей в быстром чередовании напряжения

мелкой мускулатуры руки и расслабления.

Формировать умение вырезать по заданным линиям.

Совместная

деятельность

1

Развивать зрительно-моторную координацию,

двигательную активность пальцев.

4.

«Пригла-

шение на

праздник»

Пальчиковая

гимнастика «Я

рисую»

Рисование и вырезание

Воспитывать у детей положительное отношение к

окружающим, желание пригласить их на праздник

ёлки, самостоятельно использовать умение,

полученное в рисовании и аппликации. Продолжать

развивать зрительномоторную координацию.

Самостоя-

тельная

деятельность

1

5.

«Елочка –

зеленая

иголочка»

Пальчиковая игра

«Дерево»

Оригами «Ёлочка»

Развивать внимание, память, логическое и

пространственное воображения, мелкую моторику

рук. Формировать умение следовать устным

инструкциям.

Совместная

деятельность

1

6.

«Новогод-

ние

подарки»

Пальчиковая игра

«Часы»

Прорисовка линий в

различных

направлениях

Развивать воображение зрительно-моторную

координацию, чувство пространства, умение

соблюдать направление линии.

Самостоя-

тельная

деятельность

1

7.

«Ёлочные

игрушки»

Пальчиковая игра

«Встреча»

Упражнение «Обведи

по точкам»

Развивать

восприятие,

про странственную

ориентацию

.Развивать

мелкую

моторику рук

и

глазомер.

Совместная

деятельность

1

8.

«Дед

Пальчиковая игра

Развивать

у

детей

способность

работать

руками,

Совместная

1

Мороз»

«Мороз»

Оригами «Дед Мороз»

п р и у ч а т ь к

точным

движениям

п а л ь ц е в ,

совершенствовать мелкую моторику рук, развивать

глазомер.

деятельность

Январь

п/

п

Тема

Содержание

Задачи

Форма

организа-

ции

Кол-

во

часов

1.

«Ангело-

чек»

Пальчиковая игра

«Часы»

Оригами «Ангелочек»

Упражнять детей в умении складывать бумагу в

разных направлениях. Развивать внимание, слуховое

восприятие, двигательную активность гибкость

пальцев, кистей рук, умение понимать словесные

установки.

Совместная

деятельность

1

2.

«Зимний

лес»

Пальчиковая игра

«Дерево»

Упражнение «Обведи

по точкам»

Продолжать формировать зрительно-моторную

координацию, умение ориентироваться в

пространствелиста. Учить проводить линию

неотрывно.

Самостоя-

тельная

деятельность

1

3.

«Кто

приходил к

нам на

праздник»

Пальчиковая игра

«Встреча»

Лепка

Вызвать у детей эмоциональный отклик от

прошедшего праздника, развивать у детей

воображение умением передавать в лепке

характерные фигурки персонажей: зверей, сказочных

героев. Закрепить технические навыки: умение

вытягивать, сплющивать, раскатывать, сглаживать.

Развивать мелкую моторику.

Самостоя-

тельная

деятельность

1

4.

«Мороз

рисует

узоры на

стекле»

Пальчиковая игра

«Мороз»

Ниткопись.

Развивать воображение, зрительно-моторную

координацию, чувство пространства, умение

соблюдать на листе бумаги направление линий

Совместная

деятельность

1

5.

«Украсим

рукавички»

Пальчиковая игра

«Встреча»

Штриховка линий

разных видов:

горизонтальные,

вертикальные,

волнистые, пунктирные

Закрепить умение проводить линии разных видов:

вертикальные, горизонтальные, волнистые,

пунктирные. Развивать зрительно-моторную

координацию

Самостоя-

тельная

деятельность

1

6.

«Волшеб-

ный

клубочек»

Пальчиковая

гимнастика «Кошка»

Упражнение «Обведи

по точкам»

Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по

точкам в направление стрелок, формировать

восприятия форм предмета, зрительно-двигательную

координацию. Закрепить понятие правый, левый,

верхний угол, нижний угол, верх, низ.

Совместная

деятельность

1

7.

.

«Лодочка»

Пальчиковая игра

«Фигуры»

Штриховка в разных

направлениях

Продолжать формировать умение штриховать

только в заданном направление, не выходить за

контуры фигуры, соблюдать параллельность линей,не

сближать штрихи.

