Автор: Чухарева Лариса Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 18"
Населённый пункт: город Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Психологические особенности произведений А. П. Чехова
Раздел: полное образование
В помощь учителю русского языка и литературы при изучении произведений А.П. Чехова
Психологические особенности произведений А. П. Чехова
Одна из важных черт литературы — ее способность раскрыть тайны внутреннего
мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать чело-
веку в повседневной, обычной жизни. В психологизме один из секретов долгой истори-
ческой жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым чита-
телем о нем самом.
Русская классическая литература достигла в изображении внутреннего мира чело-
века высочайших художественных вершин. Имена Лермонтова, Тургенева, Толстого, До-
стоевского — это имена крупнейших, гениальных- писателей-психологов, равных которым
не так уж много в мировой литературе.
В их творчестве психологический анализ, безусловно, достиг своего расцвета. Че-
хову приходилось искать новые дороги, создавать новые приемы и принципы художе-
ственного освоения внутреннего мира человека.
Новаторство Чехова в области психологизма во многом обусловлено выбором осо-
бого героя для изображения, а также своеобразным подходом Чехова к этому герою. В от-
личие от большинства своих предшественников Чехов сосредоточил внимание на идейно-
нравственном
состоянии
и
внутреннем
развитии обыкновенных людей, а не исключи-
тельных личностей. Его в первую очередь интересует духовное, нравственное развитие та-
кого человека, который в силу тех или иных причин весь погружен в поток повсе дневной
материальной жизни, для которого обращение с обиходными предметами и вещами при-
вычнее, чем операции с абстрактно-философскими понятиями и категориями. Одним сло-
вом, Чехов художественно исследовал, осмыслял внутреннее нравственное движение так
называемого обыденного сознания.
Процесс
пробуждения
обыденного
сознания
представляет
собой
основной
проблемный стержень зрелого творчества Чехова. Но писатель не мог обойти вниманием и
обратный процесс, также характерный для «среднего» человека, для развития обыденного
сознания. Постепенная утрата человеком естественных человеческих ценностей, подчине -
ние себя «силе и лжи», потеря эмоциональной чуткости, переход к духовно ограниченной,
сытой и довольной жизни — этот процесс постепенной духовной и нравственной деграда-
ции Чехов также изображал и осмыслял «изнутри», раскрывая психологические механиз-
мы, превращающие в конце концов человека в раба («Ионыч», «Крыжовник»).
Одной из важных особенностей идейно-нравственного развития личности в че -
ховском изображении было то, что развитие это совершалось не целенаправленно, созна-
тельно и последовательно, а как это обычно и бывает в повседневной жизни «рядового»
человека — как будто бы случайно, стихийно; непосредственными поводами для него слу-
жили отдельные, не связанные между собой и часто малозначительные бытовые факты.
Решающая роль в этом процессе принадлежала не рациональной, а эмоциональной сфере,
не мыслям, а переживаниям, иногда даже — смутным, неосознанным или полуосознан -
ным настроениям. Личность нравственно менялась не столько через активную работу
мысли, сколько через накопление однопорядковых настроений и переживаний.
Так, нравственный перелом в сознании Никитина («Учитель словесности») начина -
ется с дурного настроения по неизвестной причине: то ли из-за пустякового карточного
проигрыша, то ли из-за замечания партнера, что «у Никитина денег куры не клюют», то ли
вообще «просто так»: «Двенадцати рублей было не жалко, и слова партнера не содержали
в себе ничего обидного, но все-таки было неприятно». До этого же вообще все было хоро-
шо, если не считать тяжелого чувства в день похорон Ипполита Ипполитовича да постоян-
ного раздражения против кошек и собак, которых Никитин «получил в приданое». Потом
Никитин начинает размышлять, почему же ему все-таки неприятно, но так ничего и не мо-
1
жет придумать, а только понимает, что «эти рассуждения уже сами по себе — дурной
знак». А дома у Никитина возникает раздражение против белого кота в спальне, потом —
неожиданно — против любимой Манюси; потом — снова мысли о себе, о своей бездарно-
сти и о том, что он живет не так, как надо; новые мысли «пугали Никитина, он отказывал-
ся от них, называл их глупыми и верил, что все это от нервов, что сам же он будет смеять -
ся над собой...». И на следующий день он действительно смеется над собой, но уверенно-
сти нет в этом смехе. Все, что он наблюдает (все те же мелочи повседневной жизни, незна-
чительные сами по себе и, в общем-то, случайные), подкрепляет и усиливает его новое
психологическое состояние: неудовлетворенность собой и окружающими, стремление бе-
жать в какой-то иной мир. Это уже «новая, нервная, сознательная жизнь, которая не в ладу
с покоем и личным счастьем». Нравственный перелом произошел, но причиной его стали
не значительные события в жизни героя, а поток бытовой повседневности.
