Авторы: Полякова Татьяна Сергеевна, Пашкова Мария Владимировна
Должность: воспитатель, заведующий
Учебное заведение: БДОУ города Омска "Детский сад №358 комбинированного вида"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: презентация
Тема: "Инклюзивное образование в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Инклюзивное образование в ДОУ»
«
Предоставьте каждому человеку все те права,
которыми бы вы хотели обладать сами».
Роберт Ингерсолли
Подготовил:
Полякова Татьяна Сергеевна
Специально дошкольное образование
Группа СД 202
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими
возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.
И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он
может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то
новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их
ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как
построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную
направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Актуальность
Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с
особыми потребностями.
Основа инклюзивного образования - исключение
любой дискриминации детей, которая обеспечивает
равное отношение ко всем людям, но создает особые
условия для детей, имеющих особые образовательные
потребности.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного,
среднего, профессионального и высшего образования
.
Развитие инклюзивного образования – процесс сложный,
многогранный, затрагивающий, помимо научных и
методологических – социальные и административные
ресурсы и требующий кардинальной перестройки
современной системы образования.
Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ,
тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в
обществе.
Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и
доказанной эффективностью и результативностью ранней
коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.
Проблема
«
Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность», с франц. языка
inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю , общим словом -
включенное образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с
ОВЗ в образовательных учреждениях
Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается,
охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей,
родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность:
ü
совместное планирование,
ü
проведение общих мероприятий,
ü
семинаров,
ü
праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Инклюзия - формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ
Что такое «Инклюзия» ?
Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех
уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции
детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой,
этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных
достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста,
принадлежности к той или иной социальной группе социально-
экономического статуса родителей и других различий
Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс:
«Временная (точечная)
инклюзия-
ребенок
включается в коллектив
сверстников лишь на
праздниках,
кратковременно в играх
или на прогулке.
«Частичная инклюзия» -
включение ребенка в режиме
половины дня или неполной недели,
например, когда ребенок находится
в группе сверстников, осваивая
непосредственно учебный материал
в ходе индивидуальной работы, но
участвует в занятиях по
изобразительной деятельности,
физической культуре, музыке и др.
вместе с другими детьми
«Полная инклюзия» -
посещение ребенком с ОВЗ
возрастной группы в режиме
полного дня самостоятельно или с
сопровождением. Ребенок
занимается на всех занятиях
совместно со сверстниками. При
этом выбираются задания
различного уровня сложности,
дополнительные игры и
упражнения.
Необходимо понять, что инклюзия –
это не интеграция, это более широкое понятие!
•
Дети живут вместе в обычной группе детского сада
•
Специалисты помогают детям.
•
Обычные группы изменяются.
•
Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка
•
Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.
•
Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить
полной жизнью.
•
Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для
окружающих
•
Выделение «особых» групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из
социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии
детей.
Равные возможности для каждого!
Мир без границ!
Ц ель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса
модернизации образования :
Специфические задачи:
§
квалифицированная коррекция отклонений в
физическом или психическом развитии
воспитанников;
§
интеграция детей с отклонениями в состоянии
здоровья в единое образовательное
пространство
q
обеспечение
условий
для
совместного
воспитания
и
образования
детей
с
разными
психофизическими особенностями развития
q
организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной
среды, позволяющих детям с ОВЗ
получить современное дошкольное качественное
образование и воспитание,
q
гармоничное всестороннее развитие личности;
q
формирование
толерантного
сообщества
детей,
родителей,
персонала
и
социального
окружения;
q
создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива
ДОУ
Цели и задачи - система задач трех уровней:
коррекционный
- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ;
профилактический
- предупреждение отклонений и трудностей в развитии
;
Развивающий
- оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития .
И
только
единство
перечисленных
видов
задач
может
обеспечить
успех
и
эффективность
инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.
