Напоминание

"Музыкально-театрализованная деятельность"


Автор: Ковалева Елена Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: чдоу "детский сад №178 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город кемерово, кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкально-театрализованная деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная

форма

музыкального

воспитания,

способствующая

формированию

творческой личности ребёнка. Через театрализованную игру

ребёнок получает больше информации об окружающем мире, у

него развивается память и воображение, он переживает различные

эмоциональные состояния, а самое основное - учится творить. Музыкально-

театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью.

Участие в ней ребёнка прививает ему устойчивый интерес к литературе и

театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию

новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные

контакты в

плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время

эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия

на

него.

Любая

работа

с

детьми

подразумевает

работу

с

педагогами

и

родителями, так как ребёнок на музыкальном занятии находится всего 25-30

минут, а всё остальное время он проводит в группе и дома, поэтому свою

работу мы строим в тесной взаимосвязи как с педагогами, так и с родителями

моих воспитанников.

В своей работе

мы использовали различные формы организации

театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях мы учим детей

понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и

целых музыкальных

построений,

анализировать

прослушанное,

используя комплекс средств музыкальной выразительности. В

движениях,

при

исполнении

пластических

этюдов

и

танцевальных

композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать

целостный

музыкальный

образ.

Возможность

высказаться

предоставляла

каждому ребенку. Все средства, используемые нами на музыкальных

занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребёнку лучше понять

музыку, глубже проникнуть в её содержание, а потом музыка помогала детям

выразительнее исполнить тот или иной образ.

Чтобы ребенок овладел необходимыми знаниями и умениями,

проявил творческие способности, ему необходимы яркие впечатления. Чем

богаче опыт малыша, тем ярче проявятся его творческие данные.

Поэтому, мы считаем, очень важным с самого раннего детства приобщить

ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать

развивать творческие способности детей, тем больших результатов

можно достичь.

Театрализацию в работе с детьми используем с самого младшего

возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки

животных,

имитируя

их

движения,

голоса.

С

возрастом

задачи

по

театрализованной

деятельности

усложнялись,

дети

инсценировали

небольшие

сказки,

поэтические

произведения.

К

театрализации

мы

обязательно привлекали воспитателей, которые с удовольствием брали на

себя роли героев сказок. Приобщали родителей к подготовке спектаклей, тем

самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Также нами

были

разработаны

консультации

и

рекомендации

для

родителей,

освещающие вопросы театрального просвещения детей дома. Совместные

мероприятия взрослых, более старших детей и и воспитанников создавали

обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

С малышами мы уделяли внимание отражению сказочных образов

животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и

маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на

землю, также использовала упражнения по психогимнастике: полил дождик,

дует ветер, солнышко, туча.

Работали над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.

При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в

инсценировках,

желания

играть

роль.

Большое

внимание

уделяли

речи

ребенка,

правильному

произношению

слов,

построению

фраз,

старалась

обогатить

речь.

Вместе

с

детьми

мы

сочиняли

маленькие

истории,

придумывали

диалоги

героев.

Дети

могли

самостоятельно

сочинить

и

обыграть какую-либо историю. Таким образом проходят занятия сценречью

на начальном этапе воплощения этого большого раздела программы.

В танцевальном творчестве, на занятиях по сцендвижению внимание

уделяли воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах –

зверюшек, снежинок, петрушек, цветов, активно использовала различные

атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к

изготовлению

которых

активно

привлекались

родители

воспитанников.

Добиваясь

яркой

передачи

разнопланового

образа

использовала

игры

на

внимание,

фантазию.

В

танцевальном

творчестве

ребенок

приобретает

возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в

себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной

сферы.

Наши воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более

развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с

применением

разнообразных

движений, умеют

согласовывать

свои

действия

с действиями

партнеров,

не

заслоняя

их, находить

выразительные

средства

исполнения

роли.

Этому

способствовали

специальные

упражнения,

направленные

на

выработку

выразительности

жестов.

Для

стимуляции

и

развития

детского

музыкального

творчества

мы

всегда

поддерживали

инициативы

импровизирования

на

музыкальных

инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности, что,

в

свою

очередь,

позволило

развить

в

детях

«живой»

интерес

к

занятиям

музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление.

Занимаясь с детьми,

старались

вызвать у них положительные эмоции,

Думаем, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные

игры,

что

помогает

ученикам

расслабиться,

снять

напряжение,

создает

радостную атмосферу.

На занятиях мы используем театральные этюды. Театральные игры-

этюды

развивают

у

детей

творческое воображение,

фантазию,

мышление, восприятие, память. В процессе игр дети вырабатываются

навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений,

отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Для развития

у детей эмоций мы также включали в занятии по музыкальному воспитанию

соответствующие упражнения. Такие игры рассчитаны на активное

участие

в

них

ребенка,

который

становится

не

пассивным

исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического

процесса.

Уже

в

первый

год

обучения

мы

старались

объединить

театрализованные

игры

с

элементами

театрального

спектакля

или

постановки, инсценировки песни в единое целое.

Работу по постановке мини-спектакля, музыкальной сценки мы

начинаем с проектирования предметно - развивающей среды . Выделили

следующие

основные

составляющие:

пространство,

время

и

предметное

окружение.

Нами

был

подобран

репертуар,

практический

материал

для

работы с детьми. Совместно с педагогами и родителями были изготовлены

различные виды декораций, реквизит. Родители принимали активное участие

в изготовлении костюмов, атрибутов и декораций к нашим постановкам.

Любимый литературный жанр у детей в любом возрасте –

сказка. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления. Сказка,

являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает

его воображение, а музыка «наполняет сказочные образы живым биением

сердца и трепетом мыслей».