Одна за другой угнетают «мелочи» и Рагина из «Палаты № 6», доводя его в конце
концов до психического срыва; постоянно и по разным поводам чувствует тоску, не-
удовлетворенность и раздражение Гуров («Дама с собачкой»); тяжелые, грустные настрое-
ния накапливаются в душе преосвященного Петра («Архиерей»). Везде решающую роль
играют переживания и эмоциональные состояния, а размышления — это момент вторич-
ный, не столь важный, хотя и необходимый. Существенны, как правило, не мысли, кото-
рые обычно смутны, незаконченны, часто «не ухватывают» главного и ничего толком не
проясняют, — важен в первую очередь сам факт появления этих мыслей (как у Никитина:
он понимал, что уже сами по себе эти рассуждения — дурной знак) и их эмоциональная
окрашенность.
В этих условиях главное внимание в изображении внутреннего мира естественно
переключалось на воссоздание смутных, не всегда осознанных душевных движений малой
силы и интенсивности, отдельных настроений, постепенного накопления впечатлений.
Важным и подлежащим изображению становились не столько отдельные психологические
состояния, сколько общий эмоциональный тон, который их пронизывает. Как правило, это
ощущения тоски, смутного беспокойства, неудовлетворенности, иногда страха, дурных
предчувствий и т. п.; иногда наоборот — возбуждение, стремление к лучшему, предчув -
ствие
положительных
перемен.
Этот
тон
и
составляет
подводное
течение
чеховских
рассказов, он существует в подтексте и составляет «базу» внутренней жизни героя, над ко-
торой уже надстраиваются отдельные мысли и переживания по разным конкретным пово-
дам.
Воссоздание такого внутреннего мира требовало, естественно, особых принципов и
приемов психологического изображения.
Кратко особенность чеховского психологизма можно выразить так: это психологизм
скрытый, косвенный, психологизм подтекста. Способы и приемы психологического изоб-
ражения у Чехова во многом отличаются от тех, которые мы наблюдали у его предше-
ственников.
Начнем с того, что в рассказах и повестях Чехова внимание к процессам внутрен-
ней жизни никогда не заостряется и не подчеркивается в той степени, как у Лермонтова,
Толстого, Достоевского. Внутренние монологи персонажей, занимающие целые страницы,
— явление в прозе Чехова чрезвычайно редкое. О душевных движениях повествуется на
равных правах с внешними событиями, а иногда и вообще как бы между прочим, мимохо-
дом. Так, в третьей главке рассказа «Именины» изображение чувств и мыслей Ольги Ми-
хайловны занимает в целом очень небольшой объем текста — психологическое изображе -
ние «вкраплено» в обстоятельное повествование о подробностях лодочной прогулки, пик-
ника, возвращения домой и т. д. Мысли героини все время отвлекаются на разные детали и
происшествия. Оставшись на короткое время одна, она начинает думать; «Господи, боже
мой, — шептала она, — к чему эта каторжная работа? К чему эти люди толкутся здесь и
делают вид, что им весело? К чему я улыбаюсь и лгу? Не понимаю, не понимаю!»
