Напоминание

"Инклюзивное образование в ДОУ"


Авторы: Полякова Татьяна Сергеевна, Пашкова Мария Владимировна
Должность: воспитатель, заведующий
Учебное заведение: БДОУ города Омска "Детский сад №358 комбинированного вида"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: презентация
Тема: "Инклюзивное образование в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Инклюзивное образование в ДОУ»

«

Предоставьте каждому человеку все те права,

которыми бы вы хотели обладать сами».

Роберт Ингерсолли

Подготовил:

Полякова Татьяна Сергеевна

Специально дошкольное образование

Группа СД 202

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими

возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.

И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он

может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то

новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их

ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как

построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную

направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Актуальность

Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с

особыми потребностями.

Основа инклюзивного образования - исключение

любой дискриминации детей, которая обеспечивает

равное отношение ко всем людям, но создает особые

условия для детей, имеющих особые образовательные

потребности.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного,

среднего, профессионального и высшего образования

.

Развитие инклюзивного образования – процесс сложный,

многогранный, затрагивающий, помимо научных и

методологических – социальные и административные

ресурсы и требующий кардинальной перестройки

современной системы образования.

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ,

тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в

обществе.

Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и

доказанной эффективностью и результативностью ранней

коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.

Проблема

«

Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность», с франц. языка

inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю , общим словом -

включенное образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с

ОВЗ в образовательных учреждениях

Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается,

охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей,

родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность:

ü

совместное планирование,

ü

проведение общих мероприятий,

ü

семинаров,

ü

праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Инклюзия - формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ

Что такое «Инклюзия» ?

Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех

уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции

детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой,

этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных

достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста,

принадлежности к той или иной социальной группе социально-

экономического статуса родителей и других различий

Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс:

«Временная (точечная)

инклюзия-

ребенок

включается в коллектив

сверстников лишь на

праздниках,

кратковременно в играх

или на прогулке.

«Частичная инклюзия» -

включение ребенка в режиме

половины дня или неполной недели,

например, когда ребенок находится

в группе сверстников, осваивая

непосредственно учебный материал

в ходе индивидуальной работы, но

участвует в занятиях по

изобразительной деятельности,

физической культуре, музыке и др.

вместе с другими детьми

«Полная инклюзия» -

посещение ребенком с ОВЗ

возрастной группы в режиме

полного дня самостоятельно или с

сопровождением. Ребенок

занимается на всех занятиях

совместно со сверстниками. При

этом выбираются задания

различного уровня сложности,

дополнительные игры и

упражнения.

Необходимо понять, что инклюзия –

это не интеграция, это более широкое понятие!

Дети живут вместе в обычной группе детского сада

Специалисты помогают детям.

Обычные группы изменяются.

Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка

Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.

Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить

полной жизнью.

Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для

окружающих

Выделение «особых» групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из

социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии

детей.

Равные возможности для каждого!

Мир без границ!

Ц ель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса

модернизации образования :

Специфические задачи:

§

квалифицированная коррекция отклонений в

физическом или психическом развитии

воспитанников;

§

интеграция детей с отклонениями в состоянии

здоровья в единое образовательное

пространство

q

обеспечение

условий

для

совместного

воспитания

и

образования

детей

с

разными

психофизическими особенностями развития

q

организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной

среды, позволяющих детям с ОВЗ

получить современное дошкольное качественное

образование и воспитание,

q

гармоничное всестороннее развитие личности;

q

формирование

толерантного

сообщества

детей,

родителей,

персонала

и

социального

окружения;

q

создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива

ДОУ

Цели и задачи - система задач трех уровней:

коррекционный

- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ;

профилактический

- предупреждение отклонений и трудностей в развитии

;

Развивающий

- оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития .

