Автор: Егорова Татьяна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУДО "ЦРТДиЮ"
Населённый пункт: г.Нерюнгри
Наименование материала: родительский лекторий
Тема: Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте
Раздел: среднее профессиональное
Родительский лекторий
по теме: «Взаимоотношения мальчиков и девочек в
подростковом возрасте».
К 13годам к нашим детям приходит первая любовь. Это новый взрослый способ
взаимодействия с противоположным полом.
Конечно, любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская, и больше похожа на
увлечение. Появившееся чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный
гормональный фон - все это способствует изменению отношений между мальчиками и
девочками. Пропадает непосредственный интерес общения.
Они начинают воспринимать друг друга как представителей разных полов.
Начинается процесс идентификации со взрослым — бессознательный перенос на себя
чувств и качеств, присущих другому человеку и желательных для себя.
Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка - женщиной. Прическа,
особенности внешности, манера держаться — все это дает сведение о том, какой я как
мужчина (или я как женщина).
Именно поэтому для подростка в это время на первый план выходит собственная
внешность. Личная привлекательность начинает играть первостепенную роль в глазах
сверстников.
А вот ответ на свой вопрос: « Как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины?»
подросток зачастую находит в тех программах, которые смотрит. Образы актеров и
эстрадных певцов становятся объектом подражания.
И вот тут опять вспомним о физическом развитии ребенка. Ведь именно диспропорции в
развитии между мальчиками и девочками могут послужить источником многих
переживаний.
В физическом развитии девочки опережают мальчиков. Поэтому на их фоне мальчики
выглядят меньше и как бы мельче. Все это может вызывать чувство неполноценности у
подростка (особенно отличают других по росту, полноте). И в этом случае ему бывает так
необходима поддержка близких взрослых!
Возникающий интерес к противоположному полу сначала принимает странные,
неадекватные формы. Так, появившееся явное или неосознанное желание иметь взрослые
отношения мальчика с девочкой может выразиться в прямо противоположном поведении.
Примером этому является проявление подростками нежности к девочкам. С одной
стороны, такое поведение подвергается насмешкам. В то же время общаться с предметом
любви, как раньше, уже не получается.
Именно поэтому любовь и нежность подростка трансформируются в поведение, внешне
противоположное влюбленности - типа дергания за косички. Но это и есть форма
привлечения к себе внимания.
И девочки обычно это осознают и не обижаются, а в свою очередь демонстрируют свое
внимание - игнорированием объекта привязанности. Вот такой парадокс. Ведь легче
общаться с кем-нибудь другим, чем с тем, в кого влюблен. Из-за этого объект любви часто
вообще разделяется: например, одну девочку любят идеально (на нее смотрят, вздыхают,
но не осмеливаются подойти), а проявляют отношения (гуляют) с другой.
Постепенно исчезает непосредственность общения, появляется скованность либо
стеснительность при общении с противоположным полом.
Подростки начинают испытывать напряженность от ощущения влюбленности. Это дает
еще большую внешнюю изолированность в отношениях между мальчиками и девочками.
И теперь о предмете своей влюбленности девочки говорят на ухо подружке (реже —
группе сверстниц), тайно вздыхают. А мальчики как бы случайно оказываются рядом с
понравившейся девочкой на дополнительных занятиях.
Редко когда в этом возрасте (11-13 лет) открыто выражают свои симпатии. Ведь надо
суметь и преодолеть свою скованность, и противостоять насмешкам со стороны
сверстников. А это сложно.
Поэтому общение становится больше однополое: мальчики с мальчиками, девочки с
девочками. Даже в командных мероприятиях или играх типа ручеек предпочитают
выбирать, что называется, своих.
Помогите подростку осознать свои чувства. Подскажите сыну (дочери) ту форму
взаимоотношений с предметом его увлечения, которая будет наиболее приемлема в данной
ситуации.
Старшие подростки (14—15 лет) общаются между собой более открыто. В их круг
общения включены приятели обоих полов, и отсутствие взаимности приводит к сильным
негативным эмоциям.
Общение со сверстниками противоположного пола бывает очень интенсивным, и ему
придается большое значение. Именно такая привязанность волнует родителей. Многие
мамы-папы знают, что предмет страсти может сбить их дорогого ребенка с правильной
дороги. Ведь ради любимого подростки совершают невероятные глупости, о которых
потом долго жалеют. Поэтому родители и возмущаются начавшимися свиданиями
дочерей, их поздними возвращениями домой.
В этот период любимый человек становится для наших детей главным в жизни, а значит,
самым умным решением будет познакомиться с предметом страсти вашего ребенка, узнать
его как личность.
Тогда вы сможете решить, надо ли влиять на развитие их отношений. И если да, то будете
знать, как это сделать. Пусть их отношения развиваются у вас на глазах. Так спокойнее. И
вы всегда будете в курсе дела и сможете вовремя поддержать ребенка и помочь советом.
Для подростка же первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию
сверстника, поиск взаимных компромиссов является началом развития умения прини¬мать
людей вообще.
Со временем подросток выделяет в других все больше личностных качеств и
переживаний. Это развивает в нем способность оценивать как других, так и самого себя.
Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной
для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта.
В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют
себя с героями фильмов, литературных произведений.
Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в
котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях,
проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие
подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания.
Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое
значение придается взглядам, улыбкам.
Взаимные переглядки на уроках уже ко многому обязывают — это признак
принадлежности предмету привязанности. Потом, на переменках, девочки с гордостью
говорят друг другу: Ты видела, КАК он на меня смотрит!