2
В художественной системе Толстого или Достоевского эти слова скорее всего стали
бы началом большого внутреннего монолога, который герой довел бы до логического или
эмоционального конца. У чеховского персонажа на это «нет времени»: «Послышались
шаги и голоса. Это вернулись гости».
Композиция эпизодов всегда выдержана Чеховым так, что если до прихода гостей
осталось, положим, три минуты, то читателю будет рассказано только о тех чувствах и
мыслях, которые реально можно пережить именно в эти три минуты, не больше. Подроб-
ной детализации внутренних движений при этом, естественно, нет, но ведущий эмо-
циональный тон уже воссоздан, причем очень ненавязчиво и незаметно.
Чехов не стремится сконцентрировать все штрихи, так или иначе характеризующие
внутренний мир персонажа в данный момент, в относительно законченном фрагменте тек-
ста, — наоборот, «разбрасывает» их по тексту, постоянно перемежая собственно психоло-
гическое изображение деталями сюжета и предметного мира. Психологическое состояние
персонажа, складываясь из этих штрихов, выясняется постепенно и незаметно для читате-
ля, у которого не остается впечатления пристального авторского внимания к внутреннему
миру героя.
Так, в рассказе «Случай из практики» изображение душевного состояния главного
героя, Ковалева, и его ночных размышлений начинается с короткого замечания о том, что
ему «не хотелось спать, было душно и в комнате пахло краской». Затем следует описание
фабрики, бараков, складов и сказано, что в одном из бараков багрово светились два окна.
Потом следуют размышления Ковалева о рабочих и хозяевах, о бессмысленности положе-
ния и тех и других. Эти размышления прерываются «странными звуками» — сторожа
бьют одиннадцать. Дальше следует фраза, которая формально не принадлежит Ковалеву,
но, по существу, характеризует, конечно, его внутренний мир: «И похоже было, как будто
среди ночной тишины издавало эти звуки само чудовище с багровыми глазами, сам дья-
вол, который владел тут и хозяевами, и рабочими, и обманывал тех и других». Ковалев вы-
ходит со двора в поле:
«- Кто идет? - окликнули его у ворот грубым голосом. „Точно в остроге...", - поду-
мал он и ничего не ответил».
Здесь психологическое изображение вновь прерывается описанием майской ночи,
за которым следуют опять размышления Ковалева, прерванные в самом конце краткой
пейзажной зарисовкой, которая плавно переходит в продолжение размышлений:
«Между тем восток становился все бледнее, время шло быстро. Пять корпусов и
трубы на сером фоне рассвета, когда кругом не было ни души, точно вымерло все, имели
особенный вид, не такой, как днем; совсем вышло из памяти, что тут внутри паровые дви-
гатели, электричество, телефоны, но как-то все думалось о свайных постройках, о камен-
ном веке, чувствовалось присутствие грубой, бессознательной силы...»
Только к этому моменту картина психологического состояния героя обретает чет-
кость, его настроение становится ясным для читателя. К постепенно сложившемуся впе-
чатлению остается добавить один-два штриха: снова сторожа отбивают время, и Ковалев
думает: «Ужасно неприятно!» И, наконец: «Ковалев посидел еще немного и вернулся в
дом, но долго еще не ложился». В этой фразе психологического изображения как такового
нет, но за умолчанием мы легко читаем настроение героя.
Таким образом, общий психологический тон, общее настроение героя складывают-
ся здесь из ряда фрагментов, которые даны вперемешку с непсихологическими деталями и
картинами; каждый из фрагментов сам по себе неполон, не исчерпывает душевного состо -
яния и достаточно краток.
Чехов
использует
одновременно разные формы психологического изображения.
Так, в приведенном выше отрывке использован внутренний монолог, несобственно-прямая
речь, авторское психологическое сообщение, психологическая деталь-впечатление, прием
умолчания. У всех этих форм одна и та же задача — воссоздать психологическое состоя -
ние героя,— но внешне они весьма несхожи и поэтому на первый взгляд даже не связыва-
3
ются друг с другом, не осознаются как части единого целого. Такой прием разбивает впе-
чатление авторской сосредоточенности исключительно на изображении внутреннего мира,
нарушает некоторую монотонность длительного и непрерывного психологического анали-
за.