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение

сказочных

событий. Продуманный подбор музыкальных произведений

создаёт

необходимое

настроение,

усиливает

впечатления,

вызывает

эмоциональный

отклик.

Через

музыку

познаётся

и

красота

природы,

присутствующая во всех сказках. В театральных постановках дети поют,

исполняют

знакомые

и

специально

выученные

песни

и

танцы.

Мы

стараемся разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль

больше

детей.

Подбирая сказки для спектаклей, шли от простого к сложному. Для начала

разыгрывали с детьми небольшие музыкальные сказки: «Кот, петух и лиса»

( муз. В. Герчик), «Теремок» (муз. Т. Попатенко), «Маша и медведь» (муз. Е.

Тиличеевой). В этих сказках звучит инструментальная и вокальная

музыка, что намного облегчает детям целостное восприятие музыкальных

образов. При распределении ролей учитываем пожелания детей быть тем

или

иным

персонажем,

одобряем

выбор.

Иногда,

тактично

направляем ребёнка на изменение роли, стараясь не обидеть его и

убедить в том, что он неправ, выражая уверенность , что все юные

актеры прекрасно справятся с ролью, например, зайца, потому, что хорошо

представляют себе, как он выглядит, какой он трусливый, какой быстроногий

(поэтому их и называют - «побегайками»). Очень часто используем в

своей работе прием, который мастерски применял С.Я. Маршак,

описывая движения кошки: «прыг», «шмыг», «кувырком», «клубком». Эти

выразительные слова очень точно характеризуют каждое движение

кошки. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые

присутствовали

почти во

всех

сказках,

применяли

двигательные

импровизации, которые проводили без предварительной подготовки, с

элементами ритмопластики. Эти двигательные импровизации на

практике оказались очень эффективными.

Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски;

прячутся от хозяйки, которая их хочет наказать; просят у своих

хозяев чего-нибудь вкусненького.

Гуси идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на берег

и отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку, чтобы

она их накормила.

Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят

на жердочке.

Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети,

положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких

актёров.

Работая

над

выражением

лица,

постигая

язык

тела

,

дети

постепенно овладевали и средствами

выразительности,

которые

им

помогали

добиться

успеха

на

подмостках

детского

театра,

почувствовать уверенность в себе и в своих возможностях.

На выступлениях ребята проявляли творческую самостоятельность и

часто вносили в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Исполняя

роль, ребенок может не только представлять, но и реально

эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.

Для достижения сценической выразительности мы выбирали

такой темп спектакля, который вызывал наибольший эффект у зрителей.

Декорации тоже имеют большое значение для постановки спектакля, но если

действия актёров не заставили

зрителя поверить в происходящее, то и

никакие декорации не помогут.

Анализируя усвоение детьми содержания сказок, мы пришли к

выводу, что стихотворный текст запоминается детьми легче, и

поэтому стали предлагать им сказки для постановки в стихотворной

форме. Учитывая возрастные особенности детей, старались не

допустить их перегрузки и заранее распределяли обязанности между

всеми, кто готовит постановку. Участие детей в действиях, которые

происходят

в

сказке,

расширяет

их

кругозор,

улучшает

мыслительную

деятельность, развивает творческие способности. Заканчивали мы сказочный

спектакль заключительной песней о дружбе, выученной

на музыкальном

занятии.

Артистические способности детей развивались от

выступления

к

выступлению. Во время обсуждения и пересказа

содержания сказки я каждый раз уточняли их ролевое поведение,

создавали условия для театрально-игровой деятельности и старались

грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми.

В работе с детьми мы использовали различные способы организации

музыкально-театральной деятельности:

-

на

первом

этапе

работы

над

сказкой

предлагали

коллективно

воспроизвести текст сказки (рассказа);

- на втором этапе предлагали одному ребенку читать за всех героев сказки;

- на третьем этапе дети выполняли ряд творческих заданий (выразить страх,

радость, удивление и т.п.);

- на четвертом этапе читали сказку по ролям;

- на пятом учились двигаться в своей роли

В своей работе мы стремились:

– воспитывать у детей любовь и интерес к сказке;

– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, которые дают

возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки;

– обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными

сказками и средствами их выразительной сценической трактовки;

– пополнять словарный запас детей и развивать выразительность речи,

правильность произношения;

– развивать артистические способности детей и взрослых

через театрализованную деятельность;

– развивать воображение и веру в сценический вымысел;

– прививать навыки вежливого поведения;

совершенствовать

двигательные

способности

детей,

вырабатывать

гибкость и выносливость

Работу маленьких актёров над ролью организовывали

следующим образом:

1.

Вначале они знакомились с инсценировкой (О чём она? Какие

события в ней главные?);

2.

Затем представляем детям героев инсценировки (Где они живут? Как

выглядит их дом? Внешность героев, одежда, манера

поведения, их взаимоотношения друг с другом и т.п.);

3.

Далее распределялись роли и шла работа над ролью: составлялся

словесный портрет героя, описывалось его жилище, любимые

блюда, игры;

4.

Затем,

проанализировав

поступки

сказочных

персонажей,

дети

пересказывали отдельные фрагменты сказки

Счастливые улыбки и радостные лица детей после театрализованного

представления говорят о том, что этот вид деятельности им очень нравится.

Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в

жизни, научиться творить, необходимо пройти длинный путь

накопления

эстетических

впечатлений,

зрительных и слуховых

ощущений.

Очень

важно

создать

условия

для

определенного

развития

эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, в том числе и

при помощи театрализованной деятельности.



В раздел образования