Напоминание

"Путешествие по русским народным сказкам"


Автор: Шишова Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: Курская область г. Обоянь
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Путешествие по русским народным сказкам"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема: Путешествие в страну русских народных сказок.

Цель:
закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:

Образовательные:
Учить детей узнавать по отрывкам названия сказок, называть героев сказок, продолжать формировать умение находить ответ на поставленную задачу, выход из сложившейся ситуации; 3акрепить умение изображать образ сказочных героев, передавая их характерные особенности, взаимодействовать друг с другом. Продолжать активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Развивать связную речь. Развивать память, внимание, мышление. Способствовать желанию больше читать сказок, строить диалог друг с другом и воспитателем.
Воспитательные:
Создавать положительную эмоциональную атмосферу. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, справедливости, добра. Воспитывать интерес к устному народному творчеству любовь к русским народным сказкам, гордость за родную страну.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, изготовление демонстрационного и раздаточного материала, разучивание физкультминутки «Сказки».
Педагогические технологии:
Коррекционные Обучающие Игровые Приемы здоровьесберегающих технологий Аветисова и В.Базарного (смена видов деятельности, ходьба по массажным коврикам, элементы гимнастики для глаз, физминутка, пальчиковая гимнастика).
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения. Наглядные: презентация, рассматривание иллюстраций. Практические: решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; физминутка; пальчиковая гимнастика.
Оборудование:
компьютер, презентация «отгадай название сказки», аудиозапись с мелодиями, разрезные картинки по сказкам, волшебный сундучок, волшебный клубок, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 1
7 разноцветных страниц, книга «Русские народные сказки», конверты с загадками, костюм Сказочницы.
Непосредственно образовательная деятельность:
Дети заходят, становятся в круг (под музыку «В гостях у сказки»).
Сказочница:
Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие! В гости к вам пришла. А как звать меня, знаете? Сказочница я. Давайте познакомимся. Назовите свои имена ласково (Ванечка, Колечка и так далее).
Сказочница:
Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно Говорю тебе «Привет!» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
Сказочница:
Дети, вы любите сказки? Наша жизнь скучна без сказок Дорог день, как целый год, Всех добрей и ярче краски, Если сказка к нам придёт. Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения). Смотрите, вместо одной из страниц — письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. 2
«Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, разбросала их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Сказочница:
Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Сказочница:
Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном сундучке. (Открываю сундучок, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Первое задание: игра «Назови сказки»:
дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку.
Сказочница:
Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета? (красного). Кто на ней изображен? (дети рассматривают и называют героев сказок)
Сказочница:
Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. Дети вместе со Сказочницей произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!»
Сказочница:
Давайте, отправимся в путь-дороженьку: белый свет повидать, людей посмотреть, встретиться с русскими народными сказками. (Дети идут по массажным коврикам). Вот цветущие поля И чудесная тропа, В путешествие по сказкам Мы отправимся друзья. звучит музыка «Город изумрудный» Вот мы и попали в страну Сказок!
Сказочница:
Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к экрану). Сказки спрятались в загадки. Отгадаете загадки – Сказки вновь придут к ребяткам! Здесь экран волшебный есть, Сказок тут не перечесть!
Второе задание: «Отгадай название сказки»
(презентация по сказкам). 3
Я буду загадывать загадки, а вы угадайте, как называется сказка. Слушайте внимательно. 1. Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещё собака Жучка Деду с бабой помогали Корнеплоды собирали?
( Репка)
2. Возле леса, на опушке Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, Что это за сказка?
( Три медведя)
3. Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Отворили дверь козлята. И пропали все куда-то. (
Волк и семеро козлят)
4. Поселились в той избушке Очень разные зверюшки. Попросился к ним и мишка, Только ведь медведь не мышка, Влезть и так и сяк старался, Сверху сел и дом сломался. (
Теремок)
5. Сестрица просила: -Не пей из копытца. А братец не слушался, Выпил водицы. Что за сказка про сестрицу, Про козлёнка, про водицу?
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
6. У брата с сестрою Несчастье большое, Но им не откажут в подмоге Волшебная печка, Молочная речка. И яблонька в трудной дороге.
(Гуси-лебеди)
7. Дом растаял ледяной- Попросилась в лубяной. Приютил её зайчишка, Сам остался без домишка. Зайцу петушок помог. 4
Лису выгнал за порог.
(Заюшкина избушка)
8. Ой, Лиса, Лиса, Лиса Хитрая плутовка. Пела песенку она очень, очень звонко: - Петушок, Петушок! Золотой гребешок. Выгляни в окошко, Дам тебе горошку.
(Кот, петух и лиса)
- Молодцы, ребята! Все сказки угадали, за это Баба Яга вернула вам вторую страницу из книги Сказок (находят около экрана). Какого цвета? (оранжевого) Кто изображен? Изображены те персонажи, которых мы с вами расколдовали.
Сказочница:

Гимнастика для глаз
. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Под музыку С.В. Рахманинова «Нежность» Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза) Наши глазки отдыхают, задания выполняют. Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре — вниз. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцы глаз. Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты, движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) Много-много, раз моргнут (Частое моргание глазами) Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) Увидят глазки наши все! (На лице широкая улыбка) Нигде не видно ни одной страницы.
Сказочница:
Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги): «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и две странички. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваши любимые сказки? Сумеете расколдовать, узнать название сказки, получите еще одну страницу!»
Третье задание: «Назови сказку правильно»
5
Я буду говорить название сказки, а вам следует услышать, есть ли ошибка или нет, если вы услышали название сказки с ошибкой, вы меня исправляете. «Сестрица Аленушка и братец Никитушка» «Иван-царевич и зеленый волк» «Лисичка-сестричка и серая мышь» «По собачьему веленью» «Дарьюшкина избушка» «Сивка – будка» «Плавучий корабль» «Волк и семеро тигрят» «Даша и медведь» «Гуси и вороны» «Царевна – индюшка»
Сказочница:
Какие вы молодцы! А вот еще одна страницанашлась. Какого цвета? (желтого). Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть в игру «Теремок», а клубок наш пусть отдохнет! Встаньте в кружок.
Четвертое задание: игра «Теремок»
В чистом поле теремок. Был ни низок, не высок. (Присели, встали, руки вытянуты) Звери разные там жили, Жили дружно, не тужили. (Поклон) Там и мышка (руки перед собой на носочках) И лягушка (присели) Зайчик (прыжки) С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком») Серый волк – зубами щелк (показали руками «пасть») В дружбе знали они толк. (Поклон) Но набрел на теремок Мишка косолапый (изобразить мишку) Раздавил он теремок. Своей огромной лапой. (Кулачок об кулачок) Звери очень испугались, Поскорее разбежались (бег на месте) А потом собрались снова, (взялись за руки) Чтоб построить терем новый. ( подняли руки вверх) 6

Сказочница:
Вот и нашлась четвертая страница! (дети находят страницу на елочке) Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета? (зеленого). Кто на ней изображен? (дети рассматривают и называют героев сказки
«
Теремок»).
Сказочница:
Я вас дальше поведу и дорогу покажу. Клубок, укажи нам путь! (на печке находятеще одно письмо от Бабы Яги) Давайте его прочтем: «Ребятки, любите вы отгадывать загадки? Я не верю, я проверю. У меня вопросов семь. Их задам ребятам всем. На вопросы отвечайте, Героев сказок, называйте».
Пятое задание: «Отгадай героев сказок»
(на сказочном доме на веревочке висят картинки с героями сказок - отгадки) 1. Унесла его лиса, Аж, за тёмные леса. Слышен тонкий голосок. Кто же это?...(
петушок
). 2. Скрипит зубами, водит носом. И русский дух не переносит. Старуха с костяной ногой, Зовётся …(
Бабою Ягой)
3. Кощеем околдована, Иваном очарована. Зелёная подружка Царевна … (
лягушка
) 4.Уплетая калачи, Едет парень на печи. Едет прямо во дворец, Кто же этот молодец?
(Емеля)
5. Сидит в корзинке девочка. У мишки за спиной. Он сам, того не ведая, Несёт её домой?
(Машенька)
6. Снесла она яичко, но простое, а золотое
(Курочка Ряба)

7.
Теперь ещё одна подсказка: Она – животное из сказки, 7
Где чуть не скушал волк-злодей. Всех семерых её детей
. (Коза)
Вижу, сказки вам читали И героев всех узнали. Молодцы! Справились с заданием!
Сказочница:
вы и здесь победили Бабу – Ягу. Когда люди вместе, то любое дело по плечу. Вот вам еще одна страница из вашей книги, мы и голубую страничку нашли. Клубок зовет нас вперед! Осталось еще несколько страниц, и мы сможем собрать нашу книгу.
Шестое задание: игра «Найди домик для сказочных героев»
Одной команде надо найти героев сказки «Колобок», а второй «Гуси-лебеди». Герои сказок потерялись, их надо вернуть в свои сказки. В домике с желтой крышей живут герои сказки «Колобок», а в домике с красной крышей живут герои сказки «Гуси-лебеди».


Сказочница:
Молодцы, справились с этим трудным заданием. Вот мы и синюю страничку нашли (за домиками) Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница.
Сказочница:
наш клубок готов дальше катиться! (дети подходят к дереву, под березой находятся конверты с иллюстрациями к сказкам на каждого ребенка). И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, перепутала все картинки! Как разобраться, где какая сказка — не знаю! Поможете, ребята? Картинки вы должны собрать, Сказку русскую назвать.
Сказочница: давайте

поиграем

с

пальчиками «Любимые

сказки»

пальчиковая гимнастика

«Любимые сказки»
: Будем пальчики считать, Будем сказки называть: (Дети поочередно загибают пальчики) «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» – румяный бок. Есть «Снегурочка» – краса, «Три медведя», «Волк и лиса». Не забудем «Сивку-Бурку» Нашу вещую каурку. Про «Жар-птицу» сказку знаем. «Репку» мы не забываем. Знаем волка и козлят Этим сказкам каждый рад. (Хлопают в ладоши) 8

Седьмое

задание:

игра «Собери сказку по картинкам»
(Дети собирают разрезные картинки и называют название сказки под музыку)
Сказочница:
Вот мы и нашли последнюю страницу. Какого она цвета? Фиолетового. У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, ….., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова: «Снуп, снап, снуре!».
Сказочница:
Заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Я вам ее подарю, и вы с воспитателями будете ее читать! А это вам Баба Яга прислала подарки за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. (Дети получают из сундука раскраски). Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома. Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей) А, что вам больше понравилось? (Ответ детей) А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей). Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых. Вы все молодцы! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. А я предлагаю вам вернуться в свою группу. До свидания, ребята, мне надо возвращаться в сказочную страну!
Литература.
1. Н.В. Новоторцева. «Развитие речи детей». Г. Ярославль. «Академия развития». 1997 г. 2. Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова. «Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками». Изд. Каро. С-Петербург. 2007 г. 3. О.С. Ушакова. «Развитие речи детей 5-7 лет. Изд. ТЦ. Сфера. 2011 г. 4. Русские народные сказки (сборник). Москва. «Зенит» 1993г. 9


В раздел образования