И

только

единство

перечисленных

видов

задач

может

обеспечить

успех

и

эффективность

инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Техническое оснащение образовательных учреждений;

Разработка специальных учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на

развитие их взаимодействия с инвалидами;

Необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации

детей с ОВЗ в ОУ;

Значительная корректировка мировоззренческих инвариантов (универсалий) ее научного

анализа, уточнения;

В некоторых случаях и изменения, самой категориальной «матрицы» системного

моделирования;

Разработка временных атрибутов этапов развития системы, для чего, опираясь на общую

теорию гармонии систем, необходимо введение категории меры, определяющей «… характер

«фазного», ступенчатого движения от одного состояния к другому»

Меры для решения поставленных задач :

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-

волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение

навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная

деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время

практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только

биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей:

ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со

сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность

Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок !

Немного из истории

Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой

стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. О проблеме

инклюзивного образования говорить начали давно, но начиная с 1970-х годов, она стала приобретать все

большие масштабы

В США инклюзивные ДОУ стали серьезной альтернативой специализированным. По данным

министерства образования в США более 50 % детей дошкольного возраста с ОВЗ воспитываются в

государственных инклюзивных ДОУ. В Швеции и Португалии почти все дети с ОВЗ посещают общие

детские сады. В Венгрии, Франции и Германии действуют специализированные учреждения, и разные

формы инклюзивных ДОУ. Количество детей, посещающих инклюзивные дошкольные учреждения, в разных

регионах каждой из этих стран разное. В Германии около 80 % детей дошкольного возраста с ОВЗ.

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том

числе: расширение доступа к образованию (widening participation); мэйнстриминг (mainstreaming) -

предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых

программах; интеграция (integration) - приведение потребностей детей с психическими и физическими

нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной

для них; предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в

ДОУ . Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей разделение

«особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего

различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека

как полноправного участника образовательного процесса; включение,

или инклюзия - реформирование детских садов и школ перепланировка

учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям

всех детей без исключения.

В России начали решать проблему социализации детей с ОВ через создание специальных

реабилитационных центров. Основная особенностью такого центра - только здоровые педагоги

общались с детьми-инвалидами.

Первые инклюзивные ОУ появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году

школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). Основная особенность в случае инклюзивного

образования - здоровые дети общаются с детьми инвалидами

В 1992 году в России в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному

обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные

конференции В 2001 году участники конференции приняли Концепцию интегрированного образования лиц

с ОВЗ. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

коллегия Министерства образования Российской Федерации приняла решение о вводе в учебные планы

педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и

«Особенности психологии детей с ОВЗ ».

Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести

эти курсы в планы повышения квалификации педагогов ОУ.

Основные проблемы инклюзивного образования в России

ü

Несовершенная образовательно-организационная система ДОУ, в условиях слабого

нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих

финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса

ü

слабое методическое обеспечение

ü

ДОУ не готово самостоятельно оказать им необходимую и организованную

специальную помощь

ü

инклюзивное образование требует создания психологически комфортной среды при

попадании ребенка с ОВЗ в новые группы

ü

состояние материально-технической базы, так как развитие инклюзии в ДОУ находится в

прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с

особенностями в ДОУ.

ü

кадровое обеспечение служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ;

ü

не разработанность тезаурусного поля инклюзии и вопросов толерантности

ü

недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс

ребенка с ОВЗ

ü

культура в освещении темы о детях с ОВЗ и их инклюзии СМИ и сложившийся

менталитет общественного восприятия;

Педагогического характера:

§

рассмотрение развития каждого ребенка как

уникального процесса (отказ от сравнивания

детей друг с другом)

§

активизация когнитивного развития через

коммуникацию и имитацию

.

Преимущества инклюзивного образования

:

Социального характера:

развитие самостоятельности через предоставление помощи;

обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и

гуманность.

Психологического характера:

§

исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности

Медицинского характера:

§

подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

§

исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и

ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

Ø

Детские сады компенсирующего вида

дети одной категории, специалисты, специально

организованная предметно-развивающая среда.

Ø

Детские сады комбинированного вида

дети разных категорий и дети возрастной нормы,

специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

Ø

Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи,

Консультативный пункт)

– дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.

Ø

Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок»

дети разных категорий и специалисты.