Самостоя-

тельная

деятельность

1

Февраль

п/

п

Тема

Содержание

Задачи

Форма

организаци

и

Кол-

во

часов

1.

«Снего-

вик»

Пальчиковая игра

«Мороз»

Аппликация.

Обрывание бумаги.

Развивать умение выполнять аппликацию способом

обрывания, аккуратно наклевать элементы

аппликации.. Развивать мелкую моторику рук ,

аккуратность, творческое воображение

Совместная

деятельность

1

2.

«Цветы »

Пальчиковая игра

«Цветочек»

Рисование полукругов

Учить ребёнка слышать ритм рисунка и воссоздавать

его.Учить на листочках в клетку рисовать узор из

полукругов по образцу. Формировать умение

анализировать и воспроизводить образец.

Самостоя-

тельная

деятельность

1

3.

«Угощение

для

друзей»

Упражнение «Катаем

шарики»

Рисование круглой

формы

Учить рисовать на листках в клетку предметы

круглой формы, формировать умение различать

форму, величину предмета. Продолжать учить

фиксировать ритм посредством ритмических

рисунков.

Совместная

деятельность

1

4.

«Открытка

для папы»

Пальчиковая игра

«Мороз»

Вырезание ножницами .

Аппликация.

Формировать умение детей выполнять аппликацию,

используя навыки вырезания: круглых форм из

квадратов, овальных из прямоугольников. Вырезать и

наклеивать силуэты танков, самолетов, кораблей по

готовым формам.

Самостоя-

тельная

деятельность

1

5.

«Зима-

красавица»

П а л ьч и ко в а я

и г р а

«Мальчик-с-пальчик»

Вырезание.

Аппликация.

Развивать чувство ритма, координацию

движений.Учить детей вырезать по сложной линии

контура собственной ладони. Развивать глазомер,

двигательную активность пальцев рук.

Совместная

деятельность

1

6.

«Платье для

куклы»

Пальчиковая игра

«Мальчик-с-пальчик».

Учить самостоятельно рисовать колечки, кружки

разных размеров украшая ими вырезанный силуэт

Самостоя-

тельная

1

Прорисовка круглых

форм разного размера.

платья.

деятельность

7.

«Звезда»

Пальчиковая игра

«Луна и звёзды»

Оригами

Упражнять детей в умении складывать бумагу в

разных направлениях. Учить правильно выполнять

словесные инструкции педагога. Развивать внимание,

мелкую моторику рук.

Совместная

деятельность

1

8.

«Теремок»

Пальчиковая игра

«Теремок»

Игра с палочками.

Упражнять детей в умении выкладывать из палочек

предметы. Развивать воображение, щепоть руки,

усидчивость, аккуратность.

Самостоя-

тельная

деятельность

1

Март

п/

п

Тема

Содержание

Задачи

Форма

организаци

и

Кол-

во

часов

1.

«Цветы для

мамы»

Пальчиковая игра

«Цветочек»

Вырезание ножницами

(аппликация)

Развивать у детей эстетическое восприятие, умение

вырезать лепестки круглой формы из бумаги

сложенной несколько раз. Упражнять в быстром

чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и

расслабления.

Совместная

деятельность

1

2.

«Чайный

сервиз

для мамы»

Упражнение «Катание

шарика»

Изопластика

Продолжать развивать щепоть руки, мелкую

моторику. Развивать чувство формы и композиции.

Развивать репродуктивное и творческое

воображение, зрительно - моторную координацию,

Совместная

деятельность

1

глазомер

3.

«Села

птичка на

окошко»

Пальчиковая игра

«Капризная ворона»

Раскрашивание

Продолжать формировать умение обводить рисунки

точно по линиям. Правильно держать карандаш,

раскрашивать в пределах контура. (цветные

карандаши).

Самостоя-

тельная

деятельность

1

4.

«Украсим

шапочки»

Пальчиковая игра

«Капризная ворона»

Штриховка «Шапочки»

Закрепить умение проводить линии разных видов

(вертикальные, горизонтальные, волнистые,

пунктирные). Продолжать формировать

определённые графические навыки для овладения

базовыми навыками каллиграфии в школе.

Самостоя-

тельная

деятельность

1

5.