Чеховское психологическое повествование ненарочито, и картина душевного состо-
яния персонажа возникает в сознании читателя как бы сама собой, без целенаправлен ных
усилий автора.
Еще одна важная черта чеховского психологизма: он не детализирует внутренний
мир героев, т. е. не стремится последовательно описать и разъяснить каждое душевное
движение, каждый элемент внутренней жизни. Чехов старается найти и художественно
воссоздать основу, доминанту внутренней жизни героя, передать ведущий эмоциональный
тон, психологический настрой персонажа. Вот как, например, это делается: «Ей чудилось,
что вся квартира от полу до потолка занята громадным куском железа и что стоит только
вынести вон железо, как всем станет весело и легко. Очнувшись, она вспомнила, что это
не железо, а болезнь Дымова» («Попрыгунья»).
Внимание сосредоточено на сердцевине переживания, а не на нюансах и подробно -
стях душевных движений; психологическое состояние схвачено разом, мгновенно, одной
деталью. В этом вообще одна из главных особенностей чеховского психологизма (как,
впрочем, и поэтики в целом): психологическое повествование необычайно концентрирова -
но, сжато, избегает развернутого описания внутреннего мира, наглядного установления
причинно-следственных
и
ассоциативных
связей
между
мыслями,
эмоциями,
впечат -
лениями - словом, той самой «диалектики души», которая составляла главную особен-
ность его ближайшего предшественника - Толстого.
Это специфическое качество чеховского психологизма находится в теснейшей связи
с преобладанием в его творчестве малой повествовательной формы - рассказа и повести,
для которых необходима максимальная емкость каждого элемента стиля, в том числе и эле-
ментов психологического изображения.
Интересно, что многое в сфере человеческой психики у Чехова остается необъяс-
ненным: «Настроение переменилось у него как-то вдруг. Он смотрел на мать и не пони-
мал, откуда у нее это робкое, почтительное выражение лица и голоса, зачем оно, и не узна -
вал ее. Стало грустно, досадно» («Архиерей»); «Ему почему-то вдруг пришло в голову, что
в течение лета он может привязаться к этому маленькому, слабому, многоречивому суще-
ству» («У знакомых); «От усталости сами закрывались глаза, но почему-то не спалось; ка-
залось, что мешает уличный шум» («Архиерей»); «Эти слова, такие обыкновенные, по-
чему-то вдруг возмутили Гурова» («Дама с собачкой»).
Чехов, конечно, легко мог бы объяснить то, что непонятно герою, художественно
вскрыть его подсознание и тем самым снять все эти «почему-то». Но у писателя другие
цели. Ему важно зафиксировать внутреннее состояние героя, отметить, что какие-то про -
цессы в его душе идут и что он сам их не понимает и не может объяснить. Важно именно
то, что герой сам не понимает своего эмоционального состояния, важно потому, что это
симптом общего эмоционального тона и подспудной, очень смутной внутренней работы,
неустойчивых пока изменений, не приведших еще к определенному результату душевных
движений.
Поэтому Чехов руководствуется особыми художественными принципами: он пред-
почитает сделать психологическое явление понятным из самого его изображения, ничего
дополнительно не объясняя. Он не стремится сделать смутное четким, выразить невырази-
мое, но воспроизводит это смутное и невыразимое с таким мастерством, что читатель не -
вольно проникается эмоциональным состоянием персонажа, чувствует его без всяких объ-
яснений.
Такой подход к внутреннему миру позволил Чехову достичь исключительного со-
вершенства в художественном изображении эмоциональных состояний человека.
4
За счет чего же удается Чехову достичь глубины и тонкости психологического изоб-
ражения и сочетать эти качества с экономностью и ненавязчивостью своего психологизма?