Ø

Массовые детские сады, в которых создается инклюзивная дошкольная группа в

режиме полного дня;

Ø

Центр игровой поддержки развития (ЦИПР)

Структурные подразделения ДОУ, осуществляющее инклюзивное

образование:

Модель дошкольного инклюзивного

образовательного учреждения

:

§

научно-методический совет ДОУ;

§

ПМП(к) ДОУ;

§

педагогический коллектив инклюзивной

группы/групп/структурных подразделений;

§

родители, Родительский комитет;

§

Попечительский совет.

ИОМ разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и

включал следующие базовые направления:

смена ведущих мотивов деятельности,

развитие эмоционально-делового и предметного общения,

развитие и активизация общих движений,

развитие предметных действий и предметной деятельности,

развитие наглядно-действенного мышления,

интенсивное накопление пассивного словаря,

стимуляция активной речи,

овладение различными навыками в процессе подражания,

становление представлений о себе,

формирование предпосылок к конструктивной

и изобразительной деятельности

закрепление навыков самообслуживания

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ОВЗ

Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ

Содержание

работы

с

детьми

ОВЗ

определяется

комплексными

и

парциальными

программами реализуемыми в ДОУ.

Педагогические

технологии

инклюзивного

образования

направлены

на

развитие

компетентностей в различных видах детской деятельности

Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;

Индивидуальная программа обучения (ИПО);

Компетентный подход и инклюзивное образование.

Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их

способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше

внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме

Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ

Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут

интересны и доступны каждому из участников группы.

Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во

взаимодействии с другими детьми. .

Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка

v

индивидуальные занятия со специалистами

v

активные действия в специально организованной среде

- свободная игра в групповом

помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка

v

совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми

v

прием пищи

v

дневной сон

v

фронтальные занятия

v

детско-родительские группы

v

праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Формы инклюзивного образования

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных

формах образования

с детьми

Беседы и чтение художественной литературы,

моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры ,

индивидуальные занятия со специалистами,

активные действия в специально организованной среде (свободная игра в

групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка),

совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми,

проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса

формирование навыков саморегуляции и самообслуживания

с родителями

тематические родительские собрания и консультации

доступная информация о работе по инклюзии

с педагогами

массовых групп

педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений

работы,

посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы

детско-

родительские

группы

комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие

занятия, музыкальные занятия,

консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам,

обсуждение волнующих родителей проблемы,

информационную и психологическую поддержка.

праздники,

конкурсы,

экскурсии,

походы

выходного дня.

являются составляющей всего инклюзивного процесса, важным ритуалом группы и

всего сада.

потребностно-мотивационные,

эмоциональные,

когнитивные

взаимные ,

коммуникативнные,

через игровую и продуктивную детскую деятельности.

Для

эффективной

работы

в

инклюзивной

группе

необходимо

выстроить

различные

схемы

организации

взаимодействия

всех

участников

воспитательно-

образовательного процесса , которые будут зависеть от состава детей инклюзивной

группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и

Образовательной программой

Компоненты организации отношений между участниками

инклюзивного образования в ДОУ

Повышение уровня качества инклюзивного образования в ДОУ

будет зависеть от:

ü

Повышение профессиональной компетенции, методической информационной поддержки

педагогов, реализующих практику инклюзивного образования в ДОУ

ü

Информационной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ;

ü

Привлечение социальных партнеров для эффективности продвижения инклюзивного

образования

;

ü

Комплексное сопровождение и поддержка детей, нуждающихся в психолого-педагогической и

медико-социальной помощи;

ü

Содействие модели взаимодействия образовательного учреждения с иными учреждениями

социума;

ü

Создание банка данных и распространение типовых технологий помощи детям с ОВЗ в

успешной адаптации в образовательной среде;

ü

Мониторинг успешности протекания процессов инклюзивного образования в ДОУ

Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в

соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка;

формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих

ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества,

предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека,

возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для

общения.

В

ходе

инклюзивного

образования

происходит

рост

педагогического

мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и

родителей,

расширяется

образовательное

пространство

ДОУ

и

повышается

его

социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного

процесса;обеспечивается

информационно методическое сопровождение семей детей с

ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование

равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.

Вывод



В раздел образования