Автор: Шейкина Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: ст. Тбилисская Краснодарского края
Наименование материала: мультимедийная презентация
Тема: "Данное и новое в тексте. Способы связи предложений в тексте"
Раздел: полное образование
ДАННОЕ и НОВОЕ в тексте.
Способы связи предложений в тексте.
Связь предложений в тексте
– это прежде всего связь
смыслов.
Ак. Л.В.Щерба
Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями
великого человека есть наука замечательная.
(А.С.Пушкин)
В предложении обычно выделяются ДВЕ ЧАСТИ:
Рассмотрим примеры:
•
Самая большая цель жизни –
увеличивать добро в окружающем
нас. А добро – это прежде всего
счастье для всех людей. Оно
слагается из многого, и каждый раз
жизнь ставит перед человеком
задачу, которую важно уметь решать.
(Д.С.Лихачёв)
Рассмотрим схему строения текста
ЦЕПНАЯ – это такая связь предложений в тексте, при которой
мысль развивается как бы по цепочке:
•
Что такое счастье? Соучастье в добрых человеческих
делах. (Н.Н.Асеев)
Счастье – соучастье.
•
Какая вообще задача у литературы , у искусства? Задача –
запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то,
что есть в человеке наилучшего, красивого, честного,
благородного. (М.Горький)
Задача – задача.
Цепным способом,
при помощи лексических и
морфологических средств связи,
присоединяются не
только предложения, но и смысловые части текста.
При ЦЕПНОЙ связи предложений в тексте используются
следующие лексические средства связи:
Лексический повтор:
Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека.
Огонь этот жжёт, греет, освещает (Л.Толстой)
Однокоренные слова:
Имена героев Великой Отечественной для нас
святы. Вспоминая поимённо каждого, мы отдаём им дань уважения к их
незабвенному подвигу .
Синонимы лексические:
За свою жизнь И.К.Айвазовский написал около
шести тысяч морских пейзажей. Его картины есть почти во всех музеях
мира. (О. Туберовская). Меня всегда пленял дар Андроникова-артиста.
Талант его необычен и являл себя особенным блеском, когда выступал
Андроников не в большом зале.., а в комнате перед двумя-тремя…
артистами. (Л.Чуковская)
Синонимы текстовые (контекстные):
Наша память хранит с
малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет
собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров,
полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников
жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин. (А.Блок)
Антонимы:
У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на
все времена. (А.Лиханов)
Кроме лексических, есть МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ средства связи
предложений в тексте:
Местоимение:
Точность и краткость – вот первые
достоинства прозы. Они требуют мыслей и мыслей – без
них блестящие выражения ни к чему не служат. (А.Пушкин)
Наречие:
Мы читаем у Пушкина стихи гладкие, такие
простые, и нам кажется, что у него
так
и вылилось это в
такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда
для того, чтобы вышло
так
просто и гладко. (Л.Толстой)
Союз:
Всякий великий писатель оставляет за собой школу.
И Пушкин оставил школу и последователей. (А.Островский)
Практическая работа: укажите средства связи
предложений в тексте и способы связи частей текста
… 1) У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. 2)Он
входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца.
3)Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще
слушать чтение, чем читать самому. 4)Со слуха я знал его «Сказку о царе
Салтане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения
Онегина», «Жениха». 5)Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в
жизни самостоятельно прочитанной книгой. 6)Я помню формат книги, её
запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со
слуха историю.
7)Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошёл
до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошёл снег, и
это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической
силы, изошедшей от пушкинской страницы. 8)С того вечера я стал
читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину.
(А.Твардовский)
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ связь предложений в тексте
•
В текстах с ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ все предложения, начиная со второго,
конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении:
Тишина
Тёплый, солнечный день.
Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце.
Стрекочут, как летом, кузнечики. Пересвистываются птицы.
Удивительная тишина.
(Ф.Абрамов)
1.
2.
3.
4.
5.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ связь предложений в тексте может быть особо
подчёркнута, усилена их одинаковым началом или одинаковым
концом.
Одинаковое НАЧАЛО
нескольких соседних предложений
называется
АНАФОРОЙ
:
Вы думаете, павшие молчат.
Они кричат
, когда покой, когда
Конечно, да, вы скажете.
Приходят в город ветры полевые,
Неверно!
И со звездою говорит звезда,
Они кричат
, пока ещё стучат,
И памятники дышат, как живые.
Сердца живых и осязают нервы.
Они кричат
и будят нас, живых,
Они кричат
не где-нибудь, а в нас,
Невидимыми, чуткими руками.
За нас кричат, особенно ночами,
Они
хотят, чтоб памятником их
Когда стоит бессонница у глаз
Была земля с пятью материками.
И прошлое толпится за плечами.
(Е.Исаев. «Суд памяти»)
Одинаковая КОНЦОВКА нескольких соседних предложений
называется ЭПИФОРОЙ.
Самое лучшее и дорогое –
Родина.
Горе твоё – это наше горе ,
Родина.
Правда твоя – это наша правда ,
Родина
.
Слава твоя – это наша слава,
Родина!
(Р.Рождественский)
Иногда АНАФОРА и ЭПИФОРА используются в одном тексте
для придания ему ещё большей выразительности:
Утекает
детство, как вода,
Утекает
детство, но в наследство
Остаётся людям песня детства,
Память остаётся
навсегда.
Утекает
юность, как река,
То, что утекает, не вернётся.
От неё лишь подвиг остаётся,
Память остаётся
на века.
(Р.Гамзатов)
Практическая работа: укажите средства связи
предложений в тексте и способы связи частей текста.
1)Доброта, терпимость, взаимное прощение обид
переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря
на семейную многочисленность. 2)Ругань, зависть,
своекорыстие не только считались грехом. 3)Они просто
лично невыгодны для любого члена семьи.
4)Любовь и согласие между родственниками давали начало
любви за пределами дома. 5)От человека, не любящего и не
уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к
другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду.
(В.Белов. «Лад»)