По-видимому, прежде всего за счет активного обращения к читательскому сопережива-
нию, сотворчеству. В чеховской художественной системе особая авторская и читательская
позиция по отношению к персонажу. Чехов стремится к тому, чтобы читатель невольно по -
ставил себя на место персонажа, отчасти даже отождествил себя с ним, почувствовал себя
в той психологической ситуации, в которой оказался персонаж в рассказе.
«Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в
рассказе субъективные элементы он подбавит сам» (Суворину, 1 апреля 1890 г.). Чехов ак-
тивно подключает ассоциации, воспоминания, впечатления — словом, весь читательский
опыт для создания психологического образа.
Вот, скажем, пример, из повести «Мужики»: «Николай, который не спал всю ночь,
слез с печи. Он достал из зеленого сундучка свой фрак, надел его и, подойдя к окну, по-
гладил рукава, подержался за фалдочки - и улыбнулся. Потом осторожно снял фрак, спря-
тал в сундук и опять лег».
Скрытность и неакцентированность чеховского психологизма не помешали здесь
писателю изобразить довольно сложный комплекс эмоций. Психологическое изображение
получилось необычайно емким: в нем сосредоточены и воспоминания Николая о жизни в
Москве, и грусть, и сожаление, и мысль о том, что его жизнь уже кончилась, и еще множе-
ство других оттенков. Но все это присутствует в отрывке не прямо, а в подтексте, ду-
шевное состояние героя изображено при помощи скрытых форм психологизма. Читатель,
активно сопереживая герою, получает художественной информации о его внутреннем
мире больше, чем ее формально содержится в тексте; видя только отдельные штрихи, он
может по ним дорисовать всю картину в своем воображении.
Эффект сопереживания и сотворчества в прозе Чехова достигается с помощью ряда
художественных приемов. Система элементов его стиля организована таким образом, что
стимулирует читательскую активность, намечая лишь основные контуры психологическо-
го состояния, а в остальном вполне полагаясь на читателя.
Одной из таких форм является несобственно-прямая внутренняя речь, во многом
потеснившая ту форму внутреннего монолога, которая была характерна для предше-
ственников Чехова и получила наиболее совершенное воплощение в творчестве Л. Толсто-
го. Приведем пример несобственно-прямой внутренней речи и посмотрим, какими художе-
ственными особенностями и преимуществами она обладает:
«Ей казалось, что в городе все давно уже состарилось, отжило и все только ждет не
то конца, не то начала чего-то молодого, свежего. О, если бы поскорее наступила эта но-
вая, ясная жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, созна-
вать себя правым, быть веселым, свободным! А такая жизнь рано или поздно настанет!
Ведь 'будет же время, когда от бабушкина дома... не останется и следа, и о нем забудут, ни -
кто не будет помнить («Невеста»).
Вся гамма оттенков эмоционального состояния передана исключительно отчетливо,
ощутимо, но не прямо, а через обращение к сопереживанию читателя. Мысли героя даны
нам непосредственно, ощущение же его эмоционального состояния — скрыто, в подтек-
сте, и реализация этого подтекста в читательском сознании становится возможной именно
благодаря несобственно-прямой внутренней речи.
Психологизм здесь действует незаметно, но тем не менее полностью достигает сво-
ей цели.
Одним из наиболее действенных способов вызвать читательское сопереживание и
сотворчество является использование деталей-намеков, своего рода вех, которые помогают
читателю «подбавить недостающее» в соответствии с авторским замыслом. Такого рода
детали - незаменимый прием для создания в произведении определенной атмос феры, на-
строения, эмоционального тона. Вот пример из рассказа «У знакомых»: «Он... вдруг вспо-
5
мнил, что ничего не может сделать для этих людей, решительно ничего, и притих, как ви-
новатый. И потом сидел в углу молча, поджимая ноги, обутые в чужие туфли».
В начале рассказа эти самые туфли были просто «старые домашние туфли» хозяина,
герой
чувствовал
себя
в
них
очень
удобно
и
уютно,
а
вот
теперь
-
«чужие».
