Напоминание

Проблемы, возникающие при введении детей ОВЗ в общеобразовательную группу ДОУ и способы их решения


Автор: Захарченко Александра Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №13
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы, возникающие при введении детей ОВЗ в общеобразовательную группу ДОУ и способы их решения
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ

РЕБЕНКА С ОВЗ В ОБЩЕРАЗВИВАЮЩУЮ ГРУППУ ДОУ

Александра Владимировна Захарченко, Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение №13 города Томска

Современная

образовательная

политика

РФ

направлена

на

получение

качественного

образования

детьми

как

развивающимися

в

норме,

так

и

имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ). Инклюзивное

образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим

определенные

особенности

в

развитии

и

здоровье.

Согласно

закону

«Об

образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012г., каждый ребенок имеет

право обучаться с остальными, а, следовательно, образовательные учреждения

обязаны предоставить всем детям эту возможность.

В

связи

с

введением

данного

закона

одной

из

значимых

проблем

современного

образования

выступил

процесс

формирования

толерантности.

Под толерантностью мы понимаем терпимость к иному мировоззрению, образу

жизни, поведению и обычаям. Толерантность означает уважение и принятие

людей, которые в чем-то отличаются от нас.

При

реализации

данного

закона

образовательные

организации

столкнулись со следующими проблемами:

1)

Неготовность

некоторых

педагогов

работать

в

условиях

инклюзии:

трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с

инвалидностью

или

ОВЗ

педагогов,

не

имеющих

специального

образования в этой области;

2)

Непринятие

родителями

здоровых

детей

идеологии

инклюзивного

образования:

нежелание

обучать

своих

детей

в

группе

с

детьми,

имеющими ОВЗ;

3)

Неадекватное

восприятие

нормально

развивающимися

детьми

сверстников с инвалидностью или ОВЗ.

Неготовность педагогов к приему в группу «особых» детей проявляется в

страхе перед неизвестным, убежденности в нанесении вреда для остальных

участников процесса, негативных установках и предубеждениях, нежелании

учиться, менять и расширять формы и методы работы. Однако, стоит заметить,

что данные негативные факторы, в основном, имеют причину в недостатке

контактов с детьми, имеющими инвалидность, либо ОВЗ. Слыша диагноз и не

видя

самого

ребенка,

педагоги

чувствуют

тревожность

по

поводу

того,

справятся ли они с обучением такого ребенка. Часто, стоит только педагогам

познакомиться

с

ребенком

лично,

и

большая

часть

надуманных

проблем

отпадает

сама

собой.

Сотрудничество

с

педагогами,

уже

имеющими

опыт

работы с детьми, имеющими инвалидность, либо ОВЗ, ознакомление с новыми

приемами

и

методами

дает

стимул

для

дальнейшего

роста

и

реализации

полученных

знаний

на

практике.

Таким

образом,

педагоги

постепенно

принимают

идею

инклюзии,

и

это

позволяет

превратить

препятствия

и

ограничения в возможности и успехи детей, имеющих особые потребности.

Следующей проблемой внедрения инклюзивного образования является

нежелание родителей детей нормы обучать своих детей совместно с детьми,

имеющими ОВЗ. Это обуславливается тревогой о качестве образовательного

процесса,

о

том,

насколько

комфортно

будет

чувствовать

себя

здоровый

ребенок, не будет ли он ущемлен в правах, в результате того, что при появлении

ребенка

с

ОВЗ

в

группе

общеразвивающего

вида

повышенное

внимание

педагога будет уделено именно такому воспитаннику. Просвещение родителей

по данному вопросу осуществляется через консультации, участие психологов в

родительских собраниях, проведение тренинговых занятий, распространение

памяток, оформление стендов. Большую роль играет опыт групп, в которых уже

находятся дети, имеющие инвалидность, либо ОВЗ. Сравнение результатов

мониторинга

«Отчет

о

прогрессе

ребенка»(

Хансен

К.А.,

Кауфманн

К.А.),

регулярно

проводимого

в

как

в

инклюзивных,

так

и

в

обычных

группах,

показало, что развитие и успешность ребенка не зависит от наличия в ней

ребенка с ОВЗ.

МАДОУ

№13

г.Томска посещают

10

детей-инвалидов

с

различными

нарушениями,

а

также

18

детей

с

ОВЗ.

Все

они

обучаются

по

системе

инклюзивного образования в общеобразовательных группах. Наш опыт показал,

ч то ,

во п р е к и

р од и т е л ь с к и м

с т р а ха м,

с о вме с т н о е

о бу ч е н и е

и

времяпрепровождение

детей

нормы

и

детей,

имеющих

инвалидность,

либо

ОВЗ, никоим образом не затормаживает развитие детей нормы, а напротив,

способствует развитию таких необходимых личностных качеств воспитанников,

как

толерантность,

социальная

компетентность,

навыки

решения

межличностных проблем. В процессе совместных мероприятий дети учатся

обсуждать проблемы, слушать и слышать мнение другого, отстаивать свою

точку зрения, разрешать конфликты путём переговоров. В итоге, они учатся

признавать право любого человека быть «другим».

Проблема адекватного восприятия детей с инвалидностью, либо ОВЗ

детьми

нормы

решается

при

помощи

проведения

тренинговых

занятий,

в

результате проведения которых дети могут сделать вывод, что все люди разные

и каждый из нас хорош по-своему, каждый ребенок уникален и у каждого свой

потенциал. Все люди отличаются друг от друга – внешностью, привычками,

умениями, знаниями. Поэтому все мы нужны, полезны и интересны друг другу.

Особенно эффективной при введении ребенка с инвалидностью, либо ОВЗ

оказалась работа с ростовой куклой. Это набивная, мягкая кукла, размером

примерно с пятилетнего ребенка. Главной отличительной особенностью куклы

служит

ее

способность

к

вариативности.

Данная

кукла,

в

зависимости

от

поставленной задачи может выступать мальчиком, либо девочкой, она может

иметь различные физические недостатки. Кукла выступает промежуточным

объектом

взаимодействия

между

детьми

нормы

и

детьми

ОВЗ.

На

первоначальных этапах подготовки введения ребенка с инвалидностью, либо

ОВЗ

в

общеразвивающую

группу,

психолог

знакомит

детей

с

куклой,

представляющей дошкольника с тем же недостатком, либо диагнозом, как и

ожидаемый

ребенок.

Через

куклу

с

детьми

отрабатываются

возможные

проблемные ситуации, правила взаимодействия, прививается понимание того,

что «особенный» ребенок по сути – такой же как они – любящий играть и

общаться со сверстниками, умеющий веселиться и радоваться жизни. Таким

образом, происходит формирование адекватного, уважительного отношения к

детям с особыми образовательными потребностями, отношения на равных, без

страха и снисходительности.

Вывод:

Инклюзивное обучение дает возможность всем детям в полном объеме

получать необходимое образование, обладает ресурсами, направленными на

стимуляцию

развития

эмпатии,

толерантности,

социальной

компетентности

всех участников образовательного процесса.

Список литературы:

1.

Голубь А.С. Формирование толерантного отношения здоровых детей среднего

дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями при инклюзивном

образовании.

Дошкольное

образование:

проблемы,

перспективы

и

возможности/Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 6-

7 апреля 2016г. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 272с.

2.

В о в к

Л . А .

То л е р а н т н о с т ь

к а к

с п о с о б н о с т ь

п о н я т ь

и

п р и н я т ь

другого/Л.А.Вовк//Валеология: научно-практический журнал. – 2003. - №3.- С.51-

52.



В раздел образования