«Узоры на

коврике»

Пальчиковая игра

«Фигуры»

Графические узоры

Продолжать формировать умение

ориентироваться на листе бумаги,

самостоятельнорисовать графические узоры по

образцу. Развивать

зрительно-моторную

координацию.

Самостоя-

тельная

деятельность

1

6.

«Аленький

цветочек»

Пальчиковая игра

«Цветочек»

Ниткопись

Совершенствовать

трудовые

навыки,

формировать

культуру

труда,

учить

аккуратности,

умению

бережно

и

экономно

использовать

материал,

содержать в порядке рабочее место.

Развивать воображение,

Совместная

деятельность

1

7.

«В стране

П а л ьч и ко в а я

и г р а

Продолжать формировать умение

Самостоя-

1

геометрии»

«Фигуры»

Штриховка Фигуры»

детейзаштриховывать фигуры разными

способами:горизонтальными,

вертикальными,

наклонными,волнистыми линиями, не выходя за

контурырисунка, соблюдать параллельность линий

ирасстояние между ними.

тельная

деятельность

8.

«Мои

любимые

игрушки»

Пальчиковая игра

«Мышки»

Изопластика

Развивать у детей эмоциональное отношение

кобразу, вызывать стремление

самостоятельновыбирать любимый персонаж и

передавать егохарактерные признаки, используя

приём изопластики, развивать мелкую моторику

рук.

Совместная

деятельность

1

Апрель

п/

п

Тема

Содержание

Задачи

Форма

организа-

ции

Кол-

во

часов

1.

«Учимся

писать

цифру 1»

Пальчиковая игра

«Теремок»

Игра с палочками

Прорисовывание

цифры 1

Учить согласовывать свои действия с инструкциями

педагога, закрепить понятия пространственных

ориентации: слева на право ,сверху вниз, верхний

левый угол.

Совместная

деятельность

1

2.

«Учимся

писать

цифру 2»

Пальчиковая игра

«Мальчик-с-пальчик»

Игра с палочками

Прорисовывание

цифры 2

Учить согласовывать свои действия с инструкциями

педагога, закрепить понятия пространственной

ориентации: слева направо, сверху вниз, верхний

левый угол. Развивать слуховое восприятие, следить

за правильным хватом карандаша.

Совместная

деятельность

1

3.

«Учимся

писать

цифру 3»

Пальчиковая игра

«Мышки»

Игра с палочками

Прорисовывание

цифры 3

Учить согласовывать свои действия с инструкциями

педагога, закрепить понятия пространственных

ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний

левый угол. Развивать слуховое восприятие, следить

за правильным хватом карандаша.

Совместная

деятельность

1

4.

«Учимся

писать

цифру 4»

Пальчиковая игра

«Луна и звёзды»

Игра с палочками

Прорисовывание

цифры 4

Учить согласовывать свои действия с инструкциями

педагога, закрепить понятия пространственной

ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний

левый угол. Развивать внимание, сосредоточенность,

следить за правильным захватом орудия письма.

Совместная

деятельность

1

5.

«Учимся

писать

цифру 5»

Пальчиковая игра

«Теремок»

Игра с палочками

Прорисовывание

цифры 5

Продолжать учить согласовывать свои действия

синструкциями педагога, закрепить

понятияпространственных

ориентации..Развиватьвнимание, сосредоточенность,

следить заправильным положением тела во время

письма.

Совместная

деятельность

1

6.

«Учимся

писать

цифру 6»

Пальчиковая игра

«Солнышко и дождик»

Игра с палочками

Прорисовывание

цифры 6

Продолжать учить согласовывать свои действия

синструкциями педагога, закрепить

понятияпространственных ориентации.

Развиватьвнимание, сосредоточенность, следить за

правильным положением тетради во время письма.

Совместная

деятельность

1

7.

«Учимся

писать

цифру 7»

Пальчиковая игра

«Мышки»

Игра с палочками

Продолжать учить согласовывать свои действия

синструкциями педагога, закрепить

понятияпространственных ориентации.

Развиватьвнимание, сосредоточенность, следить за

Совместная

деятельность

1

Прорисовывание

цифры 7

правильным положением тела.

Совершенствоватьдвигательные функции руки

8.

«Учимся

писать

цифру 8»

Пальчиковая игра

«Мальчик-с-пальчик»

Игра с палочками

Прорисовывание

цифры 8

Совершенствовать умение согласовывать свои

действия с инструкциями педагога, закрепить

понятия пространственных ориентации. Развивать

внимание, сосредоточенность, следить за правильным

положением тела, карандаша. Совершенствовать

графо моторные навыки.