Эти взгляды будоражат фантазию подростков, побуждают к ответному поведению в том же
духе. Если же ответных взглядов нет, то можно услышать отчаянное: Он меня не любит!
Что мне делать?
Особую цену приобретают прикосновения. Руками изучают, говорят, информируют.
Руками выражают всю внутреннюю напряженность души и тела.
Эти прикосновения запомнятся на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно
одухотворить отроческие отношения, не принизить их, не опошлить.
Для подростка эти отношения очень серьезны! Помните? Максимализм и идеализация. А
значит, любовь - единственная, серьезная и на всю жизнь!
И первые разочарования бывают настолько сильными и действительно неожиданными для
ребенка, что он иногда не в силах справиться с нахлынувшими на него чувствами и болью.
И тогда рядом должен быть друг. Лучше всего взрослый — родитель или значимый для
ребенка человек. Он сможет поддержать, объяснить, утешить. Если рядом такого человека
не окажется, то горе может настолько сильно захлестнуть, что подросток (а ведь, в
сущности, он еще ребенок!) не сможет сам справиться с потоком эмоций. И тогда может
случиться непоправимое.
Достаточно большое число суицидов в этом возрасте подростки совершают из-за
несчастной любви или чувства одиночества... В этом возрасте подростки очень ранимы и
при всей своей взрослости испытывают потребность поделиться переживаниями,
рассказать о событиях своей жизни именно родителям, в чьей поддержке они по-прежнему
нуждаются. Но самим им трудно начать столь близкое общение.
Постарайтесь сохранить доверительные отношения с вашим ребенком, будьте ему другом.
Поддержите его в трудную минуту, не осуждая и не читая нотации. Просто будьте рядом и
первыми пойдите на контакт.
Одни подростки бурно и открыто переживают свои отношения с противоположным полом.
Зачастую именно эта экспрессивность и помогает им пережить разочарование.
Другие подростки не переживают столь открыто и сильно. Но и они мечтают о прекрасном
принце (принцессе), а когда начинают симпатизировать кому-нибудь из сверстников, то не
выражают это при всех.
Они лишь тайно подглядывают за предметом страсти в те моменты, когда им кажется, что
их никто не видит. Но и их любовь такая же краткая. А иногда подросток больше, чем
реального человека, любит свою мечту о другом, свои фантазии.
Но как бы то ни было, эти первые чувства зачастую оказывают такое сильное воздействие
на душу подростка, что воспоминания о них некоторые проносят через всю жизнь, ища
отголоски этих переживаний во взрослой жизни...
Взрослые часто бестактно относятся к проявлениям влюбленности у учащихся, начинают
упрекать и бранить их, нередко бросают такие необдуманные фразы — «он уже начинает
играть в любовь», «она уже путается с мальчишками» и т. п., иногда даже зло смеются и
поддразнивают.
Это
вызывает
у
подростков
тяжелые
переживания.
Боязнь
насмешек
приводит к тому, что мальчики и девочки начинают опасаться проявлять даже обычные
товарищеские чувства, а иногда и перестают дружить
Нужно иметь в виду, что возникающее в детские и подростковые годы отношения между
полами, вырастающие из дружбы во время учебы, в игре и труде, имеют большое значение
для будущей совместной жизни молодых людей. Дело в том, что различные формы
дружбы
и
любви
при
благоприятных
условиях
служат
мощным
стимулом,
важным
мотивом
в
труде
и
учебе.
Даже
при
неоднократных
влюбленностях
переживания
формируют
личность
подростка
и
оказывают
положительное
влияние
на
отношения
между полами в будущем.
Дружба не всегда связана с половым влечением, как известно, дружить могут и девушка с
девушкой, и юноша с юношей. Тем не менее нельзя не видеть, что дружба двух юношей и
дружба юноши и девушки имеют серьезные различия. Дружба девушки и юноши имеет
особый
оттенок.
Эта
дружба
более
поэтична
и
эмоционально
приподнята.
Юноша
становится более подтянутым и вежливым, девушка — мягче и женственнее. Это еще не
любовь, но она уже овеяна ее предчувствием, а жизнь, освещенная ею, становится более
яркой и значительной. Первое любовное увлечение иногда и является той искрой, от
которой возгорается «костер» настоящей человеческой любви.
Юноша не должен забывать, что его друг именно девушка и что его обязанность по
отношению к ней — беречь ее девичью честь, вступаться за нее, если кто-либо проявит
грубое
и
оскорбительное
к
ней
отношение.
Делясь
с
ней
своими
мыслями
и
переживаниями, помогая ей, проводя с ней часы досуга, он не должен допускать никаких
пошлых
намеков
и
излишней
вольности,
более
дозволенной
степени
близости.
Необходимо еще с детства мальчика воспитывать так, чтобы он обладал определенным
«чувством дистанции» по отношению к девочке, а юноша — к девушке.
Простота
и
естественность
отношений,
свободная
от
цинизма,
грубости
и
легкомысленного флирта, украшают дружбу. У известного педагога А.С. Макаренко как-то
спросили: какими должны быть здоровые отношения между юношей и девушкой? Он
ответил: «Искренние, такие, которые ничего не преувеличивают и не преуменьшают. Когда
не обманывают друг друга, когда есть уважение к себе и к другому, тогда отношения будут
здоровые, независимо от того, какие это отношения: дружеские, любовные и т. д. Во
всяком случае, если есть забота о жизни и счастье другого,- такие отношения всегда будут
прекрасны».