•
Техническое оснащение образовательных учреждений;
•
Разработка специальных учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на
развитие их взаимодействия с инвалидами;
•
Необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации
детей с ОВЗ в ОУ;
•
Значительная корректировка мировоззренческих инвариантов (универсалий) ее научного
анализа, уточнения;
•
В некоторых случаях и изменения, самой категориальной «матрицы» системного
моделирования;
•
Разработка временных атрибутов этапов развития системы, для чего, опираясь на общую
теорию гармонии систем, необходимо введение категории меры, определяющей «… характер
«фазного», ступенчатого движения от одного состояния к другому»
Меры для решения поставленных задач :
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-
волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение
навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная
деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время
практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только
биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей:
ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со
сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок !
Немного из истории
Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой
стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. О проблеме
инклюзивного образования говорить начали давно, но начиная с 1970-х годов, она стала приобретать все
большие масштабы
В США инклюзивные ДОУ стали серьезной альтернативой специализированным. По данным
министерства образования в США более 50 % детей дошкольного возраста с ОВЗ воспитываются в
государственных инклюзивных ДОУ. В Швеции и Португалии почти все дети с ОВЗ посещают общие
детские сады. В Венгрии, Франции и Германии действуют специализированные учреждения, и разные
формы инклюзивных ДОУ. Количество детей, посещающих инклюзивные дошкольные учреждения, в разных
регионах каждой из этих стран разное. В Германии около 80 % детей дошкольного возраста с ОВЗ.
В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том
числе: расширение доступа к образованию (widening participation); мэйнстриминг (mainstreaming) -
предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых
программах; интеграция (integration) - приведение потребностей детей с психическими и физическими
нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной
для них; предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в
ДОУ . Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей разделение
«особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего
различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека
как полноправного участника образовательного процесса; включение,
или инклюзия - реформирование детских садов и школ перепланировка
учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям
всех детей без исключения.
В России начали решать проблему социализации детей с ОВ через создание специальных
реабилитационных центров. Основная особенностью такого центра - только здоровые педагоги
общались с детьми-инвалидами.
Первые инклюзивные ОУ появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году
школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). Основная особенность в случае инклюзивного
образования - здоровые дети общаются с детьми инвалидами
В 1992 году в России в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному
обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные
конференции В 2001 году участники конференции приняли Концепцию интегрированного образования лиц
с ОВЗ. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
коллегия Министерства образования Российской Федерации приняла решение о вводе в учебные планы
педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и
«Особенности психологии детей с ОВЗ ».
Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести
эти курсы в планы повышения квалификации педагогов ОУ.
Основные проблемы инклюзивного образования в России
ü
Несовершенная образовательно-организационная система ДОУ, в условиях слабого
нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих
финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса
ü
слабое методическое обеспечение
ü
ДОУ не готово самостоятельно оказать им необходимую и организованную
специальную помощь
ü
инклюзивное образование требует создания психологически комфортной среды при
попадании ребенка с ОВЗ в новые группы
ü
состояние материально-технической базы, так как развитие инклюзии в ДОУ находится в
прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с
особенностями в ДОУ.
ü
кадровое обеспечение служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ;
ü
не разработанность тезаурусного поля инклюзии и вопросов толерантности
ü
недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс
ребенка с ОВЗ
ü
культура в освещении темы о детях с ОВЗ и их инклюзии СМИ и сложившийся
менталитет общественного восприятия;
Педагогического характера:
§
рассмотрение развития каждого ребенка как
уникального процесса (отказ от сравнивания
детей друг с другом)
§
активизация когнитивного развития через
коммуникацию и имитацию
.
Преимущества инклюзивного образования
:
Социального характера:
•
развитие самостоятельности через предоставление помощи;
•
обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
•
формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и
гуманность.
Психологического характера:
§
исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности
Медицинского характера:
§
подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
§
исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и
ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
Ø
Детские сады компенсирующего вида –
дети одной категории, специалисты, специально
организованная предметно-развивающая среда.
Ø
Детские сады комбинированного вида –
дети разных категорий и дети возрастной нормы,
специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
Ø
Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи,
Консультативный пункт)
– дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.
Ø
Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок»
–
дети разных категорий и специалисты.
