Автор: Шарко Александра Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 36"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ.
Раздел: среднее образование
РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ.
Шарко Аександра Александровна, учитель географии МБОУ «СОШ №36»,
г.Новокузнецк
Учебные экскурсии по географии, их значение и методика проведения,
примеры.
По меткому выражению Н. Н. Баранского, экскурсия — это «перевод
географии со страниц учебника в жизнь».
Экскурсии — одна из важнейших форм организации обучения географии.
Это форма организации занятий в природе, а также на предприятиях как
производственной, так и непроизводственной сферы. Значение экскурсий
заключается в реализации краеведческого принципа обучения, а также
экологического и экономического принципов. Кроме того, экскурсии играют
большую роль в ознакомлении школьников с методами исследования
географической науки, в развитии их познавательной самостоятельности. В
традиционной программе по географии, по которой многие года работали
школы, были предусмотрены как осенние, так и весенние экскурсии в
природу. Цель этих экскурсий — закрепление и конкретизация учебного
материала уже изученного и накопление данных о природных и
хозяйственных объектах и явлениях для опоры при изучении теоретического
материала. Во время экскурсий происходит целенаправленное изучение
реальной действительности своей местности, что подготавливает школьников
к познанию основного содержания школьной географии.
Большинство географических объектов отличаются значительной
протяжённостью, сложностью и многообразием. Их можно обозреть только
на месте их обычного нахождения. Для непосредственного ознакомления с
ними учеников не обходимо проводить экскурсии.
Учебно-воспитательное значение географических экскурсий.
Педагогическая теория и практика подтверждают, что экскурсионная форма
школьной работы обладает большой учебно-воспитательной
эффективностью, а в преподавании географии применение её прямо
необходимо. Без экскурсий преподавание географии неизбежно приобретает
словесно-книжный схоластический характер. Экскурсии являются одним из
средств преодоления формализма в обучении географии. Благодаря экскурсии
достигается высшая форма наглядности преподавания географии.
Экскурсия поднимает жизненный тонус детей, бодрит их, создаёт
повышенное, жизнерадостное настроение, усиливает познавательный
процесс у детей, развивает их наблюдательность.
Давно отмечалось, что ничто так не сближает учителя с учениками, как
экскурсия. Экскурсия укрепляет любовь учителя к ученикам и располагает,
привязывает их к учителю. Экскурсия знакомит детей с природой, с
окружающей действительностью. Она сближает их с жизнью, прививает им
навыки к научному исследованию реального мира, связей и
взаимозависимостей объективных явлений. Экскурсия знакомит детей со
своим краем, с его разнообразными природными богатствами и с красотой
отдельных ландшафтов. На экскурсиях учащиеся получают возможность
собственными глазами видеть преобразующее воздействие коллективного
труда на природу, использование социалистическим обществом сил природы,
полезных ископаемых, земельных угодий.
Географические экскурсии и их подразделение.
Географические школьные экскурсии подразделяются по месту, по возрасту
учеников, по цели, по содержанию, по методам.
Важно деление экскурсий по методу их проведения. В этом отношении
экскурсии могут быть:
а) демонстративными, имеющими целью показ объекта экскурсии,
сопровождаемый пояснениями (например, экскурсия школы на известковый
карьер);
б) иллюстративными, на которых учитель объясняет какой- либо вопрос
ученикам, иллюстрируя свой рассказ объектом экскурсии;
в) исследовательскими экскурсиями, на которых ученики в той или иной
степени самостоятельно выполняют исследовательские задания.
Проведение экскурсии.
Каждая экскурсия должна быть глубоко продумана, чётко целенаправленна и
строго согласована со всей системой школьной работы.
Экскурсия делится на три части:
1) подготовку к экскурсии;
Сначала нужно определить целевую установку экскурсии, какие учебно-
воспитательные цели желательно достигнуть.
Подготовка к экскурсии завершается составлением плана экскурсии, с
которым учитель знакомит учеников. Он предупредит их относительно обуви,
одежды, а также укажет, что нужно взять с собой.
2) проведение ;Вся дальнейшая работа будет состоять в выполнении плана
экскурсии.
Проведение экскурсии состоит в походе на место экскурсии, в проведении
учебно-воспитательной работы на основе ознакомления учеников с
объектами экскурсии, в сборе образцов и т. п.
Ученики самостоятельно, но под наблюдением и руководством учителя
выполняют задания. После этого ученики с учителем возвращаются в школу.
При проведении иллюстративной экскурсии, разумеется, ход занятий будет
другой. Учитель так расположит учеников, чтобы они могли хорошо видеть
объекты экскурсии. Затем он проведёт объяснение программной темы на
основе осмотра этих объектов.
Экскурсия в природу сопровождается сбором образцов, зарисовками и
отчётными сочинениями.
3) обработку материала экскурсии и учебно-воспитательное использование
её результатов. Обработка материалов состоит в проведении принесённых с
экскурсии образцов в такой вид, в котором их лучше обозревать. Образцы
определяются. К ним пишутся этикетки, на которых обозначаются название
образца, где, когда и, кем он взят.На картах или на планах показывается
маршрут экскурсии, местонахождение изученных объектов. Делаются
начисто рисунки, чертежи объектов экскурсии. Пишутся отчётные сочинения
на тему: «Что мы видели на экскурсии».
Экскурсии в музей.
Школьные экскурсии в музей требуют своей методики. В музее изучаемые
предметы находятся не в естественных, а в искусственных условиях, на
выставках в весьма концентрированном состоянии в виде экспонатов.
Школьная экскурсия в музей должна быть тематической, по возможности,
увязанной с проходимой в классе темой. Обзор музея ограничивается только
отдельными комнатами и выставками, которые относятся к теме и доступны
пониманию.
Многие методисты склоняются к тому, чтобы сам учитель давал объяснения
на экскурсии. Музейный работник хорошо знает материал музея, зато учитель
лучше его знает, что и как надо объяснить ученикам.
Посещение краеведческого музея хорошо увязывать не только с программной
темой, но и с ознакомлением учеников со своим краем.