Пси-
хологическое состояние героя, перелом в настроении практически исчерпывающе переда-
ны одним-единственным словом - пример редкой выразительности художественной дета-
ли.
Близко к описанному приему и использование Чеховым художественной детали в
психологическом пейзаже. Если кратко охарактеризовать главную особенность его пейза -
жа, то можно сказать, что психологическое состояние персонажей не прямо воссоздается,
а «приписывается» нейтральным самим по себе картинам природы: «Над садом светил по-
лумесяц, и на земле из высокой травы, слабо освещенной этим полумесяцем, тянулись
сонные тюльпаны и ирисы, точно прося, чтобы и с ними объяснились в любви». Так
воссоздано в рассказе «Учитель словесности» счастливое состояние Никитина и Маню-
си. Душевный настрой героев привносит в картины природы тот смысл, которого в них
объективно нет. Этот способ психологического изображения не только позволяет вос-
произвести психологическое состояние косвенно, довольно тонко и в то же время худо-
жественно экономно, но и дает широкие возможности для того, чтобы создать определен -
ную психологическую атмосферу, помочь читательскому сотворчеству.
Детали «мира вещей» чаще всего используются Чеховым как форма психологиче-
ского изображения самым простым и естественным способом: в повествовании подчерк-
нуто, что детали предметного мира даны в субъективном восприятии героев.
Часто восприятие персонажем той или иной детали, реакция на тот или иной факт
действительности внешне как будто не соответствуют самому явлению, кажутся нелогич-
ными
и
немотивированными
самому
герою,
как,
например,
в
неоднократно
цитиро-
вавшемся многими исследователями эпизоде из «Дамы с собачкой» - об «осетрине с душ -
ком».
Впрочем, восприятие детали предметного мира используется Чеховым для воссо-
здания не одних только отрицательных эмоций по поводу грубости и пошлости жизни. Не
менее важно для него умение героя видеть в деталях обыденного «красоту и правду».
«Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жад-
но поцеловал. Зонтик был шелковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; руч-
ка была из простой, белой кости, дешевая. Лаптев раскрыл его над собой, и ему показа-
лось, что около него даже пахнет счастьем» («Три года»).
Важнейшую роль в системе чеховского психологизма играют формы замаскирован-
ного психологического изображения, когда формально о внутреннем мире человека как
будто вообще ничего не сообщается, а на самом деле происходит скрытое воссоздание на-
строения, эмоционального состояния путем активного подключения читательского со -
творчества.
Так, например, в повести «Новая дача» сцена драки отца и сына Лычковых дана как
будто бы чисто объективно, вне чьего-либо восприятия. Но на эту сцену смотрит инженер
с семьей, и мы не можем не представить себе того впечатления, которое производит драка
на инженера, на Елену Ивановну и их дочь. А чтобы читатель «не забыл» наполнить эту
сцену психологическим содержанием, Чехов направляет его восприятие, в следующем же
абзаце переключая внимание с Лычковых на семью инженера: «На другой день утром Еле-
на Ивановна уехала с детьми в Москву. И пошел слух, что инженер продает свою
усадьбу...» Очевидно, тяжелое впечатление от этой дикой, бессмысленной сцены оказалось
последней каплей; настроение тоски и безнадежности окончательно захватывает героев и
делает невозможной их дальнейшую жизнь в усадьбе.
Таким образом, один из ключевых моментов в психологическом движении характе-
ров читатель должен полностью домыслить самостоятельно. Это становится возможным
6
благодаря тому, что читателю известны предшествующие переживания героев, постепен-
ные изменения в их настроениях.