Совместная

деятельность

1

9.

«Учимся

писать

цифру 9»

Пальчиковая игра

«Луна и звёзды»

Игра с палочками

Прорисовывание

цифры 9

Продолжать совершенствовать умение согласовывать

свои действия синструкциями педагога, закрепить

понятияпространственных ориентации.

Развиватьвнимание, сосредоточенность, следить

заправильным положением тела, карандаша.

Совершенствовать графомоторные навыки.

Совместная

деятельность

1

Май

п/

п

Тема

Содержание

Задачи

Форма

организа-

ции

Кол-

во

часов

1.

«Учимся

писать

цифру 10»

Пальчиковая игра

«Теремок»

Игра с палочками

Прорисовывание

цифры 10

Согласовывать свои действия синструкциями педагога,

закрепить понятияпространственных ориентации.

Развиватьвнимание, сосредоточенность, следить

заправильным положением тела, карандаша.

Совершенствовать графомоторные навыки

Совместная

деятельность

1

2.

«Путешес-

твие божьей

коровки»

Пальчиковая игра

«Жучок»

Упражнение «Дорисуй

картинку»

Закрепить понятие пространственных ориентаций:

справа налево, правый верхний и левый нижний

углы, сверху вниз, слева на право, наклонные линии.

Развивать умение дорисовывать и располагать

изображение на всем листе бумаги, раскрашивать

аккуратно в пределах контура рисунка.

Совместная

деятельность

1

3.

«Сказоч-

ные

цветы»

Пальчиковая игра

«Цветочек»

Штриховка «Сказочные

цветы»

Закрепить умение рисовать линии разного вида:

прямые, пунктирные, волнистые, спиралевидные, в

разных направлениях.Закрепить умение штриховать,

соблюдая параллельность.Развивать воображение.

Самостоя-

тельная

деятельность

1

4.

«Чудная

картина»

Пальчиковая игра

«Фигуры»

Упражнение «Обведи

по точкам»

Продолжать совершенствовать умение детей

обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от

бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно, соотносить

направление штрихов с формой рисунка.

Формировать зрительно-моторную координацию.

Самостоя-

тельная

деятельность

1

5.

«В гостях у

Золушки»

Пальчиковая игра

«Фигуры»

Штриховка «Дворец»

Закрепить умение детей заштриховывать фигуры

разными способами: горизонтальными,

вертикальными, наклонными, волнистыми линиями,

не выходя за контуры рисунка, соблюдать

Самостоя-

тельная

деятельность

1

параллельность линий и расстояние между ними.

6.

«Гусени-

ца»

Упражнение «Катаем

шарики»

Техника «бумажные

шарики»

Упражнять детей в умении скатывать бумажные

комки. Развивать щепоть руки. Упражнять в

правильном распределении мышечной нагрузки

руки.

Совместная

деятельность

1

7.

.

«На лугу»

Пальчиковая игра

«Лето»

Ниткопись «Цветы»

Закреплять умение детей выкладывать нитки по

заранее намеченному контуру. Развивать внимание,

глазомер, зрительную память, усидчивость,

аккуратность, фантазию, образное мышление,

мелкую моторику.

Совместная

деятельность

1

Литература:

1.Т.И. Гризик «Подготовка ребёнка к обучению письму», Москва «Просвещение», 2007 г.

2.Е.А. Ульева «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет», Москва «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2012 г.

3. Е.М. Косина «Гимнастика для пальчиков», Москва «Олма-Пресс», 2001 г.

4. С.Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения», Москва,»ТЦ Сфера», 2006 г.

5.Н.В. Новотворцева «Обучение письму в детском саду» , Ярославль, ООО «Академия развития», 2012 г.

-Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Теремок» города Алатырь

РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА

на заседании Заведующий

Совета педагогов

_______ ___________

Протокол №_____ Приказ №_____

от «___»__________20__года от«___»_________20__года

Программа

по дополнительному образованию

детей старшего дошкольного возраста

«Умелые ручки» (подготовка руки к письму)

Составитель: Грачёва Л.А., воспитатель 1-й квалификационной категории

г. Алатырь - 2017 г.



В раздел образования