Напоминание

"Данное и новое в тексте. Способы связи предложений в тексте"


Автор: Шейкина Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: ст. Тбилисская Краснодарского края
Наименование материала: мультимедийная презентация
Тема: "Данное и новое в тексте. Способы связи предложений в тексте"
Раздел: полное образование





Назад




ДАННОЕ и НОВОЕ в тексте.

Способы связи предложений в тексте.

Связь предложений в тексте

– это прежде всего связь

смыслов.

Ак. Л.В.Щерба

Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями

великого человека есть наука замечательная.

(А.С.Пушкин)

В предложении обычно выделяются ДВЕ ЧАСТИ:

Рассмотрим примеры:

Самая большая цель жизни –

увеличивать добро в окружающем

нас. А добро – это прежде всего

счастье для всех людей. Оно

слагается из многого, и каждый раз

жизнь ставит перед человеком

задачу, которую важно уметь решать.

(Д.С.Лихачёв)

Рассмотрим схему строения текста

ЦЕПНАЯ – это такая связь предложений в тексте, при которой

мысль развивается как бы по цепочке:

Что такое счастье? Соучастье в добрых человеческих

делах. (Н.Н.Асеев)

Счастье – соучастье.

Какая вообще задача у литературы , у искусства? Задача –

запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то,

что есть в человеке наилучшего, красивого, честного,

благородного. (М.Горький)

Задача – задача.

Цепным способом,

при помощи лексических и

морфологических средств связи,

присоединяются не

только предложения, но и смысловые части текста.

При ЦЕПНОЙ связи предложений в тексте используются

следующие лексические средства связи:

Лексический повтор:

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека.

Огонь этот жжёт, греет, освещает (Л.Толстой)

Однокоренные слова:

Имена героев Великой Отечественной для нас

святы. Вспоминая поимённо каждого, мы отдаём им дань уважения к их

незабвенному подвигу .

Синонимы лексические:

За свою жизнь И.К.Айвазовский написал около

шести тысяч морских пейзажей. Его картины есть почти во всех музеях

мира. (О. Туберовская). Меня всегда пленял дар Андроникова-артиста.

Талант его необычен и являл себя особенным блеском, когда выступал

Андроников не в большом зале.., а в комнате перед двумя-тремя…

артистами. (Л.Чуковская)

Синонимы текстовые (контекстные):

Наша память хранит с

малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет

собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров,

полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников

жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин. (А.Блок)

Антонимы:

У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на

все времена. (А.Лиханов)

Кроме лексических, есть МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ средства связи

предложений в тексте:

Местоимение:

Точность и краткость – вот первые

достоинства прозы. Они требуют мыслей и мыслей – без

них блестящие выражения ни к чему не служат. (А.Пушкин)

Наречие:

Мы читаем у Пушкина стихи гладкие, такие

простые, и нам кажется, что у него

так

и вылилось это в

такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда

для того, чтобы вышло

так

просто и гладко. (Л.Толстой)

Союз:

Всякий великий писатель оставляет за собой школу.

И Пушкин оставил школу и последователей. (А.Островский)

Практическая работа: укажите средства связи

предложений в тексте и способы связи частей текста

… 1) У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. 2)Он

входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца.

3)Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще

слушать чтение, чем читать самому. 4)Со слуха я знал его «Сказку о царе

Салтане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения

Онегина», «Жениха». 5)Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в

жизни самостоятельно прочитанной книгой. 6)Я помню формат книги, её

запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со

слуха историю.

7)Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошёл

до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошёл снег, и

это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической

силы, изошедшей от пушкинской страницы. 8)С того вечера я стал

читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину.

(А.Твардовский)

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ связь предложений в тексте

В текстах с ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ все предложения, начиная со второго,

конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении:

Тишина

Тёплый, солнечный день.

Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце.

Стрекочут, как летом, кузнечики. Пересвистываются птицы.

Удивительная тишина.

(Ф.Абрамов)

1.

2.

3.

4.

5.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ связь предложений в тексте может быть особо

подчёркнута, усилена их одинаковым началом или одинаковым

концом.

Одинаковое НАЧАЛО

нескольких соседних предложений

называется

АНАФОРОЙ

:

Вы думаете, павшие молчат.

Они кричат

, когда покой, когда

Конечно, да, вы скажете.

Приходят в город ветры полевые,

Неверно!

И со звездою говорит звезда,

Они кричат

, пока ещё стучат,

И памятники дышат, как живые.

Сердца живых и осязают нервы.

Они кричат

и будят нас, живых,

Они кричат

не где-нибудь, а в нас,

Невидимыми, чуткими руками.

За нас кричат, особенно ночами,

Они

хотят, чтоб памятником их

Когда стоит бессонница у глаз

Была земля с пятью материками.

И прошлое толпится за плечами.

(Е.Исаев. «Суд памяти»)

Одинаковая КОНЦОВКА нескольких соседних предложений

называется ЭПИФОРОЙ.

Самое лучшее и дорогое –

Родина.

Горе твоё – это наше горе ,

Родина.

Правда твоя – это наша правда ,

Родина

.

Слава твоя – это наша слава,

Родина!

(Р.Рождественский)

Иногда АНАФОРА и ЭПИФОРА используются в одном тексте

для придания ему ещё большей выразительности:

Утекает

детство, как вода,

Утекает

детство, но в наследство

Остаётся людям песня детства,

Память остаётся

навсегда.

Утекает

юность, как река,

То, что утекает, не вернётся.

От неё лишь подвиг остаётся,

Память остаётся

на века.

(Р.Гамзатов)

Практическая работа: укажите средства связи

предложений в тексте и способы связи частей текста.

1)Доброта, терпимость, взаимное прощение обид

переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря

на семейную многочисленность. 2)Ругань, зависть,

своекорыстие не только считались грехом. 3)Они просто

лично невыгодны для любого члена семьи.

4)Любовь и согласие между родственниками давали начало

любви за пределами дома. 5)От человека, не любящего и не

уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к

другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду.

(В.Белов. «Лад»)



В раздел образования