В систему чеховского психологизма органически вошла и такая своеобразная фор-
ма изображения, как умолчание о процессах внутреннего мира. Чаще всего она применя -
ется Чеховым
в кульминационные моменты повествования, для описания
наиболее
острых, напряженных душевных состояний. Вот как описывается, например, трагическое
событие в рассказе «В овраге»: «Аксинья схватила ковш с кипятком и плеснула на Ники -
фора. После этого послышался крик, какого еще никогда не слыхали в Уклееве, и не вери -
лось, что небольшое, слабое существо, как Липа, может кричать так». Чехов изображает
потрясение Липы очень скупо, осторожно, как бы стесняясь или сомневаясь в том, воз-
можно ли вообще передать подобное состояние, а если возможно, то позволительно ли его
анализировать. И в то же время он «вполне рассчитывает на читателя» и поэтому может
ничего не прибавлять к сказанному, не давать собственно психологического изображения:
читатель уже почувствовал психологическое состояние Липы сам, проникся им.
В использовании приема умолчания принцип чеховского психологизма — расчет на
читательское сотворчество - проявляется наиболее отчетливо.
Чрезвычайно своеобразно используется Чеховым изображение внутренних процес-
сов через их внешние проявления - мимику, телодвижения, речь. Внешнее выражение у ге-
роев Чехова почти всегда не совпадает с внутренним состоянием, иногда парадоксально
ему не соответствует. Вероятно, это происходит потому, что основа психологического мира
героев - настроение, эмоциональный тон, тонкие душевные движения, на которые Чехов
обращает главное внимание, вообще с трудом поддается внешнему выражению, не нахо -
дит соответствующей формы, а если находит — то не вполне точную.
Так, например, беспричинное, казалось бы, раздражение Анны Акимовны («Бабье
царство»), истеричность Веры Кардиной («В родном углу»), резкая вспышка Якова Брон -
зы, ни с того ни сего обругавшего Ротшильда («Скрипка Ротшильда»), - все это так или
иначе выражает общее состояние этих героев - состояние неудовлетворенности, тоски,
смутных порывов к лучшему, но выражает очень приблизительно, неадекватно, условно.
Перед нами скорее не изображение (подобное в существенных чертах изображаемому), а
намек, знак внутренних процессов и состояний, который с самими этими процессами и со -
стояниями имеет иногда очень мало общего. Здесь опять-таки активная роль выпадает на
долю читателя: ему предстоит «расшифровать» этот знак, угадать его подлинное психоло -
гическое содержание.
Для того чтобы вызвать читательское сопереживание и создать определенный пси -
хологический рисунок, Чехов часто использует темповую и ритмическую организацию
речи. Большая роль темпоритма в системе психологизма, направленного, прежде всего, на
воссоздание эмоционального мира личности, вполне понятна: ведь разные типы тем повой
и ритмической организации прямо и непосредственно воплощают в себе определенные
эмоциональные состояния и обладают способностью с необходимостью вызывать именно
эти эмоции в сознании читателя.
Проиллюстрируем сказанное небольшим отрывком из «Дамы с собачкой»: «Сидя
рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась такой красивой, успокоенный и
очарованный в виду этой сказочной обстановки - моря, гор, облаков, широкого неба, - Гу-
ров думал о том, как в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме
того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем чело-
веческом достоинстве».
Роль особого, плавного, размеренного построения фразы в создании эмоционально-
го колорита этой сцены очевидна, она ощущается без всякого анализа. Торжественный и
возвышенный строй мыслей героя представлен здесь с помощью ритмической и темповой
организации текста буквально с физической ощутимостью. О том же самом можно было
бы сказать иначе - короткими фразами, например, и тогда тут же пропала бы особая психо -
7
логическая атмосфера, перед нами был бы уже совсем иной внутренний мир, иное эмоци-
ональное состояние.
Таким образом, заслуга Чехова в развитии психологизма состоит, прежде всего, в
том, что в его творчестве получили художественное освоение новые формы и аспекты вну-
тренней жизни человека. «Приблизив» свой психологизм к сознанию обык новенного чело-
века, раскрыв поток повседневной психологической жизни, Чехов показал, что малозамет-
ные, скрытые душевные движения могут приводить к серьезным жизненным результатам,
как они становятся формой идейно-нравственных исканий, меняющих в конечном счете
духовное содержание человеческой личности.
.
8