Ø
Массовые детские сады, в которых создается инклюзивная дошкольная группа в
режиме полного дня;
Ø
Центр игровой поддержки развития (ЦИПР)
Структурные подразделения ДОУ, осуществляющее инклюзивное
образование:
Модель дошкольного инклюзивного
образовательного учреждения
:
§
научно-методический совет ДОУ;
§
ПМП(к) ДОУ;
§
педагогический коллектив инклюзивной
группы/групп/структурных подразделений;
§
родители, Родительский комитет;
§
Попечительский совет.
ИОМ разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и
включал следующие базовые направления:
•
смена ведущих мотивов деятельности,
•
развитие эмоционально-делового и предметного общения,
•
развитие и активизация общих движений,
•
развитие предметных действий и предметной деятельности,
•
развитие наглядно-действенного мышления,
•
интенсивное накопление пассивного словаря,
•
стимуляция активной речи,
•
овладение различными навыками в процессе подражания,
•
становление представлений о себе,
•
формирование предпосылок к конструктивной
и изобразительной деятельности
•
закрепление навыков самообслуживания
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ОВЗ
Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ
•
Содержание
работы
с
детьми
ОВЗ
определяется
комплексными
и
парциальными
программами реализуемыми в ДОУ.
•
Педагогические
технологии
инклюзивного
образования
направлены
на
развитие
компетентностей в различных видах детской деятельности
•
Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;
•
Индивидуальная программа обучения (ИПО);
•
Компетентный подход и инклюзивное образование.
•
Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их
способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше
внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме
•
Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ
•
Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут
интересны и доступны каждому из участников группы.
•
Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во
взаимодействии с другими детьми. .
•
Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка
v
индивидуальные занятия со специалистами
v
активные действия в специально организованной среде
- свободная игра в групповом
помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка
v
совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми
v
прием пищи
v
дневной сон
v
фронтальные занятия
v
детско-родительские группы
v
праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Формы инклюзивного образования
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных
формах образования
с детьми
Беседы и чтение художественной литературы,
моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры ,
индивидуальные занятия со специалистами,
активные действия в специально организованной среде (свободная игра в
групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка),
совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми,
проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса
формирование навыков саморегуляции и самообслуживания
с родителями
тематические родительские собрания и консультации
доступная информация о работе по инклюзии
с педагогами
массовых групп
педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений
работы,
посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы
детско-
родительские
группы
комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие
занятия, музыкальные занятия,
консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам,
обсуждение волнующих родителей проблемы,
информационную и психологическую поддержка.
праздники,
конкурсы,
экскурсии,
походы
выходного дня.
являются составляющей всего инклюзивного процесса, важным ритуалом группы и
всего сада.
•
потребностно-мотивационные,
•
эмоциональные,
•
когнитивные
•
взаимные ,
•
коммуникативнные,
•
через игровую и продуктивную детскую деятельности.
Для
эффективной
работы
в
инклюзивной
группе
необходимо
выстроить
различные
схемы
организации
взаимодействия
всех
участников
воспитательно-
образовательного процесса , которые будут зависеть от состава детей инклюзивной
группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и
Образовательной программой
Компоненты организации отношений между участниками
инклюзивного образования в ДОУ
Повышение уровня качества инклюзивного образования в ДОУ
будет зависеть от:
ü
Повышение профессиональной компетенции, методической информационной поддержки
педагогов, реализующих практику инклюзивного образования в ДОУ
ü
Информационной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ;
ü
Привлечение социальных партнеров для эффективности продвижения инклюзивного
образования
;
ü
Комплексное сопровождение и поддержка детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи;
ü
Содействие модели взаимодействия образовательного учреждения с иными учреждениями
социума;
ü
Создание банка данных и распространение типовых технологий помощи детям с ОВЗ в
успешной адаптации в образовательной среде;
ü
Мониторинг успешности протекания процессов инклюзивного образования в ДОУ
Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в
соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка;
формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих
ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества,
предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека,
возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для
общения.
В
ходе
инклюзивного
образования
происходит
рост
педагогического
мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и
родителей,
расширяется
образовательное
пространство
ДОУ
и
повышается
его
социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного
процесса;обеспечивается
информационно методическое сопровождение семей детей с
ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование
равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.
Вывод